Как диверсанты взрывают корабли

    Сейчас военно-морские силs фактически всех располагающих флотом держав имеют в собственном составе особые подразделения боевых пловцов. Сначала их единственным личным оружием были ножи. Со временем показались автоматы и подводные пистолеты.

Жертвами диверсантов стало много гражданских судов и боевых кораблей. Причем другой раз смертоносная мина не доставлялась на корабль под водой, а заносилась на его борт диверсантом. Одним из первых загубленных так судов стал российский линейный корабль «Императрица Мария».

Он первым из серии систершипов вступил в строй в 1915 году, в то время, когда уже полыхала Первая мировая. За ним следовали «Императрица Екатерина», двумя годами позднее — «Император Александр III». Окончанию строительства четвертого корабля помешали события 1917 года.

Это были весьма важные суда.

Замечательная броня бортов, башен и палуб разрешала выдерживать прямые попадания вражеских снарядов, тогда как кроме того одно попадание боеприпаса главного калибра «Императрицы» не оставляло шансов турецким и германским крейсерам, противостоящим русскому флоту на Черном море. Новые линейные корабли имели по четыре трехорудийные башни главного калибра 305 мм и множество орудий меньшего калибра.

Утрата бдительности?

«Императрица Мария», ставшая флагманским кораблем командующего Черноморским флотом адмирала А.В.Как диверсанты взрывают корабли Колчака, с самого начала собственного появления деятельно принимала участие в боевых походах. Действительно, спешно достраивающийся уже в условиях войны корабль был принят флотом со многими недоработками.

В маленькие перерывы между походами на борт линейного корабля поднимались порою много мастеровых, ликвидирующих заводские недоработки. В самом финише сентября 1916 года, возвратившись из очередного похода, «Императрица Мария» вошла в Северную бухту Севастополя.

    «Императрица Мария» благодаря собственному замечательному оружию была бичем турецких и германских крейсеров.

Экипаж был занят загрузкой угля, воды, боеприпасов и провианта, а бессчётные мастеровые без всякого контроля со стороны армейских трудились в чреве корабля. К вечеру 6 октября работы и погрузка закончились, последние рабочие покинули линейный корабль, и все 1223 члена экипажа были на борту. Утром ожидалось прибытие Колчака с его походным штабом и выход в море.

В 6 часов утра сыграли побудку, верхняя палуба начала заполняться моряками. Приблизительно в 6:20 трое из них, появлявшись вблизи первой орудийной башни, услышали шипение и увидели дымок, поднимающийся из-под башни, зарядный погреб которой заполняли почти 3000 пудов пороха. Предстоящие события развивались быстро: еще не успел раздаться сигнал пожарной тревоги, как раздался сильнейший взрыв, словно бы пушинки сорвавший с палубы фок-мачту, боевую рубку и одну из двух труб.

Броневая палуба была вспорота, и взглядам моряков открылась ужасная картина полыхающих трюмов. При первом взрыве погибли 228 моряков.

Нужно заявить, что, не обращая внимания на тяжесть и масштабы трагедии, больше погибших не было. В этом большая заслуга Колчака, прибывшего на собственный флагман уже через 15 мин. по окончании взрыва. Умелый моряк, прошедший работу на Балтике, Дальнем Востоке и в Арктике, адмирал сходу осознал, что корабль обречен и сейчас нужно выручать людей, думать о вторых стоящих в бухте судах.

Разбрасываемые взрывами горящие пороховые заряды были способны наделать много ужасных бед.

По приказу командующего буксиры срочно начали отводить подальше от места бедствия стоящую в 400 м от «Марии» «Императрицу Екатерину», а подошедшие к гибнущему линейному кораблю катера и лодки снимали с пылающего корабля и подбирали из воды сохранившихся моряков. Заливаемый водой линейный корабль с развороченными переборками и бортами все глубже оседал и неуклонно кренился на правый борт. Разорвавшаяся паровая магистраль лишала его шансов на спасение: остановились турбогенераторы, закончилось электропитание корабля, поднялись водоотливные насосы и пожарные.

    Первая драма в Севастополе Не обращая внимания на важный масштаб данной морской трагедии, спасательные работы были организованы скоро и действенно. Не считая погибших в первые мгновения по окончании взрыва больше жертв не было.

Приблизительно через 50 мин. по окончании первого взрыва «Императрица Мария» завалилась на правый борт, а после этого перевернулась вверх килем. Продержавшись на поверхности еще мин. пять, корабль погрузился и лег на дно на глубине всего 10−12 м. Созданная рабочая группа посчитала, что самая вероятной обстоятельством трагедии был не добрый умысел, другими словами диверсия. На идея об этом наводило много побывавших на корабле гражданских.

Рок над «Новороссийском»

С годами трагедия «Императрицы Марии» забывалась, вытесняемая из памяти людей вторыми бурными событиями XX века. Отыскали в памяти о ней через 39 лет, в то время, когда в той же Северной бухте Севастополя нежданно взорвался и затонул последний коммунистический линейный корабль «Новороссийск», так же, как некогда погибшая «Императрица», флагман Черноморского флота.

Не обращая внимания на то что «Новороссийск» намного пережил «Императрицу Марию», он был старше ее только на четыре года. Сойдя с итальянских верфей в 1911 году под именем Giulio Cesare (Юлий Цезарь), он успел повоевать в двух мировых войнах, а по окончании проигранной Италией последней войны достался СССР в счет репараций. Само собой разумеется, учитывая солидный возраст корабля, это было не самое успешное приобретение, но выбирать не приходилось.

Так или иначе, по окончании модернизации и основательного ремонта обновленный старик «Чезаре» в 1955 году вступил в строй Черноморского флота под именем «Новороссийск», став в то время самым замечательным советским кораблем.

    Шеврон 10-й флотилии MAS

Имея водоизмещение 29 000 тысячь киллограм, он был способен разогнаться до 28 узлов, а его десять 320-миллиметровых орудий воображали смертельную угрозу для любого вражеского корабля.

В Италии Gulio Cesare был гордостью ВМФ и общим любимцем. На нем прошли морскую работу многие представители элиты. Исходя из этого передача линейного корабля во второй половине 40-ых годов XX века СССР позвала бурю протестов по всей стране.

Имеется информация (быть может, легенда), словно бы глава итальянских боевых пловцов, видный «Тёмный князь» Валерио Боргезе, поклялся на шпаге, что ни при каких обстоятельствах «Чезаре» не будет помогать Рекомендациям.

И слова эти были сообщены не на безлюдном месте: во время второй мировой на счету подводных диверсантов Боргезе было не меньше 20 стёртых с лица земли судов. Во время оккупации Крыма германскими и итальянскими армиями именно там, недалеко от Севастополя, размешалась база возглавляемого Боргезе особого подразделения боевых пловцов MAS. Тренировки их проходили в севастопольских бухтах, топография которых им была досконально известна.

Но возвратимся в год 1955-й. Вечером 28 октября «Новороссийск» возвратился из похода и занял собственный место в Северной бухте, дабы учавствовать в торжествах по случаю столетия смелой обороны Севастополя. В ночь на 29 октября в носовой оконечности линейного корабля с правого борта раздался подводный взрыв, полностью пробивший корпус корабля.

Так как в месте взрыва пребывали матросские кубрики, сходу погибло около 200 человек. В отличие от событий 1916 года, спасательные работы проходили очень неорганизованно.

    Удар по базе В первой половине 40-ых годов двадцатого века диверсанты MAS отличились в операции «Александрия». 18 декабря в египетском порту ими была атакована база английского флота.

Итальянцы применяли три человекоуправляемые торпеды «Майале», выпущенные с подлодки.

Следуя в кильватерной струе входящего в порт британского эсминца, они незамеченными пробрались в гавань через ворота в сетевом заграждении. Целью диверсантов были линейные корабли Valiant и Queen Elizabeth, и танкер Sagona. Все три корабля были заминированы.

В следствии взрывов танкер затонул, а оба линейного корабля взяли повреждения. От потопления их спасла малая глубина, на которой они пребывали. Потом линейные корабли вернули и вернули в строй.

При взрыве танкера взял повреждения и находившийся рядом эсминец.

По окончании установки заряда на Valiant были схвачены два диверсанта, еще четверо были позднее взяты на берегу.

К тому же, потому, что удар был нанесен в субботу ночью, многие офицеры-севастопольцы пребывали в увольнении в городе. На бедствующий линейный корабль были направлены аварийные команды с вторых судов стоящей в бухте эскадры. Многие из них погибли вместе с «Новороссийском».

Корабль пробовали отбуксировать на мелководье, но не получилось — шнобель линейного корабля уже уткнулся в грунт.

Скоро он перевернулся вверх дном, отрезав путь к спасению многим находящимся в морякам. Участвовавшие в спасательных работах водолазы позднее говорили, что еще долго слышали стуки появлявшихся в западне людей, но оказать помощь им не смогли.

В трагедии погибло 614 человек. Рабочая группа во главе с помощником примьер-министра Малышевым разглядела разные предположения обстоятельств трагедии. Виновницей прописали германскую донную мину, якобы пролежавшую в бухте не меньше 11 лет, не обращая внимания на множество совершённых за эти годы тралений.

Таким выводам рабочей группы на флоте никто не верил сначала.

Неспециализированным мнением было, что трагедия — итог шепетильно подготовленной диверсии. Отыскали в памяти клятву Боргезе. Не было возможности не обратить внимания и на то, что незадолго до взрыва крымские порты покинули все зашедшие в них ранее итальянские суда, а среди множества стоящих в Северной бухте судов жертвой стал как раз «Новороссийск».

Спустя 58 лет по окончании смерти линейного корабля подозрения в отношении итальянских диверсантов нашли подтверждение. Старый ветеран MAS Уго д Эспозито поведал журналистам о том, как с его участием проходила тайная операция по уничтожению «Новороссийска». Он утвержает, что 28 октября в 15 милях от мыса Херсонес итальянское судно спустило на воду мини-субмарину с восемью боевыми пловцами.

Лодка под покровом темноты прошла в бухту Омега и затаилась в том месте, а диверсанты посредством буксировщиков пробрались в Северную бухту и, легко отыскав «Новороссийск», установили на его днище мину. Затем они благополучно возвратились на собственную лодку, которая срочно вышла в море. В том месте через двое дней она была подобрана итальянским судном-зерновозом, возвращавшимся на родину по окончании погрузки в украинском порту.

    Значок 10-й флотилии MAS — итальянского отряда боевых пловцов

Первопроходцы подводных войн

Мысль применения тихоходной торпеды для совершения диверсий против судов показалась у итальянцев еще на протяжении Первой Мировой. На базе германской торпеды они создали управляемый аппарат «Майале». К головной его части крепились два тротиловых заряда по 170 кг любой.

Взрыв осуществлялся посредством часового механизма. Заряды крепились к корпусу корабля посредством замечательных магнитов. 31 октября 1918 года в следствии операции, совершённой посредством «Майале», в порту Пола был потоплен австро-венгерский линейный корабль «Вирибус Унитис».

По пути итальянцев позднее пошли японцы. самурайские традиции и Фанатизм содействовали появлению смертников во всех родах армий Японии. Не стал исключением и ВМФ, где аналогами воздушных камикадзе стали кайтэны.

Этим словом, имеющим из-за тонкостей иероглифического написания пара вариантов перевода (значительно чаще «сотрясающий небо»), нарекли как пилотов управляемых торпед, так и сами эти торпеды.

В отличие от итальянцев, японские разработчики кайтэнов не оставляли их пилотам шанса на сохранение судьбы.

Действительно, в первом варианте кайтэна имелось катапультное устройство, которое должно было выбросить пилота из торпеды метров за пятьдесят до цели. Но при столь малом удалении от подводного взрыва шансы пилота выжить были близки к нулю. На деле неизвестно ни одного случая, в то время, когда бы пилот воспользовался катапультой.

К тому же катапульта заметно усложняла конструкцию торпеды, и от нее отказались.

Исключив это очень эфемерное средство спасения, японцы впали в другую крайность. Носителями кайтэнов были громадные подводные лодки. Пилот торпеды, поднявшись на палубу лодки, по сути, занимал место в собственном гробу, люк которого снаружи задраивали провожающие офицеры.

Затем покинуть торпеду было нереально никогда. Если не получалось достигнуть цели и взлететь на воздушное пространство вместе с ней, пилота ожидала медленная смерть из-за отсутствия воздуха, воды, продуктов питания. Дабы избавить смертника от данной ужасной участи, «добрые» инженеры дополнили конструкцию устройством самоликвидации.

Особенных удач кайтэны не добились. Самым известным из их деяний стало потопление 30 июля 1945 года американского крейсера «Индианаполис», за три дня до этого доставившего на авиабазу острова Тиниан ядерные бомбы, скинутые скоро на Хиросиму и Нагасаки.

    Верхом на торпеде Итальянский подводный аппарат Maiale («Свинья») для установки мин на вражеские суда был создан на базе германской торпеды. Такие мини-субмарины употреблялись диверсантами Валерио Боргезе.

Война с ракушками

Диверсанты-подводники были не только у итальянцев и японцев. Успешную операцию на излете Второй мировой войны совершили британские боевые пловцы. 31 июля 1945 года в гавани Сингапура был японский тяжелый крейсер «Такао».

Англичане применяли с целью проведения операции мини-субмарину ХЕ-3. В Сингапурский пролив ее отбуксировала солидная подлодка «Стиджин». Оставшийся путь ХЕ-3 преодолела своим ходом.

Следуя за японским сторожевым катером, она прошла через ворота сетевого ограждения. Потому, что глубина в этом месте достигала всего 4 м, подлодке было нужно практически ползти по дну. По окончании того как она достигла крейсера, в дело вступили пловцы.

Им необходимо было установить шесть магнитных мин, что выяснилось делом непростым: днище «Такао» очень сильно обросло ракушками, каковые было нужно счищать, дабы добраться до металла. Установив заряд, англичане благополучно возвратились к лодке и покинули гавань.

В следствии взрыва «Такао» взял пробоину размером 20х10 м. Корабль был выведен из строя.

Удар по «зеленым»

История еще одной подводной диверсии стоит особняком. Самое необычное в ней то, что эта операция была совершена во время, что принято вычислять относительно мирным, а объектом ее стал вовсе не боевой корабль враждебного страны. Но данный случай имел в мире широкий резонанс.

10 июля 1985 года жертвой французских диверсантов стало судно Rainbow Warrior («Солдат радуги»), принадлежащее «Гринпис».

Пребывав в новозеландской бухте, оно планировало присоединиться к интернациональной флотилии судов, собиравшихся сорвать французские ядерные опробования на атолле Муруроа. Определив об этом, Франция решила совершить спецоперацию. Подводные диверсанты установили два взрывных устройства на корпусе «Солдата радуги».

В следствии взрыва погиб один человек.

Акция привела к грандиозному скандалу, приведший к отставке военного министра Франции. Была арестована несколько диверсантов. Действительно, по окончании нескольких месяцев нахождения в колонии они были высвобождены.

На фоне таких радикальных мер французов недавняя история с другим судном той же «Гринпис» и российской морской буровой платформой может показаться легко актом гуманизма.

Статья «Подводное коварство» размещена в издании «Популярная механика» (№136, февраль 2014).

№4 Первый ядерный взрыв в истории 1945 год


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Затопление кораблей: методика войны

    БПК «Очаков» пребывал в составе ВМФ России с 1973 по 2011 год, но самую увлекательную собственную миссию выполнил уже по окончании списания. На снимке…

  • Корабль-бомба: история морских камикадзе

    20 июня 1667 года, битва при Чатеме. Один из эпизодов Второй англо-голландской войны, в котором голландская сторона удачно применила брандеры. В левой…

  • Dd-964: настоящий корабль-призрак

    Когда-то эскадренный миноносец DD-964 Paul F. Foster имел и капитана, и команду. В состав флота он вошел во второй половине 70-ых годов двадцатого века и…

  • Корабль ужасов: корабль-тренажер

    Создатель статьи Джефф Уайз, целый в поту под противопожарным снаряжением, занимает боевую позицию, держа в руках пожарный шланг. Идут ночные занятия…

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.