Как вроссии тренируют операторов военных беспилотников?

Строго говоря, тема беспилотной авиации для нашей страны вовсе не нова. Крылатыми ракетами в СССР занялись сразу после Великой Отечественной (с копирования «летающей мотоциклетки» ФАУ-1), и сейчас мы занимаем в данной сфере лидирующие позиции в мире. А что такое крылатая ракета, как не дистанционоуправляемый летательный аппарат?

В СССР же был выстроен космический челнок «Буран», что задолго до Boeing X-37 слетал в беспилотном режиме на орбиту и возвратился.

Реактивные и одноразовые

Отечественные БПЛА с разведывательными функциями также имеют давешнюю историю. В середине 1960-х на вооружение строевых частей начали поступать тактические беспилотные самолеты-разведчики (ТБР-1) и дальние беспилотные самолеты-разведчики (ДБР-1), ставшие развитием беспилотных самолетов-мишеней.Это была важная авиатехника совсем не компактных размеров.

ТБР весил практически три тонны, имел возможность летать на высоте до 9000 м со скоростью до 900 км/ч, для чего был оснащен турбореактивным двигателем. Цель — фоторазведка при дальности полета 570 км. Пуск осуществлялся с направляющих под углом 20 градусов к горизонту, а для разгона использовались пороховые ускорители.Как вроссии тренируют операторов военных беспилотников?

ДБР-1 и вовсе летал на сверхзвуке (до 2800 км/ч) и имел дальность до 3600 км.

Взлетная масса — более 35 т! Однако у разведывательных БПЛА первого поколения была неважная точность выхода к заданному объекту, и эти аппараты — тяжелые, турбореактивные — были одноразовыми, а потому использование их выяснилось делом накладным.

    Фото БПЛА «Гранат-4» Самый «дальнобойный» аппарат в комплексе «Наводчик-2». Он оснащен бензиновым мотором, а корпус выполнен из композитных материалов.

Вес аппарата — порядка 30 кг, дальность — около 100 км.

В середине 1970-х на вооружение Советской армии поступил беспилотный разведывательный комплекс ВР-3, базой которого стал турбореактивный БПЛА «Рейс». Это уже была многоразовая совокупность, предназначенная для ведения воздушной разведки объектов и местности в тактической глубине в интересах сухопутных ударной авиации и войск. Самолет был полегче собственных одноразовых предшественников — взлетная масса 1410 кг, имел маршевую скорость до 950 км/ч и техническую дальность полета 170 км.

Нетрудно подсчитать, что кроме того при полной заправке полет «Рейса» имел возможность продолжаться не более десяти мин.. Аппарат способен вести фото-, телевизионную и радиационную разведку с передачей данных на командный пункт практически в настоящем времени. Посадка БПЛА осуществлялась по команде бортовой автоматической совокупности управления.

Стоит подметить, что «Рейс» до сих пор стоит на вооружении армии Украины и использовался в так называемой АТО.

В 1980-е годы в мире начало развиваться третье поколение БПЛА — легких недорогих дистанционно управляемых аппаратов с разведывательными функциями. Нельзя сказать, что СССР остался в стороне от этого процесса. Работы по созданию первого отечественного мини-ДПЛА были начаты в первой половине 80-ых годов XX века в НИИ «Кулон».

К 1983 году был создан и прошел летные опробования ДПЛА многоразового применения «Пчела-1М» (комплекс «Строй-ПМ»), предназначенный для ведения телевизионной постановки и разведки радиоэлектронных помех средствам связи, трудящимся в УКВ-диапазоне. Но позже началась перестройка, а за ней 90-е, каковые для развития отечественной беспилотной авиации были потерянными. К началу нового тысячелетия ветхие советские наработки морально устарели.

Было нужно безотлагательно пускаться вдогонку.

    Фото В тренажерном классе солдаты, проходящие обучение в коломенском Центре, осваивают управление БПЛА до тех пор пока что в виртуальном пространстве. Только пройдя подготовку на тренажере, оператор допускается к управлению настоящим аппаратом.

На такое обучение может уйти от 2,5 до 4 месяцев.

Для настоящих авиаторов

В древнем русском городе Коломне, рядом с музеем-фабрикой известной яблочной пастилы расположился Национальный центр беспилотной авиации МО. Это, как на данный момент принято сказать, основной российский центр компетенции по переподготовке и обучению операторов и техников, управляющих БПЛА военного назначения.

Предшественником центра был Межвидовой центр беспилотных летательных аппаратов — структура, которая под различными заглавиями и с различными пунктами дислокации существует уже три десятка лет. Но как раз на данный момент БПЛА попали в сферу особенного внимания армейского управления страны.

Об этом говорит хотя бы тот факт, что доставшийся в наследство Центру армейский город (раньше он принадлежал Коломенскому артиллерийскому училищу, созданному еще при Александре I) деятельно перестраивается и обустраивается. Часть строений сносят (вместо них будут выстроены другие), часть капитально реконструируют. На территории части будут возведены стадион и новый клуб.

Через Центр проходит вся поступающая в армии беспилотная техника, эксперты Центра детально ее изучают, а после этого передают собственные знания курсантам, приезжающим в Коломну со всей страны.

Для работы с БПЛА (по крайней мере с теми, что приняты на снабжение в отечественных Вооруженных силах) требуются упрочнения трех экспертов. Во-первых, это оператор управления аппаратом — он задает курс полета, высоту, создаёт маневры. Во-вторых, это оператор управления целевой нагрузкой — в его задачу входит конкретно ведение разведки посредством тех либо иных сенсорных блоков (видео/ИК/радиоразведка).

В-третьих, готовит БПЛА к полету и осуществляет пуск техник беспилотного аппарата.

Подготовка всех этих трех категорий солдатах и ведется в стенках Центра. И в случае если место техника неизменно рядом с «железом», то операторы первоначально обучаются в классах за дисплеями тренажеров. Примечательно, что оператор управления фактически аппаратом меняет курс БПЛА, вычерчивая линии на электронной карте местности, тогда как картину с камеры в настоящем времени приобретает оператор управления целевой нагрузкой.

    Фото BirdEye 400 («Застава») рекомендован для разведки целей, корректировки огня, обнаружения мест падения вторых БПЛА. Радиус действия — 10 км.

Длительность полета — 1 ч. Взлетный вес — 5,5 кг.

В отличие от армии США, где в операторы БПЛА последнее время стали приглашать геймеров-авиасимуляторщиков, в отечественных ВС до тех пор пока сохраняется консервативный подход. У геймеров, считают в Центре, нет того опыта общения с настоящей стихией, что имеют настоящие пилоты, очень предметно воображающие себе поведение ЛА в негативных метеоусловиях. У нас до тех пор пока считается, что для управления БПЛА больше подходят люди с опытной авиационной подготовкой — бывшие штурманы и пилоты.

Срок обучения в Центре варьируется от 2,5 до 4 месяцев и зависит от размеров, функциональной нагрузки и дальности летательного аппарата.

    Запуск аппарата BirdEye 400 производится посредством резиновых жгутов. «Птичка» с электромотором скоро взмывает в небо и вправду делается похожей на птицу. Еще мало — и аппарат провалится сквозь землю из виду
    Одвременно с этим оператор БПЛА прочерчивает траекторию перемещения БПЛА на дисплее портативного пульта управления — это что-то наподобие ноутбука

До тех пор пока малые формы

В американском фильме «Хорошее убийство» рассказывается о судьбе оператора БПЛА Reaper — этому человеку, находящемуся на пункте управления в Соединенных Штатах, приходилось наносить ракетные удары по людям на втором финише земного шара. Руководство, чьи распоряжения киногерой был обязан делать, вычисляло этих людей террористами. Людская драма разворачивается на фоне прекрасно и эффектно продемонстрированных сцен дистанционной войны посредством ударных БПЛА.

Отечественным военнослужащим появляться на месте храбреца «Хорошего убийства» в скором времени, к счастью либо к сожалению, вряд ли суждено. Прототипы ударных беспилотников у нас на данный момент деятельно разрабатываются, кое-какие из них уже выходят на опробования, но до принятия их на вооружение до тех пор пока на большом растоянии. Постперестроечный «разрыв» отбросил Россию в сфере военной беспилотной авиации лет на 10−15 назад если сравнивать с Западом, и что-то наверстывать мы начинаем лишь на данный момент.

Из этого до тех пор пока еще не весьма широкая номенклатура БПЛА, использующихся в отечественной армии.

В то время, когда стало ясно, что скоро подтянуть отечественные разработки к минимальным современным требованиям не окажется, отечественная оборонная индустрия решила наладить сотрудничество с одним из мировых фаворитов в разработке БПЛА военного назначения — с Израилем. По соглашению, заключенному в 2010 году с компанией Israel Aerospace Industries ЛТД., на Уральском заводе гражданской авиации началось лицензионное производство легкого носимого аппарата BirdEye 400 и разведывательного БПЛА среднего класса SEARCHER под заглавиями «Форпост» и «Застава» соответственно. «Форпост», кстати, единственный принятый у нас на снабжение аппарат (БПЛА принимаются в отечественных ВС «на снабжение», как снаряды, а не «на вооружение», как боевая техника), что взлетает и садится по-самолетному, другими словами с пробегом и разбегом.

Все остальные запускаются с катапульт, а приземляются на парашюте. Это показывает, что до тех пор пока в отечественной армии эксплуатируются БПЛА по большей части маленького размера с малой нужной нагрузкой и относительно маленьким радиусом действия.

Показателен в этом смысле набор БПЛА из комплекса «Наводчик-2». Тут используются четыре аппарата под неспециализированным заглавием «Гранат» и с индексами от 1 до 4.

    Фото БПЛА — хоть и малоразмерная, но все же авиация. Как и в громадной авиации, перед полетом идет тщательная подготовка всех систем и узлов к работе.

Оранжевый мешок на снимке — это оболочка особой подушки, которая перед посадкой надуется и смягчит удар об почву.

«Гранаты» 1 и 2 — это легкие (2,4 и 4 кг) носимые БПЛА маленького радиуса действия (10 и 15 км) с электромоторами. «Гранат-3» — аппарат с радиусом действия до 25 км, и в качестве силовой установки в нем использован бензиновый двигатель, как и в «Гранате-4». Последний имеет дальность до 120 км и может нести на себе разнообразные нужную нагрузку: фото/камеру, ИК-камеру, оборудование РЭБ и пеленга сотовой связи.

Пункт управления «Гранатом-4», в отличие от «младших» моделей, базируется в кунге военного грузовика «Урал». Однако данный БПЛА, равно как и его собрат по классу «Орлан-10», запускаются с железных направляющих посредством резинового жгута.

Все четыре «Граната» произведены российской компаний «Ижмаш — беспилотные совокупности», что, само собой разумеется, есть шагом вперед если сравнивать с клонированием израильских аппаратов. Но, как признают в Центре, до полного импортозамещения в данной области еще далеко. Такие хайтек-компоненты, как микросхемы либо оптические совокупности, приходится брать за границей, а также компактные бензиновые моторы нужных параметров отечественная промышленность пока не освоила.

Наряду с этим в области ПО отечественные конструкторы демонстрируют всемирный уровень. Осталось доработать «железо».

Растворившиеся в небе

Практические занятия по управлению БПЛА проходят на полигоне, расположенном на окраине Коломны. В сутки визита Центра тут отрабатывалось управление легкими носимыми аппаратами — BirdEye 400 (он же «Застава») и «Гранатом-2». Пуск с резинового жгута — и скоро аппарат исчезает в небе.

Лишь тут осознаёшь основное преимущество БПЛА этого класса — малозаметность. Оператор же, сидящий под тентом, в небо не наблюдает. Перед ним пульт управления, что условно возможно назвать «ноутбуком», и все данные о расположении БПЛА отражается на экране. Оператору приходится только деятельно трудиться стилусом.

В то время, когда BirdEye спускается на маленькую высоту и делается видимым, его возможно спутать с хищной птицей, нарезающей круги в отыскивании добычи. Лишь скорость очевидно побольше птичьей.

И вот команда на посадку — раскрывается парашют, и БПЛА приземляется, смягчая удар о почву посредством надутой «подушки безопасности».

    Фото Большая часть принятых на снабжение Русском армии БПЛА взлетают посредством катапульт и садятся на парашюте. Исключение образовывает БПЛА «Форпост» (создаваемый по лицензии израильский SEARCHER), что требует аэропорта для посадки и взлёта.

Само собой разумеется, отечественной армии необходимы БПЛА большей дальности, с б? льшим радиусом действия, с большей нужной нагрузкой, с ударными функциями. Непременно они поднимутся в строй и в обязательном порядке прибудут в Коломну. Тут будут учить трудиться с ними.

Но пока идет активное изучение имеющегося арсенала. Тема армейских беспилотников в Российской Федерации очевидно на подъеме.

Статья «Центр беспилотных знаний» размещена в издании «Популярная механика» (№156, октябрь 2015).

Пульт управления Форпостом раскритиковали военные


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: