Как британцы обломали зубы о кронштадт

Утром 18 августа — ровно 96 лет назад — корабли и британские самолёты атаковали большевистский Кронштадт с воздуха и с моря. Их целью было уничтожение больших русских судов Балтфлота, каковые не давали английскому королю нормально дремать. Островитяне были лучше научены и оснащены технически, но в итоге как раз нападавшим было нужно уносить из Кронштадта ноги. Особенно отличился эсминец «Гавриил»…

Сердце Балтфлота

Первой в собственной истории атаке с воздуха Кронштадт подвергся летом 1919 года. Британцы бомбили сердце Балтфлота, оказывая помощь Северо-Западной армии — белому формированию, действовавшему на территории нынешних Латвии и Эстонии. Помогали британцы как материально (экипируя их и снабжая оружием, впредь до танков), так и прямым армейским вмешательством.

Для оказания последнего на Балтику прибыла эскадра в составе пяти лёгких крейсеров и более полутора тральщиков и десятков эсминцев. К эскадре всегда приходили подкрепления, поскольку её командующий, адмирал Уолтер Генри Кован, весьма опасался противодействия коммунистов. В числе этих подкреплений был авианосец HMS «Vindictive», нёсший двенадцать гидропланов.

Авианосец HMS «Vindictive»

Home

Как британцы обломали зубы о кронштадт

Несмотря на то, что Балтфлот на тот момент был только очень условно боеспособен из-за устарелой матчасти и низкой дисциплины личного состава, присутствие на Балтике больших кораблей ВМФ геополитического соперника Англию изрядно расстраивало. Исходя из этого, когда представился эргономичный предлог эти боевые единицы вывести из строя под предлогом помощи «законному правительству» (в смысле, той стороне, которая эти суда не осуществляла контроль и наряду с этим не имела хватает сил, дабы возражать против их уничтожения), англичане этим предлогом немедля воспользовались.

Адмирал Уолтер Генри Кован
http://2.bp.blogspot.com

Ещё с декабря 1918 года шли боевые действия на море, в которых обе стороны несли утраты. 25 декабря английским отрядом из двух лёгких крейсеров и двух эсминцев был захвачен эсминец «Спартак», на следующий сутки — эсминец «Автроил» (оба были переданы новообразованной Эстонской республике, где вступили в строй под заглавиями «Вамбола» и «Леннук»).

13 мая на мине подорвался британский крейсер «Калипсо» — он был очень сильно повреждён и должен был возвратиться в Англию, выбыв из военных действий. 4 июля эсминцы «Азард» и «Гавриил» стёрли с лица земли английскую подлодку L55, пробовавшую их торпедировать. 15 июня англичанам добровольно сдался тральщик «Китобой», потом переданный в распоряжение Северо-Западной армии.

16 июня затонули, подорвавшись на минах, сходу три английских тральщика.

В ночь с 16 на 17 июня английским торпедным катером CMB-4 был потоплен крейсер «Олег», причём ни с крейсера, ни с находящихся рядом эсминцев катер так и не был увиден, почему уничтожение «Олега» советские источники сначала приписывали подводной лодке.

Воздушные налёты на Кронштадт начались с 26 июля. 1 августа английские гидропланы показались над городом и скинули пара бомб — погибло одиннадцать человек, ещё 12 были ранены. С этого дня налёты происходили фактически каждый день.

По свидетельствам очевидцев, по английским бомбардировщикам возможно было сверять часы, они оказались неизменно в одно и то же время, но любой раз с новой стороны, и сбрасывали собственный груз по новым целям.

С одной стороны, ПВО у Кронштадта фактически отсутствовала, что делало налёты лёгкой и практически не рискованной работой, с второй же — эффективность бомбометания была очень мелка. Используемые британцами самолёты S.184 компании «Short» в количестве двенадцати штук имели относительно маленькую, по сравнению со специальными многомоторными бомбардировщиками, боевую нагрузку — до  236 кг бомб, причём бомбы эти были маленького калибра. Их попадания в портовые сооружения и городские, несомненно, наносили Кронштадту ущерб, но ни о какой парализации работы военно-морской базы либо выведении из строя Балтфлота не могло быть и речи.

Бомбардировщик-торпедоносец Short S.184
www.mission4today.com
Операция RK

Адмирал Кован сопоставил незаметность торпедных катеров (кроме упоминавшегося эпизода с потоплением крейсера «Олег», они кроме этого учавствовали в бессчётных высадках диверсантов и шпионов, а также чуть ли не в муниципальный линии Петрограда, увидены наряду с этим были всего два раза из тринадцати) с подробной информацией о гавани и городе, которую собрали гидросамолёты во время собственных рейдов. В его голове появилась мысль совместной операции, взявшей кодовое обозначение «RK».

Под покровом темноты самолёты (сходу все двенадцать) должны были начать бомбардировку и отвлечь на себя внимание патрулей и часовых. Пользуясь моментом, в гавань должны были пробраться торпедные катера (восемь, то имеется также все, имевшиеся на тот момент в распоряжении эскадры), стереть с лица земли охранение и расстрелять находившиеся в гавани батопорты и тяжёлые корабли доков для их обслуживания.

Самолёты должны были поддерживать их, а при необходимости являться спасательным средством — по инструкции любой из них имел возможность принять на борт до семи моряков. Действительно, лететь с таковой перегрузкой было нереально, так что уходить предлагалось без отрыва от поверхности, на поплавках.

Схема атаки английских торпедных катеров на Кронштадт
http://militera.lib.ru

Торпедные катера типа CMB (Coastal Motor Boat, «береговой катер») были сконструировапны в финише Первой Мировой и существовали в трёх разновидностях: 40-футовый катер с одной торпедой, самый массовый (88 экземпляров, часть из которых использовалась и во Второй мировой войны) 55-футовый катер с двумя торпедами и 70-футовый с двумя торпедами или набором мин, выстроенный всего в семи экземплярах. Все они несли вспомогательное оружие из 3–4 пулемётов винтовочного калибра.

Маленькая осадка (метр-полтора, в глиссирующем режиме, на скорости — ещё меньше) разрешала катерам перемещаться по небольшим местам, где не имели возможность пройти другие суда. Фактически, именно на это был расчёт — в гавань Кронштадта катера (один 40-футовый, остальные 55-футовые) должны были пробраться через Северный фарватер, не предназначенный для прохода больших плавсредств и потому не рассматривавшийся красными как источник угрозы.

55-футовый торпедный катер типа CMB
http://www.naval-history.net

При выдвижении на позиции у одного из катеров (CMB-86) отказал двигатель, и он не принимал участия в атаке. В четыре утра 18 августа остальные катера достигли входа в гавань. За пятнадцать мин. до этого начался отвлекающий авианалёт, и всё внимание красных, казалось, было приковано к аэропланам, каковые, скинув бомбы на порт, носились на бреющем полёте, обстреливая из пулемётов корабли и зенитные установки.

Все замыслы, но, спутал корабль охранения, дежуривший у входа в гавань. В ту ночь им был эсминец «Гавриил» — тот самый, принимавший участие в уничтожении подлодки L55 за полтора месяца до этого. В соответствии с замыслу атаки, его должен был стереть с лица земли катер CMB-24, и он выпустил торпеду, но не вычислил глубину.

Торпеда, зацепив дно, взорвалась рядом от «Гавриила», исходя из этого команда катера сделала вывод, что эсминец удачно поражён.

В это же самое время «Гавриил» подвергался интенсивному пулемётному обстрелу с самолётов, исходя из этого вся его команда, не считая расчётов зенитных орудий, была укрыта под палубой. Но, услышав совсем рядом взрыв, значительно более замечательный, чем взрывы авиабомб, моряки выскочили наружу, осмотрелись и нашли пробравшиеся в гавань катера, ведущие плотный пулемётный пламя и двигающиеся широкими галсами. Срочно открыв ответную стрельбу , они первым же двумя выстрелами стёрли с лица земли чуть не потопивший «Гавриила» CMB-24 и перенесли пламя на остальные катера.

Эсминец «Гавриил»
http://moremhod.info

CMB-79 и CMB-31, следовавшие в первой волне атаки, отработали оптимальнееи в полном согласии с замыслом: первый из них выпустил две торпеды по плавучей базе подводных лодок «Память Азова», второй — по линейному кораблю «Андрей Первозванный». Все торпеды попали в цель. CMB-88 был повреждён сходу при входе в гавань, на нём был убит начальник — не обращая внимания на это, команда катера предприняла, как и предписывалось замыслом, атаку на линейный корабль «Петропавловск», но обе торпеды прошли мимо.

CMB-72 кроме этого был повреждён, у него было выведено из строя пусковое приспособление торпед, исходя из этого ему ничего не оставалось не считая как выйти из боя, не  дойдя до цели. На обратном пути он взял на буксир CMB-86, болтающийся без хода рядом от гавани, и доставил его к себе.

CMB-62, направляясь к цели, столкнулся с отстрелявшимся и возвращавшимся обратно CMB-79. В результате столкновения CMB-79 был затоплен. Потрёпанные команды обоих катеров объединились и продолжили атаку.

Замыслом предписывалось атаковать «Андрея Первозванного» либо «Петропавловск», по обстановке.

Но добраться до них под плотным огнём не представлялось вероятным, исходя из этого выстрелили по «Гавриилу», но обе торпеды прошли мимо. Катер же был фактически сразу после залпа стёрт с лица земли огнём с «Гавриила» — попадание в топливный бак мгновенно послало его на дно.

CMB-4, единственный 40-футовый катер, которым, к тому же, руководил командор А. Эгар, командующий дивизионом торпедных катеров английской эскадры, выпустил собственную единственную торпеду наугад в сторону пришвартованных в гавани эсминцев, но никуда не попал — торпеда прошла мимо всех судов и вышла на берег. Командор Эгар желал подобрать на борт выживших с CMB-79 и CMB-62, но ему помешал шквальный пламя с «Гавриила», так что было нужно безотлагательно покидать гавань. На этом атака закончилась, и с «Гавриила» начали спускать шлюпки для спасения бултыхающихся в воде британских моряков с стёртых с лица земли катеров.

Затонувшая база подлодок «Память Азова» в кронштадской гавани

Атака как таковая заняла не более тридцати мин. (сорока пяти, в случае если вычислять вместе с авиналётом). Из восьми участвовавших катеров погибли три, все остальные имели повреждения различной степени тяжести. Утраты англичан составили 7 погибших (четыре офицера и три матроса) и 9 попавших в плен.

С советской стороны погибло двое — комиссар и матрос. Был потерян один корабль — база подводных лодок «Память Азова», пожалуй, наименее полезная с боевой точки зрения единица из представленных в гавани (крейсер, спущенный на воду в 1890 году и переделанный в учебное судно в 1907-м, а в 1914-м — в плавбазу).

Практически потерянным можно считать кроме этого линкор «Андрей Первозванный» — пробоина в носовой части сделала его негодным для выхода в море, а средств на ремонт не нашлось, исходя из этого он простоял в порту до 1923 года, в то время, когда и был дан на слом. Эсминец «Гавриил», не обращая внимания на то, что в течение всего боя подвергался интенсивному пулемётному обстрелу с самолётов и катеров, фактически не пострадал — пулями были изрешечены надстройки, трубы и вентиляторы, но никаких значительных повреждений оборудованию нанесено не было. От бомб гидросамолётов пострадал танкер «Татьяна» и появилось пара пожаров в порту, но значительного вреда боеготовности Балтфлота ими нанесено не было.

Уроки 18 августа

В случае если подводить итоги операции, то стоит подметить, что не смотря на то, что её нельзя охарактеризовать как всецело проваленную, но и какое количество-нибудь успешной, не покривив душой, не назовёшь. Поставленная цель — уничтожение больших кораблей ВМФ Балтфлота и их обслуживающей инфраструктуры — выполнена не была. Осуществлявшие операцию силы понесли важные утраты.

В предстоящем британцы попыток нападать красные суда на базах не предпринимали, ограничившись продолжением авианалётов на Кронштадт, каковые происходили столь же систематично и давали столь же не сильный эффект.

Руководство Балтфлота совершило расследование по итогам происшествия и пришло к выводу, что, во избежание повторения налётов, нужно усилить охрану рейдов, ввести охрану гаваней, озаботиться заграждениями на входах в гавани и наладить обычную сообщение всех элементов обороны как приятель с втором, так и со штабом. Раздельно комиссияотметила героизм и выучку команды эсминца «Гавриил», которая сорвала атаку фактически в одиночку — гарнизоны фортов, защищающих гавань, практически не вели огня, не обращая внимания на то, что солидную часть времени боя англичане пребывали в территории их обстрела.

Начальник эсминца «Гавриил» В. В. Севостьянов http://terijoki.spb.ru

Один из катеров, утопленных «Гавриилом» (CMB-62), в сентябре того же года подняли со дна и шепетильно обследовали. Моряков очень заинтересовала его конструкция, в частности редан (особенный выступ на днище, облегчающий катеру выход на глиссирование) и схема запуска торпед путём сброса их за корму. На базе данной конструкции были созданы Ш-4 и не сильный-5, самые массовые советские торпедные катера Великой Отечественной.

Но, увлечение реданными катерами в итоге ни к чему хорошему СССР не привело, но это уже совсем вторая история.

Кинг Конг — Бой на самолетах


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Британцы на «бычьем ринге»: революция или бунт?

    История Первой Мировой была бы неполной без упоминания некоторых ужасных эпизодов, конкретно не связанных с военными действиями, каковые до сих пор редко…

  • «Прославленный», «победоносный», «неукротимый»…

    Весной 1942 года Королевский ВМФ Англии был разбит от японцев в Индийском океане. Двумя годами позднее обстановка коренным образом изменилась, и сейчас…

  • Франция в бою

    1940 год стал годом неожиданного для всех провала Франции. Не обращая внимания на пара месяцев состояния войны с Германией, двадцать лет подготовки…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: