Карл густав фон розен: прерванный полёт

Герои войны

Летная карьера Карла Густава фон Розена началась еще до Второй мировой. Отважный швед делал задачи в Финляндии и небе Эфиопии, трудился личным пилотом генсека ООН и летчиком разных авиакомпаний. Во второй половине 60-ых годов XX века он в очередной раз возвратился в Африку, где внес свою лепту в борьбу Биафры за независимость от Нигерии.

Судьбе было угодно, дабы и последний собственный полёт фон Розен совершил на Тёмном континенте.

Александр Свистунов
/
Карл Густав фон Розен: рыцарь неба
племянник Геринга и Шведский граф в начале карьеры выступал в воздушном цирке, был пилотом Красного и лётчиком Креста приобретённого на собственные деньги бомбардировщика

  • авиация
  • персоналии
  • Швеция

Гуманитарная помощь Биафре

Чуть самолёт фон Розена приземлился на аэропорте Ули в мятежной Биафре и его винты прекратили вращаться, на взлётную полосу устремился народ. Когда раскрылась аппарель, масса людей издала весёлый крик — прибыла помощь. Шведский летчик замечал, как биафрские бойцы не могли сдержать слез, разгружая тяжёлые коробки с медикаментами и консервами.

До тех пор пока шла разгрузка, экипаж самолета без звучно следил за происходящим. Наконец, фон Розен заявил, что вместе с немцем-представителем гуманитарной организации остается в Ули, дабы осуществлять контроль распределение поставок, а самолёт обратно поведет Паули, что обязан будет потом возвратиться со следующим рейсом. Было решено применять те же маршрут и схему: практика продемонстрировала, что нигерийские ВВС и ПВО на этом направлении не так бдительны.

Улетая, экипаж получил от местных настоящие коды для посадки.

Карл густав фон розен: прерванный полёт
Фон Розен в кабине Malmo MFI-9B

Второй рейс также прошел без накладок — DC-7 привез бобы, фасоль, муку и другие нужные вещи. С этого момента рейсы экипажа фон Розена стали регулярными. Однако, Карл Густав осознавал, что все эти упрочнения были только каплей в море, и не столько выручали положение в Биафре, сколько продлевали ее агонию.

Он решил постараться привлечь к конфликту внимание третьих сторон – не с целью эскалации войны, но с целью оказать помощь страдающему населению Биафры.

Фон Розен отправился в Эфиопию, где добился личной встречи у собственного ветхого привычного и бывшего работодателя императора Хайле Селассие. После этого он побывал в Нью-Йорке, где постарался встретиться с Генсеком ООН бирманцем У Таном. Однако здесь он не преуспел.

Шведский пилот совершил целое кругосветное путешествие, пробуя склонить державы к оказанию важной гуманитарной помощи Биафре.

Возвратился в мятежную республику он только незадолго до Рождества 1968 года.

Громадная афера

В Биафре фон Розен определил тревожную новость. Нигерийская армия вышла на новые позиции, с которых имела возможность действеннее закрывать «гуманитарный коридор» и, в возможности, дойти до самого Ули. Необходимо было безотлагательно что-то предпринимать.

Карл отправился в родную Швецию, где в Мальмё жил и трудился его сын Эрик. Тот трудился на авиастроительном предприятии «Malmo Flygindustri», которое являлось дочерней компанией шведского автоконцерна «Сааб».

За пара лет до тех событий Эрик уговорил отца, дабы тот научил его летать. Они практиковались на меленьком двухместном спортивном самолете Malmo MFI-9B, аэродинамические преимущества которого фон Розен-старший запомнил. Кроме этого, самолет владел достаточно крепкими крыльями, каковые имели возможность бы выдержать расположенное на них ракетное оружие.

А манёвренность девятки и небольшие «габариты» делали ее очень неудобной целью для радаров и неприятельских истребителей. Этому мелкому спортивному самолету по воле Карла фон Розена было суждено стать боевой машиной.

Посредством бюрократических уловок консульство Танзании в Стокгольме сделало заказ на пять таких автомобилей — якобы для только что выстроенной летной школы в этом африканском стране. Танзания пребывала в числе тех немногих государств, каковые признали независимость Биафры, исходя из этого фон Розен без особенного труда договорился с ее консулом. Оплата за самолеты в размере 51 500 долларов поступила со счета маленькой парижской компании.

В действительности эта компания являлась фондом правительства Биафры, которое проводило через нее все собственные сделки.

Lockheed L-1049G Super Constellation

Самолеты были доставлены на аэропорт в пригороде Парижа, где пилоты «Malmo Flygindustri» с удивление нашли группу людей в военной форме, каковые попросили их высвободить автомобили и по окончании тестов и ряда замеров принялись монтировать на самолеты ракеты. По окончании того, как механики удостоверились, что все подробности взаимодействуют идеально, самолеты были разобраны, и их загрузили в грузовые отсеки двух «Локхидов» L-1049G Super Constellation.

Один из пилотов шведской компании по имени Пер Хазелиус решил сопровождать груз до Дар-эс-Салама, куда, согласно его точке зрения, и направлялись «Локхиды». Каково же было его удивление, в то время, когда вместо Танзании самолеты прибыли на другой финиш Африки, в Габон, еще одно государство, признавшее биафрийскую независимость.

Штурмовые «миникоины»

На посадочной полосе соотечественника встретил граф Карл Густав фон Розен в компании еще нескольких пилотов, по крайней мере двоих из которых Хазелиус также определил – они были шведами. Первым был Мартин Ланг, 31-летний пилот-инструктор, а вторым — Гуннар Хэглунд, пилот одной из шведских металлургических компаний. Как позднее выяснилось, это были еще не все шведы, пребывавшие в том месте — техобслуживание автомобилей осуществляли отставные механики шведских ВВС Торстен Нильссон и Бенгт Вейтс.

Кроме них, конкретно в ВВС Биафры помогали Вилли Брюс и Августус Опке, что в собственные 27 лет являлся начальником боевой авиации мятежной африканской страны. Фон Розен внес предложение Перу Хазелиусу присоединиться к его эскадрилье, но тот культурно отказался и возвратился в Швецию.

Скоро все пять Malmo MFI-9B были выгружены из чрева «Локхидов» и собраны. Затем их доставили на аэропорт под Либревилем — столицей Габона. Все опознавательные знаки и шведские маркировки на самолетах были шепетильно затерты, а сами автомобили – выкрашены в камуфляжную раскраску.

Вся «доводка» заняла еще пара дней, пока, наконец, автомобили не готовьсяк участию в военных действиях.

Фон Розен дал своим самолетам забавное наименование – «minicoins», что было отсылкой к их габаритам и дешевизне. С одной стороны, это слово являлось сокращением от словосочетания «Miniature Counter-Insurgency», а с другой – его возможно перевести как «небольшие монетки», «мелочь».

Биафры. В центре — Карл Густав фон Розен

В качестве первой цели фон Розен выбрал Порт-Харкорт, где размешалась нигерийская радиолокационная станция. Помимо этого, в том месте размешался аэропорт, на котором базировались нигерийские истребители бомбардировщики-17 и Миг Ил-28. Атака была запланирована на полдень 22 мая 1969 года.

Как впоследствии растолковывал сам швед, это время для операции против нигерийцев он выбрал, дабы «застигнуть их неожиданно, в то время, когда они будут сонными и легкомысленными по окончании обеда».

По окончании брифинга, что граф совершил лично, пилоты заняли места в кабинах собственных автомобилей. Сам Карл Густав был в собственной известной желтой бейсболке, в которой он запечатлен на многих фотографиях. Он носил ее вследствие того что его седые волосы уже начали редеть — на момент вылета ему было 59 лет.

Пять «миникоинов» взмыли в небо и на малой высоте направились на северо-запад. Для нигерийцев это был один из череды нескончаемых знойных африканских дней, и они только в последний момент увидели вражескую эскадрилью, заходящую для атаки. Персонал аэропорта засуетился в тщетных попытках скрыть взлетную полосу вязанками веток, пилоты рванулись к истребителям, а зенитчики забрали «миникоины» на прицел.

Не так долго осталось ждать небо около мелких самолетов заполнилось мириадами вспышек.

Примечательно, что в распоряжении нигерийцев были шведские зенитки концерна «Бофорс», так что фон Розен действительно рисковал быть убитым «родной» пулей. Но «миникоины» уже стали выпускать ракеты, и через пара мгновений зенитная батарея замолкла, не успев толком пристреляться.

Мелкие самолеты сделали разворот и пошли на новый круг: сейчас против них был лишь хаотичный пламя стрелкового оружия нигерийских солдат. Следующие ракеты ушли уже в сторону неподвижных «илов» и «мигов». Сдетонировали заправленные «под завязку» баки нигерийских самолетов, и те разлетелись по взлетному полю множеством горящих обломков. «Миникоины» опять и опять наносили удары, а внизу творился настоящий преисподняя.

Только расстреляв целый боезапас, мелкие самолеты возвратились на базу.

Фон Розен в собственной известной бейсболке

Отдых был недолгим. Скоро эскадрилья нанесла следующий удар по городу Бенину. Тут, кроме другого, был стёрт с лица земли Ил известного нигерийского летчика, что сам себе дал прозвище «Геноцид» за пристрастие к атакам на военного госпиталя и другие мирные объекты. Кроме него, был стёрт с лица земли и второй узнаваемый бомбардировщик, «Нарушитель», что систематично бомбил Биафру.

Рейд снова закончился без утрат, и по окончании краткого отдыха уже через три дня эскадрилья совершила атаку на город Энугу.

Фон Розен потом сказал, что нигерийцы ожидали их налета, исходя из этого стянули к аэропорту Энугу все дешёвое ПВО из округи. МиГи постарались вылететь на перехват, но был казнены в тот момент, в то время, когда только-только оторвались от почвы.

Прерванный полет

В мире достаточно не так долго осталось ждать стало известно об операциях шведских пилотов, и общественность отреагировала неоднозначно. Нигерия направила в Стокгольм гневный протест, и шведскому правительству было нужно проводить официальное расследование. В правлении «Malmo Flygindustri» произошёл форменный скандал, в то время, когда стало известно, что в военных действиях на стороне сепаратистов участвуют самолеты, произведенные данной компанией.

Что же касается компании «Трансайр», где трудился фон Розен, то ее управление просто объявило, что пилот находится в долгом отпуске, и чем он занимается в собственный свободное время — не их головная боль.

В итоге, фон Розена все же удалось отыскать и позвать на родину для дачи показаний. Но граф сумел убедить шведское правительство и государственныхы служащих, что лично он никак не принимал участие в приобретении самолетов для армейских потребностей, и никаких шведских законов формально не нарушил. До тех пор пока Карл Густав пребывал в Швеции и давал показания, его маленькая эскадрилья в отсутствие «патрона» совершалауспешные боевые вылеты.

По окончании того, как фон Розен сумел оправдаться перед правительством, он все-таки решил покинуть жизнь авантюриста и поселиться на родине. Ходили продолжительные и упорные слухи, что его и позднее якобы видели в Биафре, а также — и за штурвалом самолета. Но они, возможно, было всего лишь байками.

Тем более, что история свободной Биафры закончилась уже в первой половине 70-ых годов XX века, в то время, когда нигерийцы смогли совсем дожать повстанцев и ликвидировать главные очаги сопротивления.

Но небо, разумеется, не хотело отпускать собственного блудного сына, и он, уже в очень почтенном для летчика возрасте в очередной раз не усидел на месте. В первой половине 70-ых годов XX века Карл Густав отправился в Эфиопию – страну, с которой много лет назад началась его одиссея. В том месте он снова, как в ветхие времена, возил гуманитарную помощь для обитателей голодающих районов.

В то время, когда же во второй половине 70-ых годов XX века вспыхнула война между Эфиопией и Сомали, губернатор провинции Харар лично попросил графа оказать помощь в обеспечении местных жителей медикаментами и продуктами питания.

Могила фон Розена в столице Эфиопии Аддис-Абебе

Фон Розен прибыл в город Годе, где размешалась резиденция губернатора, в то время, когда в его предместьях уже шли битвы. На протяжении одной из атак сомалийских армий 13 июля 1977 года губернаторская резиденция была забрана. В то время, когда же вооруженные силы Эфиопии вернули контроль на данной частью города, среди тел, найденных в резиденции, был отыскан и Карл Густав фон Розен.

По какой-то ожесточённой иронии судьбы человек, половину судьбы совершивший в небе и неоднократно рисковавший в том месте судьбой, был убит на земле.

Сборник клипов диско музыки 70-х годов (2 часть)


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Карл густав фон розен: рыцарь неба

    племянник Германа и Шведский аристократ Геринга, Карл Густав фон Розен был человеком необычной судьбы. В начале собственной лётной карьеры успел побывать…

  • Ледовый поход карла x

    Очередное выяснение взаимоотношений между скандинавскими королевствами в 1657–1658 годах началось по инициативе Дании. Время для нападения было выбрано…

  • Прерванная серенада над ла-маншем

    В марте 2014 года все подлинные знатоки джаза отмечали 110 лет со дня рождения одного из величайших джазменов всех времен – Гленна Миллера. Из всей…

  • День нынешний и день вчерашний

    Мэтью Форт Сицилия: Сладкий мед, неприятные лимоны Пролог Делая глубочайший вдох Меня окружала темнота, и я скорее чувствовал, нежели видел присутствие…