Картографические игры как метод закрепления картографических знаний учащихся

При работе с историческими картами вероятно использование игр. Так, на протяжении игры в «молчанку» один ученик без звучно показывает объект на карте, второй без звучно поднимает руку, выходит к доске и пишет наименование объекта. В случае если кто-то сообщит слово, то выбывает из игры.

Для выработки пространственной ориентации обучающимся предлагаются задания типа: «Расположи с запада на восток и с севера на юг…». Ученики записывают наименование объектов на листе бумаги и располагают в верной последовательности в соответствии с заданием. После этого показывают города на карте и вспоминают связанные с ними события.

С севера на юг:Москва, Азов, Саратов, Астрахань, Белая Церковь, Бородино, Очаков, Лесная.

С запада на восток: Киев, Царицын, Куликово поле, Полтава, Рига, Казань, Астрахань, Москва.

Либо же проходит игра «Четвертый лишний». Обучающимся предлагаются заглавия городов и местечек, которые связаны с определенными событиями. Ученики должны исключить лишнее и назвать даты событий (выделено лишнее).

1. Астрахань, Киев, Саратов, Самара. 2. Переяславль, Яссы, Корсунь, Белая Церковь. 3. Путивль, Калуга, Ярославль, Тула.

4. Новгород, Путивль, Севск, Кромы.

Ответы: 1 — пункты, которые связаны с- восстанием Стеньки Разина; 2-е освободительной борьбой Богдана Хмельницкого; 3-е восстанием Ивана Болотникова; 4 — с продвижением Лжедмитрия I.

Аукцион. Изучению географических открытий финиша XV — начала XVI вв. посвящена игра «Исторический аукцион». Готовясь к ней, преподаватель разъясняет, что аукцион — это особенный метод продажи товаров.

Предварительно товары выставляются для осмотра.

Позже именуется начальная цена товара. Кто желает что-либо приобрести на аукционе, тот именует наибольшую цену.

Вот как проходила эта игра. Были куплены компас, карта Америки, маска-сувенир, будильник, конструктор «Сделай сам корабль», альбом, календарь, игрушечные ружьё и пушка. Эти приобретения ученики старались приспособить к изучаемой эре.

Альбом потребовался для написания ежедневника Колумба; календарь — дабы составить календарь майя; корабль — дабы сделать каравеллу. Для подготовки к аукциону ученикам дали перечень книг, имеющихся в библиотеке.

На уроке-аукционе преподаватель либо старшеклассник, стоя за столом, показывает реализовываемый предмет. Любой желающий может сообщить все, что знает о нем. Выслушав ответ, старшеклассник ударяет древесным молотком по подставке и задаёт вопросы: «Кто знает больше?».

Предмет вручается победителю, продемонстрировавшему лучшие знания.

Победителя определяет жюри.

Выработке картографических знаний содействуют чайнворды. Это цепочки слов, составленные так, что последняя буква каждого слова должна быть однообразной с начальной буквой следу го за ним слова.

Возможно применять чайнворд «Города Старой Руси» (Рис.5).

Картографические игры как метод закрепления картографических знаний учащихся

1. Ветшайший город на Днепре — по летописи «мать городов ских». 2. Любимый город княгини Ольги, ее удельное владение Киева. 3. Подмосковный город, давший позднее наименование одной из улиц столицы, 4. Центр Волынского княжества; один из старейших городов Северо-Восточной Руси.

5. Город на берегу озера Неро — центр княжества. 6. Город на Западной Двине, входивший в состав Полоцкой почвы. 7. «Не добрый город» — так говорили о нем монголо-татарские захватчики.

8. Город недалеко от Сейма, через него прошли казацкие отряды на соединение с Болотниковым. 9. Город на Вятке. 10.

Центр Северской почвы на Десне.

11. Город на Клязьме, названный именем одного из князей. 12. Город на Сейме, один из пунктов на пути Лжедмитрия I к Москве. 13.

Город, находящийся в районе боевых действий Хмельницкого, между Киевом и Корсунью. 14.

Город на Ловати, узнаваемый в качестве одного из пунктов на великом торговом пути «из варяг в греки». 15. Город-крепость недалеко от реки Великой, форпост Пскова в борьбе с германскими рыцарями.

16. Город на правом берегу Днепра, перешедший по Андрусовскому перемирию к русскому стране.

Ответы: 1. Киев. 2. Вышгород. 3. Дмитров. 4. Владимир (Волынский). 5. Ростов. 6. Витебск. 7. Козельск.Курск.

9. Котельнич.

10. Чернигов. 11. Владимир (на Клязьме). 12. Рыльск. 13. Канев. 14. Великие Луки. 15. Изборск. 16. Киев.

Заключение

Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Многие исторические события смогут быть осознаны только в связи с определенными пространственными условиями. Отнесение событий к конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно случилось, именуется локализацией.

Так, значение рек как путей сообщения в Старой Руси ученики осознают только в том случае, если им растолковать, что Восточно-Европейская равнина была покрыта болотами и непроходимыми лесами.

Локальность исторических событий изучается при помощи таких схематических пособий, как исторические карты, замыслы местности, картосхемы. Все они используются для демонстрационных целей и оказывают помощь распознать связи между историческими событиями, их сущность и динамику. Схематические пособия используются как источник исторических знаний и как средство их систематизации.

В отличие от вторых наглядных пособий, к примеру учебных картин, карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а только воспроизводят пространственно-временные структуры, применяя слишком общий язык знаков.

Перечень литературы

1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в школе. М.: Просвещение, 1968

2. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 1999

3. Захарова Е.Н. Методические советы к изучению истории в 10 классе. М.: Владос, 2001

4. Каплан С.Б. Я делаю уроки. Методика преподавания истории. Минск: Б.и, 1991

5. Методика преподавания истории в школе . М.: Просвещение, 1986

6. Студеникин М.Г. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000

[1] Студеникин М.Г. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000

[2] Каплан С.Б. Я делаю уроки. Методика преподавания истории. Минск: Б.и, 1991

[3] Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 1999

[4] Методика преподавания истории в школе . М.: Просвещение, 1986

[5] Студеникин М.Г. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000

(история) Современные подходы к преподаванию истории в школе


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: