Как и в комедии «Мизантроп», речь заходит об публичных пороках, каковые отвергаются храбрецом. Следовательно, и в этом отношении традиция «высокой» комедии была для Грибоедова актуальной. Но публичная линия, составляющая сюжет, не сходу выступает наружу, а появляется неспешно.
Завязывает интригу и после этого развивает ее (и это в большинстве случаев) амурная линия.
После этого они сливаются и достигают кульминации. В «Горе от ума» кульминационный момент – третье воздействие, сцена вечера у Фамусовых, где Софья пускает слух, словно бы Чацкий сошел с ума. Из этого обе линии идут совместно.
В конце четвертого действия интрига развязывается. Обе линии – амурная и публичная – разрешаются: Чацкий определит правду о любви Софьи и о том, что он чужд обществу, которое не только не опасается его критики, его обличений, его насмешек, но и само переходит в наступление, выталкивает храбреца и вынуждает его бежать неизвестно куда.
Грибоедов следовал классицистическим правилам трех единств не только вследствие того что они дисциплинировали его художественную идея. Из развития интриги ясно, что драматург стремился мотивировать и растолковать каждое правило содержанием собственной комедии. Так, единство действия (требование одной коллизии, одного конфликта) обусловлено непримиримым столкновением Чацкого с обществом и с его главными действующими лицами (Софьей, Фамусовым, Молчалиным).
Единство места пригодилось Грибоедову вследствие того что конфликт происходит в доме Фамусова, символизирующем всю дворянскую Москву. Единство времени кроме этого приобретает собственный оправдание: три года странствовал Чацкий, но мало изменился – не изменился добропорядочным, увлеченным, задорным молодым человеком, а один сутки в доме Фамусова открыл ему такое знание о мире, о людях, которое до этого дня было ему недоступно. Он сходу стал взрослым, менее восторженным.
Тема сумасшествия от любви, сперва игривая, легкая в словах Лизы, неспешно приобретает ужасный оттенок: скоро распространяется слух, что Чацкий – сумасшедший в кругу действительно умных людей, таких как Фамусов, Хлестова, князь Петр Ильич Тугоуховский, Хрюмины. Слух обрастает подробностями, отыскиваются настоящие обстоятельства умопомрачения Чацкого, а Фамусов кроме того приписывает себе первенство в обнаружении самого факта («Я первый, я открыл!»). Тут появляется тема «умного безумца».
Ум оборачивается сумасшествием. В действительности, сумасшедшие, возможно, сочли бы со своей точки зрения умного человека сумасшедшим. Таким и думается Чацкий столичному фамусовскому клубу. «Сумасшедшим вы меня прославили всем хором», – говорит он.
Но и Чацкому, «умнику» в комедии и человеку незаурядного ума, каким его замыслил Грибоедов, фамусовский мир также думается сумасшедшим.
Завершает комедию тема мнимого сумасшествия от недюжинного ума, что отвергнут миром. Причем храбрец вычисляет данный мир воистину нелепым и сумасшедшим. Обе стороны конфликта – молодой человек и фамусовская Москва, отвергающий отжившие, согласно его точке зрения, представления, – сталкиваются в непримиримом противостоянии, на протяжении которого не может быть достигнуто согласия.
Конфликт неминуемо из комического перерастает в ужасный. Раскалывается, в сущности, один уклад судьбы: Чацкий также аристократ, также жил в Москве, также воспитывался в том же доме Фамусова. Сила Чацкого – в свежести впечатлений, в независимости мысли, в нетерпимости, в пылкости, с какими он отстаивает собственные убеждения, несмотря на лица и на события, каковые смогут ему повредить.
Слабость – в той же нетерпимости, в той же пылкости, каковые мешают ему обдумать поступки, трезво посмотреть на собственную любовь, на роль просвещения, знаний, на барскую Москву. Могущество Москвы – в сплоченности, не обращая внимания на небольшие, распри и незначительные ссоры между собой, не обращая внимания на суету и зависть. Сила Москвы – в единообразии уклада и в единомыслии. Скрепляющее столичных бар средство – сплетня, доходящая до нелепости.
Слух, развивая сплетни и клевету, приобретает могущество всеобщности.
Собственное вывод ценится только постольку, потому, что оно подтверждает общее. В противном случае говоря, личность имеет значение только в том случае, если держится тех же взоров, что и большая часть. Все суждения срочно приводятся к одному.
Само собой разумеется, и в Москве очень многое изменяется, причем и в ту сторону, куда наблюдает Чацкий, и в ту, куда наблюдает Фамусов. Чацкому известно об этом, как и вторым персонажам «Горе от ума». Гости Фамусова рассуждают о появлении пансионов, школ, гимназий, «ланкартачных учебных заведений», пединститута, о том, что кроме того их родственники (двоюродный брат Скалозуба, князь и племянник княгини Федор) посвятили себя искусствам и наукам, просматривают книги и становятся ревнителями просвещения.
Таких парней (внесценических персонажей, упомянутых в комедии), принадлежащих к поколению Чацкого, разделяющих его общественное поведение и образ мыслей, еще мало. Но они уже показались. Чацкий, испытывая по этому поводу законную гордость, защищает их от нападок Фамусова и его круга.
Имеется, но, перемены другого рода: Чацкий и Фамусов обиженны французскими модами; Кузнецким мостом с его зарубежными лавками; плохим, оторванным от национальных корней воспитанием детей из дворянских семейств; бездумным, рабским, слепым подражанием зарубежному в одежде, в нравах. Для Чацкого засилье зарубежной моды – отказ от самобытности, от самостоятельности русского ума. Для Фамусова мода – символ ненавидимой им новизны.
Фамусов враждебен всему новому и новой Москве независимо от того, дурно оно либо прекрасно.
Как раз Фамусов – основной антагонист Чацкого – вместе с гостями, со множеством внесценических персонажей олицетворяет Москву, а дом Фамусова – это и имеется Москва в мини-атюре[76]. Тут господствует ветхий уклад – старые нравы и старые обычаи. Во главе дома стоит совсем неглупый, но легковерный папа (таково сценическое амплуа Фамусова).
В доме его обманывают все: и слуги, и дочь. В собственных речах Фамусов выглядит недалеким обломком прошлого. Но это обманчивое чувство: Фамусов умен, недаром его обращение метка и афористична.
Сущность в другом: из-за чего умный человек выглядит дураком и думается таким?
Да вследствие того что он держится отживших нравственных правил, сознательно, по собственной воле исповедует ушедшую в прошлое мораль и пробует сохранить собственную столичную утопию. Обстоятельство фамусовской «глупости» – в открытом неприятии и упрямой косности всяких трансформаций, каковые отрицаются заблаговременно и рассматриваются как покушение на исконный и освященный традициями порядок. Фамусов отвергает действительность.
А человек, оторванный от действительности, невольно выглядит забавным и глуповатым.
В осуждаемой Чацким косности заключена замечательная отрицательная сила Фамусова и столичного общества. Люди фамусовского круга при эмоции опасности тут же объединяются и выступают против Чацкого. Они ощущают исходящую от Чацкого угрозу своим заинтересованностям и быстро, мгновенно сплачиваются, дабы с беспощадностью отстаивать собственные пользы.
Сила быта не только подавляет личность, но и превышает силы хороша, которое оказывается хрупким и незащищенным. Это одна сторона фамусовского мира.
Вторая заключена в его приспособляемости. Время не следует на месте, и Москва меняет собственный вид, меняет нравы. В ней появляются юные люди, выступающие в протест устаревших обычаев и ратующие за работу делу, а не лицам.
Они желают помогать не для наград и чинов, а для блага и пользы Отечества, помогать удачам просвещения. Дабы помогать с толком, они черпают знания из книг, удаляются от света, погружаются в учение, в размышление.
Наконец они странствуют, дабы лучше определить мир. Эти новые лица воображают для Фамусова и фамусовской Москвы важную опасность, по причине того, что они разрушают ветхий уклад. Фамусов и его общество вынуждены приспосабливаться к трансформациям, если они собираются выжить в складывающихся новых условиях.
Лучшие, Кузьмы Петровича Максима и идеальные времена Петровича для фамусовского круга прошли, но заветы предков памятны и святы. Фамусов, само собой разумеется, не думает сдаваться и владеет большой силой. На стороне Фамусова будущее.
В случае если Чацкий порывает со своим прошлым окружением, покидает фамусовское общество, то Молчалин, наоборот, пытается войти в него.
Это значит, что фамусовская Москва отнюдь не стареет. В нее вливаются свежие силы, талантливые постоять за нравственные нормы и косные порядки.
Так, Чацкий, не видя изменений в Москве в хорошую сторону, не осознавая, что произошло с Софьей, ненавидя Молчалина, тем самым недооценивает приспособляемость фамусовской Москвы к новым условиям. Он входит в дом Фамусова энтузиастом, уверенным в том, что просвещения и нынешних успехов разума достаточно для обновления общества, которое, как думает Чацкий, обречено на безвозвратное исчезновение. Кто же из здравомыслящих людей, недоумевает Чацкий, держится сейчас правил, о которых столь «поэтически» вдохновенно говорит Фамусов, припоминая случай с Максимом Петровичем! Где же найдется безумец, иронизирует Чацкий,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Сейчас, дабы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком?
Нет, решает Чацкий, «век сегодняшний» уже пересилил «век прошлый». «Век сегодняшний» совсем другой: «…в наше время хохот страшит и держит стыд в узде». «Недаром» нынешних «охотников поподличать» «жалуют… скупо правители». И после этого он опять произносит решение суда: «Нет, в наше время свет уж не таков». По причине того, что для Чацкого само собой очевидно, что фамусовское общество не так долго осталось ждать потерпит полный провал и его мораль провалится сквозь землю.
Но в случаях с Фамусовым, Софьей и Молчалиным Чацкий жестоко ошибается. В случае если в начале комедии он стоит высоко над обществом, то по мере развития действия его восторженность, энтузиазм неспешно угасают и он все больше ощущает зависимость от фамусовской Москвы, которая оплетает его вздорными слухами, непонятными отношениями, всевозможной суетой и пустыми советами. Чацкий – одиночка, бросающий вызов обезличивающему фамусовскому миру, дабы не утратить лицо.
Удивительные статьи:
- Ч.айтматов. «буранный полустанок» (фрагмент)
- Любовные» повести тургенева
- Эволюция и революция в развитии архитектуры 20 столетия
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Горе от ума» и «мизантроп» мольера
В качестве примера «высокой» комедии для «Горя от ума» Грибоедов выбрал комедию «Мизантроп» Мольера. По окончании знакомства с комедией Грибоедова…
-
Комедии н. в. гоголя. поэтика комического
Драматургический талант Гоголя раскрылся весьма рано. Еще в Нежинской гимназии он принимает активное участие в ученических постановках. По свидетельству…
-
Чацкий как комическое и трагическое лицо. пушкин о комедии и о чацком
В лице Чацкого Грибоедов подверг критике просветительские иллюзии, через чур безмятежное приятие судьбы, беспочвенные мечтания «романтического» свойства….
-
Уроков от одного правящего короля другому
Обратите внимание, 36 Проповедей недвусмысленно названы Уроками. Логично было бы задать вопрос: кто и, основное, кого учит? Уже в 6 Проповеди Вивек…