Кпротивнику напролом: боевые машины разминирования

    БАТ-М: путепрокладчик БАТ — бульдозер на артиллерийском тягаче (тягач АТ-Т), рекомендован для механизации инженерных работ при прокладке колонных дорог, подготовке дорог, расчистке местности. Масса: 2,75 т; 12-цилиндровый дизельный двигатель В-401 жидкостного охлаждения мощностью 305 кВт (415 л. с.); скорость: до 35 км/ч; скорость очистки дороги: 15 км/ч; скорость прокладки грунтового пути: 5−8 км/ч; экипаж: 2 чел.; оснащен автокраном грузоподъемностью 2 т
    БМР-1: разминирование Имеет усиленную броневую и противокумулятивную защиту дна под обитаемым отделением и снабжает траление мин с нажимными, штыревыми и неконтактными взрывателями.
    Имеется место для размещения трех их оборудования и сапёров. Масса: (без трала, их имущества и сапёров): 43 т; большая скорость: 60 км/ч; запас хода по шоссе: 550 вести войну; оружие: 12,7-мм закрытая зенитно-пулеметная установка; грузоподъемность крана: 2,5 т; трал КМТ-7
    Много ИМР принимали участие в ликвидации аварии на ЧАЭС.
    Только с их помощью удалось установить дистанционно управляемые краны и приступить к возведению саркофага
    БМР-3М. Разминирование ИМР. траншеи и Дороги.
    Инженерная машина разграждения — военный машина, предназначенная для прокладки дорог по пересеченной местности, в городских и лесу завалах, для отрывки и засыпки котлованов. Масса: 37,5 т; большая скорость по шоссе: 59 км/ч; экипаж: 2 чел; скорость при работе бульдозерным оборудованием: до 12 км/ч; большой вылет стрелы: 8,8 м; грузоподъемность стрелы: 2 т
    Могучий «пионер» Инженерная машина Pionierpanzer (Германия) предназначена для помощи тяжелым военным машинам при форсировании ими водных рубежей, и для исполнения земляных и грузоподъемных работ в передовых районах.

Кпротивнику напролом: боевые машины разминирования

    Выполнена на базе танка Leopard 1. Оснащение: телескопическая экскаваторная стрела, бульдозерное оборудование, набор оборудования для сварки и электрической резки, лебедка-кабестан с механизмом натяжения троса. Оружие: 7,62-мм пулемет.
    Американский аналог ИМР M1 Grizzly [Breacher] так и не вышел из стадии войсковых опробований
    США Попытки вернуть в обновленном виде цепные тралы времен Второй мировой закончились для армии США неудачно. Было нужно брать у израильтян трофейные катковые тралы производства СССР, а после этого создавать их клоны
    Американская армия и по сей день не располагает автомобилями, подобными отечественным БМР, ИМР либо кроме того БАТ-М.
    Американцам было нужно ограничиться навешиванием на танк М1 «Абрамс» фактически полного аналога отечественного трала КМТ-5. С 1999 года началась разработка аналога ИМР называющиеся M1 Grizzly (Breacher). Не смотря на то, что в полевых управлениях армии США указано, что Grizzly состоит на вооружении, но из стадии войсковых опробований эта машина так и не вышла.
    А вот Германия, достаточно повоевавшая в двадцатом веке, отнеслась к разработке автомобилей, разрешающих «вломиться в дом соседа», с максимальной серьезностью. Еще во второй половине 60-ых годов XX века бундесвер принял на вооружение инженерную машину на базе танка Leopard 1 называющиеся Pionierpanzer, приблизительно равную по возможностям отечественной машине ИМР. И все последующие годы шло ее совершенствование. Сейчас бундесвер применяет современный вариант автомобили под тем же заглавием Pionierpanzer, но уже на базе танка Leopard 2

Не следует думать, что современнейший танк М1 «Абрамс» либо Т-90 имеют лучшую проходимость, нежели ветхозаветные БТ-7 либо Pz.Kpfw III. А вот сделать для них проходы требуется куда стремительнее. В случае если в 1940-х противотанковый ров являлся легко досадной помехой, талантливой сорвать атаку, то сейчас задержка танков у рва хотя бы на пара мин. чревата тем, что они будут накрыты огнем боевых вертолетов, точных ракет и снарядов, прилетающих издали, и понесут большие потери.

Афганские находки

Перечислить всю технику для преодоления препятствий, которой располагают отечественные инженерные армии, нереально. Это десятки образцов. Но о самых обширно применяемых поведать стоит.

Самым значительным препятствием и для танков, и для пехоты были и сейчас остаются мины. История военной машины разминирования (БМР) начинается в далеких 1980-х в Афганистане. Главным инструментом данной автомобили стал известный коммунистический минный катковый трал КМТ-5М и его предстоящее развитие КМТ-7.

Их предшественник, трал ПТ-3, показался еще в годы ВОВ и великолепно себя показал уже в Курской битве. Тогда катковые тралы навешивались на танки.

Но с началом минной войны в Афганистане скоро стало известно, что тралов у 40-й армии достаточно, а вот с носителями, другими словами танками, дело обстоит хуже. Через чур много их везде требовалось.

Сейчас уже никто не сообщит, кому первому пришла в голову идея навешивать тралы на танковые тягачи БТС (по другой информации, на трофейные Т-54 либо Т-55). Не смотря ни на что, мысль была дельной. Во-первых, экономились современные танки.

Во-вторых, место механиков-водителей придумали устраивать не на самом дне автомобили, а на крыше, для чего, действительно, было нужно удлинить рычаги управления. Экипаж прикрывался бронелистами либо время от времени башней со снятой пушкой.

Дно автомобили выстилалось пластиковыми канистрами с водой. Канистры хранили запас воды, ни при каких обстоятельствах не лишний в жаркой стране, и являлись прекрасным гасителем ударной волны, в случае если мина внезапно рванет под дном. Такие автомобили превосходно тралили маршруты, а вдруг и подрывались, то экипаж оставался цел.

Боевые качества этих самоделок скоро и по преимуществу оценили в Минобороны. Было выдано задание на разработку автомобили, которой присвоили обозначение БМР. Первый пример выстроили в Киеве, автором проекта стал полковник А.П.Хлесткин.

Не смотря на то, что конструировать-то особенно было нечего. Все исходное имелось — и танковое шасси, и хороший трал КМТ-5М, созданный в челябинском СКБ-200 под управлением В.И. Михайлова.

И уже к концу 1980 года в Афганистан стали поступать первые БМР, изготовленные на Львовском танкоремонтном заводе.

Цена гордости

БМР заводского изготовления сразу же нашли собственный место в боевых порядках армий. Они разрешили быстро снизить утраты техники на минах, расширить скорость перемещения колонн. Поток заявок скоро увеличивался.

Машину потребовали не только танкисты, но и пехота, тыловые батальоны. Обойти препоны военной бюрократии было несложно, поскольку БМР относились не к бронетанковой технике, а к инженерной и не считались штатной машиной только танковых частей.

Конструкторы, учитывая детские и «недостатки заболевания» первых образцов, оперативно создали БМР-2, а позднее и БМР-3. Последний был таким удачным, что в начале XXI века произошло представить БМР на интернациональном рынке оружий. Причем для этого были основания исторического характера.

Входе арабо-годов и 1967 израильских 1973 войн Израиль захватил у египтян много тралов КМТ-5 производства СССР. Израильские армейские скоро приспособили их к своим «Меркавам» и стали с громадным успехом применять.

В иракских войнах американцы понесли чувствительные утраты на противотанковых минах, не смотря на то, что шепетильно скрывают эти неприятные для них факты. Еще больше утрат они стали нести по окончании объявления о достигнутой победе. А вот приемлемых противоминных тралов у американцев не было, потому что они высокомерно пренебрегали данной техникой в 1950—1970-х.

Попытки вернуть в обновленном виде цепные тралы времен Второй мировой войны закончились провалом.

Было нужно американцам идти на поклон к израильтянам и брать у них минные тралы производства СССР.

Катки, плуги и магнит

Принцип каткового трала, этого главного инструмента БМР, весьма несложен. К двум рамам, закрепленным на броне, подвешены пара тяжелых прочных металлических колес, каковые катятся впереди машины и, наезжая на мину, заставляют ее взорваться. Прочность данной конструкции такова, что катки выдерживают до десяти взрывов.

Вышедшие из строя катки легко заменить. Согласно данным статистики на минном поле машина может встретить не более 1−3 мин.

Принцип несложен, но вот добиться того, дабы любой каток катился по земле независимо от соседних и шепетильно перекатывался по любому холмику либо ямке (как говорят конструкторы, копировал местность), к тому же дабы наряду с этим на него влиял вес всей конструкции (что очень принципиально важно для срабатывания мины), смог лишь отечественный конструктор В.И.Михайлов. Российский трал фактически не пропускает ни одной мины. Американские и британские конструкторы создать удовлетворительные образцы каткового трала не сумели.

БМР, а правильнее трал, подвешенный к данной машине, может бороться и с минами, каковые реагируют не на давление, а на магнитное поле танка. Два наклонно стоящих цилиндра над катками — это ЭМТ (электро-магнитный трал). Цилиндры создают впереди машины магнитное поле, подобное тому, которое имеет танк.

Мины взрываются перед тралом, не нанося повреждений машине.

Оснащен БМР и тралом выкапывающего типа. Две секции расположены сзади катков. Ножи при перемещении БМР зарываются в почву на глубину, на которой в большинстве случаев устанавливаются противотанковые мины, выкапывают мину и отбрасывают ее в сторону.

Таковой плужный трал нужен, потому, что существуют мины, срабатывающие не от одного, а от двух последовательных нажатий. К таким относятся, к примеру, отечественная МВД-62 либо английская кожный покров.5 Mk4. Делать же трал с двумя последовательностями катков нерационально, потому что он окажется через чур тяжелым.

Но плужный трал применим лишь на местности с определенным качеством грунта. При каменистых, скальных грунтах, на дорогах ствердым покрытием «плугу» делать нечего.

Прогрызатель дорог

Но мины — далеко не единственное неестественное препятствие, талантливое остановить движущиеся армии. Противотанковые рвы, контрэскарпы и эскарпы, надолбы, баррикады, преграды, завалы из деревьев, муниципальные руины, наконец, не по зубам минному тралу.

Еще в далекие 1970-е на вооружение советских инженерных армий была принята машина под обозначением ИМР (инженерная машина разграждения). Ее главной задачей стала расчистка маршрутов перемещения от невзрывных препятствий, прокладка колонных дорог, очистка маршрутов от снега, оборудование переездов через рвы и т. п. в боевых порядках армий. А базой ИМР стал сперва танк Т-55, позднее Т-62 и наконец Т-72.

В первую очередь машину оснастили замечательным бульдозерным оборудованием универсального назначения. К примеру, в случае если необходимо отрыть спуски в крутых склонах, крылья лопаты возможно поставить в простое прямое положение, как у тракторных бульдозеров. В случае если требуется очистить дорогу от снега, обломков, кустарника, крылья отводят назад.

И тогда все, что мешает перемещению, отодвигается в стороны.

Возможно одно крыло завернуть назад, а второе вперед — это положение именуется грейдерным; тогда все помехи перемещению будут сдвигаться в одну сторону. В случае если в этом положении лопату еще и наклонить, тогда ИМР способна создавать дорожное полотно и в один момент рыть кювет. Окажется обычная грунтовая дорога серповидного поперечного профиля.

Достаточно засыпать ее щебнем либо гравием, и она превратится в готовое шоссе. Принципиально важно подчернуть, что все эти трансформации бульдозерного оборудования экипаж проделывает, не выходя из автомобиля. А это крайне важно, к примеру, на местности, зараженной отравляющими либо радиоактивными веществами.

Автомобили в ядерном аду

ИМР была единственной машиной, талантливой трудиться в первые дни Чернобыльской аварии прямо около уничтоженного четвертого энергоблока. Подступы к реактору были заваленными обломками оборудования и здания. Дабы подобраться к очагу разрушений, требовалось сперва расчистить завалы.

Но уровни радиации в те дни были таковы, что кроме того армейские радиометры зашкаливало (от 60 до 500 рентген в час).

Около реактора человек имел возможность пребывать считанные 60 секунд, в противном случае и секунды.

ИМР с ее замечательной броней снижала уровни радиоактивного облучения экипажа в десять и более раз. Весьма понадобилась телескопическая стрела с захватом-манипулятором, которой оснащена ИМР. Вылет стрелы — 8,8 м. Посредством манипулятора оператор автомобили как рукой может захватывать и перемещать в сторону предметы массой до 2 т. Причем точность работы такова, что умелый оператор может замечательными челюстями манипулятора закрыть коробок со спичками, лежащий на земле.

Либо поднять с почвы и подать человеку сигарету.

У чернобыльского реактора ИМР собирали разбросанные куски урановых стрежней и складывали их в подвозимые контейнеры для предстоящего захоронения, убирали обломки стен. Посредством ИМР удалось установить около реактора пара дистанционно управляемых кранов и начать возведение саркофага. Без данной неповторимой автомобили подобную работу было нужно бы отложить на пара месяцев, пока не снизится уровень радиации.

Чуть ли не все имевшиеся тогда в армии ИМР были отправлены в Чернобыль, и все они остались в том месте окончательно. За время работы автомобили набирали так много радиации, что уже сама броня становилась радиоактивной. Десятки, если не много ИМР среди множества вторых автомобилей сейчас стоят на закинутом аэропорте времен войны около Припяти.

ИМР была такой удачной и востребованной армиями машиной, что в течении многих лет ее старались усовершенствовать. По опыту Афганистана постарались придать ИМР способности БМР. Для этого на машину навешивали катковый трал КМТ-7, плужный трал КМТ-6 и метаемые заряды разминирования УР-83.

Но универсализация не отправилась на пользу ИМР. Катковый трал лишал ИМР возможности пользоваться бульдозерным оборудованием и делал машину неманевренной.

Плужный трал КМТ-6 перегружал переднюю часть ИМР, которая итак была нагружена весом бульдозера. коробки установок разминирования ограничивали возможность пользоваться манипулятором. В итоге ИМР вернули к начальной комплектации.

Рабочий конь войны

ИМР — хорошая машина, вот лишь через чур дорогая. И тяжелая. А инженерным армиям далеко не всегда нужна броня, да и манипулятор употребляется только от случая к случаю.

Значительно чаще для прокладывания дорог перемещения танков, БТР, БМП, самоходок, автотехники требуется только бульдозерное оборудование. Да время от времени автокран, дабы что-то поднять и переместить. Инженерные автомобили с таким ограниченным комплектом функций, само собой разумеется, существуют, и показались они значительно раньше ИМР.

Наименование автомобилей отвечает их назначению — это путепрокладчики. Первая такая машина показалась еще в 1960-х и взяла обозначение БАТ (бульдозер на артиллерийском тягаче).

В качестве базисной автомобили был забран тяжелый гусеничный артиллерийский тягач АТ-Т. Конструкция была весьма успешной, и ее полюбили в армиях.

Через пара лет машину усовершенствовали. Добавили к бульдозерному оборудованию 2-тонный гидравлический кран и назвали новинку БАТ-М. Бульдозер был весьма удобным для прокладки колонных дорог (временных дорог для наступающих армий), очистки дорог от снега, валки деревьев, расчистки кустарников, устройства съездов на крутых склонах.

К примеру, зимний период БАТ-М чистит дорогу со скоростью до 15 км/ч, а летом прокладывает грунтовый путь со скоростью 5−8 км/ч. Само собой разумеется, только в том месте, где исключен ружейно-пулеметный и огонь артиллерии. Однако кабина автомобили герметизирована и оснащена фильтро-вентиляционной установкой.

Это значит, что БАТ-М способен трудиться на местности, зараженной отравляющими либо радиоактивными веществами.

К примеру, срезать и удалять зараженный грунт. Как и у ИМР, бульдозерное оборудование может иметь двухотвальное, грейдерное и прямое положения. Вот лишь изменять положение ножей приходится вручную.

БАТ-М полюбился армейским еще за одно свойство. Двигатель, расположенный под кабиной, дает достаточно тепла, так что в автомобили комфортно в любой холод. В конце 1980-х БАТ-М стали заменять более идеальной машиной БАТ-2, в кабине которой возможно разместить не считая экипажа еще и саперное отделение.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№94, август 2010).

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.