Красный колоссаль: молот ильича

23 марта 1918 года в 7 часов 20 мин. утра в центре Парижа, на площади Республики, раздался сильный взрыв. Парижане в испуге обратили взгляды к небу, но в том месте не было ни цеппелинов, ни аэропланов. Предположение, что Париж обстреливала вражеская артиллерия, сначала никому не приходило в голову, поскольку линия фронта пребывала в 90 км к западу от города.

Но, увы, загадочные взрывы длились.

До 7 августа 1918 года немцы выпустили 367 снарядов, из которых 2/3 попали в центральный район города, а треть — в пригороды.

По Парижу в первый раз в мире стреляла сверхдальняя 210-мм пушка, названная немцами «Колоссаль». Ее дальность достигала 120 км, немногим меньше, чем у известных советских баллистических ракет «Скад» (Р-17) и больше, чем у первых серийных ракет «Точка». Увы, вес орудия составлял 142 т, вес всей установки — более чем 750 т, а живучесть ствола была низка.

Мы отправимся вторым методом

Российская Федерация. Финиш 1918 года. В стране началась Гражданская война. Советская республика в кольце фронтов.

Население Петрограда сократилось в пять раз, в городе свирепствовали тиф и голод. И вот в декабре 1918 года большевистский Военно-законодательный совет постановил начать работы над «орудиями сверхдальней стрельбы».

Нужно честно заявить, что сия революционная мысль была выдвинута главой артиллерийского полигона генералом царской армии В.М.Красный колоссаль: молот ильича Трофимовым. Но революционеры-политики решительно поддержали революционеров-артиллеристов и создали Рабочую группу по особенным артиллерийским опытам (Косартоп).

Добиться сверхдальней стрельбы в то время возможно было лишь тремя методами:

создать особенные пушки со сверхдлинными стволами в 100 и более калибров (к тому времени протяженность орудий сухопутной артиллерии не превышала 30 клб, а корабельной артиллерии — 50 клб); создать электрические, либо, правильнее, электромагнитные орудия, в которых разгон боеприпаса возможно было создавать за счет энергии магнитного поля; создать принципиально новые типы снарядов. Идти по германскому пути было не нужно — изготовление сверхдлинного ствола технологически сложно и дорого, а при наличии простых поясковых снарядов живучесть ствола не превышала 100 выстрелов. (Поясковый боеприпас — это боеприпас, снабженный узкими бронзовыми поясками, каковые при выстреле вжимаются в нарезы канала ствола и снабжают вращение снарядов.) С 40-х годов ХХ века медь в поясках заменили вторыми материалами, а также керамикой.)

Создать сверхдальнюю электромагнитную пушку было по плечу отечественным ученым уже в 1918 году. Но не считая огромных затрат на проектирование, изготовление, отработку для того чтобы орудия, рядом с ним потребовалось бы установить электростанцию средней мощности. С 1918 года и до сих пор в печати систематически появляются сведения о создании электромагнитных пушек, но, увы, ни одна такая установка на вооружение так и не поступила.

Советские конструкторы решили пойти по третьему пути и создать неповторимые боеприпасы сверхдальней стрельбы.

Рабоче-крестьянские суперснаряды

Мысль привела в восхищение все красное военное руководство, но главным идеологом введения суперснарядов стал маршал Тухачевский.

С 1920 по 1939 год в СССР были положены огромные средства на опробования сверхсекретных снарядов нового типа. Новые орудия для них не создавались, переделывались только каналы уже существующих совокупностей. Однако на переделку таких орудий, на изготовление и проектирование тысяч умелых снарядов, и на их долгие опробования были израсходованы десятки миллионов рублей.

Любопытно, что практически все 20 лет параллельно шли работы над тремя типами снарядов: полигональными, нарезными и подкалиберными.

Многогранный талант

Начнем с полигональных снарядов, каковые имели в сечении форму верного многоугольника. В средней собственной части боеприпас соответствовал форме канала. При точной отделке и таком устройстве боеприпас прилегал большей частью собственной поверхности к стенкам канала, и ему имела возможность сообщаться громадная скорость вращательного перемещения, поскольку возможно было давать громадную крутизну скручивания канала без опасения срыва ведущих частей боеприпаса.

Именно поэтому возможно было быстро расширить вес и длину боеприпаса, соответственно, намного улучшились бы меткость и дальность стрельбы.

В первой половине 30-х годов в полигональные были переделаны пара 76-мм пушек примера 1902 года. Канал их имел 10 граней, калибр (диаметр вписанной окружности) — 78 мм. На опробованиях в первой половине 30-ых годов двадцатого века случилось чудо!

Полигональный боеприпас П-1 весом 9,2 кг летел на дальность 12,85 км, а боеприпас П-3 весом 11,43 кг — на 11,7 км.

Для сравнения, штатные боеприпасы весом 6,5 кг имели дальность 8,5 км. И это без трансформации устройства орудия, был только расточен соответствующим образом ствол.

Срочно было решено перевести всю дивизионную, корпусную, зенитную артиллерию, и артиллерию громадной мощности на полигональные боеприпасы. На полигонах загрохотали 152-мм пушки Б-10 и 76-мм зенитные пушки примера 1931 года с полигональными боеприпасами. Безотлагательно переделали в полигональные корабельные и береговые орудия калибров 130, 180, 203 и 305 мм.

гайка и Винт

Параллельно с полигональными шли опробования нарезных снарядов. Как и полигональные, нарезные боеприпасы не имели ведущих бронзовых поясков. На их корпусе были сделаны глубокие нарезы либо выступы, которыми боеприпас входил в нарезы (выступы) канала ствола, как винт в гайку.

С 1932 по 1938 год было испытано пара десятков типов нарезных снарядов калибра от 37 до 152 мм.

Активные против пассивных

Громаднейших удач отечественные инженеры добились с подкалиберными боеприпасами (калибр которых меньше калибра ствола). Подкалиберные боеприпасы тогда назывались «комбинированными», так как они складывались из активного снаряда «и» поддона. Поддон направлял перемещение боеприпаса по каналу ствола, а при вылете боеприпаса из канала разрушался.

Для стрельбы подкалиберными боеприпасами были переделаны две 356/50-мм пушки, изготовленные в 1915—1917 годах для линейных крейсеров типа «Измаил». Сами крейсеры были сданы коммунистами на слом.

В начале 1935 года заводом «Коммунист» были изготовлены новые 220/368-мм подкалиберные боеприпасы чертежей 3217 и 3218 с поясковыми поддонами, стрельбы которыми производились в июне-августе 1935 года. (Поясковый поддон — поддон, имеющий бронзовые пояски, подобно простому поясковому боеприпасу.) Вес конструкции составлял 262 кг, а вес 220-мм активного боеприпаса — 142 кг, заряд пороха — 255 кг. На опробованиях была взята скорость 1254−1265 м/с. При стрельбе 2 августа 1935 года взята средняя дальность 88 720 м при угле возвышения около 500. Боковое отклонение при стрельбах составило 100−150 м.

Для предстоящего повышения дальности стрельбы были начаты работы по уменьшению веса поддона.

В конце 1935 года были совершены стрельбы боеприпасами с поясковыми поддонами чертежа 6125. Вес активного боеприпаса составил 142 кг, а вес поддона 120 кг, дальность стрельбы 97 270 м при угле возвышения 420. Потом работы были продолжены по пути облегчения пояскового поддона до 112 кг (боеприпас чертежа 6314).

К тому времени была закончена переделка второй 356-мм пушки в 368-мм. При опробованиях 368-мм пушки № 2 в 1936 — начале 1937 года боеприпасом чертежа 6314 были взяты удовлетворительные результаты, и на их базе в марте 1937 года составили таблицы стрельбы этими боеприпасами из 368-мм пушки. Конструкция для того чтобы боеприпаса весила 254 кг, из них на поясковый поддон приходилось 112,1 кг, на деятельный боеприпас 140 кг.

Протяженность 220-мм активного боеприпаса — 5 клб. При стрельбе полным зарядом в 223 кг начальная скорость составляла 1390 м/с, а дальность — 120,5 км. Так, была взята та же дальность, что и у «Парижской пушки», но более тяжелым боеприпасом.

Основное же было в том, что была использована простая морская пушка, да и живучесть ствола была значительно больше, чем у немцев. 368-мм стволы предполагалось размещать на ЖД транспортерах ТМ-1−14.

С прибалтийским приветом

Уже были поставлены и задачи для сверхдальних ЖД орудий — «срыв мобилизации» в государствах Прибалтики, другими словами, попросту говоря, ЖД установки ТМ-1−14 должны были обстреливать подкалиберными боеприпасами прибалтийские города.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века были начаты работы по так именуемому «звездчатому» поддону для комбинированных снарядов. Орудия со звездчатыми поддонами имели маленькое число нарезов (в большинстве случаев 3−4) громадной глубины. Сечения поддонов снарядов повторяли сечение канала.

Эти орудия формально возможно отнести к орудиям с нарезными боеприпасами.

Для начала звездчатые поддоны были испытаны на 76-мм зенитной пушке примера 1931 года и 152-мм пушке Бр-2. И только после этого завод «Баррикады» приступил к нарезке по совокупности ЦЕА 356/50-мм пушки. Калибр пушки стал 380/250 мм (по нарезам / по полям), а нарезов — всего четыре.

Такие пушки предполагалось устанавливать на ЖД установках ТМ-1−14.

Испытать пушку ЦЕА на полную дальность не удалось, но согласно расчетам она должна была быть больше 150 км.

Артиллеристы с Лубянки

И вот грянул гром! Пара бдительных товарищей в конце 1938 года составили громадной отчет «Результаты опробований нарезных и полигональных снарядов в 1932—1938 гг.», где наглядно продемонстрировали, как подтасовывались результаты опробований, как конструкторы этих снарядов практически топтались на месте. Все ухищрения были напрасны, и результаты опробований в принципе соответствовали тем, что были взяты на Волковом поле в 1856—1870 годах при опробованиях пушек Витворта, Блэкли и др.

Отчет был направлен в Артуправление РККА, где обстановку знали и, в лучшем случае, наблюдали на нее «сквозь пальцы». А копия отчета отправилась в НКВД, где об этом ничего не было известно.

Доносы — вещь, несомненно, неприятная. Но в Архиве Советской армии я пристально прочел донос, а в Военно-историческом архиве — отчет о стрельбе 12-футовых, 32-фунтовых и 9-дюймовых пушек Витворта. И, увы, все сошлось.

Вправду, теоретически полигональные боеприпасы давали громадный выигрыш в дальности и весе стрельбы, но при громадной дальности стрельбы они начинали кувыркаться, для заряжания их требовались если не инженеры, то виртуозы из полигонных команд, боеприпасы заклинивало в канале и т. д. Русские артиллеристы по указанию руководства испытали пара полигональных орудий, и любой раз категорически исключалась возможность принятия их на вооружение в Российской Федерации. Результаты опробований полигональных орудий в 1928—1938 годах один в один совпали с результатами, взятыми на Волковом поле. Такая же картина была и с нарезными боеприпасами.

Нужно ли сказать, что в 1938—1939 годах десятки разработчиков «чудо-снарядов» были репрессированы, а в 1956—1960-м всецело реабилитированы. Работы же над «чудо-боеприпасами» в СССР закончились, и ни один из них так и не был применен на протяжении ВОВ.

Что русскому смерть, то немцу прекрасно

Летом 1940 года германские сверхдальние орудия открыли огонь по Англии через пролив Ла-Манш. Артиллерийские обстрелы южной части Англии закончились только в осеннюю пору 1944 года, по окончании захвата французского побережья союзными армиями.

Немцы вели пламя из особых длинноствольных ЖД орудий как простыми боеприпасами, так и боеприпасами с готовыми выступами. Так, 210-мм сверхдальнобойная ЖД установка K12 (Е) имела ствол длиной 159 клб. Фугасный боеприпас примера 1935 года весом 107,5 кг имел начальную скорость 1625 м/с и дальность 120 км.

В начале войны для данной пушки был изготовлен ровный ствол и оперенный боеприпас к нему весом 140 кг, с начальной скоростью 1850 м/с и дальностью около 250 км.

Вторая сверхдальнобойная ЖД установка 278-мм K5Е стреляла 28-см боеприпасами с готовыми выступами, каковые имели 12 глубоких нарезов (глубина 6,75 мм). Из таких стволов стреляли 28-см гранатами Gr.35 длиной 1276/4,5 мм/клб и весом 255 кг. Боеприпасы имели 12 готовых выступов на корпусе.

При заряде весом 175 кг начальная скорость составляла 1130 м/с, а дальность — 62,4 км. Немцам удалось держать в страхе население южной Англии. Но, конечно, по критерию «эффективность / цена» германское сверхдальнее орудие значительно проигрывало авиации и подводным лодкам.

Уже к 1941 году немцы достигли предела возможностей как простых (поясковых), так и снарядов с готовыми выступами. Дабы еще больше расширить вес и дальность стрельбы взрывчатого вещества в боеприпасе, требовалось кардинально новое техническое ответ. И им стали активнореактивные боеприпасы, разработка которых началась в Германии еще во второй половине 30-ых годов XX века. Для той же ЖД пушки K5 (E) был создан энергично-реактивный боеприпас Raketen-Granate 4341 весом 245 кг.

Дульная скорость боеприпаса составляла 1120 м/с.

По окончании вылета боеприпаса из ствола включался реактивный двигатель, трудившийся 2 секунды. Средняя сила тяги боеприпаса — 2100 кг. В качестве горючего в двигателе было 19,5 кг дигликолевого пороха.

Дальность стрельбы боеприпаса Raketen-Granate 4341 составляла 87 км.

В первой половине 40-ых годов XX века началась разработка германской сверхдальнобойной ракетно-артиллерийской установки для стрельбы боеприпасами RAG. Реактивный боеприпас RAG весил 1158 кг. Заряд был мал — всего 29,6 кг, дульная скорость — 250 м/с, но мало было и большое давление в канале — всего 600 кг/см2, что давало возможность сделать легкими как ствол, так и всю совокупность.

На расстоянии около 100 метров от дула орудия включался замечательный реактивный двигатель. За 5 мин. его работы сгорало приблизительно 478 кг ракетного горючего, и скорость боеприпаса возрастала до 1200−1510 м/с. Дальность стрельбы должна была быть около 100 километров.

Любопытно, что работы над совокупностью RAG не закончились с капитуляцией Германии. В июне 1945 года несколько германских конструкторов, трудившихся над RAG, приобрела нового главы — инженера-полковника А.С. Бутакова.

За полвека мечта о красной суперпушке так и не покинула головы советских полководцев.

По окончании окончания Второй мировой энтузиазм в отношении сверхдальней артиллерии начал неспешно спадать. Армейские конструкторы увлеклись новым веянием — ракетостроением. Ракеты начали попадать кроме того в классическую вотчину крупнокалиберных пушек — ВМФ.

О разработках русском корабельной ракеты просматривайте в следующем номере отечественного издания.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№34, август 2005).

Голод 30-х годов. Голодомор. [ История России. XX век ]


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: