Крылатые линкоры: огонь небесный

В конце 1964 года в Индокитае армейский обозреватель газеты Stars and Stripes заметил сказочное ночное зрелище — над полем боя кружил громадный самолет, из чрева которого к почва тянулись броские следы трассеров, освещая небо. Зрелище произвело на журналиста сильнейшее чувство, и скоро в газете показалась статья под заголовком Puff the Magic Dragon — «Извергай пламя, сказочный дракон».

Звучная фраза понравилась экипажу этого самолета — на борту фюзеляжа показалась надпись Puff, а подобные самолеты стали довольно часто именовать Dragonship. Но нам они больше известны как Gunship — летающие линейные корабли.

Суда Гана

Концепция самых необыкновенных боевых самолетов — «ганшипов» — зародилась во время второй мировой, не смотря на то, что наименование Gunship (линейный корабль) они взяли только на протяжении вьетнамской войны. По иронии судьбы проект «прекрасно вооруженного самолета для поражения слабо защищенных средствами ПВО надводных и наземных целей» внес предложение в первой половине 40-ых годов двадцатого века майор Пол Ган; так, «ганшип» — это не просто «линкор», но и «корабль Гана». Действительно, в небе над Германией судам Гана показаться не было суждено.

Случилось это в совсем втором финише света.Крылатые линкоры: огонь небесный

Прекрасно забытое старое

В 1950-е годы американцы все «плотнее» влезали в разные вооруженные конфликты, в первую очередь в Индокитае. В этот самый момент стало известно, что «классические» самолеты ВВС мало приспособлены для борьбы против партизан. Из-за их высокой скорости кроме того в дневное время экипажи истребителей-бомбардировщиков еле выходилина уже найденные малоразмерные цели, а ночью о прицельных атаках по большому счету стоило забыть.

Помимо этого, базировались «джеты» лишь на аэропортах с жёстким покрытием, коих в Юго-Восточной Азии было не так уж и большое количество. Ко времени на подготовку самолета к боевому вылету приплюсовывалось большое кроме того для скоростного самолета полетное время.

Армиям был нужен самолет с замечательным оружием, талантливый круглосуточно обнаружить и действенно поражать цели из бортового оружия.

Стрельба на виражах

Еще во второй половине 20-ых годов XX века первый лейтенант США Фред Нельсон фиксированно установил на биплане DH.4 пулемет под углом 900 к продольной оси и выполнил пара успешных стрельб, но руководство Авиационного корпуса интереса к опыту не показало. В первой половине 40-ых годов двадцатого века с оружием, стрелявшим вбок, экспериментировал и Пол Ган.

Одвременно с этим полковник Макдональд выдвигал идею вооружить самолеты стреляющими вбок базуками и крупнокалиберными пулемётами, и предлагал готовую методику боевого применения таких самолетов — они должны были кружить около цели, пребывавшей в вершине перевернутого конуса. Основанием конуса служила бы плоскость исполнения виража. Наведение на цель осуществлялось трансформацией угла крена: стволы пулемета размешались параллельно образующей конуса.

В этом случае автострады идут по образующей конкретно в вершину конуса — в цель. Еще одно преимущество данной методики было в том, что пилот не терял из виду цель, визуально осуществляя контроль ее поражение.

В бой идут одни старики

Вот об этих работах и отыскали в памяти американцы. Громаднейшим потенциалом при переоборудовании в штурмовики владели транспортные самолеты. Их масса и значительные размеры нужного груза разрешали разместить на них много боеприпасов и вооружения.

К тому же самолеты имели большую длительность полета, а уже тогда предполагалось, что главным видом боевой работы станет нанесение удара из положения «дежурство в воздухе». Громадный «грузовик» воображал собой лакомую цель для зенитчиков, но зенитчики у партизан первой половины 1960-х оставались в громадном недостатке. Создатели нового типа боевого самолета угрозу ПВО не рассматривали по большому счету.

Для опытов ВВС в первой половине 60-ых годов двадцатого века выделили ветхий С-131, на что и установили «перпендикулярное» оружие. Не обращая внимания на обнадеживающие результаты, мысль «воздушного линейного корабля» многим из ВВС Соеденненых Штатов представлялась, мягко говоря, экзотичной. В противном случае сложно растолковать выбор платформы для первого боевого «ганшипа»: это был ветеран Второй мировой войны DC-3 (он же С-47).

Экспериментируйте, юноши, — старья не жалко.

Самолет стал называться FC-47D (позднее из-за протестов летчиков-истребителей, уязвленных тем, что старенький утюг-«Дуглас» попал в одну компанию с «Фантомом», букву F, Fighter («истребитель»), заменили на А, Attack — «ударный»). По левому борту фюзеляжа перпендикулярно продольной оси самолета поставили контейнеры SUU-11A/A с шестиствольными пулеметами «мини-ган». Два пулемета были установлены в иллюминаторах левого борта, третий — в проеме грузовой двери.

Опробования, а правильнее, боевые вылеты превзошли ожидания кроме того самых отчаянных оптимистов: как раз работа первых FC-47D произвела такое впечатление на обозревателя Stars and Stripes.

Тропа войны

Безоблачная боевая карьера первых 15 «ганшипов» длилась до января 1966 года, в то время, когда эскадрилью привлекли к блокаде известной тропы Хо Ши Мина, по которой шла помощь партизанам с Севера. К этому времени отряды НФО (Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама) обзавелись громадным числом 37-мм и 57-мм зенитных пушек, а также с радиолокационным наведением. За маленькое время американцы утратили шесть АС-47.

Другое дело — ночные полеты на прикрытие укрепленных пунктов.

Обычно «ганшипу» достаточно было только один раз найти себя огнем пулеметов, дабы атаки вьетконговцев закончились на всю ночь. К 1967 году пехотные начальники уже не воображали ведения военных действий в отсутствие воздушных линейных кораблей — ВВС не успевали удовлетворять заявки.

В это же время переоборудование в «ганшипы» дополнительного количества С-47 не представлялось вероятным: самолет не отвечал требованиям ВВС как в отношении грузоподъемности, так и в оснащении особыми бортовыми совокупностями. Требовалась новая платформа.

На новой платформе

Выбор пал на С-119. Много этих самолетов пребывало на вооружении резервных эскадрилий — руководство ВВС Соеденненых Штатов все еще не верило в будущее «ганшипов». Новый «ганшип» АС-119G Shadow («Тень») по оружию не на большом растоянии ушел от АС-47: четыре мини-гана вместо трех.

Но на нем установили идеальную навигационную совокупность, обзорную совокупность ночного видения, бортовой компьютер и мощный прожектор, а кабину пилотов прикрыли броней.

Во второй половине 60-ых годов XX века в вариант AC-119G было переоборудовано 26 самолетов С-119. Через год на вооружение поступила следующая партия — 26 автомобилей АС-119К Stinger, каковые значительно отличались от AC-119G и намерено предназначались для ночных полетов над тропой Хо Ши Мина. Оборудование пополнилось навигационной РЛС, РЛС обнаружения движущихся целей, инфракрасной совокупностью ночного видения, мощным прожектором и лазерным дальномером.

Не считая мини-ганов в иллюминаторах, в особых амбразурах, установили две шестиствольных пушки Vulcan. Оказался как следует новый самолет: оборудование разрешало ему функционировать круглосуточно, а наличие пушек — поражать цели, не входя в зону действия действенного пулеметного огня.

Летающий Геракл

Работы по созданию самого могучего небесного линейного корабля Gunship-2 начались в 1965 году. Мысль, положенная в базу требования к платформе, оригинальностью не блистала: «Чем больше самолет, тем лучше». Более большого транспортного самолета, чем C-130 Hercules, в Соединенных Штатах просто не существовало.

Умелый «ганшип» на базе С-130 вооружили четырьмя модулями MXU-470 по мини-гану в каждом и четырьмя 20-мм пушками «Вулкан».

На самолете установили совокупность ночного видения, аналоговую бортовую ЭВМ, РЛС, подобную устанавливаемой на истребителях F-104, и замечательные прожектора. К началу осени 1967 года удалось довести оборудование самолета до более-менее приличного уровня по надежности и его перегнали в Индокитай, на авиабазу Нятранг. Первый боевой вылет Vulcan Express — так нарек первый Gunship-2 его экипаж — выполнил уже 27 сентября.

До 9 ноября «Спектр» (неспециализированное наименование для всех моделей АС-130) совершил пара вылетов на огневую помощь наземных армий, в ночь же на 9-е самолет сдавал собственный основной экзамен в небе Индокитая над тропой Хо Ши Мина. Фактически сразу же оператор ИК совокупности ночного видения нашёл на тропе шесть машин; через 15 мин. на их месте пылало шесть костров.

Воздушный флот

Успешный дебют «Спектра» над тропой содействовал ускорению принятия ответа о постройке новых «ганшипов» на базе С-130. Девятый АС-130А послужил базой для еще более совершенного «ганшипа» по программе Surprise Package. Две 20-мм пушки заменили двумя 40-мм одноствольными «Бофорсами», демонтировали заднюю несколько мини-ганов.

Оборудование пополнилось телевизионной совокупностью AN/ASQ-145, талантливой трудиться в условиях низкой освещенности, лазерным дальномером-целеуказателем; аналоговую бортовую ЭВМ заменили на цифровую. По подобной схеме переоборудовали еще девять С-130. Все самолеты оборудовались совокупностью Black Crow, засекавшей электромагнитные импульсы совокупностей зажигания автомобильных двигателей, и контейнерами с аппаратурой радиоэлектронной борьбы и блоками отстрела инфракрасных ловушек.

Эти самолеты показались в Юго-Восточной Азии в декабре 1970-го, заменив самолеты АС-130А. Шесть сохранившихся АС-130А переправили в Соединенных Штатах для переоборудования по единому стандарту, взявшему наименование Pave Pronto.

Убедившись в высокой эффективности АС-130А, штаб ВВС наконец выделил для переоборудования 11 совсем новых транспортников С-130Е, переделанных в вариант Pave Spectre. На новых «Геркулесах» находились более замечательные двигатели, возросшая грузоподъемность разрешила установить бронезащиту экипажа и улучшить условия работы. Первый АС-130Е совершил посадку в Таиланде на авиабазе Убон в конце 1971 года.

Корабельная артиллерия

Пушки калибра 40 мм действенно поражали машины, но не танки. Меж тем на Юг по тропе Хо Ши Мина во все растущих количествах стали перебрасываться танки Т-34−85, Т-54/55, ПТ-76, продолжалось и усиление ПВО. Избежать утрат возможно было лишь методом обстрела целей с громадной дистанции, за пределами территории действия зенитного огня.

Эксперты с авиабазы Райт-Паттерсон внесли предложение пара вариантов усиления огневой мощи АС-130, лучшим был признан вариант оружия 105-мм военным гаубицей. Беспрецедентный в истории авиации «ствол» смонтировали вместо одного «Бофорса» в грузовой двери левого борта. Совокупность управления огнем гаубицы во многом была подобна совокупностям управления огнем башен главного калибра больших судов.

К боевой работе самолеты АС-130Е Pave Spectre со 105-мм гаубицами приступили в первой половине 70-ых годов двадцатого века.

Смертельная угроза

Первый коммунистический зенитный ракетный комплекс С-75 в районе тропы Хо Ши Мина разведка США засекла 11 января 1972 года. Против новых зенитных ракет «Геркулес» был беспомощен. Но замены АС-130 не было.

Несмотря на опасность, «Спектры» утюжилидороги, превращая их в коридоры смерти. С января по март их экипажи стёрли с лица земли 2782 автомобиля, повредив еще 4553. Расплата наступила 31 марта: АС-130Е, вооруженный 105-мм пушкой, был сбит огнем зениток с радиолокационным наведением.

Через два дня ракета ЗРК С-75 послала на землю еще один АС-130, экипажу спастись не удалось. Утрата двух дорогих самолетов за два дня привела фактически к полному прекращению полетов АС-130 над территориями, где концентрация средств ПВО была особенно большой.

При обороне Ан Лока северовьетнамцы применили новое грозное оружие — переносной зенитный ракетный комплекс «Стрела». 12 мая 1972 года один АС-130А взял попадание ракетой, запущенной с плеча; экипажу удалось дотянуть до авиабазы Тан Сон Нат. Через маленькое время «Стрелами» были сбиты еще два АС-130.

Несмотря на утраты, «Спектры» летали на боевые задания до бесславного финиша войны.

Второе рождение

Во второй половине 80-ых годов двадцатого века руководством ВВС Соеденненых Штатов была одобрена программа модернизации самолетов особого назначения, среди них и девяти АС-130. Модернизации подверглось в первую очередь бортовое электронное оборудование самолетов. А в первой половине 90-ых годов XX века на взлетную полосу заводского аэропорта в Палмдейле вырулил новый вариант «ганшипа» — АС-130U, отличавшийся более идеальной внутренней начинкой и пятиствольной 25-мм автоматической пушкой GAU-12U, установленной вместо двух 20-мм «Вулканов».

В первый раз по окончании Вьетнама АС-130 участвовали в военных действиях на протяжении вторжения на Гренаду. Операция Argent Fury («Неистовая гнев») началась вечером 24 октября 1983 года. Самолеты взлетели с авиабазы Харлберт-Филд и, совершив 10-часовой ночной перелет с двумя дозаправками в воздухе, утром 25 октября показались над столицей Гренады Порт-Салинасом.

АС-130какое количество снабжали огневую помощь высадки десанта и подавили огнем собственных пушек пара батарей малокалиберной зенитной артиллерии.

На протяжении войны в Заливе в январе-феврале 1991 года четыре АС-130Н из состава 4-й эскадрильи совершили 50 боевых вылетов, налетав более 280 часов. Основная задача «ганшипов» пребывала в уничтожении и поиске пусковых установок баллистических ракет Scud, и РЛС раннего обнаружения воздушных целей. Никого из этих задач самолеты выполнить не смогли.

Поисковое оборудование АС-130Н не трудилось в жаркой воздухе пустыни, песком и насыщенной пылью.

В 1990-х «ганшипы» отметились в Сомали, на балканском полуострове, на данный момент действуют в Ираке и Афганистане.

Чеченский вариант

С позиций боевой эффективности «Ганшип» — самолет неоднозначный. История «крылатых линейных кораблей» говорит об их неспособности функционировать в условиях противодействия важной ПВО, но как противопартизанский самолет «ганшип» не имеет себе равных. на данный момент «противопартизанские» самолеты стали «антитеррористическими».

В рамках наращивания антитеррористических сил Boeing в начале 2004 года взял заказ на $187,9 млн., предусматривающий модернизацию четырех транспортных самолетов С-130Н2 в «ганшипы» АС-130U с новейшим управляемым ракетным оружием и корректируемыми авиабомбами. В отличие от своих морских братьев — линейных кораблей — воздушным линкорам еще рано на свалку.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№45, июль 2006).

052. История России. ХХ век. Голод 20-х годов XX века


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: