Крымская война: китайские пираты и игра по разным правилам

Картина сложившейся незадолго до Крымской войны обстановки на Дальнем Востоке и Тихом океане будет неполной без упоминания одного факта, что практически малоизвестен отечественному читателю. Дело в том, что могущественная английская Ост-Индская компания (ОИК) не имела возможности выделить сколь-нибудь приличного костюма сил на войну против русских, потому, что главные ее подразделения были заняты борьбой с китайскими пиратами.

В целом же столкновение между ее противниками и Россией на Тихом океане происходило совсем не так, как воображало себе английское военное управление. Так как, применяя Крымскую войну как предлог, на Дальнем Востоке русские решали задачи, практически никак с данной войной не связанные.

Пираты Южно-Китайского моря

По окончании Первой Опиумной войны британцы, взявшие Гонконг, фактически игнорировали пиратскую угрозу. Обстоятельства этого понятны: пираты в тех водах значительно чаще нападали на слабо защищенные китайские джонки с товаром. Похожее отношение к пиратам было и у американцев, французов, голландцев, португальцев, взявших доступ к рынку Китая.

Сергей Махов
/
Крымская война: Петропавловский вопрос
Чем руководствовалось управление англо-французской эскадры в Тихом океане, принимая ответ об атаке русского форпоста на Камчатке на протяжении Крымской войны?

  • США
  • Англия
  • Россия
  • Крымская война

Более того, в 1840-х английские торговцы довольно часто входили в сделки с пиратами, поставляли им оружие, применяли в качестве конвоиров собственных торговых судов. Во второй половине 40-ых годов XIX века в Гонконге разразился громкий скандал – оказалось, что практически все местные предприниматели замешаны в связях с пиратами, а это было не только страшно с позиций правопорядка, но и очень сильно ударило по сборам и налогам. Исходя из этого был принят первый Антипиратский акт.

В соответствии с этому документу китайские суда имели возможность поднимать британский флаг, чтобы прикрываться им от атак. В больших реках создавались патрули из кораблей и военных кораблей ОИК, каковые боролись с разбойниками, а их услуги оплачивались торговцами, везущими товары в данном конкретном конвое.

Крымская война: китайские пираты и игра по разным правилам
Гонконг, 1850-е годы

Так, вместо централизованного финансирования была введена совокупность полузаконных поборов с купцов, что стало причиной волну разбирательств и злоупотреблений. Недаром китайские торговцы назвали такое эскортирование «защитой тигра», в том смысле, что еще неизвестно, защитит ли тебя тигр, либо сам съест.

Дело осложнялось тем, что власти Китая, каковые по идее должны были защищать прибрежное судоходство в собственных водах, флота не имели по большому счету. А местная береговая охрана была полностью коррумпирована и значительно чаще сама же с пиратами сотрудничала.

Во второй половине 40-х годов девятнцадцатого века было совершено пара рейдов против пиратов, но это не ослабило, а кроме того усилило пиратство в Южно-Китайском море. И купцов и борьбы новый раунд пиратов начался в 1850-х годах, в то время, когда пиратство купило огромный размах. Все побережье от Гонконга до Бирмы было одним громадным рассадником пиратских гнезд и малин.

Пираты не исчерпывались нападениями на суда: на суше они грабили деревни, захватывали целые области, где собирали налоги и установили правление.

Потом история Берберийского Берега повторилась с пугающей точностью. У пиратов показались отступники-американцы и европейцы, каковые вывели китайцев в океан. Так, самым известным американцем на работе у пиратов был моряк Элай Боггс, за поимку которого в Гонконге предлагали 1000 долларов.

К 1853 году Боггс обладал прибрежной флотилией в 50 джонок и двумя клиперами для дальних рейсов. Основной собственной задачей он видел нападения на европейские суда, везущие опиум, потому, что наркотик возможно было реализовать на территории Китая с большой прибылью.

Всего за собственную карьеру Боггс захватил 29 голландских и 27 британских судов. Он устроил в Южно-Китайском море настоящий террор. В то время, когда Боггс был пойман по окончании боя не на жизнь а насмерть во второй половине 50-ых годов девятнадцатого века, он при задержании убил либо ранил 15 солдат береговой охраны Гонконга, лично убил трех заложников, и успокоить его смогли, лишь оглушив прикладом по голове.

На суде он утверждал, что есть всего лишь небольшим торговцем рыбой, но улики были неоспоримы, и суд приговорил его к виселице.

В 1853–1856 годах в водах у Сингапура и Гонконга действовал второй «джентльмен успеха» европейского происхождения – Балли Хейз. Он стал первооткрывателем нового бизнеса. Кроме реализации награбленного хороша, он реализовывал в рабство аборигенам Тихоокеанских островов и пойманных матросов.

Нет, ну а что для того чтобы? Что возможно лучше прибыли? Лишь двойная прибыль.

Хейза действительно обвиняли в уничтожении и грабеже в августе 1853 года корабля «Мадагаскар» с двумя тоннами золота на борту. Он кроме этого был последним капитаном клипера «Рейнбоу», неизвестно куда пропавшего во второй половине 40-ых годов XIX века. Наряду с этим Хейз открыто трудился в Гонконге в 1853–55 годах, проводил махинации на аукционах, приобретал кредиты под фальшивые документы о грузе, и т.д.

Во второй половине 50-ых годов девятнадцатого века, не ждя расследования властями собственной деятельности, он переместил собственный «бизнес» к берегам Австралии.

Китайские джонки (слева) и лорча (справа), XIX век

Приблизительно одвременно с этим в дело вступили и рыбаки с островов около Макао, взявшие прозвище «ладронес». Эти граждане рассудили легко – на данном этапе пиратство, непременно, удачнее рыболовства, соответственно нужно поменять профессию и уйти с головой в новое занятие. Они стали настоящей проблемой для китайской торговли в Кантоне, и местный наместник в первой половине 50-ых годов XIX века решил нанять против них… китайских пиратов.

Китайские пираты дали согласие по двум обстоятельствам: во-первых, деньги никогда не излишни, а во-вторых, стереть с лица земли соперников – святое дело. Летом 1854 года они неожиданно скоординировано напали на убежища «ладронес» и вырезали их подчистую.

Нельзя сказать, что британцы совсем не боролись с пиратами. Боролись, само собой разумеется. К примеру, 10 мая 1853 года 12-пушечный шлюп «Рэттлер» атаковал флот из 30 джонок и лорчей у Нэм Квана (побережье на границе Вьетнама и Китая).

В следствии скоротечного боя 3 джонки были потоплены, 1 джонки и 4 лорча захвачены, остальные ринулись к берегу, но в том месте их ожидала китайская береговая охрана.

Как следствие – из 1000 пиратов 500 было убито, потому что ни британцы, ни китайцы военнопленных не брали принципиально.

Невольные «союзники» России

В осеннюю пору 1854 года значительной проблемой для Роял Неви стали пираты с Тайваня. Дело в том, что на Формозе пребывали единственные узнаваемые в то время угольные копи в регионе. Из-за нападений китайских пиратов подвоз угля в Шанхай и Гонконг сократился с 1000 тысячь киллограм в неделю до 200–100 тысячь киллограм, наряду с этим другие ближайшие узнаваемые месторождения угля пребывали или на другой стороне Тихого океана, у Ванкувера, или в Индии, в Раджастхане.

Другими словами пираты, не подозревая, опосредованно вмешались в англо-русскую войну на Тихом океане, и более того – сыграли в ней стратегическую роль.

Кроме британцев, пострадали и американцы, поскольку как мы не забываем из прошлой части, во флоте Пэрри весьма многие суда были паровыми, другими словами потребовали угля. В июле 1855 года была совершена наибольшая англо-американская операция против пиратства на Тайване. Английские силы для нее были выдернуты не откуда-нибудь, а именно из состава Вест-Индской эскадры адмирала Стирлинга.

Другими словами рейд против пиратов ослабил силы, каковые шли к Сахалину принимать участие в военных действиях против русских.

В первой половине 50-ых годов XIX века, именно в то время, когда Крымская война началась, на реке Чжунцзян была организована наибольшая антипиратская кампания, потому, что к тому времени пираты уже грабили всех подряд. Закупив на вырученные деньги новейшее оружие и оснастив джонки современными пушками (от 6 до 18 единиц на корабль), они стали такой грозной силой, что Роял Неви был должен выделить 12-пушечный бриг «Биттен» и два вооруженных парохода «Конфусиус» и «Пушан», переданных китайской береговой страже.

Отследить пиратские малины удалось лишь к следующему году. 18 августа 1855 года «Пушан» и «Биттен» атаковали пиратский флот из 37 джонок и 2 лорчей. Пиратские джонки были вооружены долгими 18-фунтовыми пушками и сосредоточили пламя на бриге, выяснив его как источник повышенной опасности.

В следствии «Биттен» до сближения взял пара повреждения и попаданий разной степени тяжести. Только сблизившись с соперником, бриг смог открыть огонь в ответ, потопив сходу две джонки. Остальные бежали на мелководье и продолжили обстрел уже оттуда.

Но британский бриг смог отыскать фарватер и приблизиться к неприятелю, в следствии были потоплены еще 2 джонок и 5 лорчи. По оценкам кэптена Тернера патруль стёр с лица земли до 300 пиратов.

не меньше весьма интересно продолжение данной истории. Пиратский флот ночью встал вверх по реке, где захватил пара торговых судов, требуя за них выкуп 100 тысяч долларов. Дабы власти стремительнее принимали ответ, одного китайского моряка пираты разрубили на 12 частей и отослали на берег в корзине.

Наряду с этим они еще и вынудили экипажи судов заплатить им по 1200 долларов с судна. Те экипажи, каковые не смогли отыскать требуемой суммы, были убиты, а их суда сожжены.

20 августа «Пушан» и «Биттен» направились вверх по реке на освобождение торговых судов. Скоро они наткнулись на группу из 13 пиратских джонок, из которых 10 были потоплены, 1 сдалась, а остальные сбежали. Пленить сдавшихся пиратов не стали – джонку картечью на громадной воде.

30 августа была поймана и потоплена еще одна пиратская джонка. В сентябре флотилия Элайи Боггса захватила 7 торговых судов, наряду с этим пароход сопровождения «Иглет» не смог им помешать. Для их освобождения к бригу «Рэттлер» присоединился американский винтовой шлюп «Поухэтэн», и все три корабля в гавани Тай-Хо атаковали флот Боггса, включавший 50 пиратов и 2500 джонок.

Пираты прекрасно укрепили собственную позицию, катера с десантом были встречены шквальным огнем из пушек и гингальсов, 9 человек были убиты и 6 – ранены. 14 джонок американцы и англичане последовательно брали на абордаж, причем сопротивление было весьма ожесточенным. В сражении европейцам удалось схватить самого Эли Боггса и сжечь 20 джонок.

500 разбойников погибло, в два раза больше попало в плен.

Игра в шашки против шахматиста

Ну а сейчас возвратимся к русским фрегатам. Читателям, прочитавшим прошлую статью цикла о войне на Тихом океане, вероятнее уже ясно, что неприятность русских фрегатов не была раздута английским Адмиралтейством из ничего. Напротив, в контексте угроз в тихоокеанском регионе она угрожала перерасти в разряд неразрешимых неприятностей.

Тут же коротко напомним читателям главные тезисы.

Две маленькие эскадры французов и англичан имели территорией ответственности два океана – Индийский и Негромкий, наряду с этим силы русских оценивались приблизительно равными сильнейшей из двух союзных эскадр (эскадре Прайса). Наряду с этим совсем непонятной была позиция Соеденых Штатов, и громадный флот «тёмных судов» Пэрри очень сильно нервировал управление Роял Неви.

Соглашение между Российско-американской и британской компаниейГудзонова залива исключило для Королевского флота возможность нападения на владения Русско-Американской компании. Большой костюм сил было нужно выделить (и держать всю войну) против китайских пиратов, защищая прибрежное судоходство. Добавьте ко мне гипотетическое появление у Гонконга либо у берегов Австралии русских крейсеров.

Ей всевышнему, поскольку имеется от чего схватиться за голову, правда?

Фрегат «Аврора»

Так из-за чего российские суда так и не сделали того, чего так опасались британцы? Была ли логика в действиях русских? Ответ будет конкретно хорошим – да, была.

И дабы ее осознать, давайте сейчас в мыслях перенесемся в Иркутск, Нерчинск либо Николаевск-на-Амуре, и совсем забудем все то, что мы знаем о проблемах союзников на Тихом океане.

Тут нам нужно будет изучить уже не столько зарубежные, сколько исследования и наши документы. Началось все во второй половине 40-ых годов XIX века, в то время, когда Геннадий Иванович Невельской на транспорте «Байкал» отбыл из Кронштадта к берегам Дальнего Востока для устья Амура и исследования Сахалина. 12 мая 1849 года он прибыл в Петропавловск, где взял инструкцию, обрисовывающую цели экспедиции:

  • из Петропавловска идти к северной части Сахалина, где осмотреть, нет ли тут закрытой гавани либо хорошего рейда;
  • выяснить с севера вход в лиман Амура и обследовать северную часть лимана, в особенности между мысами Ромберга и Головачева;
  • обследовать устье реки Амур, состояние входа на некоем протяжении, поискать место для защищенной стояки в устье;
  • обрисовать лимана и берега Амура в географическом и статистическом отношениях;
  • изучить берег Охотского моря и Константиновского залива и привести эти места в определённость и ясность, нужную для надёжного плавания судов в Охотском море;
  • выяснить состояние южной части лимана: узнать, справедливо ли убеждение, что Сахалин полуостров; в случае если это убеждение ошибочно, то изучить пролив, отделяющий Сахалин от материка, и изучить, нет ли тут места, удобного для защиты входа в лиман с юга.

30 мая 1849 года «Байкал» снялся с якоря в Петропавловской бухте и направился в сторону острова Сахалин. 11 июля Невельской нашёл устье Амура и вошел в Амурский лиман, а потом обогнул Сахалин, тем самым доказав, что он остров.

В первой половине 50-ых годов девятнадцатого века Невельской на судне «Охотск» организовал первый русский пост в устье Амура – Петровское. Но основное было не в этом – стало ясно, что Амур судоходен на всем собственном протяжениии, в чем до экспедиции Невельского были громадные сомнения. Это открытие имело далеко идущие последствия.

Дело в том, что Камчатка, Чукотка, Русская побережье и Америка Охотского моря были до этого практически оторваны от центральной России, имея с ней лишь неудобное сухопутное сообщение.

Исходя из этого эти регионы жили или на самообеспечении, или снабжались из Америки либо Китая. Фактически та же известная колония Форт-Росс в Калифорнии была основана Российско-Американской компанией, дабы решить проблему снабжения Аляски хлебом. По причине того, что колония не смогла достигнуть нужного результата, к тому же стала убыточной, ее и реализовали американцу Джону Саттеру.

Сейчас же показался обычный водный путь, по которому из довольно давно освоенного русскими Забайкалья возможно было доставлять провиант, припасы, военное снаряжение и людей как в Приамурье, так и на Камчатку либо Аляску. Это открытие сполна оценил губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев. Фактически «амурские сплавы», о которых упоминалось в прошлых частях, – это и имеется попытка осуществлять контроль все течение Амура впредь до устья.

Русские суда на Амуре, 1854 год

Но вот неприятность: в соответствии с Нерчинскому контракту 1689 года Российская Федерация имела возможность иметь судоходство на Амуре лишь до реки Аргунь, потом официально была китайская территория. Исходя из этого у губернатора Муравьева и Невельского созрел наглый замысел – присоединить к Российской Федерации целый левый берег Амура и установить по нему целое судоходство от истока до устья. Против выступали многие, среди них и глава министерства внешей политики России Нессельроде, что писал:

«Вызывающе большие сомнения, дабы китайцы уступили берег Амура без войны…»

И по окончании начала Крымской войны, осознав, что Петербургу сейчас не до него, Муравьев решил функционировать на риск и свой страх. Под грохот сражений в европейской части России он собирался присоединить все левобережье Амура, что и начал делать в мае 1854 года.

Для Китая действия Муравьева были полной неожиданностью, тем более что в том месте длилось восстание тайпинов, и перебросить на север войска китайцы не могли. Наряду с этим Муравьев, говоря о опыте первой Опиумной войны заявлял, что желает оседлать устье Амура, дабы в него не вошли британцы, и тем самым обезопасисть и Россию, и Китай. Китайские послы начали писать Нессельроде:

«Вы завладеваете насильно территориями Срединного страны и, как думается, вовсе не для отражения британцев…»,

но в то время ни царю, ни его министру до Сибири дела не было, поскольку неприятель стоял под Петербургом.

Так, Муравьев, стягивая все силы к устью Амура, и сухопутные, и морские, застолбить и обезопасисть территориальные приобретения, каковые были легко нужны России и давали возможность наладить водное сообщение со всеми отдаленными областями на востоке империи. По сути британцы игрались с русскими в шахматы, а русские игрались в шашки, наряду с этим осознавая, что соперник играется в совсем другую игру. Другими словами русские именно осознавали движение мыслей британцев, но британцы, со своей стороны, движение мыслей русских – нет.

Николаевск на Амуре, финиш 1850-х годов

Целый 1855 год они посвятили поиску русских фрегатов, подозревая, что те ушли в утепленные моря, потому, что в том месте переждать зиму значительно легче, чем в замерзающих портах Петропавловска либо Охотска. Русские же все три фрегата перевели в залив де Кастри, поближе к Амуру, и наряду с этим имели одно значительное преимущество – знали, что Татарский пролив – это пролив, и что Сахалин – остров, в то время как британцы таковой информацией не владели.

Так, к 1855 году Российская Федерация сосредоточила в устье Амура 44-пушечный фрегат «Аврора», 16-пушечный корвет «Оливуца», 6-пушечную винтовую шхуну «Восток», транспорты «Двина», «Иртыш», «Байкал», шхуну «Хеда», тендер «пароход» и Камчадал «Аргунь», надежно защищавшие вход в реку. Помимо этого, ко мне было переброшено до 10 тысяч людей, по большей части военных и казаков с семьями, каковые имели возможность отразить любое наступление с суши либо десант. Генерал Завойко сказал:

«без принятых Россией мер неприятельские паровые суда без всяких последствий поднимались бы уже вверх по реке и пробрались бы до внутренних областей ваших и отечественных».

Уже по окончании Крымской войны Российская Федерация, применяя новое столкновение Англии и Китая, смогла увеличить собственные приобретения по реке Уссури, и присоединить широкие области на Дальнем Востоке.

Так, на Тихом океане с началом Крымской войны Российская Федерация решала совсем другие задачи, нежели предполагали британцы. Неудивительно, что проводимые русскими мероприятия и действия полностью сбили соперника с толку.

Литература:

  • Andrew C. Rath «The Global Dimensions of Britain and France’s Crimean War Naval Campaigns against Russia, 1854–1856» — McGill University, Montreal, November 2011.
  • John D. Grainger «The First Pacific War: Britain and Russia, 1854–1856» — Woodbridge, Boydell P., 2008
  • Baumgart, Winfried. «The Crimean War, 1853–1856» — London, UK and New York: Oxford University Press, 1999.
  • Chevalier, Louis E. «Histoire de la Marine Francaise de 1815 a 1870» — Paris, France, Librairie Hachette et Companie, 1900.
  • Clowes, Sir William Laird. «The Royal Navy: A History from the Earliest Times to the Present» (7 Volumes) — London, UK: Sampson, Low, Marston and Co., 1897–1903 [Volume VI: 1901].
  • Duckers, Peter. «The Crimean War направляться Sea: The Naval Campaigns Against Russia, 1854–1856» — Yorkshire, UK: Pen and Sword Maritime Press, 2011.
  • Gough, Barry «Britain, Canada, and the North Pacific: Maritime Enterprise and Domination, 1778–1914» — Aldershot, UK and Burlington, Vermont: Ashgate, 2004.
  • Graham, Gerald S. «The China Station: War and Diplomacy, 1830 to 1860» — London, UK and New York: Oxford University Press, 1978.
  • Lack, Clem. «Russian Ambitions in the Pacific: Australian War Scares of the Nineteenth Century» — Brisbane, Australia: Royal Historical Society of Queensland, 1969.
  • Lambert, Andrew D. «The Crimean War. British Grand Strategy Against Russia, 1853–1856» — Manchester, UK: Manchester University Press, 1991.
  • «Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России. 1849–55 г. Приамурский и Приуссурийский край. Посмертные записки адмирала Невельского» — СПб, 1878.
  • И. П. Барсуков «Граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский по его письмам, официальным документам, печатным источникам и рассказам современников» – Москва, 1891.
  • О.А. Тимофеев «Российско-китайские отношения в Приамурье (сер. XIX – нач. XX вв.)» — Благовещенск, 2003.
  • Е. Л. Беспрозванных «Приамурье в совокупности русско-китайских взаимоотношений XVII-середина XIX в.» — Хабаровское Книжное изд-во, 1986.
  • Ремнев А.В. Камчатка в замыслах Муравьева-Амурского // Исторический ежегодник. 1999. Омск, 2000. С. 28–43.
  • Е.Г. Темников, к.и.н. «Межправительственные отношения Китая и России во второй половине XIX в.» — Казань, Казанский федеральный университет, 2010.

IH London Spring and Summer Young Learners Centre — Oxford


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Крымская война: дальневосточный расклад

    ход и Характер боевых действий на второстепенном тихоокеанском театре Крымской войны 1853—1856 годов был обусловлен местной спецификой. Обоюдное…

  • Сталин, церковь и война

    Эра правления Сталина была ознаменована беспрецедентными для русской истории преследованиямицерковь. В следствии репрессий 1930-х годов лишились судеб…

  • Неправильные войны

    Война – ужасное дело, и с этим ненужно спорить. Но в истории существует множество вооружённых распрей, каковые в противном случае как «необычными»…

  • Первая опиумная война: у истоков

    По необычному совпадению, во второй половине 50-ых годов XVIII века, в то время, когда маньчжуры, вырезав джунгар, присоединили к Китаю территорию…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: