Культура древних цивилизаций ближнего востока

УФИМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

культурологии и Кафедра истории

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ и ПЛАНЫ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

по дисциплине «национальная политика и Мировая культура»

Уфа 2011

методические рекомендации и Планы предназначены для студентов всех всех специальностей и форм обучения.

Методическое пособие составлено с учетом дистанционного обучения для подготовки экспертов заочной формы обучения.

Составитель: Вильданов Р.Р., ст. учитель, канд. полит. наук

a Уфимский национальный нефтяной

технический университет, 2011.

Тема № 1

своеобразие и Архаическое общество его культуры.

Замысел семинара

1. Этапы развития культуры и первобытного общества.

2. Сознание первобытного человека и зарождение культурных сокровищ (религия, мораль, волшебство, мастерство).

3. Миф как метод мироощущения и человеческого бытия. Мифологические модели мира разных народов, их общность.

4. Первобытное мастерство: этапы развития и их краткая черта.Культура древних цивилизаций ближнего востока

Литература

1. Андреев И. общества и Происхождение человека. — М., 1988. С. 10-51, 160-168.

2. Борев Ю. Эстетика. — М., 1988. С. 322-337.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. — М., 1998. С. 30-48.

4. Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. — М., 1995. С. 80-126.

5. Гуревич П.С. Философия культуры. — М., 1994. С. 80-102.

6. История древнего Востока. Зарождение древнейшихклассовыхобществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч.1.

Месопотамия. — М., 1983.

С. 98-105.

7. История зарубежного мастерства: Учебник. /Под ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой. — М., 1983. С. 18-24.

8. История религии. Методическое управление к семинарским занятиям. – Уфа: УГНТУ, 1994. С. 1-5.

9. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. — М., 1989. С. 13-35.

10. Ерасов Б.С. Социальная культурология. — М., 1994. Ч.I. С. 165-201.

11. Культурология / Под ред. А.А. Радугина. — М., 1997. С. 106-115.

12. Леви-Строс К. Первобытное мышление. — М., 1994. С. 10-14, 125-131, 284-286, 321-326.

13. Мифы населений украины. Энциклопедия: в 2-х томах. — М. 1997. Т.1. С. 16-20, Т.2. С. 6-9.

14. Розин В.М. Культурология. — М., 1998. С. 96-115.

15. Семенов Ю. На заре людской истории. — М., 1989. С. 5-43.

16. Семенов Ю. Происхождение культуры и ее ранние формы // История культуры России. — М.: Знание, 1993. С. 3-24.

17. Страницы истории культуры. – Уфа: УГНТУ, 1995. С. 15-27.

18. Тэйлор Э. Первобытная культура. — М., 1989. С. 65-120, 121-204.

19. Токарев С.А. Ранние формы религии. — М., 1990. С. 508-538.

20. Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В. Драча.- Ростов-н/Д. 1996. С. 5-69, 87-104.

21. Фрэзер Д. Золотая ветвь. — М., 1983. С. 53-64, 251-253.

Методические советы

При подготовке к семинарскому занятию целесообразнее, в первую очередь, обратиться к проблеме человеческого общества и становления человека. Что касается последней, то в различное время исследователи выдвигали разные предположения эволюции человека, существенно отличающиеся друг от друга. Наряду с этим они по-различному решали вопрос о факторах, выяснивших переход от животного к человеку[1].

Выясните, как решается в научных кругах неприятность соотношения антропогенеза и социогенеза[2].

Одним из главных вопросов в изучении данной темы есть неприятность начала культуры. Как и из-за чего появляется культура? Что явилось истоком культуры? Эти вопросы интересуют уже не одно поколение исследователей. В прошлом веке многие ученые были уверенный в том, что культура появилась благодаря свойству человека к его умению и труду создавать технические приспособления.

В ХХ веке показались и другие концепции генезиса культуры[3].

В то время, когда и как именно происходило становление культуры[4]? Наряду с этим обратите внимание на то, с какого именно времени возможно сказать о культуре как о сложившейся совокупности.

Для понимания закономерностей начального этапа людской культуры ответственное значение воображает анализ изюминок сознания первобытного человека. В данной связи нужно, в первую очередь, ответить на следующий вопрос: отличается ли как следует мышление людей архаической эры от отечественного? Выясните, какие конкретно варианты ответов предлагались разными исследователями[5].

Проследите, как происходило зарождение культурных ценностей[6]. Краткое представление о проблемах происхождения религии и ее ранних форм, и советы по более углубленному их изучению вы имеете возможность взять из методического управления к семинарским занятиям по истории религии[7]. Ознакомьтесь с историей зарождения мастерства и его тесной связи с религией[8].

Разглядывая вопрос о роли и месте мифологии в первобытном обществе, выясните, какие конкретно концепции довольно ее происхождения сложились в научной литературе[9]. Обоснуйте утверждение о том, что миф — это метод людской бытия и мироощущения[10].

Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов разрешило установить, что в мифах разных населений украины при чрезвычайном их многообразии множество главных тем и мотивов повторяется. Из-за чего и в чем проявляется сходство мифологических моделей мира разных народов[11]?

Терминологический словарь

Антропогенез — процесс становления человека как биологического вида.

Архаический — старый.

Архантроп — старейший человек.

Архетипы культурные — базовые элементы культуры, формирующие константные модели духовной судьбы.

Керамика — изделия из обожженной глины с минеральными добавками.

Космогонические мифы -мифы о происхождении мира Вселенной.

Мегалитические сооружения (мегалиты) — первобытные сооружения из огромных необработанных либо полуобработанных каменных глыб (менгир, дольмен, кромлех).

Мезолит -средний каменный век.

Неолит — новый каменный век.

Палеолит — старый каменный век.

Петроглифы — наскальные изображения.

Социогенез — процесс становления людской общества.

Терракота — неглазурованные керамические изделия из цветной (желтой либо красной) глины пористого строения.

Контрольные вопросы

1. Раскройте суть утверждения: человек — символическое животное.

2. В чем состоит культурное значение верхнего палеолита?

3. Существует утверждение о том, что именно общество и первобытная культура заложили фундамент современной цивилизации. Докажите либо опровергните данный тезис.

4. Чем разъясняется парадокс палеолитического мастерства: отношение к человеку — в основном животное, в отношении к зверю — больше человечности.

5. Из-за чего мастерство неолита если сравнивать с палеолитическим мастерством получает более условный темперамент?

6. Какие конкретно трансформации в культуре последовали во время неолита?

Контрольные задания

1. Генезис культуры: главные концепции.

2. Палеолитическая живопись.

3. Первобытные формы религии. Неприятность происхождения.

4. Неолитическая революция: сущность, последствия и причины.

5. Волшебство как база духовной культуры верхнего палеолита.

6. Особенности архаической культуры.

7. Миф как метод миропонимания в первобытной культуре.

8. Наследие первобытной культуры.

Тема № 2

Культура древних цивилизаций Ближнего Востока.

Замысел семинара

1. Религия древнего Египта и Месопотамии (неспециализированное и особое).

2. образ человека и Этические представления на старом Ближнем Востоке.

3. Письменность, литература и образование в Двуречье и древнем Египте.

4. Научные знания в культуре Двуречья и древнего Египта.

5. Мастерство древнего Египта и Месопотамии.

Литература

1. Афанасьева В.К. Шумеро-аккадская мифология // Мифы населений украины. Т.2. — М.,1991. С. 647-б53.

2. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Мастерство древнего Востока. — М.,1976. С. 29-154, 199-342.

3. Белицкий М. Забытый мир шумеров. — М.,1980.

4. Большаков А.О., Сущевский А.Г. общество и Герой в старом Египте // Вестник старой истории. 1991. №3. С. 3-27.

5. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998. С. 52-61.

6. Вейнберг И.П. Человек в культуре старого Ближнего Востока. — М.,1994.

7. Ровный В.Д. Старый мир. Энциклопедический словарь. — Донецк.1997.

8. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Мастерство старого мира. – М.,1989. С.24-145.

9. Древние цивилизации. — М., 1989. С .24-145. Гл.3,5.

10. Замаровский В. Их величества пирамиды. — М.,1986. Гл.5, 6, 7.

11. Иллюстрированная мировая история. Ранние цивилизации. — М.,1995

12. История старого мира. Ранняя древность. — М.,1989. Лекции 5,14.

13. История древнего Востока. Зарождение старейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. — М.,1983. Ч.1.

Месопотамия, С. 222-232, 293-315.

14. Кардаш А.И. Древний Египет // Вопросы истории. 1996. №2. С. 87-94.

15. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. Человек, будущее, время. — М.,1983.

16. Коростоцев М.А. Религия древнего Египта. — М.,1976.

17. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. — Ростов-н/Д., 1995. С. 164-168.

18. Котрелл Л. Во времена фараонов. — М., 1982. С. 211-219, 231-242, 256-265, 283-303, 321-328, 334-351.

19. Крамер С. История начинается в Шумере. — М.,1991. С.18-31, 66-73, 90-126, 149-215.

20. Культура древнего Египта. — М.,1976.

21. Культурология / Под ред. А.А.Радугина. — М.,1997. Гл.2.

22. Лирическая поэзия древнего Востока. — М., 1984.

23. Любимов Л.Д. Мастерство старого мира. — М., 1980. С. 49-121.

24. Матье М.Э. Мастерство древнего Египта. — М., 1970.

25. Мень А. История религии. В 7 тт. Т.2. единобожие и Магизм. — М., 1991, С. 61-96, 140-158.

26. Монтэ П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. — М.,1989.

27. Нефедов С. Иллюстрированная история старого мира. — Екатеринбург, 1994.С. 36-62.

28. Оппенхейм А.Л. Старая Месопотамия. Портрет погибшей цивилизация. — М., 1990. Гл.1,4,5,6.

29. проза и Поэзия древнего Востока / Библиотека глобальной литературы. — М.,1973. С. 23-32, 68-73, 97-112, 115-126, 166-220.

30. Рубинштейн Ф.И. Египетская мифология // Мифы населений украины. Т.2. — М., 1991. С. 420-427.

31. повести и Сказки древнего Египта. — Л., 1979.

32. Страницы истории культуры. Учебное пособие / Под ред. В.А. Надеждиной, У.С. Ахметзянова. Вып.

2. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998. С. 4-31.

33. Учебный курс по культурологии. — Ростов-на-Дону, 1996. С. 104-109.

34. Франкфорт Г.А., Франкфорт Г., Уилсон Дж., Якобсен Т. В канун философии. Духовные искания старого человека. — М., 1984.

35. Хрестоматия по истории древнего Востока. Ч.1. — М., 1980. С.31-36, 39-52, 90-99, 104-107, 185-194.

36. Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии. — М., 1981.

Методические советы

При независимой подготовке по вопросу Происхождение старейших цивилизаций на Ближнем Востоке направляться особенное внимание обратить на природно-географические условия Двуречья культур и формирования Египта, не забывая о том, что это были речные цивилизации. В чем различие и сходство этих условий в Двуречье и Египте? Какие конкретно трудности приходилось преодолевать человеку при освоении земель в равнине Евфрата и Тигра?

Как различия климатических условий оказали влияние на особенности национального и социального устройства ближневосточных культур? Обратите внимание на то, что это были страны деспотического типа. В чем особенности древневосточной деспотии?

Какой властью владели цари? Какой степенью свободы владели обитатели Двуречья и Египта? Приведите примеры.

Существовало ли в этих культурах понятие личность? Обоснуйте собственный ответ. Как складывались взаимоотношения человека и государства[12]?

При подготовке материала для ответа на первый вопрос семинарского занятия нужно придерживаться следующего замысла. Во-первых, необходимо постараться разобраться во множестве египетских божеств и выделить главных — самый почитаемых. Наряду с этим нужно учитывать, что мифологические представления древних египтян не владели стройной непротиворечивостью и логикой.

В разных областях Египта почитались как главные обычно различные всевышние. Помимо этого, значимость тех либо иных всевышних имела возможность возрастать либо ослабевать в разные периоды египетской истории. Потом разглядите теогонические и космогонические представления египтян.

Обратите внимание на то, что ключевая роль отводилась волшебстве. Какие конкретно своеобразные черты египетской волшебстве возможно выделить?

Выясните, как воображали себе египтяне отношения между человеком и божеством? Как всевышние руководили миром? Из произведений египетской литературы подберите примеры того, что судьбой человека распоряжается божество.

Проанализируйте религиозную реформу Аменхотепа IV — Эхнатона. Каковы были ее обстоятельства? В чем принципиальное отличие культа Атона от вторых божеств?

Какими социально-политическими сдвигами сопровождалась реформа? Из-за чего реформа потерпела неудачу и каковы ее последствия?

Разглядите отношения египтян к смертной казни и загробной жизни. Что такое ка и ба человека? Как мы знаем, что отношение египтян к смертной казни пара отличалось от вторых народов. Им кроме этого характерно представление, что человек владеет тремя душами (какими?).

Как эти представления отразились на развитии и появлении некоторых форм египетской культуры[13]?

Живое представление о религиозной реформе Эхнатона дают исторические документы[14]. Прекрасно показывают сообщение египетской религии с культурой и природными условиями в целом книга Котреля[15]. Авторы книги В канун философии (см. перечень литературы) культуры Египта и Месопотамии разглядывают в сопоставлении.

Значительную помощь окажут статья Египетская мифология[16] и раздел, посвященный взаимоотношениям богов и человека в книге И.П.Вейнберга[17].

При подборке материала о религии Двуречья возможно опереться на лекцию В.К.Афанасьевой Шумеро-аккадская культура /История старого мира. Ранняя древность, §1, 3; книгу А.Оппенхейма Старая Месопотамия (см. Гл. IV) и маленькие, но занимательные и ярко написанные главы в кн.

С.Крамера История начинается в Шумере (Гл.

14, 22, 23). Систематическое изложение религии старой Месопотамии дано в статье «Шумеро-аккадская мифология» во II томе издания Мифы населений украины.

В тесной связи с религией пребывали и этические представления. Какие конкретно сведения о них возможно почерпнуть из 125 главы Книги мертвых? В старом Египте в первый раз четко прослеживается мысль о загробном воздаянии.

За что награждался и за что наказывался погибший? На каких правилах должны были строиться отношения между людьми? При ответе на второй вопрос, попытайтесь выделить его отношения и место человека с миром природы, миром вещей, миром богов и миром людей.

В чем состояло отличие фараонов от вторых египтян?

В такой же последовательности:

1 вопрос — а) пантеон всевышних; б) космогонические и теогонические представления; в) человека и взаимоотношения богов; г) представления о загробной жизни.

2 вопрос — а) природа и человек, б) общество и человек, в) человек и всевышние, г) идеалы и нравственные нормы направляться изучить культуру Месопотамии. В завершение сопоставьте религиозные и этические представления Двуречья и Египта. Какие конкретно неспециализированные черты возможно выделить, в чем находите различие?

Дабы представить себе духовный мир древневосточного человека, его нравственную культуру оптимальнееобратиться к историческим источникам[18] и монографиям[19].

Отвечая на третий вопрос, объясните сущность таких видов старой письменности как пиктография, идеограмма, идеограмма, иероглифика. Какие конкретно материалы употреблялись для письма в Египте и Месопотамии? Как было организовано образование этих государств, какую цель оно преследовало, и какое место в обществе занимали овладевшие письменностью, какие конкретно функции они делали?

Какие конкретно жанры литературы существовали в древности? Какова их тематика? Кому были направлены литературные тексты?

Назовите самые известные произведения древних египетской и шумеро-аккадской литератур. О чем они повествуют? Каких любимых литературных храбрецов древних возможно назвать?

Поиск литературы по этому вопросу не составит особенных трудностей. В вышеперечисленных изданиях и ряде вторых указанных в перечне имеется достаточно широкая информация.

Возможно добавить, что именно шумерской литературе посвящены страницы упомянутой в перечне книги История древнего Востока, Ч. 1. В Поэзии и прозе древнего Востока имеются хорошие статьи как по египетской, так и по шумеро-аккадской литературе. История старого мира. Ранняя древность содержит легко усваиваемый материал по указанному вопросу.

В четвертом вопросе обрисуйте народов Двуречья и представления египтян в области медицины, математики, астрономии. Зачатки каких наук возможно распознать на старом Востоке[20].

При подготовке пятого вопроса попытайтесь обозначить следующие составляющие означенной темы:

1) Архитектура: мастаба, ступенчатые гробницы, пирамиды, египетский храм как модель мироздания, виды колонн, аллея сфинксов, синтез изобразительного искусства и архитектуры, гражданская архитектура.

2) Скульптура: религиозно-мифологические представления как база образного мышления в скульптуре, утилитарно-волшебные ритуальные функции скульптуры, виды культовых статуй, место статуи в архитектурных ансамблях, функции и назначение сфинксов, связи скульптуры, росписи и словесные искусства, сложение скульптурных канонов в Старом царстве, эволюция скульптуры, изображение людских эмоций в Новом царстве (амарнское мастерство); художественные приемы, высказывающие идею вечности.

3)Рельефы, росписи: утилитарно-волшебное назначение рельефов и росписей в гробницах, темы и сюжеты, виды рельефов, виды росписей, краски и символика цвета, особенности пространственных построений, связь пиктографической, изобразительного искусства и иероглифической письменности.

Просматривая об мастерстве Месопотамии, обратите внимание на особенности храмов. Что они из себя воображали? Что мастера старого Двуречья изображали на рельефах?

Какими изюминками владеет скульптура? Какие конкретно произведения прикладного мастерства дошли до отечественного времени? Кроме особой литературы, посвященной мастерству Двуречья и Египта, любопытного данные содержат книги В.Замаровского и П.Монтэ, указанные в перечне.

Терминологический словарь

Великая Восьмерка- восемь основных божеств гермопольского цикла (Гермополь — столица XV нома в старом Египте), представленный четырьмя парами (имперсональных, недифференцированных) мужских и женских образов, олицетворяющих абстрактные силы первобытного хаоса, его элементы; связанные между собой актом творения: Нун (хаос), Ху (пространство), Кук (сумрак, тьма), Амон (сокровенность).

Великая Девятка — девять основных божеств гелиопольского цикла (Гелиополь — столица XVIII нома в старом Египте), что взял самое широкое распространение и был принят официальной версией. Гелиопольский цикл связывает в единую совокупность культ Осириса с космогонический теорией, выводя полную генеалогию всевышних: Атум-Ра; — Шу (воздушное пространство) и Тефнут (влага); Геб (почва) и Нут (небо); Сет, Осирис, Исида, Нефтида.

Гипостиль — колонный зал. (франц.— врезанный). Техника углубленного рельефа, при которой изображение лежит ниже плоскости фона либо на одном уровне с ним, а линии контура врезаны вглубь. Рельеф практиковался в старом Египте.

Зиккурат — многоярусное (трех либо семи) строение из сырцового кирпича с храмом главного божества наверху.

Иероглифическое письмо — старейшая совокупность знаков письменности, сложившаяся в Египте на рубеже IV и III тысячелетий. Условная форма знаков восходит к рисуночным изображениям.

Корона — белая — царский головной убор кеглевидной формы, знак Верхнего Египта.

Корона — красная — царский головной убор цилиндрической формы с загнутым пером, знак Нижнего Египта. Кенатаф — фальшивая гробница — погребальное сооружение, не содержащее тела погибшего.

Мастаба — в Египте гробница с прямоугольным основанием и легко наклоненными стенками.

Ном — наименование округа в старом Египте.

Номарх — правитель нома.

Осирические статуи — канонизированный тип изображения фараона в виде всевышнего Осириса со скрещенными на груди руками и с его атрибутами — плетью и жезлом, но наряду с этим с портретными чертами данного фараона.

Палетка — пластинка из камня, применяемая в старом Египте для растирания красок. В форме палеток делались победные стелы.

Пиктография — старейшая форма письменности: изображения предметов, событий, действий посредством схематических картинок.

Пилон — массивные трапециевидные башни, оформлявшие вход в храм в Египте.

Сераб — в Египте святилище в гробнице для заупокойных статуй погибших.

Стела — каменная вертикальная плита, содержащая текст либо рельефные изображения.

Урей — в Египте — царская эмблема в виде змеи кобры на головных уборах всевышних, фараонов и цариц, а также в скульптурном декоре строений.

Шеду — хороший гений — хранитель, в большинстве случаев имеющий вид животного. В Месопотамии — статуи человекоголовых быков и львов, защищающих входы во дворцы.

Контрольные вопросы

1. Как отразились природно-географические условия древнего Египта и Месопотамии на представления о всевышних? В чем отличие египетских всевышних от всевышних Двуречья?

2. В чем состоит различие между фараоном древнего Египта и царем в старой Месопотамии?

3. Возможно ли государства и Египет Двуречья назвать религиозными? Из-за чего?

4. В чем отличие пирамид от зиккуратов?

5. Из-за чего астрология взяла большее развитие в Месопотамии, чем в Египте?

Контрольные задания

1. научная мысль и Материальная культура в старом Египте.

2. Религия древнего Египта: происхождение и боги мира.

3. Земная и загробная судьба по представлениям древних египтян.

4. образование и Письменность в Египте и Месопотамии.

5. образы и Сюжеты египетской и месопотамской литератур.

6. ремесла и Искусство в старом Египте.

7. Пирамиды и храмы древнего Египта.

8. Образ человека в культуре старого Ближнего Востока.

9. Религия старой Месопотамии.

10. Литература Старого Двуречья.

11. Мастерство Старого Двуречья.

Тема № 3

Древний Восток


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: