Лекция 2. виды и формы научной работы

Виды научной работы.Все виды научных работ в большинстве случаев подразделяются на две громадные категории: репродуктивные (подготовительные, информативные) и уникальные (исследовательские) произведения. Я предлагаю последовательно разглядеть каждую из указанных групп, и дать краткую чёрта входящим в них работам. Тем более что в будущем нам много раз к ним нужно будет обращаться.

Начнем с категории репродуктивных произведений, которая подразделяется на подготовительные (конспект, выписка, реферат) и информативные (реферат, аннотация, тезисы) работы. Это деление, само собой разумеется, очень условно, потому, что каждая подготовительная работа фактически постоянно является информативной. И все же я считаю вероятным совершить такую градацию чтобы оттенить возрастающую степень сложности решаемых задач при написании конспекта, выписки, реферата, тезисов и аннотации.

Конспект – это, пожалуй, самый популярный в студенческой среде вид научной работы, который связан с кратким и содержательным письменным изложением либо краткой записью лекции, доклада, статьи, книги. Он сочетает разнообразные элементы фиксации информации (замысел, тезисы, цитаты и пр.).Лекция 2. виды и формы научной работы

Решаемая с его помощью задача пребывает в извлечении новых сведений, фактов, в установлении их связи с ранее приобретенными знаниями, в выделении основной, самая ценной информации с нужным ее сокращением (свертыванием, компрессией). Конспект по собственному количеству возможно кратким либо подробным, но не должен быть больше 1/3 исходного текста.

Но кроме того письменная фиксация и переработка читаемого либо заслушиваемого (аудируемого) текста позволяет по-различному изложить его содержание. Существует конспект-замысел, в то время, когда создатель вычисляет вероятным и допустимым отметить для себя неспециализированную логику рассуждений, наметить методом второстепенных вопросов и выделения главных последовательность изложения, не заостряя внимания на факты и аргументы.

При написании конспекта-схемы основное внимание уделяется системных блокам, их зависимости друг от друга. К примеру, при помощи конспекта-схемы возможно представлена совокупность национального управления, прослежена последовательность прохождения информации в компьютерных сетях и т.п.

Текстуальный конспект направлен напоследовательную запись прочтённого либо услышанного. Тут допускается переформулирование изложения, применение намерено созданных значков, сокращений для большого облегчения записи нужных сведений.

Выписка является фрагментомтекста, извлеченного из определенного документа. Данный вид научной работы связан с выборочным изложением содержания, осуществляемым в форме цитаты либо авторской передачи информации.

Выписки если сравнивать с конспектом представляет собой более эластичную совокупность оперирования и записи накопленным материалом.

Выписки смогут быть разных типов. Кое-какие из них являются цифровые материалы, выводы, записи сведений по отдельным вопросам, о событиях, фактах и т.п. Составление выписки требует особого внимания, точности и аккуратности.

По собственной направленности и содержанию к конспекту близок реферат, применяемый в работе с печатными текстами. Как писал М.В. Ломоносов, цель реферата пребывает в том, дабы «…мочь схватить новое и значительное в произведении». Но в случае если конспект в основном ориентирован на адекватное по смыслу изложение информации, то перед рефератом стоят более широкие и непростые задачи.

Как раз они определяют его четыре разновидности: реферат-конспект, реферат-резюме, реферат-обзор, реферат-доклад.

Две первые из них относятся к подготовительным работам.

Реферат-конспект рекомендован для извлечения фактографический информации, в особенности заинтересовавшей читателя. хорошие примеры, запоминающиеся цифровые эти и т.п. смогут послужить увлекательным иллюстративным материалом. Составление реферата-конспекта требует тщательного экономной передачи и отбора фактов смысла.

При изложении содержания работы вероятно применение структуры первичного текста, в то время, когда Вы сознательно следуете за логикой автора, попутно высказывая оценки и собственные суждения. Это – самый простой путь передачи информации. Более сложный подход содержится в выделении главных разглядываемых вопросов и проблем, их интерпретации и освещения автором.

общее мнение и Свои наблюдения о работе возможно дать в конце реферата-конспекта.

В реферате-резюме уже большее внимание уделяется главным положениям прочтённого. Тут нужно обратиться к вопросу о убедительности и доказательности выводов, раздавшейся аргументации, а не только к примерам и фактам, что заставляет отсекать дополнительную данные и сконцентрироваться на основной. В реферате-резюме в полной мере возможно остановиться на методах получения сведений, указать на источники, проанализировать их достоверность.

Названные разновидности реферата по большей части касаются содержания и говорят о направленности одной перерабатываемой работы. Исходя из этого подача материала осуществляется не в развитии, а в статике, преобладают констатирующие перечисления и обобщения. Но в отличие от конспекта в них нужно высказать собственную точку зрения, согласие либо несогласие с позицией автора первичного текста, выяснить отношение к достоверности извлеченной информации, а при необходимости – обосновать правомерность ее проверки либо опровержения.

Реферат-реферат и обзор-доклад принадлежат к более непростым информационным работам, в базе которых лежит сопоставление пара первичных текстов (по крайней мере, двух) и дается их предварительный анализ. Реферат-обзор, в большинстве случаев, более конкретен и посвящен одному вопросу. Но при его написании нужно последовательно сравнить точки зрения авторов по конкретным вопросам, выделить сходство подходов, указать на различия, выделить дискуссионные точки зрения.

Реферат-доклад в студенческой среде в большинстве случаев сокращенно именуется легко докладом. При его написании должно быть проработано пара источников информации. Но чтобы работа над избранной темой не превратилась в простое изложение извлеченных сведений, создатель обязан определиться с собственной позицией.

По крайней мере, принять точку зрения того из экспертов, взоры которого выглядят самые аргументированными, и обосновать обстоятельство аналогичного ответа.

Написание реферата-доклада время от времени делается первым шагом к более углубленному изучению неприятности.

В целом возможно заявить, что в реферате воспроизводится усвоенная информация не только с определенной степенью переработки его содержательной и языковой стороны, но осуществляется ее отбор, оценка и осмысление.

Оказывает помощь в поиске нужной литературы аннотация, котораяпредставляет собой сообщение о ее предназначении и содержании книги. В ней перечисляются разглядываемые вопросы, и указывается на адресность работы (кому и из-за чего будет весьма интересно предлагаемое издание). В большинстве случаев, аннотация сопровождает каждую книгу и находится на одной из первых страниц.

Еще одним видом научной работы являются тезисы, каковые в собственности как к категории репродуктивных, так и уникальных произведений.Их основное назначение пребывает в кратком изложении какой-либо идеи, главных мыслей лекции, доклада, научного произведения. При извлечении информации тезисы сильно напоминают замысел-конспект, в то время, когда нужно проследить и зафиксировать доказательность и последовательность изложения заслушиваемого либо читаемого материала.

Подобная операция может проводиться и с собственным произведением в том случае, если на его озвучивание отводится ограниченное время либо для публикации дается незначительное количество страниц. Частенько тезисная форма употребляется участниками научных конференций, материалы которых в будущем издаются.

Как мне думается, в целом я сумел доказать важность и значимость категории репродуктивных научных работ. Но особенно очевидно их весомость проявляется в умении записывать лекции, готовить выступления и доклады на семинарских занятиях, и — понято и целенаправленно относиться к экзаменам и зачётам. Разрешу себе остановиться на них более детально, не смотря на то, что и уверен, что многие из Вас выработали уже личные собственное отношения и подходы к активным формам обучения в институте.

На протяжении прослушивания лекции задача студента состоит не только в том, дабы находиться на занятии и пристально слушать лектора. Он будет соучастником творческого процесса, на протяжении которого происходит рассмотрение серьёзных и значительных неприятностей. Первое условие этого – внимание.

Второе – активность. Третье — заинтересованность.

Четвертое – собственное вывод.

Наряду с этим не нужно упускать из виду и фиксации сведений, умело и последовательно записывать услышанное. Это позвано не только тем, что никакая память неимеетвозможности запомнить целый количество информации, с которой приходится иметь дело на протяжении обучения.

Но в один момент с прослушиванием (аудированием) материала происходит его обработка: отделение главного от второстепенного, выделение главного, очень важного, спорного от установленного с полной точностью и неопровержимой доказательной базой. Тут очень принципиально важно не увлечься записыванием лекции до небольших подробностей с фиксацией всех мельчайших подробностей.

Подобный подход может привести к опусканию серьёзных обобщений, в то время, когда за многообразием информации теряется логика изложения. В конечном итоге механическое записывание не просто затруднительно, но неразумно а также вредно. Тем более, что лекция читается в простом темпе речи и ни за что не должна преобразовываться в диктовку материала.

При работе на лекции самая продуктивной формой записи может стать краткий конспект, в котором происходит фиксация самые важных моментов лекции: новые факты, каковые не указаны в учебной литературе, историографические точки зрения, подтверждающие либо опровергающие их доводы, справочные сведения и т.п.

Для ведения лекций оптимальнееприменять особые тетради. Запись в них обязана вестись с соблюдением определенных правил. В большинстве случаев лист делится на две неравные части.

В одной (самая объёмной) записывается главное содержание лекции.

При фиксации главного содержания лекции нужно обучиться дробить записываемый материал: выделять абзацы, обращать внимание на переходы от одной мысли к второй, подчеркивать важнейшие положения.

Сбоку страницы записывается дополнительный материал – понятия и термины, справки, библиография, появившиеся вопросы. Непонятые положения лекции нельзя оставлять «на позже». оптимальнееобратиться за разъяснениями к лектору в письменной либо устной форме.

В случае если записку прося устранить неясности, сделать пояснения возможно составить на протяжении прослушивания материала, то устное обращение в полной мере возможно направить учителю по окончании окончания занятия.

В случае если полученные разъяснения Вас не удовлетворили, то в будущем вероятно самостоятельно устранить появившиеся несоответствия методом обращения к дополнительным справочным материалам, методом дискуссии на семинарах либо консультациях.

не меньше громадна роль конспекта и при подготовке к семинарским занятиям, отличительная черта которых пребывает в том, что на протяжении лекции студент по большей части слушает выступление учителя, а на протяжении проведения семинаров приходится выступать ему самому. В полной мере закономерно, что подготовка к этому выступлению обязана вестись планомерно и последовательно по разработанному замыслу, в котором отражена главная цель семинара, вопросы и конкретные задачи, выносимые на дискуссию, перечень рекомендованной учебной литературы, необходимых источников и научных работ.

Прежде всего нужно ознакомиться с содержанием учебных пособий и учебников, в которых раскрывается значение данной темы в общем курсе изучаемой дисциплины. После этого направляться приступать к рассмотрению неспециализированной и особой литературы по теме и лишь позже возможно приступить к работе над источниками.

Эта последовательность в накоплении информации разрешает пройти от обнаружения устоявшихся и не вызывающих споров взоров к дискуссионным положениям. Тем самым раскрывается возможность не только проследить логику построения той либо другой концепции, но и выяснить собственное отношение к высказанным точкам зрения. Очень принципиально важно, дабы Ваши взоры сформировались самостоятельно в ходе знакомства с учебной и научной литературой, работой над извлеченными из источников фактами.

Обращение к источникам прежде всего преследует цель обучиться критически разбирать документы, каковые, в большинстве случаев, уже размещены в разных сборниках, хрестоматиях и снабжены соответствующими пояснениями, комментариями, научно-библиографическим аппаратом. Перед Вами не следует задача критики источника, главное внимание должно быть обращено на истолкование его содержания, позиции автора, изложение собственной интерпретации событий и т.п.

При подготовке к семинарскому занятию я бы советовал составить конспект прочтённого материала либо сделать выписки. В полной мере вероятно комбинировать обе формы фиксации информации. Любая из них имеет собственные преимущества.

В случае если конспект разрешает составить целостное представление о прочтённой работе (к примеру, научной статье), то выписки на особых карточках по определенной тематике из литературы и источников методом систематизации и группировки разрешают выстроить аргументации и систему доказательства собственной позиции.

Нужными могут быть и цифровые материалы, представленные в виде статистических таблиц, графиков, каковые наглядно демонстрируют динамику трансформаций в экономическом развитии, демографических и др. процессах. Не помешают и намерено выписанные определения терминов. Работа над понятийным аппаратом неизменно серьёзна хотя бы по той причине, что правильный и определенный суть, вкладываемый в особую терминологию, постоянно облегчает обсуждение концептуальных расхождений, появляющихся на протяжении дискуссий на семинарских занятиях между студентами в студенческой аудитории.

Громадна роль конспектов и при подготовке студентов к экзаменам и зачётам. Достаточно для этого хотя бы отыскать в памяти хорошую комедию Л.И. Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Вместе с тем уверен, что многие студенты удивятся, выяснив, что экзамены и зачёты относятся к активным формам обучения. Обычно экзаменационная сессия расценивается ими как необходимая и нудная отчетность о проделанной работе.

Частично это вправду так.

Но право разглядывать экзамены и зачёты в качестве формы обучения диктует условие подготовки к грядущим опробованиям в течение всего учебного года.

Как ни жаль опровергать узнаваемые слова из древней студенческой песни («От сессии до сессии живут студенты радостно…»), однако, нужно признать, что добиться прекрасных результатов возможно лишь методом ежедневного систематического труда. Осилить за несколько суток перед экзаменом материал книжки, само собой разумеется, возможно, не смотря на то, что это и потребует известного напряжения сил, бессонных ночей и т.п. упрочнений.

Но это еще не означает, что прочтённый и наскоро усвоенный материал не испарится скоро из памяти. К тому же сведения, почерпнутые из учебных пособий, в лучшем случае обеспечат получение жёсткой удовлетворительной оценки. Если Вы претендуете на что-то большее, то необходимо показать на экзамене либо зачете более глубокие и широкие знания, умения четко формулировать собственную позицию по определенным вопросам, обосновывать и отстаивать ее при дискуссии с учителем.

А добиться этого возможно лишь при условии, если Вы целенаправленно станете прорабатывать рекомендованную литературу, деятельно потрудитесь на протяжении семинарских занятий, пристально законспектируете лекции учителя.

В случае если сказать о конкретной работе на протяжении сессии, то нужно не забывать, что подготовка к экзамену – это не приобретение новых знаний, а, скорее, их мобилизация. Возможно сравнить данный процесс с выходом спортсмена на пик формы, приуроченной к определенным соревнованиям. обобщение и Повторение ранее проработанного материала разрешает его лучше систематизировать и активизировать в собственной памяти.

В большинстве случаев, к необходимым требованиями, предъявляемым к ответу студента, относятся жёсткое знание хронологии, правильная передача фактического хода событий, верное применение научной терминологии, знание географических понятий. Этому нужно выделить особенное внимание. Это собственного рода необходимый минимум дидактических единиц, которыми обязан овладеть студент.

Не просто так отечественный великий соотечественник В.О. Ключевский отмечал, что знание дат кроме этого нужно для историка, как знание таблицы умножения для математика.

Нужно не забывать и о том, что подготовку к зачётам и экзаменам требуется осуществлять по заблаговременно определенным вопросам, каковые не во всем и не всегда соответствуют содержанию книжки. Тут и понадобятся Ваши наработки в течение учебного года.

оптимальнеебез спешки и суеты распланировать подготовку к экзамену и каждому зачёту, выяснив на проработку каждого вопроса нужное время. Это возможно сделать методом закрепления необходимого количества материала на ежедневно. Скажем, на экзамен вынесено в общем итоге пятьдесят вопросов, а экзамен состоится через четыре дня.

В полной мере разумно в таких условиях поставить перед собой цель ежедневно прорабатывать по шестнадцать-семнадцать неприятностей, а последний сутки подготовки оставить на неспециализированное повторение.

В течение первых трех дней целесообразно составлять неспециализированный замысел ответа на вопросы, показывая главные, на Ваш взор, моменты, каковые нужно осветить. Не забывайте о том, что на экзамене потребуется коротко, светло и логично изложить главное содержание, показав наряду с этим обобщения и навыки систематизации, овладение требуемым теоретическим уровнем. Вторыми словами – максимум информации в минимум времени.

Последний сутки перед экзаменом лучше не перегружать себя работой. Достаточно просмотреть сделанные заметки и психологически готовиться к будущему опробованию. Важно подойти к экзамену и в хорошей физической форме.

Не нужно все оставлять на последнюю ночь. Не выспавшийся студент подобен выкинутой на берег рыбе – и воздуха не достаточно, и сделать ничего не можешь.

Подводя неспециализированный результат рассмотрения репродуктивной категории научных работ, обращу еще раз внимание на свойственные им отличительные черты. Они обязаны быть информативно насыщенными, сочетать полноту изложения материала с объективностью его подачи. Недопустимо искажение первичного текста.

Необходимым есть фиксирование всех нюансов и положений, свойственных обрабатываемой информации. не меньше необходима и корректность в ее оценке.

Не забывайте, что вы имеете дело с результатом труда другого человека и аккуратно относитесь к нему.

Перед тем как перейти к краткой чёрту уникальных (исследовательских) произведений хотелось бы остановиться на бытующем в студенческой среде определении количества написанной работы. В большинстве случаев «замеры» проводятся «на глазок». А исписанная бумага измеряется зазором между громадным и указательным пальцами правой руки.

Кроме этого довольно часто приходится слышать утверждения о том, что доклад либо курсовая работа складывается из 30-40 печатных страниц. И какое количество бы мне не приходилось поправлять и призывать студентов не путать печатную страницу формата А 4 с печатным страницей, ежегодно с новым курсом я повторяю опять и опять одну и ту же данные. Печатным страницей именуется единица исчисления печатного текста, включающая 40 000 печатных знаков.

В компьютерном варианте данный количество достаточно легко выяснить, но при распечатке разными кеглями и с различным межстрочным промежутком он дает различное количество страниц. В ветхой (машинописной) версии печатным лист приравнивался к 24 страницам формата А 4, при размещении 28-30 строчков на странице, ударах и двойном 58-60 интервале в строчке.

Я считаю нужным ознакомить с этими формальными показателями не только для пополнения неспециализированных знаний, но и вследствие того что виды исследовательских работ в не последнюю очередь зависят от количества воображаемого в них материала.

Категория оригинальныхсочинений включает в себя статью, доклад, рецензию, комментарии, брошюру, квалификационную работу и монографию (дипломный проект, кандидатская, диссертации ). По собственному содержанию исследовательские работы направлены на обнародование новой, ранее малоизвестной информации, подтверждение, коррекцию либо опровержение существующих взоров, теорий и концепций.

Весьма редко масштабное и значимое изучение появляется полностью и сходу в виде многостраничной книги. Предварительно создатель пытается поделиться собственными находками по более конкретным и частным вопросам, каковые являются составной частью его поисковой работы. И это в полной мере закономерно.

Неизменно требуется услышать вывод стороннего наблюдателя, что способен заметить недочёты аргументации, указать на узость источниковой базы и т.п.

Для обнародования предварительных итогов употребляются такие виды научной работы как доклад и статья.

По собственному количеству статья — это маленькое произведение (1-1,5 печатных страницы), помещенное в издании либо сборнике.

Докладом именуется публичное сообщение, воображающее собой развернутое изложение на определенную тему, которое, в большинстве случаев, произносится (озвучивается) на научных конференциях, симпозиумах, круглых столах, и только после этого публикуется в печати. В случае если статья предназначена в целом для изложения фрагментов проводимого изучения, то в докладе смогут высказываться догадки, обосновываться методологические правила анализа.

В этом отношении данный вид научной деятельности более концептуален Его количество может доходить до двух печатных страниц. В случае если листаж производимого сборника ограничен, а это не редкость достаточно нередким явлением, читателям представляются тезисы выступления.

Подготовка научных докладов и статей, их обсуждение в среде экспертов содействует появлению научных изучений, посвященных определенной теме в форме книги. Если она написана одним автором и превышает количество в пять печатных страниц, то ее именуют монографией (от греческого monos (один) и grapho (пишу)). Но бывают и коллективные монографии, подготовленные группой исследователей.

В этом случае вклад каждого автора кроме этого обязан составлять более чем пяти печатных страниц.

Книги меньшего количества (до пяти печатных страниц) именуются брошюрами. От монографий они отличаются лишь внешним видом. В большинстве случаев такие издания заключаются не в жёсткий переплет, а в мягкую бумажную обложку, что, но, никак не воздействует на их содержание.

Сознаюсь, бывают монографии, каковые мало что дают читателю, а случается, что научный вес некоторых брошюр превосходит значение многотомных (а, может, многотёмных -?) трудов.

Появление важного произведения вызывает не только интерес, но ведет к всестороннему анализу произведения, оценке его значимости, и — недостатков и достоинств. Для этих целей употребляется рецензия. В ней обязаны сочетаться концептуальность подходов, принципиальность и объективность критика с моральными критерия отношения к личности автора разглядываемой работы.

В научных изданиях для рецензирования вышедших книг отводится особая рубрика.

Рецензированию кроме этого подвергаются дипломные работы выпускников институтов. Вклад в науку, содержащийся в кандидатских и диссертациях , оценивается научными оппонентами в воображаемых отзывах.

Квалификационная работа создается специально для получения дипломов и свидетельств, дающих право заниматься определенной работой либо подтверждающих уровень квалификации. Самым несложным выражением этого вида научной работы есть дипломное произведение, подготавливаемое и защищаемое выпускником института чтобы получить статус дипломированного эксперта. В будущем мы будем обсуждать неприятности, которые связаны с написанием как раз дипломной работы.

Более большой уровень научной квалификации в Российской Федерации связан с получением звания кандидата либо профессор . Для этого нужно обезопасисть в соответствующем совете дессертацию. Их хотя бы краткая черта будет предметом особого рассмотрения.

Отметим только, что любое диссертационное произведение начинается с написания дипломного проекта, а купленные и закрепленные умения, навыки на стадии обучения базам исследовательского ремесла понадобятся в будущем.

Если сравнивать с уже перечисленными видами уникальных работ комментарий видится в основном при публикации литературных произведений, архивных материалов, и сфера его применения не так широка. По большей части — для разъяснения какого-либо текста методом толкований и примечаний. Комментарий может носить разный (текстологический, историко-литературный, биографический) темперамент.

направляться подчернуть, что его составление есть отнюдь не несложным делом, требующим кропотливости, скрупулезности, достоверности и точности. Лишь так возможно добиться нужного доверия к материалам справочного характера, без которых, со своей стороны, нереально любое изучение.

Формы научной работы. Как видно из уже ранееприведенного текста, научная работа имеет две стабильные формы – письменную и устную. Их изменение вероятно только в том случае, если человечество выработает в себе свойство к телепатии.

Надежд на это, по крайней мере, в скором будущем мало, исходя из этого для полновесного овладения исследовательским ремеслом требуется в равной степени развивать собственные способности в написании разного вида работ и в овладении ораторским мастерством.

Главное место в отечественных предстоящих лекциях будет занимать письменная форма научной работы. на данный момент я желал бы отметить только обстоятельства, по которым нужно заниматься так нелюбимой многими студентами «писаниной». Мне представляется, что подобное чувство во многом проистекает из психологически легко объяснимого жажды применять в повседневной практике лишь то, что прекрасно знакомо и не требует громадных упрочнений.

И, вправду, чтение неизменно легче письма, на него затрачивается значительно меньше умственной а также физической энергии. Более того, оно открывает дорогу к развлечению и удовольствию. проза и Поэзия разрешают ощутить красоту слова, насладиться чистой и ясностью стиля.

Чтение отвлекает.

С детективным романом в пути дорога думается меньше.

А уж что сказать о речевом общении. По честному замечанию персонажа фильма «Формула любви», «слово лечит, разговор идея отгоняет». Это уж не работа, а целый досуг.

Ежедневное общение с окружаюшими, думается, убеждает нас, что сказать-то мы можем, чего не сообщишь о письменных занятиях. Как признавался мне один студент, он ненавидит их со школьных прописей.

И, однако, без письменной формы работы обойтись запрещено. Само собой разумеется, существуют феномены, владеющие необыкновенной памятью и наделенные свойством к запоминанию всего замеченного и услышанного. Но таких уникумов – единицы.

Главная же масса людей испытывает недостаток в постоянном тренинге.

Один из самых верных ассистентов в этом деле – письменная фиксация информации, записывание.

Конспектируя лекцию, Вы незаметно для себя активизируете три вида памяти – визуальную, звуковую и моторную – и в следствии лучше запоминаете.

Трудясь над рефератом, Вы уточняете непростые положения работы, получаете его лучшего восприятия, углубляете собственный познание неприятности.

Давая собственное изложение главных выводов статьи, доклада, книги, Вы в один момент трудитесь над четкостью формулировок, ищете правильное слово, а, значит, думаете. И что еще более принципиально важно – учитесь мыслить на бумаге. Зафиксированная идея оказывает помощь понять то, что Вы нашли, сопоставить отысканный вывод с мнением эксперта, вступить с ним в диалог.

А это неизменно не только расширяет объем знаний, но и открывает новые возможности.

Так незаметно в ходе письменной работы Вы трудитесь не только над произведением, но и над самим собой.

Действительно, нельзя забывать, что любое произведение имеет и сугубо утилитарное назначение. Решая конкретную задачу (знакомство с результатами соцопроса, защита дипломного проекта и т.п.), Вы обязаны не забывать, что вашу работу будут просматривать другие люди. Исходя из этого нужно определить для себя аудиторию, с которой предстоит общаться, и выбрать верный стиль изложения, придерживаться общепринятой научной лексики.

Собеседник Вас осознает, лишь в том случае, если Вы рассказываете с ним на одном языке и без переводчика.

Последнее замечание имеет не меньшее, если не большее, значение для устной формы научной работы. Выступление с результатами собственных научных изысканий (сообщением, докладом, лекцией) перед аудиторией слушателей связано с преодолением многих сложностей и производить нужные навыки нужно уже на студенческой скамейке.

Мы уже ранее решали проблему о значении выписок и конспекта при прослушивании лекций, докладов, при подготовке к семинарским занятиям. Предлагаю возвратиться к нему, дабы разглядеть кое-какие нюансы, так сообщить, иначе баррикады – со стороны выступающего.

В большинстве случаев, практикуются две формы работы на семинарских занятиях. Первая из них возможно выяснена как совместное обсуждение вынесенных и закрепленных в плане вопросов. В большинстве случаев их не большое количество, не более трех либо четырех, и все студенты группы должны быть готовы высказаться по ним.

Таковой метод определения собственной позиции продуктивен для выработки умений вести полемику, отстаивать собственную точку зрения. В определенные моменты такое коллективное творчество может покупать темперамент «мозгового штурма», в то время, когда частные моменты отходят на второй план, а главным делается обнаружение истины пускай кроме того по личной проблеме.

При таком подходе очень важны самостоятельность в принятии ответа, личная причастность к нахождению, как думается, единственно верного ответа. Сделать это нужно с соблюдением нужной научной корректности при высказывании тех либо иных подходов, взоров, точек зрения, подведения неспециализированных итогов.

Второй, более сложной, но не меньше действенной формой проведения семинарского занятия есть обсуждение и подготовка студенческих докладов. В большинстве случаев такая практика распространена на старших направлениях, в то время, когда студенты уже купили кое-какие навыки работы с литературой и источниками, организовали хотя бы в самом неспециализированном виде представления по некоторым особым вопросам, воображающими для них определенный интерес.

Студенты под управлением учителя в начале семестра выбирают темы докладов, каковые они обязаны представить к определенной дате. Довольно часто практикуется представление доклада в письменной форме с предварительным ознакомлением всех участников группы с его содержанием, по крайней мере, за чемь дней до занятия. На семинаре создатель обязан выступить с 15-20 минутным устным изложением главных положений собственной работы.

В паре с докладчиком выступает оппонент, что обязан представить собственные критические замечания раздавшихся выводов. Затем участие в дискуссии должны принять все члены группы.

Одной из разновидностей семинарских занятий являются особые семинары, посвященные детальному рассмотрению конкретных научных неприятностей, ставших предметов особого интереса студентов.

Эта форма работы имеет абсолютные преимущества. К их числу относится формирование самостоятельности в учебной деятельности (расширение образовательного кругозора, выбор темы), развитие навыков научно-исследовательской работы (анализ источников, критическая оценка историографии), соблюдение правил подготовки доклада (составление замысла, определение структуры, выделение главных выводов, оформление текста и научно-справочного аппарата), приобретение навыков публичного выступления и др.

Действительно, успешное проведение семинарского занятия с применением формы доклада в значительной мере зависит от подготовленности всех участников группы. В том случае, если студенты не смогли ознакомиться с письменным изложением доклада, может произойти так, что по окончании выступления докладчика оценить его труд полностью сможет лишь оппонент, что выдвинет личные контраргументы, но ответной реакции аудитории не последует либо она окажется очень поверхностной и поверхностной.

Такая опасность постоянно существует, и тут уже остается сохранять надежду на добросовестность всего студенческого коллектива. Будьте уважительны к труду Вашего товарища. Не забывайте, что успех выступления с докладом – плод коллективного труда.

Непременно любому человеку, избравшему путь научного труда, приходится выступить с независимой учебной лекцией. Разрешу себе остановиться на некоторых составляющих ее элементах и высказать мысли по предъявляемым к ней требованиям.

Слушатели должны быть подготовлены к восприятию материала, рассмотрению неприятности, о которой отправится обращение. Тема лекции должна быть известна заблаговременно. Совершенным вариантом подготовки слушателей может стать предварительное знакомство с учебной литературой (книжкой, учебным пособием и т.п.).

Приступая к изложению содержания, лектор, в большинстве случаев, обосновывает значение разглядываемой темы в общем курсе, связывает ее с изложенным ранее материалом.

После этого выделяются главные вопросы, каковые требуется разглядеть на протяжении занятия. Тем самым определяется логика подачи материала, четкая структура изложения.

Доказательная и убедительная лекция неосуществима без предварительного историографического обзора. В нем лектор знакомит слушателей с историей научной разработки данной неприятности, существующими мнениями по конкретным вопросам, высказывает собственный отношение к спорным трактовкам. Далеко не лишним представляется и обращение к источниковой базе.

В совокупности подобная вводная часть настраивает слушателей на творческое дискуссию поставленной неприятности, объединяет преподавателя и усилия студентов.

Это тем более нужно, потому, что хорошая лекция не нацелена на запоминание фактов, накопление новых сведений. Перед ней ставится другая задача – освещение под избранным лектором углом зрения исторических событий, их анализ, сравнение и сопоставление существующих интерпретаций. Вследствие этого в большинстве случаев отбираются важнейшие события, имена, даты, каковые смогут охарактеризовать разглядываемый процесс в целом, в тесной связи прошлого, настоящего и будущего, разрешают прочертить траекторию следующего изложения учебного материала в лекционной форме.

В конце лекции подводятся неспециализированные итоги, делается маленькое заключение. Наровне с этим лектор рекомендует важнейшую для изучения темы литературу, дает указания и необходимые советы для подготовки к семинарским занятиям.

Лекция делается занимательной лишь в том случае, если удается добиться коллективного мышления над поставленной проблемой. А этого удается достигнуть, в то время, когда, следуя за логикой рассуждения лектора, слушатель сам оказывается вовлеченным в процесс рассуждения, аргументации, доказательства тех либо иных положений.

В лекциях неизменно нужно связывать неспециализированное и особое. Не менее важно обощать лекции броскими фактами, запоминающимися подробностями, красочными подробностями. Все это расцвечивает лекции, завлекает к ним внимание, оставляет их в памяти слушателей.

Не могу не сообщить еще об одном ответственном нюансе – связи учебной лекции с исследовательским процессом. Сошлюсь на авторитетное вывод известного отечественного историка Н.А. Троицкого: «…успех любой лекции, любого лекционного курса, всего учебного процесса в университете зависит, в основном, от того, как учебная сторона дела связана с научной стороной и обеспечена исследовательски.

Николай Иванович Пирогов, что был и великим ученым, и великим педагогом, сказал: «Отделить учебное от научного в университете запрещено, но научное без учебного светит и греет, а учебное без научного лишь сверкает»»[4].

Само собой разумеется, многое зависит от личности лектора, его ораторского и исследовательского мастерства. Но лекция – взаимообусловленный процесс, успех которого зависит и от подготовленности аудитории. Встречная реакция слушателей самых хороших образом отражается на настроении лектора, разрешает ему дать значительно более того, что предусмотрено было в начальном наброске выступления.

И тут очень принципиально важно наладить контакт с аудиторией. В этом деле Вам предстоит выработать личные рецепты общения, но некоторыми секретами успешного решения проблем, я могу поделиться. Они далеко не универсальны, но, по крайней мере, проверены опытом.

Первое условие вашего успешного выступления – безотносительная уверенность в значимости взятых результатов. Исходя из этого четко выясните для себя, чем Вы планируете поделиться со слушателями, сотрудниками, и первыми же фразами попытайтесь заинтересовать их.

Второе условие – заблаговременно готовьтесь к выступлению: разработайте его замысел, подробно продумайте главные доводы, при необходимости сделайте выписки с нужными фактами. Не сохраняйте надежду на экспромт. Но ни за что не пишите всецело текст.

Вы имеете возможность появляться «привязанными» к нему. Надежда на то, что бумажный лист станет связующим мостом со слушателями – фальшива. Наоборот, написанный текст каменной стеной отделит Вас от них.

Письменная обращение отличается от речи устной, а также приблизительное воспроизведение подготовленного текста вслух лишь затруднит его восприятие.

И уж ни за что не зачитывайте написанного. Подобный ход равносилен провалу лектора. В назидание приведу наставление Петра Великого: «А в Сенате по писанному не честь, чтобы дурость всякого явлена была».

Третье условие – не опасайтесь слушателей. Частенько испытываемое беспокойство может очень плохо сказываться на вашем выступлении, контроле за аудиторией, даже в том случае, если в ней присутствуют привычные Вам лица. Существует прекрасно апробированный метод – выбрать среди присутствующих одного человека и в мыслях обращаться к нему.

Представьте, что этому конкретному слушателю Вы обязаны растолковать идеи вашего выступления.

Изложите несложными и дешёвыми словами главные положения, не стесняясь возвращаться к ним пара раз, подчеркивая и уточняя основное.

Четвертое условие – добейтесь содержания и соответствия формы. Не перегружайте выступление конкретными данными. Значительно чаще это происходит с цифровым материалом. В выступлении время от времени серьёзнее выясняется не утомляюший, не смотря на то, что и сильный факт, а броский и запоминающийся образ.

Добейтесь того, дабы и ваша обращение была эмоционально окрашена.

голосом и Интонацией заостряйте внимание на значительном. Предварительно отрепетируйте произношение тяжело произносимых терминов.

Не последнюю роль во взаимоотношениях со слушателями смогут сыграть и, казалось бы, малозначительные подробности – манера выступления, тембр голоса, применяемая лексика, кроме того костюм докладчика (не забывайте – «по одежке встречают…»).

Пятое условие — не теряйте контакта с аудиторией. Могите ее слушать, смотрите за восприятием вашего сообщения. Согласно заявлениям психологов, внимание возможно удерживать лишь в течение двадцати мин..

В будущем оно начинает рассеиваться.

В случае если ваше выступление продолжается продолжительнее, поразмыслите над тем, как вернуть утрачиваемое внимание.

Шестое условие – эмоциональный контакт с аудиторией вероятен лишь в том случае, если слушатели и докладчик мыслят и ощущают в унисон, в то время, когда высказываемые идеи будят идея. Но это полностью нереально, в случае если докладчик либо лектор разрешает себе покровительственные интонации и уж тем более — демонстрирует неуважительное отношение. Тогда провал обеспечен и гарантирован на 100%.

В равной степени недопустимо и заискивание перед аудиторией. Выступление – это форма общения равных и равноправных партнеров. Люди тонко ощущают нюансы поведения, и рвение снискать снисхождение, в большинстве случаев, приводит к обратной реакции – отторжение и неприятие.

Само собой разумеется, начинающему исследователю на первый раз такое поведение может и проститься, но неприятный осадок останется на долгое время.

Как Вы уже, возможно, обратили внимание, устная форма научной работы неимеетвозможности строиться на монологе, а постоянно предполагает обмен мнениями. Умение обсуждать, вести дискуссию, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, опровергать возражения оппонентов есть неотъемлемым элементом исследовательского ремесла. А культура научного спора имеет собственные правила, каковые отличаются, скажем, от политической ангажированности парламентских баталий.

Научная полемика направлена на решение конкретной задачи, если не на установление безотносительной истины, то, по крайней мере, – приближение к ней. Достижению данной цели и должны быть подчинены применяемые приемы. Тут недопустимо возвеличивание собственного «я», негативистское отрицание вторых точек зрения, демонстративная враждебность по отношению к научному сопернику.

Прежде всего обучитесь пристально слушать собственного оппонента. Проявляйте заинтересованность к его суждениям. Не стесняйтесь задавать вопросы.

Это окажет помощь узнать логику выводов и утверждений, найти допущенные неточности, слабость доказательств.

тактичность и Внимательность в научном общении содействует установлению дружественной атмосферы, которая со своей стороны благоприятно воздействует на дискуссию поставленных вопросов. Опасайтесь обвинительных интонаций. Вы – не следователь, а исследователь.

Недопустим переход в споре на «высокие тона». Сила доводов не укрепляется, а ослабляется силой голоса.

Не отклоняйтесь в сторону от темы дискуссии и не забывайте о основной задаче, которую вы должны решить. Наряду с этим будьте последовательны и упорны в отстаивании собственных идей. Но упорство не должно перерастать в упрямство.

Тем более что в некоторых качествах ваш оппонент может оказаться прав.

Нет ничего зазорного в признании его правоты. Напротив, таковой ход лишь выделит вашу заинтересованность и научную компетентность в итогах дискуссии.

Утверждение о том, что в споре рождается истина – очень спорно. Скорее обмен мнениями разрешает четче выяснить круг обсуждаемых вопросов, более взвешенно оценить собственную позицию, прислушаться к возражениям соперника. Как показывает опыт, в науке нет «золотой середины».

Истина неимеетвозможности складываться из суммы противоречащих друг другу утверждений. Их эклектичное соединение не облегчит, а затруднит ответ задачи.

Итоги дискуссии обязаны уменьшить нахождение вариантов и формулирование проблемы продолжения научных поисков.

Лекция 3. выявление темы и Выбор работы научной информации.

Выбор темы изучения. Как мы ранее условились, в будущем отечественные лекции будут касаться дипломного произведения, относящегося к категории квалификационных работ. Грубо говоря, редко в то время, когда выносимые на дискуссию национальной аттестационной рабочей группе проекты выпускников с полным правом смогут принимать во внимание уникальными (исследовательскими).

Значительно чаще они являются добросовестную компиляцию, в которой содержится обстоятельный и внятно изложенный обзор литературы, посвященной избранной теме. Но подобное «легкое» и «простое» ответ конкретной задачи получения диплома о высшем образовании может оказать медвежью услугу. Нет, затраченные упрочнения не будут ненужными, но они изначально ограничат получаемый исследовательский опыт.

Исходя из этого ориентироваться направляться на более высокие цели.

В нашем случае – стремиться к созданию полновесного уникального произведения. Этим принципом и будем руководствоваться в будущем.

Какая дипломная работа может принимать во внимание научной? К научным работам относятся такие произведения, в которых рассматриваются не изученные ранее либо мало изученные вопросы, и в следствии осуществления которых происходит накопление (прирастание) нового знания. Фундаментальный принцип определения научности работы не зависит от масштаба сделанных открытий.

внимание и Интерес смогут завлекать и частные наблюдения, и обобщающие материалы, и инновационные проекты.

Скорее сокровище научных произведений зависит от степени их необходимости окружающим. Важность для настоящего момента распознанных сведений именуется актуальностью. Но желал бы сходу предостеречь от опасности конъюнктурности.

Научные знания не должны зависеть ни от изменяющейся политической обстановки, ни от смены научных теорий, ни от личных заинтересованностей автора.

Их отличительными чертами должны быть объективность и непредвязость суждений.

Наровне с этим изучение обязано показывать на опровержения и возможные пути проверки высказанных идей, т.е. создавать нужную научную базу для накопления нового знания.

Любое научное произведение должно иметь четко определенный объект изучения, под которым понимается процесс либо явление, порождающие избранную для изучения проблемную обстановку. А все, что находится в рамках объекта изучения и рассматривается под определенным углом зрения, именуется предметом изучения.

В отличие от естественнонаучных дисциплин историк не имеет возможности конкретно замечать объект собственного изучения. Запрещено его воспроизвести и методом опыта. Нужный фактический материал черпается из исторических документов, монументов прошлого.

Так, между субъектом (историком) научного поиска и объектом находится итог труда другого субъекта. Поэтому сам процесс изучения существенно осложняется и удлиняется.

Обстоятельство этого коренится прежде всего в предельной близости субъекта и объекта исторической науки. Человек познает человека, результаты собственной деятельности, эволюцию общества. Люди не только сами создают окружающий их мир, но и сами пишут собственную историю.

Тема научного произведения.Изучение начинается с элементарного людской интереса, в то время, когда появляется желание определить больше, полнее, шире. К такому шагу смогут подтолкнуть несложная любознательность, честолюбивая привычка неизменно и во всем первенствоватьи многие другие обстоятельства. Но самой серьёзной среди них есть рвение изучить, осознать сущность и содержание явления, разобраться в хитросплетениях следствий и причин.

Тяга к изучению принадлежит к самый распространенным, устойчивым людским качествам и подобна неистребимому охотничьему азарту. В быту она довольно часто именуется любопытством, которое, как мы знаем, не порок, а… средство познания.

Но в научном замысле любой интерес должен иметь строго определенную и акцентированную направленность. Лично для меня определение проблемы и выбор темы изучения во многом ассоциируется с написанной Р. Киплингом сказкой о интересном слоненке, обожавшем задавать вопросы (что, из-за чего, для чего, как, в то время, когда и где). Они были его верными слугами в познании окружающего мира.

С безотносительной уверенностью могу утверждать, что умение задавать вопросы – непременное условие научной деятельности, без которой нельзя добиться успеха.

Исходя из этого выясните, что и из-за чего тревожит Вас при знакомстве с определенной информацией. Конечно, это будет самая широкая формулировка кроме того не темы, а широкого количества сведений, предположим, которые связаны с проведением в Российской Федерации реформ в 60-70-е гг. XIX в. В начале изучения Вы определяете в самый общем виде круг собственных заинтересованностей.

Но его нужно сузить, потому, что его границы очень широки и размыты. Великие реформы затронули различные стороны судьбы. Вас же больше завлекают, скажем, трансформации в флоте и русской армии, по причине того, что военная сфера постоянно является ответственным показателем состояния дел в стране и обществе.

Это — уже более надежный ответ на вопросы ч

В Мурманской области прошли учения расчётов ПЗРК-соединений


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: