Леопард наминном поле: бронетехника нового поколения

    Самый надёжный тест-драйв Журналисты, проводившие тест-драйв Ocelot в апреле, в один голос утверждают, что освоиться в кабине броневичка им было несложно. Сиденья расположены как в простом английском автомобиле: справа шофер, слева начальник автомобили.
    Телескопическая травмобезопасная рулевая колонка расположена на простом месте. Между компенсирующими креслами с четырехточечными ремнями безопасности торчит «кочерга» селектора автоматической трансмиссии.

Блокировка колес включается принудительно кнопкой, расположенной на панели лабиринта коробки. Рычаг ручника — справа от водителя, в том месте, где в гражданских автомобилях находится кнопка открытия бензобака либо багажника.

    Прощай, ветхий хороший Humvee Humvee, военная машина американской армии, за 25 лет верной работы ставшая культовой не только в том месте, где носят хаки, но и на гражданке, уходит в историю. Последний заказ на Humvee количеством 2620 единиц уже размещен на заводе корпорации AM General в городе Мишоуэка. По окончании того как замыкающий броневик покинет ворота завода, на нем начнут производство инвалидных колясок и, быть может, гражданского собрата старичка Humvee — джипа Hummer 2. В армейском бюджете 2011 года на новые Humvee денег уже не будет, а вот заказы на запасные части иссякнут еще не скоро

Леопард наминном поле: бронетехника нового поколения

В Афганистане войска НАТО встретились с той же проблемой, которую не смог решить в свое время отечественный Ограниченный контингент. Самым распространенным и страшным видом боевых операций стали не баз укреп—подготовки и штурмы районов мятежников, а элементарное снабжение продовольствием и боеприпасами разбросанных по всей стране гарнизонов, да и любое перемещение по дорогам.

Хорошая война с линией фронта и хитроумными тактическими маневрами ушла в прошлое — неприятель стал фактически невидим, превосходно оснащен технически и очень изощрен. И оказалось, что ветхий хороший М1114 Humvee и его английский сотрудник Land Rover Snatch к этому совсем не готовы.

При достаточной огневой и отличной проходимости мощи храбрецы голливудских блокбастеров стали легкой мишенью для фугасов — главного оружия мятежников. Самодельные взрывные устройства, нашпигованные металлом, плющат Humvee и Snatch, как консервные банки. Кроме того не весьма замечательные подрывы на долгое время выводят их из строя, вырывая с мясом незащищенную подвеску.

Дополнительное бронирование легких автомобилей повышает их живучесть.

Одетый в «бронежилет» Humvee держит удар калибра 7.62, осколки 155-мм артиллерийского боеприпаса, подрыв 5,5 кг тротила под передней осью и около двух килограмм — под задней. Но плоское дно, принимающее на себя всю мощь взрывной волны, сводит на нет все усилия.

Само собой разумеется, у армий коалиции имеется на вооружении настоящие крепости на колесах — Cougar, Mastiff, Ridgeback и непробиваемый монстр Buffalo, без неприятностей глотающий выстрелы и фугасы из гранатомета. Но опыт говорит о том, что удел тяжелых аппаратов с противоминной защитой MRAP — сопровождение колонн, огневая и техподдержка. Армейские снабженцы и инженеры от них в восхищении, а вот морпехи и бойцы отряд специального назначения, вступающие с соперником в яркий огневой контакт, морщатся — в горах и на распутье металлические динозавры фактически ненужны.

Контузия безвозмездно

Как раз по этим обстоятельствам Пентагон и минобороны Британии решили о полной замене пенсионеров Humvee и Snatch на автомобили нового поколения. Задача это непростая — проверенная практика модернизации серийных промышленных шасси с учетом запросов армейских тут не годится. А ведь на данный момент так производится вся боевая техника с противоминной защитой, включая шестиколесные Buffalo.

Компания Force Protection закупает обнажённые шасси от тягачей Mack и одевает их в кольчугу MRAP из слоеного израильского бронелиста, по окончании чего на корпус навешиваются фальшборта и устанавливается штатное оружие. внутренний вид и Органы управления кабины водителя Buffalo покажутся родными любому дальнобойщику — это чистый Mack от баранки до поликов. Получается довольно дешево и весьма со злобой.

По такой же схеме Navistar превращает безобидный тяжеловоз International 7400 в грозный MaxxPro.

Но Humvee и Snatch — другое дело.

К корпусам автомобилей легчайшей весовой категории нельзя адаптировать базу совокупности обвеса MRAP либо замечательный бронированный V-образный отражатель. Подготовка Humvee и Snatch к повседневной боевой работе обходится практически в $ 100 000 за экземпляр, но и затем они остаются практически одноразовыми. Первый же «пойманный» на дороге фугас выводит их из строя на пара недель.

Слава всевышнему, в случае если наряду с этим экипаж не пополняет перечни невозвратных утрат.

травмы позвоночника и Тяжёлые контузии не в счет — они входят в дежурное меню по умолчанию. И в случае если железа не жалко, то бойцы элитных подразделений — это штучный товар.

Новая война требует нового транспортного средства. Минобороны Англии планирует уже в 2011 году списать 400 автомобилей Snatch и Snatch Vixen. На тендер, заявленный в 2009 году, отозвалось более десятка компаний, но до финиша дошли лишь два проекта — SРV400 компании Supacat и Ocelot, созданный командой экспертов из Force Protection Europe и Ricardo.

Конструкция последнего претендента так уникальна, что заслуживает подробного рассказа.

Главные требования армейских — это проходимость на уровне М1114 Humvee, снаряженная масса порядка 7−8 т и противоминная защита экипажа на уровне более тяжелого Cougar. Машина обязана сохранять целостность десантного отсека при взрыве 14 кг тротила под любой из осей. Масса — главной фактор, она прямо воздействует на уровень появляющихся перегрузок.

К примеру, шеститонные бронированные Humvee на таких зарядах подлетают на 3−5 м. Еще один фактор — форма дна, воздействующая на распределение взрывной волны. Она должна быть V-образной. Клиновидное дно отводит облако раскаленных газов и поражающих элементов в сторону от корпуса.

Первыми до для того чтобы очень действенного ответа додумались южноафриканские конструкторы еще в середине 1970-х.

В борьбе за договор на ?100 млн (200 бронемашин) эксперты Force Protection обратились к английской компании Ricardo, инженеры которой в далеком прошлом славятся нестандартным подходом к ответу непростых задач. В 2008 году была создана особая несколько Team Ocelot, в которую вошли не только специалисты из бывших армейских, прошедших Ирак и Афган, но и знаменитости автоспорта — бывший основной инженер раллийной команды Mitsubishi WRC Роланд Джекоб-Ллойд и гуру в области композитов Майкл Кахлан, в прошлом — основной конструктор болидов F1 McLaren.

Помимо этого, в разработке подвески Ocelot учавствовали специалисты, прошедшие школу BMW и Jaguar. Трудились в столь напряженном темпе, что первый прототип Ocelot был представлен клиентам уже в сентябре 2009 года. Причем машина создавалась практически с чистого страницы — в базу проекта легла инновационная мысль Грэма Рамбола, начальника проекта со стороны Ricardo.

В бой на скейтборде

Рамбол внес предложение применять несущее шасси типа «скейтборд». Черновик таковой концепции был создан в середине 1990-х годов шведской компанией SKF по заказу Дженерал моторс.

Сущность «скейтборда» — размещение силовой установки, запасных агрегатов, топливного бака и подвески в плоской платформы, на которую возможно установить кузов произвольной конфигурации. «Скейтборд», созданный для будущего Ocelot, представляет собой компактный V-образный корпус из многослойного бронелиста, в которого находятся двигатель, трансмиссия, элементы совокупности рулевого управления, дифференциалы, элементы крепления и топливный бак свободной подвески. Снаружи скейтборда видны только замечательные А-образные рычаги с продольными торсионными балками и демпфирующие пружинные стойки. Ну и, очевидно, огромные зубастые колеса.

Верхняя часть этого желоба открыта и оснащена шестью несложными шарнирами, похожими на простые дверные петли. Четыре боковых предназначены для крепления корпуса с десантным отсеком и кабиной, а два передних — для откидывающегося бронированного капота, под которым запрятаны коробка и движок. Такая компоновка шасси снабжает большую безопасность экипажа.

И дело не только в отражателе — композитный сэндвич корпуса изолируетдесант от смертельно страшных обломков силовой установки, образующихся в следствии взрыва.

Несущий «скейтборд» — самая тяжелая часть Ocelot, соответственно, центр тяжести автомобили находится максимально низко над грунтом. По словам Роланда Джекоба-Ллойда, невероятная устойчивость и ходовые качества Ocelot при маневрах весьма близки к спортивному раллийному болиду. Уникальное продольное размещение торсионов снабжает всецело свободной подвеске Ocelot большой движение отбоя.

Четыре управляемых колеса выводят маневренность автомобиля на новый уровень.

Неубиваемое шасси типа «скейт-борд» — это еще далеко не весь Ocelot. не меньше увлекателен его быстросъемный и поразительно твёрдый композитный корпус. На внешней поверхности имеются точки крепления дополнительных броневых страниц, с которыми машине не страшны РПГ-7 и крупнокалиберный пулемет.

В корпуса — три отсека, поделённые вертикальными перегородками. В переднем находятся кабина с органами управления и два места для экипажа, в среднем — четыре сиденья для десанта, в кормовом — полки для крепления противоминной радиоэлектронной аппаратуры и громадная распахивающаяся дверь. У начальника автомобили — верхний люк и отдельная дверь, а два люка наверху десантного отсека предназначены для ведения огня.

Корпус имеет идеально ровный пол, а машинально складывающиеся сиденья крепятся к боковой стенке либо потолку. Несколько Ocelot попыталась в деле как минимум три вида особых компенсирующих противоминных сидений. Самый возможно, что в будущей серийной машине покажутся кресла либо кроме того скамьи типа ShockRide американской компании ArmorWorks с четырехточечными ремнями безопасности и компенсирующим ковриком, при подрыве предотвращающим травмы стоп.

Айболит для оцелота

Не считая стандартной шестиместной патрульной версии корпуса Team Ocelot создала двухместную грузовую и боевую версию 2+2 с открытым верхом. Дабы перевоплотить патрульную машину, к примеру, в санитарный грузовичок, достаточно разблокировать шарниры креплений, вынув из них «пальцы», и поменять корпуса местами. Все манипуляции создают за час при помощи стандартного оборудования парка боевых автомобилей.

обслуживание и Ремонт силовой установки проводятся при наклоне капота и корпуса. Действительно, тут требуется помощь второй автомобили. Грэм Рамбол говорит, что полная замена силовой установки силами экипажа занимает не более получаса.

То же возможно сообщить о подвеске Ocelot. Изначально все ее элементы выполнены взаимозаменяемыми — передние и задние пружинные стойки, рычаги, торсионы а также полуоси приводов возможно поменять местами. При трансформации боевой обстановки на Ocelot возможно навесить до 2,5 т дополнительной брони разной конфигурации либо легкие фальшборта.

Тяговитая рядная шестерка Steyr количеством 3,2 л забудет обиду это экипажу, только легко подсев в отклике на нажатие педали акселератора.

При всей собственной внешней брутальности и габаритности Ocelot только мало больше Snatch. Уровень его огневой мощи также соответствует предшественникам. На него возможно навьючить обычный модуль WMIK с автоматическим гранатомётом и крупнокалиберным пулемётом либо комплексный огневой модуль с дистанционным управлением RWS, которым стрелок командует при телекамер и помощи джойстика с устройствами ночного видения.

Наряду с этим в радиусе 2 км от автомобили сопернику нужно будет вжиматься в почву, дабы остаться живым.

Суммируя, возможно заявить, что Force Protection Europe и Ricardo удалось создать машину совсем новой архитектуры, наголову превосходящую эталонный М1114 Humvee по живучести защиты и уровню экипажа. Будет ли она принята на вооружение, узнаем позже. Но несомненно, данный «скейтборд» отправится весьма на большом растоянии в будущее.

И не обязательно как база для военной машины — практически в один момент с возникновением Ocelot американская компания Trexa представила «гражданское» плоское модульное шасси с электрической силовой установкой по весьма сладкой цене.

Семь килограммов под килем

Военная машина Buffel 4х4 показалась на вооружении армии ЮАР во второй половине 70-ых годов двадцатого века на протяжении так называемой пограничной войны с Намибией и Анголой, в которой главным средством поражения были мины и самодельные фугасы.

Buffel был выстроен на серийном полноприводном шасси от грузовика Mercedes-Benz Unimog. Отличительной изюминкой автомобили был V-образный киль из бронелиста для отражения взрывной волны, проходивший на протяжении всего днища. В киля пребывала силовая установка с трансмиссией, и два бака — топливный количеством 200 л и столитровый водяной.

Вода предназначалась не для понижения центра тяжести либо гашения перегрузок (не смотря на то, что частично делала эту функцию), а для десанта и питья экипажа.

А вот закачанные в каждое из четырех колес 500 л воды без шуток увеличивали массу автомобили и снижали ее динамику, но весьма действенно гасили взрывную волну.

Оцелот против суперкошки

Единственный соперник Ocelot в английском тендере — шестиместная военная машина с противоминной защитой SPV400, созданная экспертами компаний Supacat и NP Aerospace.

«Суперкошка», так же как и «Оцелот», создана с чистого страницы и имеет модульную конструкцию. Наряду с этим у SPV400 управляются лишь передние колеса, а свободная подвеска на сдвоенных параллельных А-образных рычагах в целом более сложна, чем торсион-рычаг Ocelot.

Для спасения судеб экипажа при подрыве инженеры Supacat готовы пожертвовать «отстегивающимся» взрывной волной кормовым подрамником, несущим на себе дифференциал, колеса и заднюю подвеску, и турбодизелем Cummins, передней и трансмиссией подвеской. Другими словами в случае если фортуна повернется к SPV400 спиной, то выползти из-под обстрела пешком он точно не сможет — машину придется практически собирать по частям.

В отличие от Ocelot, Supacat предлагает только один вариант кузова — четырехместный, оснащенный огневым модулем Kongsberg Protector Lite RWS либо набором WMIK. О грузовых, санитарных и открытых предположениях до тех пор пока ничего не известно. Но кроме того если они и покажутся, это будут отдельные транспортные единицы, а Force Protection и Ricardo предлагают вариант «три в одном».

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№95, сентябрь 2010).

РОССИЯ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ НОВОЙ БМП «КУРГАНЕЦ-25»? | война новости бронетехника россии танки армата


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: