Литературоведческая пропедевтика

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса на 2014 – 2015 учебный год составлена на базе стандарта начального неспециализированного образования по литературному чтению, Примерной программы начального неспециализированного образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком программы и обучения общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф.Климановой, В. Г. Горецким, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2009).

Она создана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных изюминок младших школьников

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, верным, беглым и ясным чтением как базисным навыком в совокупности образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, снабжающих умение трудиться с различными видами текстов; развитие интереса к книге и чтению; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и независимой читательской деятельности;

Литературоведческая пропедевтика

— развитие художественно-творческих и познавательных свойств, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношение к слову и умения осознавать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений и чувств о добре, дружбе, ответственности и правде; уважение и воспитание интереса к культуре народов и отечественной культуре мира.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет громадное значение в ответе задач не только обучения, но и воспитания.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество наиболее значимых задач начального обучения и готовит младших школьников к успешному обучению в школе .

Неспециализированная Черта УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой и читательской деятельности:

  • умение слушать (аудирование);
  • чтение (вслух и про себя);
  • работа с различными видами текста;
  • библиографическая культура;
  • работа с текстом художественного произведения;
  • работа с научно-популярным, учебным и другими текстами;
  • умение сказать (культура речевого общения);
  • письмо (культура письменной речи).

Круг детского чтения

Знакомство с культурным наследием России, с общечеловеческими сокровищами.

Произведения устного народного творчества различных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и чудесные сказки населений украины). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. других классиков и Чехова отечественной литературы XIX – XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной и зарубежной литературы, понятные младших школьников.

Книги различных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские издания.

Главные темы детского чтения: фольклор различных народов, произведения о Отчизне, природе, детях, братьях отечественных меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (посредством преподавателя) средств ясности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Начальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, мастерство слова, создатель (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Храбрец произведения: его портрет, обращение, поступки, мысли, отношение автора к храбрецу.

Неспециализированное представление об изюминках построения различных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог храбреца, диалог храбрецов).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение изюминок стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение главного смысла. Сказки о животных, бытовые, чудесные.

Художественные изюминки сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стих, басня – неспециализированное представление о жанре, наблюдение за выразительными средствами и особенностями построения.

5 НЕВЕРОЯТНЫХ СЛУЧАЕВ, КОГДА ЖИВОТНЫЕ СПАСАЛИ ЖИВОТНЫХ


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: