Мальтийский сокол

Герои войны

В случае если имеется на свете люди, предназначенные для исполнения одного-единственного дела, то одним из самые ярких примеров таковых есть Джордж Фредерик Берлинг, самый результативный канадский летчик-истребитель Второй мировой. в течении 26 лет собственной жизни он успел послужить в военно-воздушных силах трех государств и записать на собственный счет 31 вражеский самолет, сбитый лично, один, сбитый в составе группы, и 9 поврежденных.

Обращение лишь о победах, зафиксированных официально – еще как минимум три самолета были им стёрты с лица земли, но надлежащего подтверждения не взяли. Громаднейшую известность Берлинг взял, участвуя в обороне Мальты в первой половине 40-ых годов XX века – пресса кроме того наградила его пафосным прозвищем «Мальтийский сокол».

Будущий ас появился 6 декабря 1921 года в городе Верден (сейчас это пригород Монреаля) в традиционалистской и очень религиозной семье. Родители желали видеть собственного сына доктором и планировали его поступление в университет, но юный Джордж с ранних лет интересовался только одной вещью – авиацией. Целыми днями он пропадал на близлежащем аэропорте, замечая за самолетами, время от времени кроме того прогуливая школу для этого зрелища.

Из книг его интересовало лишь то, что было связано с покорением неба.

Подобная односторонность заинтересованностей не имела возможности не привести к печальным последствиям – успеваемость Берлинга была низкой, оценки едва-едва разрешали не оставаться на второй год, а сверстники всегда подшучивали над ним. Были, но, и хорошие плоды – столь же ожидаемые.

В девять лет Джордж в первый раз поднялся в воздух в качестве пассажира, в двенадцать – сел за штурвал в качестве ученика, в семнадцать совершил собственный первый независимый полет, а спустя еще пара месяцев получил работупилотом горнорудной компании в городе Грейвенхерст. Для этого ему было нужно кинуть школу, что, очевидно, не привело к его семьи, как да и то, что на запланированной для него врачебной карьере Джордж решительно поставил крест.

Мальтийский сокол
Джордж Фредерик Берлинг, фото 1943 года
(www.constable.ca)

Будучи громадным поклонником рассказов о подвигах пилотов Первой мировой, Берлинг желал не просто летать, но и вести войну. Во второй половине 30-ых годов XX века он захотел отправиться добровольцем в Китай, примкнув к американским летчикам, сражавшимся в том месте с японцами. Замыслам не суждено было сбыться: так как границу между Канадой и США Берлинг пересек нелегально, он был арестован, два месяца пробыл в колонии и был выслан обратно в Канаду.

Тогда он постарался поступить на работу дома, записавшись в канадские ВВС – и получил отказ.

Сам Берлинг думал, что обстоятельством этого стала личная неприязнь: ранее он победил в воздушном соревновании, в котором принимали участие, кроме других, пара канадских военных пилотов, и на церемонии вручения приза публично заявил: «В случае если это – лучшие люди, которых смогут предложить канадские ВВС, то у канадских ВВС громадные неприятности». Вправду ли армейские чины обиделись на наглого юнца, либо же обстоятельством отказа стало что-то второе, мы уже не определим, но сложный темперамент и граничащая с грубостью прямота вправду неоднократно подводили Берлинга.

Не обращая внимания на собственные несоответствия с родителями, Берлинг всю жизнь оставался верен воспитанию, взятому в юные годы. Он не употреблял алкоголя, не курил, не сквернословил, систематично посещал церковь, постоянно носил с собой карманную Библию, которую подарила ему мать. Сочетание строгой религиозности и целеустремленной натуры, ставящей личные интересы выше всего, стало причиной тому, что навыки социального сотрудничества у Берлинга были развитыми очень слабо.

С руководством он не ладил, с сослуживцами отношения поддерживал в основном деловые, с дамами фактически не общался. Не смотря на то, что Берлинг с подросткового возраста занимался спортом, в командных играх он принимать участие не обожал, оттачивая собственную физическую форму только в одиночных видах занятий, особенное внимание уделяя плаванию.

По окончании двух неудач подряд Берлинг не покинул попыток стать армейским летчиком. Он подал заявление на вступление в ВВС Финляндии в надежде поучаствовать в советско-финской войне, которая в то время именно была в разгаре. Финские власти объявили, что потому, что Берлингу не исполнился 21 год, им требуется согласие его своих родителей.

Родители, очевидно, для того чтобы согласия не дали.

Но и это не охладило пыла молодого человека – четвертую попытку осуществить собственную мечту он решил предпринять в Англии. В том месте его, наконец-то, ожидала успех – действительно, не сходу. В то время, когда Берлинг явился на вербовочный пункт, неожиданно стало известно, что он не забрал с собой свидетельство о рождении, так что ему было нужно пересечь Атлантику в оба финиша еще раз.

Берлинг позирует с обломками итальянского истребителя MC 202, сбитого им 27 июля 1942 г.
(www.iwm.org.uk)

Сначала Берлинга зачислили в простую летную школу, но, скоро оценив его необыкновенные свойства, перевели в особую школу в Хардене, где тренировались пилоты новейших модификаций истребителя «спитфайр». Навыки пилотирования у Берлинга были высокими, но использовал он их так, что вызывал у сокурсников и своих инструкторов не восхищение, а раздражение. С самых первых занятий он систематично занимался рискованным пилотажем, в особенности на малых высотах.

Пролететь между двумя деревьями так, что от законцовок крыльев до ветвей оставалось не более нескольких сантиметров, либо промчаться под телеграфными проводами было для него элементарным делом. Дисциплинарные взыскания, очевидно, лились на будущего аса рекой. Как раз в авиашколе в Хардене Берлинг заслужил первое из собственных прозвищ, под которыми вошел в историю.

Его назвали «Базз» («Buzz» – «шум, жужжание») – от звука самолетного мотора, которым Берлинг распугивал овец на окрестных пастбищах, летая так низко, что практически цеплял брюхом истребителя за ограды.

По окончании обучения Берлингу внесли предложение остаться в школе инструктором, но он жаждал вести войну, исходя из этого отказался и был в чине сержанта переведен в 403-ю эскадрилью, в составе которой на Рождество 1940 года совершил собственный первый боевой вылет. С сослуживцами и начальством у него, но, не ладилось, и четыре месяца спустя его перевели в 41-ю эскадрилью. Первую победу он одержал 1 мая 1941 года – в то время, когда на патрульное звено «спитфайров» выскочил одинокий германский истребитель, сбил его как раз Берлинг.

Он сделал это, не обращая внимания на то, то его машина взяла повреждения, выведшие из строя солидную часть оружия. Два дня спустя обстановка повторилась, и Берлинг записал на собственный счет еще одного немца. Руководство,впрочем , было совсем не радо, поскольку оба раза новичок кидался в наступление без приказа, оставляя строй, чем подвергал опасности товарищей, которых должен был закрывать.

Напряжение во взаимоотношениях между Берлингом и сотрудниками достигло предела, и выскочку-канадца предпочли задвинуть еще дальше, а именно на Мальту, в 249-ю эскадрилью. В первом же собственном вылете на новом месте, 12 июня 1942 года, Берлинг сбил «мессершмитт», но так как падения не было, его записали как «поврежденный».

Потом счет Берлинга начал расти стремительными темпами – 6 июля он стёр с лица земли два итальянских истребителя и один немецкий, тем самым официально став асом (это звание выдавалось в английских ВВС за пять воздушных побед). К концу июля за Берлингом значилось 17 сбитых, и он был награжден медалью «За выдающиеся летные заслуги» и произведен в офицеры. Пиком его карьеры стал бой 27 июля, в котором он стёр с лица земли четыре вражеских самолета (один из которых пилотировал итальянский ас Фурио Никлот) и еще два повредил.

Берлинг причиняет очередную отметку о сбитом вражеском самолёте на фюзеляж собственного спитфайра
(fly.historicwings.com)

В отличие от многих вторых летчиков-асов Второй мировой войны, Берлинг не надеялся на атаки из засады (против солнца либо из туч) и не стрелял с далека. Его рецепт победы был несложен, но потребовал владения самолетом, недоступного простому пилоту: Берлинг быстро сближался с соперником по сложной траектории, так, что в него не только стрелять было сложно, но кроме того подметить не всегда представлялось вероятным, а в то время, когда появился на расстоянии 60-70 метров (фактически в упор, по меркам воздушного боя) – открывал пламя.

Стрелять он предпочитал маленькими, не более двух секунд, очередями, а сверхблизкая расстояние разрешала ему не просто поражать силуэт вражеского самолета, а точечно бить в уязвимые места – топливные баки, кислородные баллоны, кабину пилота. Появлявшись в невыгодном положении, Берлинг не пробовал «стряхнуть» соперника с хвоста, переманеврировав его – он попросту уходил из боя, но делал это не несложным пологим понижением с полным газом, как большая часть его оппонентов и коллег – он швырял собственный истребитель в штопор и хладнокровно ожидал, пока неприятель не утратит к нему интерес, и лишь тогда возвращался в схватку.

Менее умелые вражеские летчики думали, что случилась утрата управления, и что пилот «спитфайра» обречен. Те, кто успел понюхать пороху, даже в том случае, если подозревали что-то и желали добить «падающего», просто не могли попасть в непоследовательно кувыркающуюся машину, быстро приближающуюся к поверхности.

За подобную манеру пилотирования Берлинг заслужил от сослуживцев собственный второе прозвище «Screwball» – и вдобавок за то, что сам обожал использовать это словечко в том месте, где другие употребляли ругательства. В русскоязычных источниках «screwball» переводят как «сумасброд», не смотря на то, что дословно это обозначает «крученый мяч».

Трусом Берлинг отнюдь не был. Он решительно и без мельчайшего раздумья кидался в наступление на неприятеля, даже в том случае, если тот имел численное превосходство. Более того, превосходство неприятеля в большинстве случаев раззадоривало Берлинга, только поднимая его боевой дух и усиливая желание помериться силами.

Очевидно, такая отчаянная храбрость не проходила без последствий – лишь над Мальтой Берлинга сбивали четыре раза. В сражении 8 августа 1942 года он в одиночку сражался против трех «мессершмиттов», взял повреждение двигателя, но перед тем, как пойти на вынужденную посадку, все же сумел стереть с лица земли одного из соперников. Кроме того в тех битвах, из которых он возвращался «своим ходом», его время от времени выручало лишь везение.

По окончании одного из вылетов, к примеру, в крыльях и фюзеляже его «спитфайра» насчитали два десятка пробоин, одна из которых была прямо в кабине, совсем рядом с ногой пилота.

Берлинг раздаёт автографы на протяжении собственного агитационного турне по Канаде
(www.wikipedia.org)

Последний бой Берлинга над Мальтой случился 14 октября 1942 года. Восьмерка «спитфайров», ведомая им, вылетела на перехват группы из восьми германских бомбардировщиков, каковые шли под прикрытием полусотни истребителей. Приказав ведомым связать истребительный эскорт боем, Берлинг смело врезался во вражеский строй, сбил один из бомбардировщиков, но германский бортстрелок успел ранить его в руку.

Не обращая внимания на боль, Берлинг стёр с лица земли один из истребителей прикрытия, но был под перекрестным огнем двух вторых. Его самолет взял сильные повреждения, и Берлинг счел разумным выйти из боя. Падая к воде в собственной манере, он увидел, что на хвосте у одного из его ведомых повис немец.

Решив оказать помощь подчиненному, Берлинг сбил данный истребитель, но тут же был сбит сам – от попаданий загорелся двигатель, а Берлинг взял бессчётные ранения и был должен выпрыгнуть с парашютом.

По окончании военного госпиталя Берлинга послали обратно в Канаду, где вынудили рекламировать облигации армейского займа – так в те годы применяли многих храбрецов войны. Продолжительно Берлинг не выдержал, и в сентябре 1943 года возвратился в 403-ю эскадрилью, в которой когда-то начинал собственный боевой путь. В первой половине 40-ых годов XX века он был уволен.

Не смирившись с ней, он постарался поступить в ВВС Соеденненых Штатов, но принят не был – бывший ас был не у дел. Какое-то время ему кроме того было нужно трудиться уличным торговцем в Монреале.

Берлинга тяготила мирная судьба, он искал применения собственной жажде воздушного боя. В то время, когда разразилась израильская война за независимость, он срочно записался добровольцем в ВВС Израиля.

Лис в курятнике, картина канадского живописца Рича Тистла, изображающая бой Берлинга 14 октября 1942 г.
(www.richthistle.com)

В мае 1948 года Берлинг вместе с группой добровольцев прибыл на сборный пункт в Риме, где начал ждать отправки на театр войны. 20 мая он отправился в пробный полет на транспортном биплане «Норсман». Машина взорвалась на взлете, Берлинг и его второй пилот Леонард Коэн (также ветеран боев на Мальте) погибли.

Кое-какие утверждают, что обстоятельством трагедии стал саботаж.

Обвиняли прежде всего, очевидно, арабов – дескать, те решили устранить именитого аса перед тем, как ему представится возможность оказать помощь их неприятелям израильтянам. Была, но, и версия о том, что убрать Берлинга имели возможность радикальные иудеи, и она не лишена оснований.

Дело в том, что незадолго до смерти Берлинг в одном из интервью со характерной ему нетактичной прямотой объявил, что никакой идеологии в его выборе стороны конфликта нет, и он с тем же успехом записался бы сражаться и против Израиля, если бы арабы внесли предложение ему больше денег. Неизвестно, оказал ли острый язык Берлинга ему последнюю плохую услугу, либо это было несложным совпадением, но официальной обстоятельством трагедии значится несчастный случай, случившийся по обстоятельству неисправности карбюратора.

Таким был Джордж Фредерик Берлинг – человек, что прожил меньше лет, чем сбил самолетов, что не хорошо ладил с окружающими, но превосходно руководил истребителем. Человек, которого не интересовало ничего, не считая его работы, но что умел делать эту работу отлично. Он похоронен в Хайфе, на горе Кармель – как и у остальных израильских солдатах, его могила весьма скромна: табличка с именем, личным номером и званием.

В родном Вердене в честь Берлинга названа школа и улица.

Музыка 30-40-х годов.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Он был птицей, но захотел стать соколом

    Ранние годы Пети Нестерова были временем не из лёгких. Его папа умер рано. Тяжёлая потребность вынудила мать семейства с четырьмя мелкими детьми покинуть…

  • 15 Главных самолетов второй мировой

    Германия Messerschmitt Bf.109 Messerschmitt Me.262 Heinkel-111 Junkers Ju 87 Stuka Focke-Wulf Fw 189 Uhu Messerschmitt Me.262 Самолет запомнился не…

  • Танковый таран оружие смелых

    Монумент «Танковый таран» неподалеку от словацкого города Свидник Воздушный таран — сверхсложный маневр: как правило, в особенности при прямых…

  • У каждого в руках судьба мира

    1) В. Солоухин говорит притчу о мальчике, что не послушался неизвестного голоса и спугнул бабочку. Неизвестный голос безрадосно сказал, что случится…