Мене, мене, текел, упарсин 4 страница

Регий был ответственным городом Мидии, быть может, вторым по окончании Экбатаны. Он был расположен приблизительно в 150 милях к северо-востоку от Экбатаны, а его руины находятся всего лишь в пяти милях к югу от Тегерана, столицы современного Ирана.

Период великой славы Регия наступил позднее, намного позднее библейских времен. Это была столица персидских царств, каковые процветали во времена Римской империи, и перед пришествием мусульман Регий был центром зороастрийской религии. Персам данный город был известен как Раи.

В мусульманские времена данный город был местом рождения Харун аль-Рашида, халифа из Тысячи и одной ночи. Он был кроме этого местом рождения великого средневекового доктора, что был известен персам как аль-Рази, что сказало о месте его рождения, а европейцам он был известен как Rhazes.

В 1220 г. Регий был опустошен монгольскими захватчиками, и затем город больше ни при каких обстоятельствах не восстанавливался.

Асмодей

Когда ассирийский завоеватель погиб, на престол взошел Сеннахирим, а он описывается как ярый антисемит, что узаконил убийства иудеев и запретил хоронить их трупы, на Товита обрушились беды.

Во многих культурах считалось страшным, в случае если мертвое тело останется незахороненным, в случае если его лишат надлежащих религиозных обрядов. В большинстве случаев существует убеждение, что души таких тел должны будут бесцельно витать везде как тени и не смогут отыскать покой , пока в один раз не позаботятся о телах, в которых они когда-то обитали. В это верили, к примеру, греки времен Гомера, и иудеи.

В то время, когда народу угрожают в пророчествах наказанием, то предсказывается, например, не только смерть, но и отсутствие похорон. Так, Иеремия, напоминая о предупреждении Всевышнего Иудеи сейчас царства, говорит:

Иер., 16: 4. Тяжёлыми смертями погибнут они и не будут… похоронены…

После этого описывается, как Сеннахирим злонамеренно наказывает иудеев как в жизни, так и по окончании смерти. Из благочестия Товит занимается погребением мертвых тел и благодаря этого вступает в конфликт с властями. Он должен покинуть страну, а его собственность конфискуют.

Но вот на престол восходит Асархаддон и на большую должность назначает родственника Товита. Родственник просит о Товите, что возвращается в Ниневию. Но после этого по окончании еще одного погребения трупа его поражает катаракта и он слепнет.

Его вера остается крепкой, и он восхваляетВсевышнего, не смотря на то, что и жаждет смерти.

Тем временем в Экбатане женщина по имени Сарра, племянница Товита, кроме этого жаждет смерти:

Тов., 3: 8. …за то, что она была отдаваема семи мужьям, но Асмодей, не добрый дух, умерщвлял их прежде, нежели они были с нею…

Потому, что все семь мужей погибли, причем все на протяжении брачной ночи, ее упрекали как мужеубийцу.

Настоящий убийца Асмодей не видится ни в одной канонической книге Библии. Его имя есть искривленным именем злого духа персидской мифологии Аэшма дэва, что свидетельствует не добрый дух Аэшма.

Частично из-за данной истории в Книге Товита Асмодей в более поздние столетия считался злым духом, несущим ответственность за несчастье в браке. Он кроме этого игрался некую роль в небиблейских преданиях о Соломоне, и время от времени его отождествляли с самим Сатаной.

Рафаил

Но благодаря действию и набожности молитв для Товита и Сарры наступили лучшие дни. Всевышний услышал их:

Тов., 3: 17. …и посылам был Рафаил исцелить обоих…

Под влиянием персидской религиозной мысли (в которой постулировались огромные воинства хороших и злых духов) иудеи в течение столетий по окончании возвращения из плена разрабатывали все более и более сложную структуру небесной иерархии. К примеру, были не только ангелы, вместе с тем и архангелы (главные ангелы). В конечном итоге традиция начала насчитывать семь таких архангелов, из которых лишь двое, Михаил и Гавриил, обнаруживаются в каких-нибудь книгах, включенных в Библию короля Якова.

Помимо этого, Рафаил включен тут в вымышленную Книгу Товита, а Уриил — в вымышленную Третью[110] книгу Ездры. Остальные архангелы упоминаются в небиблейских преданиях.

В мусульманской традиции насчитывается четыре архангела. Мусульмане разделяют Михаила и Гавриила с христианами и иудеями и к ним додают еще Азраила и Израфеля (Israfel). Азраил — это Азраиль, а Израфель трубит в трубу в сутки Ужасного воскресения и суда (задача, которая в христианской традиции выпадает Гавриилу).

Выбор Рафаила в качестве того ангела, что исцелит Товита и Сарру, в полной мере подходящий, потому, что Рафаил свидетельствует Всевышний исцелит.

Азария

Неожиданно Товит вспоминает о тех десяти талантах, каковые он оставил в Рагах, и решает отправить за ними собственного сына Товию в Раги. Дабы укрепить дух сына на его страшном пути через языческие почвы, он дает ему кодекс верного поведения (как в Гамлете Полоний наставляет собственного сына Лаэрта перед поездкой последнего в Париж). Один из правил следующий:

Тов., 4: 15. Что ненавистно тебе самому, того не делай никому.

Это переведено в Исправленном стандартном переводе как: Да и то, что ты ненавидишь, не делай никому. Это — отрицательная форма того, что в большинстве случаев именуется золотым правилом морали. Это правило предназначено для управления в собственном поведении через сочувствие, другими словами в то время, когда ставишь себя на место другого человека.

Золотое правило морали более известно нам в собственной хорошей форме; в данной форме оно рекомендует нам не просто воздерживаться от совершения того, что ненавистно, а делать то, что нужно. Хорошая форма золотого правила дается в Нагорной проповеди Иисуса:

Мф., 7: 12. Итак во всем, как желаете, дабы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…

Либо, как это выражено в Евангелии от Луки:

Лк., 6: 31 .И как желаете, дабы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

Довольно часто возможно слышать, как золотое правило выражается следующим образом: Поступайте с другими так, как вы желали бы, дабы другие поступали с вами. Но это не та форма, в которой это высказывание видится в Библии — как в Библии короля Якова, так и в Исправленном стандартном переводе.

Подготавливаясь к странствию, Товия наталкивается на Рафаила в людской виде, и Рафаил предлагает привести молодого человека в Раги. Папа Товии Товит детально выспрашивает о личности проводника:

Тов., 5: 12. Он [Рафаил] сообщил: я Азария… из братьев твоих.

Азария (Azarias) — это греческая форма иудейского имени Азария (Azariah), либо Ездры, и это имя подобрано с громадной предусмотрительностью, поскольку оно свидетельствует Яхве окажет помощь.

Река ангел

и Тигр Товия отправляются в путь.

Тов., 6: 1. А путники вечером пришли к реке Тигру и остановились в том месте на ночь.

Тут возможно подметить, что создатель в полной мере возможно обитателем Александрии, потому, что он обнаруживает недостаточность собственных знаний азиатской географии. По-видимому, он считал, что Ниневия находится на расстоянии одного дня пути от реки Тигр (упомянутой в другом месте Библии как Хиддекель), тогда как в конечном итоге ассирийская столица была расположена прямо на данной реке.

Более того, Ниневия была на восточном берегу реки, Раги же были приблизительно в 500 милях к востоку от Ниневии, и, идя от одного города к второму, по большому счету нереально достигнуть Тигра либо перейти его.

В то время, когда Товия купался в реке, он поймал громадную рыбу, и Рафаил учил его, как сохранить ее сердце, жёлчь и печень. печень и Сердце, растолковывал он, возможно применять для борьбы со злыми духами, тогда как желчь есть целительным средством при катаракте.

Една

Наконец они достигли Экбатаны, и до цели оставалось еще 150 миль. В том месте Рафаил предлагает остаться у Рагуила, отца Сарры, и говорит, что между двумя парнями будет устроен брак. В то время, когда они подошли к дому Рагуила, хозяин сходу увидел домашнее сходство Товии:

Тов., 7: 2. И сообщил Рагуил Едне, жене собственной: как похож данный парень на Товита, сына брата моего!

Популярность вымышленных книг заключена в том, что множество применяемых в них собственных имен вошло в неспециализированное потребление. Уже само имя Товия есть примером, как в данной форме, так и в его британском сокращенном варианте — Тоби (Toby).

Имя Една — это еще один пример, вероятно пара неожиданный. Оно звучит не как библейское имя, и в конечном итоге оно не видится в канонических книгах. На первый взгляд, возможно было бы высказать предположение, что это англосаксонское имя, потому, что приставка Ed- (от Aed-, означающая собственность и, следовательно, являющаяся естественным компонентом имен имущих людей) была распространенной в именах среди представителей англосаксонского дворянства.

Примеры: Эдуард, Эдвин, Эдмунд, Эдгар — у мужчин, и Эдит и Эдвина — у дам.

Но Эдна есть иудейским словом, означающим омоложение.

Итак, Товия приобретает позволение жениться на Сарре, не смотря на то, что он подобающим образом был предотвращён о смерти семи ее прошлых мужьев. Но Товия сжигает печень рыбы в свадебном чертоге, и данный талисман изгоняет Асмодея. Рафаил отправляется в Раги и забирает десять талантов, нужных Товиту.

Затем все возвращаются к себе, и в том месте Товия применяет желчь рыбы чтобы исцелить собственного отца от катаракты.

После этого Рафаил раскрывается, и все заканчивается общим счастьем. Семья наслаждается достатком, многочисленным потомством и долгой жизнью. В довершение настоящей искажённой хронологии и оргии анахронизмов Товит на своем смертном одре рекомендует Товии покинуть Ниневию, которая обязана будет не так долго осталось ждать пасть. Товия удаляется в город собственной жены Экбатаны и живет достаточно продолжительно чтобы заметить еще разрушение Ниневии:

Тов., 14: 15. …прежде нежели погиб, он [Товия] слышал о погибели Ниневии, которую пленил Навуходоносор и Асуup…

В конечном итоге город был забран Набопаласаром, отцом Навуходоносора, и мидийским царем Сиаксаресом. Асуир (другими словами Ксеркс) начал царствовать лишь через век с четвертью по окончании падения Ниневии.

Но быть может, создатель собирался применять факт разрушения Ниневии, дабы указать на то, что Селевкидская империя кроме этого будет уничтожена. В случае если это так и в случае если книга была вправду написана в 200 г. до н. э., то создатель был достаточно хорошим пророком. Империя Селевкидов, без сомнений, не была уничтожена совсем, но ее власть над Иудеей была сломлена, и иудеи опять вступили во время гордой независимости.

Это время пришло, но уже через поколение по окончании того, как Книга Товита была написана (в случае если мы примем как дату ее написания 200 г. до н. э.), ее первые читатели, быть может, смогли разглядеть разрушение власти Селевкидов, потому, что Товия еще при жизни застал падение Ниневии.

КНИГА ИУДИФЬ

Навуходоносор * Арфаксад * Рагава * Идаспис * Олоферн * Иоаким * Ветилуя * Иудифь * Вагой

Навуходоносор

По окончании Книги Товита идет исторический роман, книга, названная по имени героини повествования Иудифь. Лучшим предположением по поводу датировки его авторства будет отнесение его приблизительно к 150 г. до н. э., практически сразу после того, как была скинута тирания Селевкидов. Это был период великого националистического подъема, и исходя из этого громадной популярностью пользовались истории, в которых рассказывалось о великих подвигах против превосходящих сил неприятелей.

Примером аналогичной истории есть Книга Иудифь.

Не обращая внимания на тот факт, что Книге Иудифь недостает сверхъестественных элементов, каковые имеется в Книге Товита, Книга Иудифь еще очевиднее оказывается вымышленной. В ней говорится о победе, о которой не упоминается нигде, не считая данной книги, о людях и местах, которых нет в других источниках, и хронология в ней безнадежно искажена. Эта книга не включена в иудейский канон либо в Библию короля Якова.

Но она была весьма популярна из-за самой истории, о которой она говорила.

Начинается книга с датирования:

Иудифь, 1:1 .В двенадцатый год царствования Навуходоносора, царствовавшего над Ассириянами в великом городе Ниневии…

В случае если принять эту дату действительно, то события в Книге Иудифь начинаются в 594 г. до н. э., в то время, когда в Иерусалиме на престоле был Седекия, а царство Иудея приходило в упадок.

Мене, мене, текел, упарсин 4 страница

Карта Иерусалима

Но уже тут начинается путаница, потому, что Навуходоносор правил в Вавилоне Халдейской империей, а не в Ниневии — Ассирийской. В конечном итоге Навуходоносор взошел на трон лишь по окончании того, как Ниневия была полностью разрушена.

Арфаксад

Но история начинается не только с Навуходоносора; она сходу переключается на другого монарха;

Иудифь, 1: 1–2. …во дни Арфаксада, что царствовал над Мидянами в Екбатанах и выстроил около Екбатан стенки…

Не существует никаких письменных упоминаний о ком-либо среди мидийских царей, кого именовали бы Арфаксадом либо наподобие того.

В соответствии с Геродоту, первым большим царем мидян был Деиос, что взошел на престол приблизительно в 700 г. до н. э. и правил до 647 г. до н. э. Южные районы Мидии пребывали тогда под неустойчивой ассирийской властью по окончании того, как торжествующие армии Сарг

Пророка Даниила Глава 5 мене, мене, текел, упарсин Комментарий к книге Даниила Христадельфиане


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: