РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО «ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Направление подготовки 040400 «социальная работа»
Опытный цикл
Базисная (общепрофильная) часть
Квалификация (степень) выпускника — бакалавр
Форма обучения (очная, заочная)
Сыктывкар 2011
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины есть изучение взаимопомощи системы и эволюции помощи в ее культурно-историческом контексте, что разрешит организовать у студентов совокупность теоретических знаний об этапах развития социальной работы как сферы опытной и практической деятельности. Знание об устоявшихся моделях социальной помощи принципиально важно для создания оптимальных моделей социальной работы, изучения эффективности ее видов и разнообразных форм, принятия верных ответов в области социальной политики.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
«История социальной работы» входит в опытный цикл базисной общепрофильной части Б3.Б2. Базисными направлениями, нужными для успешного освоения дисциплины, являются «История» и «Философия Отечества».На основании знаний, взятых на протяжении освоения дисциплины «История социальной работы», студентыдолжны:
Знать:процессстановления в Российской Федерации публичной помощи и помощи на основных этапах ее социально-исторического развития; генезис национальных и негосударственных форм защиты разных категорий нуждающихся; опыт развития социальной работы как практической деятельности, направленной на поддержку человека в тяжёлой жизненной обстановке; этапы становления теоретической мысли в области социальной работы; динамику работы с конкретными категориями людей, находящихся в тяжёлой жизненной обстановке;проблемы развития и основные тенденции социальной работы в Российской Федерации.
Мочь:разбирать исторические источники, включая повествования древних авторов, летописные описания, нормативно-правовые документы, высказывания и труды национальных, публичных деятелей, видных политиков, писателей, философов; материалы и документы публичных организаций; архивные документы; материалы социологических изучений; сопоставлять хорошие и негативные нюансы исторического опыта в практике и современной теории социальной работы в Российской Федерации; высказывать и обосновывать собственную позицию по вопросам исторического опыта реагирования на социальные неприятности; применять хороший опыт в деле ответа социальных неприятностей.
Обладать: навыками сравнительного анализа неспециализированного и своеобразного в развитии социальной работы на различных стадиях зарубежных стран и истории России; навыками внедрения потерянных либо забытых традиций социальной помощи населению в современную практику социальной работы.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в следствии освоения дисциплины «История социальной работы»
Выпускник обязан владеть следующими компетенциями:
общекультурными:
— мочь логически правильно, аргументировано и светло строить устную и письменную обращение (ОК-2);
— обладать свойством осознавать и применять в опытной и публичной деятельности современное сочетание инновационного и классического, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-18);
— быть талантливым применять специфику этнокультурного развития собственной страны для создания и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ОК-19);
опытными компетенциями:
— социально-технологическими: готовьсяк реализации и разработке социальных разработок, учитывающих изюминки современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);
— исследовательскими: быть талантливым изучить особенности культуры социальной судьбе, благополучия, поведения в социальной сфере разных национально-этнических и половозрастных, и социально-классовых групп (ПК-13); обладать свойством анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей разных публичных групп (ПК-14); готовьсявоображать результаты изучения в формах отчетов, рефератов, публичных обсуждений и публикаций (ПК-19).
4. содержание и Структура дисциплины (модуля) «История социальной работы»
Неспециализированная трудоемкость дисциплины образовывает 4 зачетных единицы.
Количество часов по учебному замыслу (очная форма обучения): всего — 99 часов, а также лекции – 40 часов, семинарские занятия – 20 часов, независимая работа – 36 часов; контроль независимой работы – 3 часа.
№/№ | Тема | лекции | семинарскиезанятия | самостоя-тельнаяработа |
РАЗДЕЛ 1. проблемы периодизации и Этапы становления истории социальной работы за границей и в Российской Федерации как публичного университета | ||||
1. | Методологические неприятности историографии социальной работы в Российской Федерации и за границей | |||
Понятийно-категориальный аппарат истории социальной работы | ||||
Эволюция социальной работы как публичного университета в мировом сообществе | ||||
Тенденции всемирный практики социальной работы | ||||
Главные модели социальной работы за границей в различные периоды развития человечества | ||||
развития и Основные периоды становления соцзащиты за границей и в Российской Федерации | ||||
подходы и Теоретические основания в социальной работе за границей и в Российской Федерации | ||||
Научно-исследовательские традиции в социальной работе | ||||
Выдающиеся исследователи в сфере социальной работы | ||||
Интернациональное законодательство в сфере защиты прав человека | ||||
Раздел 2. формы и Исторические модели социального призрения в дореволюционной России | ||||
Архаические формы помощи. Княжеская благотворительность | ||||
Становление церковно-национальной помощи нуждающимся | ||||
Общинная и церковная благотворительность Киевской Руси (IX – XIV вв.) | ||||
Формирование баз русском совокупности национального призрения в XVII — первой половине XIX вв. | ||||
Разработка законодательных баз и формирование национальной совокупности помощи нуждающимся в XVII — первой половине XIX вв. | ||||
развитие и Формирование публично-национальной совокупности помощи во второй половине XIX — начале XX века | ||||
Деятельность муниципальных органов власти в сфере публичного призрения | ||||
Публично-меценатство и частная благотворительность в Российской Федерации (вторая добрая половина XIX – начало XX века | ||||
общественная благотворительность и Государственное призрение во второй половине XIX — начале XX века | ||||
Изюминки развития совокупности публичного призрения в Коми крае | ||||
Роль благотворительных организаций в сфере призрения бедных | ||||
Организационные базы публичного призрения на рубеже XIX-XX века | ||||
Контрольная работа | ||||
Раздел 3. Совокупность национального социального обеспечения в СССР | ||||
Приоритетные направления политики в сфере социального обеспечения 1917 — 1990-е годы | ||||
Формирование баз совокупности социального обеспечения (1917-1930 годы) | ||||
Социальная политика страны в годы ВОВ | ||||
Совокупность национального обеспечения СССР в 1960 — 1980-е годы | ||||
Круглый стол «Социальная политика СССР: реальность и мифы» | ||||
Раздел 4. развитие и Формирование совокупности соцзащиты и социальной работы в постсоветской России | ||||
поддержка населения и Социальная помощь в Российской Федерации в 1990 – начале 2000 г. | ||||
Развитие сети общепрофильных и специальных учреждений социальной помощи населения | ||||
Раздел 5. Эволюция подходов к ответу социальных неприятностей в разных сферах жизнедеятельности общества | ||||
Виды социальной защиты и поддержки социально уязвимых категорий населения на различных исторических этапах | ||||
Исторический опыт социальной помощи социально уязвимых категорий населения | ||||
проблемы развития и Основные тенденции соцзащиты и поддержки детей: сравнительно-исторический анализ | ||||
Организация совокупности соцзащиты и поддержки детей | ||||
Динамика нищенства проблемы и решения бедности | ||||
Трудовая помощь в Российской Федерации | ||||
Социальные патологии. Стратегии социальной работы с лицами «группы риска» | ||||
Изменение социальной работы с лицами девиантного поведения | ||||
Возможности применения исторического опыта социальной работы в современной практике | ||||
Итоговая контрольная работа | ||||
Итого |
Содержание дисциплины
№п/п | Наименованиеразделов и темдисциплины | Содержание темы | |
РАЗДЕЛ 1. проблемы периодизации и Этапы становления истории социальной работы за границей и в Российской Федерации как публичного университета | |||
Тема 1 | Методологические неприятности историографии социальной работы в Российской Федерации и за границей | Предмет, задачи и цели курса истории социальной работы.Неприятность научной периодизации истории социальной работы. Главные научные подходы к периодизации истории социальной работы в Российской Федерации и за границей.Неприятности понятийных исторических интерпретаций процесса помощи нуждающимся | |
Тема 2 | Эволюция социальной работы как публичного университета в мировом сообществе | Традиции социальной помощи в странах и архаических обществах Старого мира. Церковно-монастырская общественное призрение и благотворительность зарубежом в средние века. Формирование совокупности национального призрения за границей во второй половине XVII – начале XX века. Главные направления социальной помощи и защиты в мировом сообществе в конце XIX — начале XX века.Становление социальной работы как профессиональной деятельности (финиш XIX- начало XX века) | |
Тема 3 | Главные модели социальной работы за границей в различные периоды развития человечества | Совокупность соцзащиты населения, ее компоненты и структура. Концептуальные базы соцзащиты населения: консервативный, либеральный и радикальный подходы.Динамика становления национальных и публичных университетов помощи, конфессиональных организацийСтановление национальных совокупностей соцзащиты. Западноевропейская модель социальной работы.Скандинавская модель соцзащиты. Английская совокупность соцзащиты.Американская модель социальной работы. Социальная работа в государствах Азии. Становление социальной работы в государствах арабско-мусульманского мира, Африки и Латинской Америки. | |
Тема 4 | подходы и Теоретические основания в социальной работе за границей и в Российской Федерации | Тенденции становления теоретической мысли в области социальной работы. Первые научные школы социальной работы на западе. Развитие научных изучений в двадцатом веке за границей и в Российской Федерации.Значение теоретических подходов для всемирный социальной практики. | |
Тема 5 | Интернациональное законодательство в сфере защиты прав человека | Развитие социального страхования и социального законодательства в государствах Европы, Азии и США как механизм социального маневрирования. Естественные права человека: теория, история, генезис понятия.Деятельность интернациональных организаций по защите социальных прав человека: ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ (ВОЗ), Интернациональная организация труда (МОТ), Совет Европы и др. место и Роль ООН Сейчас. Европейская совокупность защиты прав основных свобод и человека.Главные интернациональные правовые документы в области социальных прав человека. Общая Декларация прав человека. Декларация прав ребенка, Декларация о дискриминации в отношении дам, Декларация развития и социального прогресса, Устав Совета Европы, Хартия главных социальных прав трудящихся европейских государств и прав человека. Возможности и механизмы защиты прав человека.Связь социальной политики, социального права и социальной работы за границей. Нормативно-правовое регулирование социальной работы: западные стандарты. | |
Раздел 2. формы и Исторические модели социального призрения в дореволюционной России | |||
Тема 6 | Архаические формы помощи. Княжеская благотворительность | Архаический период: родоплеменные и взаимопомощи и общинные формы помощи. Общинные их роль и традиции в становлении публичной благотворительности. попечительство и Княжеская защита в древнерусском стране. Формирование княжеских приоритетов в деле помощи нуждающимся. Владимир I. Ярослав Умный, Владимир Мономах. Главные направления княжеской благотворительности. Значение княжеского нищелюбия. Деятельность русских князей в деле организации университета церкви. | |
Тема 7 | Становление церковно-национальной помощи нуждающимся | Период церковно-монастырской благотворительности (X-XIII вв.). Устав 996 г. Источники материального обеспечения церкви. Главные этапы развития монастырей, их главные функции. Влияние христианства на развитие благотворительности в Старой Руси. защиты нуждающихся и Основные тенденции поддержки, монастырская совокупность помощи, национальная совокупность защиты, светские тенденции благотворительности. Период церковно-национальной помощи (XIV в. — первая добрая половина XVII в). Оформление законодательной базы призрения. Стоглавый собор 1551 г. Изменение теории помощи. Публично-христианская модель организации соцзащиты. | |
Тема 8 | Формирование баз русском совокупности национального призрения в XVII — первой половине XIX вв. | Новые направления в практике и социальной политике в годы правления Петра. Законодательные меры борьбы с нищенством. Разделение нуждающихся в помощи по новым параметрам.Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Организационно-правовое оформление национальной совокупности публичного призрения. функции и Структура Распоряжений публичного призрения. Экономическая база их деятельности. Учреждения призрения: богадельни, поликлиники, сиротские приюты, инвалидные дома, работные и смирительные дома. Неприятности деятельности Распоряжений публичного призрения. | |
Тема 9 | развитие и Формирование публично-национальной совокупности помощи во второй половине XIX — начале XX века | Влияние буржуазных реформ 1860-1870-х годов на развитие национально-публичного призрения в Российской Федерации. Сущность децентрализованной совокупности помощи, представленной во второй половине XIX – начале XX века. Организационно-правовые базы деятельности благотворительных организаций.Главные тенденции публичного призрения в первой четверти XX века. Новые подходы в организации дела призрения нуждающихся. I Общероссийский съезд деятелей по публичному и частному призрению. Утверждение «Устава об публичном призрении» (1912 г.), его недочёты. Оформление социального законодательства рабочих. | |
Тема 10 | Организация социальной помощи нуждающимся в Коми крае в досоветский период | Социально-экономическое положение Коми края. Организация публичного призрения в Коми крае. Классические формы социальной помощи в крае. Оказание помощи бедным. Социальная помощь детям. Призрение семейств солдатах.Деятельность отделений центральных правительственных ведомств. Усть-Сысольское уездное попечительство детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии. Усть-Сысольское уездное попечительство по призрению нижних чинов и ратников ополчения, призванных по мобилизации на войну.Активизация публичных сил в начале XX века. Создание местных благотворительных обществ. | |
Раздел 3. Совокупность национального социального обеспечения в СССР | |||
Тема 11 | Приоритетные направления политики в сфере социального обеспечения (1917 — 1990-е годы) | Политические и социально-экономические обстоятельства реформирования совокупности социального призрения. Централизация управления публичным призрением.Понятие «социальное обеспечение». Формирование совокупности национального социального страхования и социального обеспечения.Приоритетные направления политики страны в 1940 — 1950-е годы. социальная реабилитация и Социальная помощь раненых и калек. детства и Охрана материнства.Совокупность национального обеспечения СССР в 1960-1980-е годы.Структура учреждений социального обеспечения в СССР.Главные совокупности обеспечения населения: национальное социальное обеспечение, национальное социальное страхование, социальное обеспечение участников колхозов. Категории граждан, охватываемые социальным обеспечением. Виды социального обеспечения: пенсии, социальное обслуживание, пособия (трудовые, социальные, домашние), льготы, натуральное обеспечение. | |
Раздел 4. развитие и Формирование совокупности соцзащиты и социальной работы в Российской Федерации | |||
Тема 12 | поддержка населения и Социальная помощь в Российской Федерации в 1990 – начале 2000 г. | противоречия и Тенденции развития совокупности национального социального обеспечения СССР. Экономические и социальные программы начала 1990-х гг. Становление совокупности соцзащиты населения в девяностых. Социальная работа как феномен современного мира. Создание нормативно-правовой базы для деятельности социальных работ. Развитие сети общепрофильных и специальных учреждений социальной помощи населения. | |
Раздел 5. Эволюция подходов к ответу социальных неприятностей в разных сферах жизнедеятельности общества | |||
Тема 13 | Виды социальной защиты и поддержки социально уязвимых категорий населения на различных исторических этапах | Социальная работа с социально незащищенными слоями населения. Социокультурный суть определения социальной неприятности.Исторический опыт соцзащиты пожилых инвалидов и людей. Развитие форм оказания помощи семье на разных стадиях эволюции общества. Неприятности занятости в обществе и социальная помощь безработных. Главные направления работы по улучшению положения дам. | |
Тема 14 | проблемы развития и Основные тенденции соцзащиты и поддержки детей в Российской Федерации: сравнительно-исторический анализ | Специфика организации национальной социальной помощи и помощи детей Типы учреждений для призрения сирот, детей из малоимущих семей, детей-калек.Работа с детьми девиантного поведения. Защита детей от ожесточённого обращения. Профилактика безнадзорности, преступности и беспризорности несовершеннолетних. Социальная помощь обучающихся и студентов в Российской Федерации.Социальное призрение детей в Коми крае. | |
Тема 15 | Динамика нищенства проблемы и решения бедности в Российской Федерации | Проблемы нищенства и бедности в Российской Федерации. Способы борьбы с нищенством: административно-репрессивные мероприятия, развитие совокупности публичного призрения, формирование социальной политики страны. Трудовая помощь как главная форма призрения бедных. Попечительство о трудовой помощи (1896 г.), задачи и цели деятельности.Новые подходы к решению проблемы бедности в социалистическом стране. Совокупность социального обеспечения как национальная совокупность обслуживания граждан и материального обеспечения СССР в старости, болезни, при полной либо частичной потере трудоспособности.Концептуальные базы борьбы с бедностью в контексте развития социального страны. | |
Тема 16 | Социальные патологии. Стратегии социальной работы с лицами «группы риска» | Главные «группы стратегии» и риска социальной работы с ними на различных исторических этапах. Теоретические подходы к изучению социальных патологий в трудах русских исследователей.Развитие идей патроната, “тюремный патронат”. Особенности и главные направления работы с несовершеннолетними «группы риска». Совокупность исправительного воспитания несовершеннолетних преступников в дореволюционной России.Борьба с пьянством, нищенством, проституцией, бродяжничеством в советской республики. Репрессивные и предупредительные меры. | |
Замыслы групповых занятий и образовательные разработки
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривается широкое применение в учебном ходе активных и интерактивных форм проведения занятий (лекций, семинарских занятий, споров, круглых столов, учебного изучения, аналитических докладов, конспектирование источников, написание аннотаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью развития и формирования опытных навыков обучающихся. На семинарских занятиях студенты исследуют особые вопросы и закрепляют полученные знания по соответствующим разделам курса. В рамках семинарских занятий и внеаудиторной независимой работы предполагается применять технологии и: интерактивные-технологии, работу в команде, кейс-стади, исследовательские разработки.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, образовывает не меньше 40% аудиторных занятий.
Специальность «Социальная работа» в ВолгГМУ
Удивительные статьи:
- Ii. ситуация в современном мире 5 страница
- Межъязыковые лексико-семантические обмены
- Происхождение мира и богов 3 страница
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
2. Черта главных периодов развития социальной помощи в Российской Федерации. 3. поддержки и Древнейшие формы помощи в славянских общинах 4. призрение и…
-
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ» для студентов профессии 040101.65 «Социальная работа» очной формы обучения Лекций 30…
-
Цель семинарского занятия: расширение и углубление теоретических знаний; закрепление материала и проверка усвоения по данной теме. Защита рефератов по…
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля). а) основная литература:
а) главная литература: 1. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в Российской Федерации: Учебное пособие. — М., 2006. 2. Антология…