Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата. направление подготовки 040400 «социальная работа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО «ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

Направление подготовки 040400 «социальная работа»

Опытный цикл

Базисная (общепрофильная) часть

Квалификация (степень) выпускника — бакалавр

Форма обучения (очная, заочная)

Сыктывкар 2011

Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины есть изучение взаимопомощи системы и эволюции помощи в ее культурно-историческом контексте, что разрешит организовать у студентов совокупность теоретических знаний об этапах развития социальной работы как сферы опытной и практической деятельности. Знание об устоявшихся моделях социальной помощи принципиально важно для создания оптимальных моделей социальной работы, изучения эффективности ее видов и разнообразных форм, принятия верных ответов в области социальной политики.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

«История социальной работы» входит в опытный цикл базисной общепрофильной части Б3.Б2. Базисными направлениями, нужными для успешного освоения дисциплины, являются «История» и «Философия Отечества».На основании знаний, взятых на протяжении освоения дисциплины «История социальной работы», студентыдолжны:

Знать:процессстановления в Российской Федерации публичной помощи и помощи на основных этапах ее социально-исторического развития; генезис национальных и негосударственных форм защиты разных категорий нуждающихся; опыт развития социальной работы как практической деятельности, направленной на поддержку человека в тяжёлой жизненной обстановке; этапы становления теоретической мысли в области социальной работы; динамику работы с конкретными категориями людей, находящихся в тяжёлой жизненной обстановке;проблемы развития и основные тенденции социальной работы в Российской Федерации.Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата. направление подготовки 040400 «социальная работа»

Мочь:разбирать исторические источники, включая повествования древних авторов, летописные описания, нормативно-правовые документы, высказывания и труды национальных, публичных деятелей, видных политиков, писателей, философов; материалы и документы публичных организаций; архивные документы; материалы социологических изучений; сопоставлять хорошие и негативные нюансы исторического опыта в практике и современной теории социальной работы в Российской Федерации; высказывать и обосновывать собственную позицию по вопросам исторического опыта реагирования на социальные неприятности; применять хороший опыт в деле ответа социальных неприятностей.

Обладать: навыками сравнительного анализа неспециализированного и своеобразного в развитии социальной работы на различных стадиях зарубежных стран и истории России; навыками внедрения потерянных либо забытых традиций социальной помощи населению в современную практику социальной работы.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в следствии освоения дисциплины «История социальной работы»

Выпускник обязан владеть следующими компетенциями:

общекультурными:

— мочь логически правильно, аргументировано и светло строить устную и письменную обращение (ОК-2);

— обладать свойством осознавать и применять в опытной и публичной деятельности современное сочетание инновационного и классического, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-18);

— быть талантливым применять специфику этнокультурного развития собственной страны для создания и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ОК-19);

опытными компетенциями:

— социально-технологическими: готовьсяк реализации и разработке социальных разработок, учитывающих изюминки современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества (ПК-1);

— исследовательскими: быть талантливым изучить особенности культуры социальной судьбе, благополучия, поведения в социальной сфере разных национально-этнических и половозрастных, и социально-классовых групп (ПК-13); обладать свойством анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей разных публичных групп (ПК-14); готовьсявоображать результаты изучения в формах отчетов, рефератов, публичных обсуждений и публикаций (ПК-19).

4. содержание и Структура дисциплины (модуля) «История социальной работы»

Неспециализированная трудоемкость дисциплины образовывает 4 зачетных единицы.

Количество часов по учебному замыслу (очная форма обучения): всего — 99 часов, а также лекции – 40 часов, семинарские занятия – 20 часов, независимая работа – 36 часов; контроль независимой работы – 3 часа.

№/№ Тема лекции семинарскиезанятия самостоя-тельнаяработа
РАЗДЕЛ 1. проблемы периодизации и Этапы становления истории социальной работы за границей и в Российской Федерации как публичного университета
1. Методологические неприятности историографии социальной работы в Российской Федерации и за границей
Понятийно-категориальный аппарат истории социальной работы
Эволюция социальной работы как публичного университета в мировом сообществе
Тенденции всемирный практики социальной работы
Главные модели социальной работы за границей в различные периоды развития человечества
развития и Основные периоды становления соцзащиты за границей и в Российской Федерации
подходы и Теоретические основания в социальной работе за границей и в Российской Федерации
Научно-исследовательские традиции в социальной работе
Выдающиеся исследователи в сфере социальной работы
Интернациональное законодательство в сфере защиты прав человека
Раздел 2. формы и Исторические модели социального призрения в дореволюционной России
Архаические формы помощи. Княжеская благотворительность
Становление церковно-национальной помощи нуждающимся
Общинная и церковная благотворительность Киевской Руси (IX – XIV вв.)
Формирование баз русском совокупности национального призрения в XVII — первой половине XIX вв.
Разработка законодательных баз и формирование национальной совокупности помощи нуждающимся в XVII — первой половине XIX вв.
развитие и Формирование публично-национальной совокупности помощи во второй половине XIX — начале XX века
Деятельность муниципальных органов власти в сфере публичного призрения
Публично-меценатство и частная благотворительность в Российской Федерации (вторая добрая половина XIX – начало XX века
общественная благотворительность и Государственное призрение во второй половине XIX — начале XX века
Изюминки развития совокупности публичного призрения в Коми крае
Роль благотворительных организаций в сфере призрения бедных
Организационные базы публичного призрения на рубеже XIX-XX века
Контрольная работа
Раздел 3. Совокупность национального социального обеспечения в СССР
Приоритетные направления политики в сфере социального обеспечения 1917 — 1990-е годы
Формирование баз совокупности социального обеспечения (1917-1930 годы)
Социальная политика страны в годы ВОВ
Совокупность национального обеспечения СССР в 1960 — 1980-е годы
Круглый стол «Социальная политика СССР: реальность и мифы»
Раздел 4. развитие и Формирование совокупности соцзащиты и социальной работы в постсоветской России
поддержка населения и Социальная помощь в Российской Федерации в 1990 – начале 2000 г.
Развитие сети общепрофильных и специальных учреждений социальной помощи населения
Раздел 5. Эволюция подходов к ответу социальных неприятностей в разных сферах жизнедеятельности общества
Виды социальной защиты и поддержки социально уязвимых категорий населения на различных исторических этапах
Исторический опыт социальной помощи социально уязвимых категорий населения
проблемы развития и Основные тенденции соцзащиты и поддержки детей: сравнительно-исторический анализ
Организация совокупности соцзащиты и поддержки детей
Динамика нищенства проблемы и решения бедности
Трудовая помощь в Российской Федерации
Социальные патологии. Стратегии социальной работы с лицами «группы риска»
Изменение социальной работы с лицами девиантного поведения
Возможности применения исторического опыта социальной работы в современной практике
Итоговая контрольная работа
Итого

Содержание дисциплины

№п/п Наименованиеразделов и темдисциплины Содержание темы
РАЗДЕЛ 1. проблемы периодизации и Этапы становления истории социальной работы за границей и в Российской Федерации как публичного университета
Тема 1 Методологические неприятности историографии социальной работы в Российской Федерации и за границей Предмет, задачи и цели курса истории социальной работы.Неприятность научной периодизации истории социальной работы. Главные научные подходы к периодизации истории социальной работы в Российской Федерации и за границей.Неприятности понятийных исторических интерпретаций процесса помощи нуждающимся
Тема 2 Эволюция социальной работы как публичного университета в мировом сообществе Традиции социальной помощи в странах и архаических обществах Старого мира. Церковно-монастырская общественное призрение и благотворительность зарубежом в средние века. Формирование совокупности национального призрения за границей во второй половине XVII – начале XX века. Главные направления социальной помощи и защиты в мировом сообществе в конце XIX — начале XX века.Становление социальной работы как профессиональной деятельности (финиш XIX- начало XX века)
Тема 3 Главные модели социальной работы за границей в различные периоды развития человечества Совокупность соцзащиты населения, ее компоненты и структура. Концептуальные базы соцзащиты населения: консервативный, либеральный и радикальный подходы.Динамика становления национальных и публичных университетов помощи, конфессиональных организацийСтановление национальных совокупностей соцзащиты. Западноевропейская модель социальной работы.Скандинавская модель соцзащиты. Английская совокупность соцзащиты.Американская модель социальной работы. Социальная работа в государствах Азии. Становление социальной работы в государствах арабско-мусульманского мира, Африки и Латинской Америки.
Тема 4 подходы и Теоретические основания в социальной работе за границей и в Российской Федерации Тенденции становления теоретической мысли в области социальной работы. Первые научные школы социальной работы на западе. Развитие научных изучений в двадцатом веке за границей и в Российской Федерации.Значение теоретических подходов для всемирный социальной практики.
Тема 5 Интернациональное законодательство в сфере защиты прав человека Развитие социального страхования и социального законодательства в государствах Европы, Азии и США как механизм социального маневрирования. Естественные права человека: теория, история, генезис понятия.Деятельность интернациональных организаций по защите социальных прав человека: ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ (ВОЗ), Интернациональная организация труда (МОТ), Совет Европы и др. место и Роль ООН Сейчас. Европейская совокупность защиты прав основных свобод и человека.Главные интернациональные правовые документы в области социальных прав человека. Общая Декларация прав человека. Декларация прав ребенка, Декларация о дискриминации в отношении дам, Декларация развития и социального прогресса, Устав Совета Европы, Хартия главных социальных прав трудящихся европейских государств и прав человека. Возможности и механизмы защиты прав человека.Связь социальной политики, социального права и социальной работы за границей. Нормативно-правовое регулирование социальной работы: западные стандарты.
Раздел 2. формы и Исторические модели социального призрения в дореволюционной России
Тема 6 Архаические формы помощи. Княжеская благотворительность Архаический период: родоплеменные и взаимопомощи и общинные формы помощи. Общинные их роль и традиции в становлении публичной благотворительности. попечительство и Княжеская защита в древнерусском стране. Формирование княжеских приоритетов в деле помощи нуждающимся. Владимир I. Ярослав Умный, Владимир Мономах. Главные направления княжеской благотворительности. Значение княжеского нищелюбия. Деятельность русских князей в деле организации университета церкви.
Тема 7 Становление церковно-национальной помощи нуждающимся Период церковно-монастырской благотворительности (X-XIII вв.). Устав 996 г. Источники материального обеспечения церкви. Главные этапы развития монастырей, их главные функции. Влияние христианства на развитие благотворительности в Старой Руси. защиты нуждающихся и Основные тенденции поддержки, монастырская совокупность помощи, национальная совокупность защиты, светские тенденции благотворительности. Период церковно-национальной помощи (XIV в. — первая добрая половина XVII в). Оформление законодательной базы призрения. Стоглавый собор 1551 г. Изменение теории помощи. Публично-христианская модель организации соцзащиты.
Тема 8 Формирование баз русском совокупности национального призрения в XVII — первой половине XIX вв. Новые направления в практике и социальной политике в годы правления Петра. Законодательные меры борьбы с нищенством. Разделение нуждающихся в помощи по новым параметрам.Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Организационно-правовое оформление национальной совокупности публичного призрения. функции и Структура Распоряжений публичного призрения. Экономическая база их деятельности. Учреждения призрения: богадельни, поликлиники, сиротские приюты, инвалидные дома, работные и смирительные дома. Неприятности деятельности Распоряжений публичного призрения.
Тема 9 развитие и Формирование публично-национальной совокупности помощи во второй половине XIX — начале XX века Влияние буржуазных реформ 1860-1870-х годов на развитие национально-публичного призрения в Российской Федерации. Сущность децентрализованной совокупности помощи, представленной во второй половине XIX – начале XX века. Организационно-правовые базы деятельности благотворительных организаций.Главные тенденции публичного призрения в первой четверти XX века. Новые подходы в организации дела призрения нуждающихся. I Общероссийский съезд деятелей по публичному и частному призрению. Утверждение «Устава об публичном призрении» (1912 г.), его недочёты. Оформление социального законодательства рабочих.
Тема 10 Организация социальной помощи нуждающимся в Коми крае в досоветский период Социально-экономическое положение Коми края. Организация публичного призрения в Коми крае. Классические формы социальной помощи в крае. Оказание помощи бедным. Социальная помощь детям. Призрение семейств солдатах.Деятельность отделений центральных правительственных ведомств. Усть-Сысольское уездное попечительство детских приютов Ведомства учреждений императрицы Марии. Усть-Сысольское уездное попечительство по призрению нижних чинов и ратников ополчения, призванных по мобилизации на войну.Активизация публичных сил в начале XX века. Создание местных благотворительных обществ.
Раздел 3. Совокупность национального социального обеспечения в СССР
Тема 11 Приоритетные направления политики в сфере социального обеспечения (1917 — 1990-е годы) Политические и социально-экономические обстоятельства реформирования совокупности социального призрения. Централизация управления публичным призрением.Понятие «социальное обеспечение». Формирование совокупности национального социального страхования и социального обеспечения.Приоритетные направления политики страны в 1940 — 1950-е годы. социальная реабилитация и Социальная помощь раненых и калек. детства и Охрана материнства.Совокупность национального обеспечения СССР в 1960-1980-е годы.Структура учреждений социального обеспечения в СССР.Главные совокупности обеспечения населения: национальное социальное обеспечение, национальное социальное страхование, социальное обеспечение участников колхозов. Категории граждан, охватываемые социальным обеспечением. Виды социального обеспечения: пенсии, социальное обслуживание, пособия (трудовые, социальные, домашние), льготы, натуральное обеспечение.
Раздел 4. развитие и Формирование совокупности соцзащиты и социальной работы в Российской Федерации
Тема 12 поддержка населения и Социальная помощь в Российской Федерации в 1990 – начале 2000 г. противоречия и Тенденции развития совокупности национального социального обеспечения СССР. Экономические и социальные программы начала 1990-х гг. Становление совокупности соцзащиты населения в девяностых. Социальная работа как феномен современного мира. Создание нормативно-правовой базы для деятельности социальных работ. Развитие сети общепрофильных и специальных учреждений социальной помощи населения.
Раздел 5. Эволюция подходов к ответу социальных неприятностей в разных сферах жизнедеятельности общества
Тема 13 Виды социальной защиты и поддержки социально уязвимых категорий населения на различных исторических этапах Социальная работа с социально незащищенными слоями населения. Социокультурный суть определения социальной неприятности.Исторический опыт соцзащиты пожилых инвалидов и людей. Развитие форм оказания помощи семье на разных стадиях эволюции общества. Неприятности занятости в обществе и социальная помощь безработных. Главные направления работы по улучшению положения дам.
Тема 14 проблемы развития и Основные тенденции соцзащиты и поддержки детей в Российской Федерации: сравнительно-исторический анализ Специфика организации национальной социальной помощи и помощи детей Типы учреждений для призрения сирот, детей из малоимущих семей, детей-калек.Работа с детьми девиантного поведения. Защита детей от ожесточённого обращения. Профилактика безнадзорности, преступности и беспризорности несовершеннолетних. Социальная помощь обучающихся и студентов в Российской Федерации.Социальное призрение детей в Коми крае.
Тема 15 Динамика нищенства проблемы и решения бедности в Российской Федерации Проблемы нищенства и бедности в Российской Федерации. Способы борьбы с нищенством: административно-репрессивные мероприятия, развитие совокупности публичного призрения, формирование социальной политики страны. Трудовая помощь как главная форма призрения бедных. Попечительство о трудовой помощи (1896 г.), задачи и цели деятельности.Новые подходы к решению проблемы бедности в социалистическом стране. Совокупность социального обеспечения как национальная совокупность обслуживания граждан и материального обеспечения СССР в старости, болезни, при полной либо частичной потере трудоспособности.Концептуальные базы борьбы с бедностью в контексте развития социального страны.
Тема 16 Социальные патологии. Стратегии социальной работы с лицами «группы риска» Главные «группы стратегии» и риска социальной работы с ними на различных исторических этапах. Теоретические подходы к изучению социальных патологий в трудах русских исследователей.Развитие идей патроната, “тюремный патронат”. Особенности и главные направления работы с несовершеннолетними «группы риска». Совокупность исправительного воспитания несовершеннолетних преступников в дореволюционной России.Борьба с пьянством, нищенством, проституцией, бродяжничеством в советской республики. Репрессивные и предупредительные меры.

Замыслы групповых занятий и образовательные разработки

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривается широкое применение в учебном ходе активных и интерактивных форм проведения занятий (лекций, семинарских занятий, споров, круглых столов, учебного изучения, аналитических докладов, конспектирование источников, написание аннотаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью развития и формирования опытных навыков обучающихся. На семинарских занятиях студенты исследуют особые вопросы и закрепляют полученные знания по соответствующим разделам курса. В рамках семинарских занятий и внеаудиторной независимой работы предполагается применять технологии и: интерактивные-технологии, работу в команде, кейс-стади, исследовательские разработки.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, образовывает не меньше 40% аудиторных занятий.

Специальность «Социальная работа» в ВолгГМУ


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: