Структура школьного книжки.
Учебный замысел. Сетка часов.
— Список учебных дисциплин всего периода обучения;
— Распределение этих дисциплин по годам обучения;
— Определяет недельное и годовое количество часов на любой предмет;
— Определяет время каникул, экзаменов, практики;
— Определяет темы факультативов.
Сетка часов –список дисциплин, с определением недельных часов.
В 1980-е годы история преподавалась 17 часов в неделю
Предмет | Количество часов в неделю | |||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | |
История | ||||||||||
Базы страны и права | _ | _ | _ | _ | _ | _ | ||||
Обществознание | — | — | — | — | — | — |
table border=0
Школьная программа определяет:
- Содержание школьного курса истории, объём и проблематику;
- Структуру школьного курса (распределение материалов курса по годам обучения);
- Время, которое направлено на изучение курса, раздела, темы.
Центральная неприятность – размещение материала по годам обучения зависит от ступеней обучения и типа школы школы (4-летка, 7-летка, 11-летка)
Правила структуры курса
1) Концентрический (с сер. XIX в. До 1914 г., с 1996/1997)
2) Линейный (1934 – 1958, 1965 – 1996\1997)
3) Линейно-ступенчатый (1959 – 1965)
Концентрический курс.Изучение идёт последовательно на отдельных этапах – концентрах – при чем охватывается курс истории с старейших времён до современности и изучение материала на каждом последующем этапе проходит более глубоко, чем на прошлом.
IIСистематический темперамент (курс глобальной истории) |
IЭлементарный темперамент курса |
Условия осуществления концентризма (1945 – 60-е гг.):2 концентра(5 – 8 классы и 9 – 12 классы)
V ИДМ IX
VI ИСВ X
VII ИНВ XI
VIII Новейшая ист. XII
Первый концентр предполагает сюжетно-посествовательный курс, большое количество фактом, мало социологических обобщений. Начинается принцип – учение истории должно начинаться с сопереживания и истории Отечества.
Преимущества концентрического курса: 1) молодёжь со среднем образованием имеет полное представление об истории ; 2) принцип обоснован педагогически и психологически и разрешает выяснить содержание сообразно с возрастными изюминками обучающихся, что разрешает достигнуть большого образно-воспитательного результата; 3) все разделы истории усваиваются с однообразной степенью глубины; 4) неизбежное повторение.
Русская гимназия – развитие концентризма.
1913 г. – история изучалась на трёх концентрах.
Изучали одно да и то же I – II класс – элементарный курс (2 часа)
IV – VI класс – главной курс (3 часа)
VII – VIII класс – дополнительный курс (2 часа)
НО! Элементарный курс изучался по систематическим книжкам старших классовразрыв между практикой и теорией
Необходимые условия концентризма (не одно из них в русской истории не соблюдалось): 1) верное определение количества, изложения материала и специфики содержания на каждом этапе элементарный курс не должен быть уменьшенной копией, а образный сюжет соответственно должны строится и книжки; 2) между соответствующими разделами концентров должен быть разрыв во времени (не меньше 3 – 4 лет); 3) достаточный временной отрезок (3 – 4 года) для развёртывания каждого из концентров обучение должно быть 12 лет.
Линейный курс.Материал находится систематически и последовательно по донной линии – от класса к классу
XIX/XX вв. – два варианта линейности: хнонолочически-прогрессивный (от старого мира до современности) и хронологически-регрессивный (от современности к старому миру). Спор – какой материал дешевее младшим: старый (мало народов, легко понять историю) либо современный (история около самих детей). В ХХ веке этого спора нет, т.к. современность всё тяжелее осознать.
Преимущества линейного курса:1) распределение материала самый конечно, соответствует ходу исторического процесса и структуре исторической науки; 2) обучающиеся со среднем образованием приобретают дополнительное представление об истории ; 3) экономия учебного времени, т.к. избегаются повторения; 4) изучение в каждом классе нового курса механическиподдерживает интерес обучающихся к предмету.
Трудности линейного курса: 1) соблюдение психолого-педагогических требований при определении содержания курса, т.е. неравномерное изучение этапов развития человечества (ИДМ, ИСВ – элементарный курс); 2) последовательное изучение отдельных этапов развития человечества растягивается на 7-8 лет, что ведет к прочности закрепления знаний и проблеме материала; 3) невозможность его применения для ступенчатого образования.
Линейно-ступенчатый курс.
7 октября 1959 года – распоряжение ЦК КПСС и Совмина СССР «о некоторых трансформациях преподавания истории в школе»(установление в школе линейно-ступенчатого курса).
V класс – ИДМ элементарный
VI класс – ИСВ курс
VII-VIII класс – история СССР и введение – элементарный курс
в зарубежную историю
IX, X, XI классы – систематические направления истории СССР и Новой и Новейшей истории
Т.е. правила линейности, но с прерывностью (5-6, 9-11 – зарубежная история, 7-8, 9-11 – история Отечества). По линейному принципу строится курс зарубежной истории, а по концентрическому курс отечественной.
Преимущества линейно-ступенчатого курса: 1) соответствует 2-х ступенчатой совокупности образования; 2) полное историческое образование.
1965 год – возвращение к линейной структуре.
14 мая 1965 года – новый этап в развитии исторического образования – «Об трансформации порядка преподавания в школе» – последовательное, однократное изучение исторического процесса. Восстанавливается линейный принцип (хронологически-прогрессивный).
Предмет | Наличие предмета в программе | ||||||
IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | |
История отечества | + | + | + | + | + | ||
Зарубежная история | + | + | + | + | + |
1962 год – переход к обязательному среднему образованию, т.е. нет необходимости укладываться в 8-летку
НО! Реставрация линейного принципа была неполной: V, VI, VII классы – элементарные направления, VIII, IX, X – системные направления (отличие от программы 1934 года).
Трудности линейно-ступенчатого курса:1) нарушение принципа непрерывности в изучении зарубежной истории; 2) не соблюдается всецело принцип синхронности; 3) VIII, IX, X, классы перегружены.
28 декабря 1994 года – распоряжение «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях».
С 1996/97 года начинается переход к концентрическому образованию (в Российской Федерации по большому счету, и в самарском образовании в частности). Но последовательность школ сохранили линейный принцип.
I этап – 3 класс – историческая пропедевтика (ИДМ, ИО + Введение в историю). Форма подачи – сюжетные рассказы.
II этап – 5 (ИДМ), 6 (ИСВ), 7 (ИО), 8 (ИО + ННИ), 9 (ИО + ННИ). Последовательное линейное обучение: курс глобальной истории + информация по истории отечества.
III этап — 10, 11 классы. Направления смогут быть по выбору.
На практике – нарушение правил концентризма.
Недочёты: 1) неопределённость содержания направлений для первого и второго концентров; 2) неизбежность перегрузки на III концентре и большой уровень перегрузки на II (в 7-9 классах); 3) нарушение психолого-педагогических требований к подбору содержания материала на II и III концентрах; 4) на II концентре нарушается непрерывность и синхронность; 5) необходимость перехода на концентры книжками.
Предложения : 1) отказ от концентризма; 2) сохранение концентризма, но с условиями: 12-летние обучение, обеспечение книжками, состыковка программы книжек для II и III концентров; 3) возвращение (временное) к линейности для подготовки концентризма.
Классический вариант программы
1 часть – объяснительная записка
2 часть – фактически программа
Объяснительная записка
1. Задачи изучения истории.
2. Структура курса: конкретизация задач каждого этапа исторического образования, правила группировки материала, советы ведущих способов обучения, необходимая литература для обучающихся.
Фактически программа
1. Межпредметные и межкурсовые связи. Определённость в разделах и темах.
2. мировоззренческие идеи и Опорные понятия.
3. Умения и навыки обучающихся для каждого года обучения.
4. Оборудование к урокам по истории (карты, атласы).
5. Перечень литературы для преподавателя и обучающихся (необходимая и дополнительная литература для обучающихся и учителя).
Норма оценок – 5-батьная совокупность.
Король: Генрих VIII
Удивительные статьи:
- Правописание наречий через дефис, слитно и
- Охрана конституционного строя и безопасности государства
- Японская колонизация кореи (1910 год) и начальный этап антияпонского движения за независимость
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Место курсовой работы в учебном процессе
Методические указания По написанию и подготовке курсовых работ по дисциплине «Экономическая история» для студентов всех профессий. Саратов УДК____…
-
Требования к результатам обучения и освоения содержания
Муниципальное общеобразовательное учреждение Введенская средняя общеобразовательная школа №3 муниципального округа Звенигород Столичной области…
-
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ» для студентов профессии 040101.65 «Социальная работа» очной формы обучения Лекций 30…
-
Вопрос. развитие способностей и умений в процессе обучения истории. характеристика учебных умений
упражнения и Учебные приёмы Оружие учеными приемами. *передача знаний *формирование умений применения приемов. Знание приёма включает определение приёма,…