Место и задачи учебника в учебном процессе

Структура школьного книжки.

Учебный замысел. Сетка часов.

— Список учебных дисциплин всего периода обучения;

— Распределение этих дисциплин по годам обучения;

— Определяет недельное и годовое количество часов на любой предмет;

— Определяет время каникул, экзаменов, практики;

— Определяет темы факультативов.

Сетка часов –список дисциплин, с определением недельных часов.

В 1980-е годы история преподавалась 17 часов в неделю

/table

По сетке возможно выяснить: 1) тип образования (соотношение гуманитарных и естественных дисциплин); 2) глубину образования (по заглавию предметов и кол-ву недельных часов).

Финиш 80-х годов – новые тенденции в формировании учебных замыслов.

1) Базисные и авторские, т.е. опред. гос-вом и типом школы; вводятся новые дисциплины, но не трогается базисная программа.

2) Введение неспециализированной дисциплины – обществознание.

1997/1998 гг. – базисный учебный замысел с региональным компонентом (необходимая для выполнения часть учебного замысла).

Предмет Количество часов в неделю
I II III IV V VI VII VIII IX X
История
Базы страны и права _ _ _ _ _ _
Обществознание

Место и задачи учебника в учебном процессеtable border=0

Предмет Количество часов в неделю I II III V VI VII VIII IX X XI История Обществознание

Школьная программа определяет:

  • Содержание школьного курса истории, объём и проблематику;
  • Структуру школьного курса (распределение материалов курса по годам обучения);
  • Время, которое направлено на изучение курса, раздела, темы.

Центральная неприятность – размещение материала по годам обучения зависит от ступеней обучения и типа школы школы (4-летка, 7-летка, 11-летка)

Правила структуры курса

1) Концентрический (с сер. XIX в. До 1914 г., с 1996/1997)

2) Линейный (1934 – 1958, 1965 – 1996\1997)

3) Линейно-ступенчатый (1959 – 1965)

Концентрический курс.Изучение идёт последовательно на отдельных этапах – концентрах – при чем охватывается курс истории с старейших времён до современности и изучение материала на каждом последующем этапе проходит более глубоко, чем на прошлом.

IIСистематический темперамент (курс глобальной истории)
IЭлементарный темперамент курса

Условия осуществления концентризма (1945 – 60-е гг.):2 концентра(5 – 8 классы и 9 – 12 классы)

V ИДМ IX

VI ИСВ X

VII ИНВ XI

VIII Новейшая ист. XII

Первый концентр предполагает сюжетно-посествовательный курс, большое количество фактом, мало социологических обобщений. Начинается принцип – учение истории должно начинаться с сопереживания и истории Отечества.

Преимущества концентрического курса: 1) молодёжь со среднем образованием имеет полное представление об истории ; 2) принцип обоснован педагогически и психологически и разрешает выяснить содержание сообразно с возрастными изюминками обучающихся, что разрешает достигнуть большого образно-воспитательного результата; 3) все разделы истории усваиваются с однообразной степенью глубины; 4) неизбежное повторение.

Русская гимназия – развитие концентризма.

1913 г. – история изучалась на трёх концентрах.

Изучали одно да и то же I – II класс – элементарный курс (2 часа)

IV – VI класс – главной курс (3 часа)

VII – VIII класс – дополнительный курс (2 часа)

НО! Элементарный курс изучался по систематическим книжкам старших классовразрыв между практикой и теорией

Необходимые условия концентризма (не одно из них в русской истории не соблюдалось): 1) верное определение количества, изложения материала и специфики содержания на каждом этапе элементарный курс не должен быть уменьшенной копией, а образный сюжет соответственно должны строится и книжки; 2) между соответствующими разделами концентров должен быть разрыв во времени (не меньше 3 – 4 лет); 3) достаточный временной отрезок (3 – 4 года) для развёртывания каждого из концентров обучение должно быть 12 лет.

Линейный курс.Материал находится систематически и последовательно по донной линии – от класса к классу

XIX/XX вв. – два варианта линейности: хнонолочически-прогрессивный (от старого мира до современности) и хронологически-регрессивный (от современности к старому миру). Спор – какой материал дешевее младшим: старый (мало народов, легко понять историю) либо современный (история около самих детей). В ХХ веке этого спора нет, т.к. современность всё тяжелее осознать.

Преимущества линейного курса:1) распределение материала самый конечно, соответствует ходу исторического процесса и структуре исторической науки; 2) обучающиеся со среднем образованием приобретают дополнительное представление об истории ; 3) экономия учебного времени, т.к. избегаются повторения; 4) изучение в каждом классе нового курса механическиподдерживает интерес обучающихся к предмету.

Трудности линейного курса: 1) соблюдение психолого-педагогических требований при определении содержания курса, т.е. неравномерное изучение этапов развития человечества (ИДМ, ИСВ – элементарный курс); 2) последовательное изучение отдельных этапов развития человечества растягивается на 7-8 лет, что ведет к прочности закрепления знаний и проблеме материала; 3) невозможность его применения для ступенчатого образования.

Линейно-ступенчатый курс.

7 октября 1959 года – распоряжение ЦК КПСС и Совмина СССР «о некоторых трансформациях преподавания истории в школе»(установление в школе линейно-ступенчатого курса).

V класс – ИДМ элементарный

VI класс – ИСВ курс

VII-VIII класс – история СССР и введение – элементарный курс

в зарубежную историю

IX, X, XI классы – систематические направления истории СССР и Новой и Новейшей истории

Т.е. правила линейности, но с прерывностью (5-6, 9-11 – зарубежная история, 7-8, 9-11 – история Отечества). По линейному принципу строится курс зарубежной истории, а по концентрическому курс отечественной.

Преимущества линейно-ступенчатого курса: 1) соответствует 2-х ступенчатой совокупности образования; 2) полное историческое образование.

1965 год – возвращение к линейной структуре.

14 мая 1965 года – новый этап в развитии исторического образования – «Об трансформации порядка преподавания в школе» – последовательное, однократное изучение исторического процесса. Восстанавливается линейный принцип (хронологически-прогрессивный).

Предмет Наличие предмета в программе
IV V VI VII VIII IX X
История отечества + + + + +
Зарубежная история + + + + +

1962 год – переход к обязательному среднему образованию, т.е. нет необходимости укладываться в 8-летку

НО! Реставрация линейного принципа была неполной: V, VI, VII классы – элементарные направления, VIII, IX, X – системные направления (отличие от программы 1934 года).

Трудности линейно-ступенчатого курса:1) нарушение принципа непрерывности в изучении зарубежной истории; 2) не соблюдается всецело принцип синхронности; 3) VIII, IX, X, классы перегружены.

28 декабря 1994 года – распоряжение «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях».

С 1996/97 года начинается переход к концентрическому образованию (в Российской Федерации по большому счету, и в самарском образовании в частности). Но последовательность школ сохранили линейный принцип.

I этап – 3 класс – историческая пропедевтика (ИДМ, ИО + Введение в историю). Форма подачи – сюжетные рассказы.

II этап – 5 (ИДМ), 6 (ИСВ), 7 (ИО), 8 (ИО + ННИ), 9 (ИО + ННИ). Последовательное линейное обучение: курс глобальной истории + информация по истории отечества.

III этап — 10, 11 классы. Направления смогут быть по выбору.

На практике – нарушение правил концентризма.

Недочёты: 1) неопределённость содержания направлений для первого и второго концентров; 2) неизбежность перегрузки на III концентре и большой уровень перегрузки на II (в 7-9 классах); 3) нарушение психолого-педагогических требований к подбору содержания материала на II и III концентрах; 4) на II концентре нарушается непрерывность и синхронность; 5) необходимость перехода на концентры книжками.

Предложения : 1) отказ от концентризма; 2) сохранение концентризма, но с условиями: 12-летние обучение, обеспечение книжками, состыковка программы книжек для II и III концентров; 3) возвращение (временное) к линейности для подготовки концентризма.

Классический вариант программы

1 часть – объяснительная записка

2 часть – фактически программа

Объяснительная записка

1. Задачи изучения истории.

2. Структура курса: конкретизация задач каждого этапа исторического образования, правила группировки материала, советы ведущих способов обучения, необходимая литература для обучающихся.

Фактически программа

1. Межпредметные и межкурсовые связи. Определённость в разделах и темах.

2. мировоззренческие идеи и Опорные понятия.

3. Умения и навыки обучающихся для каждого года обучения.

4. Оборудование к урокам по истории (карты, атласы).

5. Перечень литературы для преподавателя и обучающихся (необходимая и дополнительная литература для обучающихся и учителя).

Норма оценок – 5-батьная совокупность.

Король: Генрих VIII


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: