Методические приемы и правила работы с историческими картами на уроках

Формирование представлений обучающихся об историческом пространстве осуществляется по большей части посредством исторических карт. Парадоксально, но столь понятное методическое явление все больше игнорируется преподавателями. Многие из них уповают на то, что в школах нет достаточного количества карт, или они имеется, но в нехорошем состоянии.

Не смотря на то, что в действительности, как показывает анализ, обстоятельство заключена в методической псевдосвободе и технологической неразберихе, царящей сейчас в историческом образовании. В следствии — массовая картографическая безграмотность преподавателей и обучающихся. Чтобы хоть как-то восполнить появившийся «вакуум», напомним самые известные главные содержательные характеристики исторических карт, и взор на работу с картами с позиции разработки.

С картами иметь дело тяжелее, чем со многими вторыми учебными пособиями. Они (карты), в отличие от картины либо рассказа на -историческую тему, не дают конкретизированного представления о событиях, а только воспроизводят пространственно-временные структуры, применяя слишком общий язык знаков. Расшифровка этого языка неосуществима без умения мыслить инструментально; работа с картами требует сосредоточенности, настойчивости, напряжения сил.

С картами трудиться сложно, как с схемами и диаграммами.

1. Содержание карты должно соответствовать совокупности знаний, приобретаемых в данном классе, и ранее сложившимся умениям и знаниям школьников.Методические приемы и правила работы с историческими картами на уроках

2. Графическая и цветовая информация обязана сообщаться в наглядной форме, не допускающей разных толкований и облегчающей усвоение главного содержания картины.

3. Школьная историческая карта обязана соотноситься с другими школьными картами, историческими и географическими.

4. Нужно согласовать тематические выговоры, размеры, масштаб, условные обозначения, и разглядывать работу с картами как настоящее пространство, на котором школьнику предстоят встречи с персонами в событиях истории.

Как изучать мастерство чтения карт на уроках истории?

Начало работы с исторической картой. В то время, когда в классе начинается систематическое преподавание истории, преподаватель обязан выяснить уровень умений и знаний, нужных для работы с картой. Наряду с этим, очевидно, необходимо ориентироваться на умения и необходимые знания конкретных школьников, а не на предполагаемые учебной программой.

В случае если умения и такие знания отсутствуют вовсе либо присутствуют только фрагментарно, необходимо их вырабатывать заново. В противном случае к выпускному классу карты по большому счету и исторические карты в частности будут восприниматься как неважная декорация, в противном случае и как источник негативных чувств.

Разумеется, что на вводных уроках нового для обучающихся предмета историческая карта не должна быть объектом первостепенного внимания, поскольку это достаточно непростое средство обучения. Но приходит время и для работы с картой, в этот самый момент нужно функционировать взвешенно и основательно. Восстановления ранее накопленных умений и знаний нельзя добиться в ходе устной работы.

Ученикам нужно будет чертить карты и наносить значки на контурные карты.

В итоге преподаватель оценит достигнутый детьми уровень представлений о карте. Кроме того вычерчивание фантастических, придуманных карт (на уроках изобразительного мастерства) продемонстрирует преподавателю истории, в какой степени ученики овладели картографическим языком.

Ответу данной задачи возможно помогут уроки не только истории. В случае если преподаватель русского предложит ребятам поведать какую-нибудь историю, пользуясь самодельной картой, это также хорошо.

При важном отношении к карте ясно, что подобные задания — не безлюдная трата времени. Именно игра, требующая работы воображения и развивающая его, окажет помощь избежать тех негативных чувств (страха, разочарования в собственных силах), каковые у большинства школьников приводит к необходимости трудиться со столь отвлеченным средством обучения, как карта.

Вводить в процесс обучения фактически историческую карту возможно двумя методами. Назовем их — по аналогии с другими методиками обучения чтению в начальной школе — аналитическим и синтетическим дорогами (и аналогия, и сами термины очень условны).

В случае если избрать аналитический (дедуктивный, отталкивающийся от «целостности») путь, то школьникам показывают сперва несложную по структуре карту, в один момент раздав такие же карты ученикам. Преподавателю следует по возможности ограничиться разъяснением приемов работы с картой и дать самим школьникам найти данные,

заключенную в данной карте. Принципиально важно, дабы сначала дети применяли на протяжении беседы верную терминологию, дабы они говорили «восточнее» и «западнее», а не «левее» и «правее». Неумение школьников истолковать изображенное на карте может свидетельствовать не только о пробелах в знаниях учеников, но и возможных недочётах самой карты.

В случае если же карта интерпретируется верно, уместно попросить школьников поведать о событиях, каковые имели возможность случиться в местности, изображенной на карте. Соответствие рассказа карте прекрасно бы проверить при участии каждого ученика (к примеру, в случае если упоминаются какие-либо расстояния, их «правдоподобность» контролирует, ориентируясь по масштабу, целый класс).

Историческая карта Европы 1140-2014


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: