КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Методические материалы
для направления 40.03.01 – «Юриспруденция»
квалификация выпускника – бакалавр
(для слушателей и студентов факультета внебюджетного образования)
Вологда – 2015
Культурология: Методические материалы для направления 40.03.01 – «Юриспруденция».– Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2015.– 40 с.
Подготовил:
Ю. В. Соколов – истории кафедры и преподаватель философии
Обсуждены и одобрены на истории кафедры сентября и заседании 23 философии 2015 г., протокол № 1.
© ВИПЭ ФСИН России, 2015
Введение
Настоящие методические материалы подготовлены в соответствии с тематическим планом и рабочей программой изучения дисциплины «Культурология» для направления 40.03.01 – «Юриспруденция» (квалификация выпускника – бакалавр) с целью оказания практической помощи получающим образование подготовке к семинарским занятиям, организации независимой работы, исполнении контрольных работ, подготовке к зачету.
Цель изучения культурологии – формирование совокупности знаний о сущности, структуре и законах функционирования и исторического развития всемирный и отечественной культуры, понимания роли культуры в становлении, самореализации личности и социальной адаптации, формировании ее правовой культуры; освоение методов и законов инкультурации, аккультурации и культурной коммуникации.
Задачи освоения дисциплины:
– организовать знание о современной теории культуры, ее направлениях и основных школах;
– целостное представление о мировом культурном ходе, его законах и основных этапах;
– знание о современном региональном, этнокультурном и субкультурном многообразии;
– категориальную и методологическую базу исследовательской деятельности в сфере социальной культуры;
– научить применять культурологическое знание при ответе опытных задач в социальной сфере и в ходе межкультурной коммуникации.
Успешное овладение дисциплиной сильно зависит от верной организации учебной деятельности. Ответственным средством усвоения программного материала есть независимая работа обучающихся. Она разрешает глубоко осмыслить содержание отдельных тем, курса и разделов в целом, сопоставить новый материал с ранее изученным.
Обучающимся рекомендуется затевать подготовку к занятиям с методических рекомендаций и просмотра программы. Потом нужно изучить главную, а при необходимости дополнительную литературу (включая периодические печатные издания), повторить материал по конспекту лекций, ответить на вопросы для самоподготовки.
Действенной формой, в которой осуществляется обучение культуре, есть работа с монументами культуры. В образовательном ходе организационной формой таковой работы делается семинарское занятие по культурологии, на котором в стиле свободного диалога учителя и обучающихся осуществляется обнаружение духовного смысла произведения культуры, вынесенного на дискуссию в аудитории.
Для изучения в курсе культурологии предлагаются текстовые источники – произведения словесного художественного творчества, религиозные учения, научные теории. Они подобраны так, что, во-первых, разрешают представить культурное творчество во всех его формах – эстетической, религиозной и научной, а, во-вторых, – выразить значительные идеи всех исторических типов культуры.
При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется применять хрестоматию по культурологии (Культурология: Хрестоматия / Сост., общ. Ред. И. И. Авксентьевского, Л. В. Фивейской, вступ. ст.
И. И. Авксентьевского.– Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2011) и учебное пособие «тексты и Классические учения в курсе культурологии» (Авксентьевский И. И., Фивейская Л. В. тексты и Классические учения в курсе культурологии: Учебное пособие.– Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012).
Изучение курса культурологии завершается сдачей зачета. На зачете обучающиеся должны показать владение теоретическим материалом, и знание изученных текстовых монументов культуры и умение аналитической работы с ними. В конце методических материалов приведен развернутый список вопросов, ориентируясь на каковые обучающиеся смогут систематизировать изученный материал и оптимально организовать подготовку к зачету.
Методические указания по изучению тем курса.
Раздел 1. Введение в теорию культуры
Тема 1. Понятие культуры
Замысел занятия:
1. Происхождение термина «культура». Определение культуры.
2. Черты культуры. Функции культуры.
3. Структура культуры. Понятие формы культуры.
4. Культурология как наука.
Применяя книжки и дополнительную литературу дайте ответы на вопросы:
Какие конкретно значения слова «культура» вам известны? В чем различие между обыденным и научным значениями термина «культура»? Каково происхождение термина «культура»?
Какие конкретно термины близки по содержанию к культуре?
Дайте современное определение слова культура. Каковы главные черты культуры? Какие конкретно функции делает культура в людской обществе?
По каким основаниям производится внутренне членение культуры? Какое место занимает культурология в совокупности наук?
Какова история культурологии? Какие конкретно типы культурологических концепций вам известны? Какова структура культурологии?
Литература:
1. Культурология : учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М. : Юрайт, 2012. – 566 с.
2. Культурология : учебник / Под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. – М. : Проспект, 2011. – 528 с.
3. Новейший культурологический словарь: термины, биографические справки, иллюстрации / сост. В. Д. Лихтар [и др.]. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 411 с.
4. Соловьев Вл. Философские начала цельного знания // Соловьев, В. С. Произведения : в 2-х т. Т. 2 / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева, А. В. Гулыги. – М. : Идея, 1990. – 822 с.
5. Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня : пер. с нидерландского / общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. – М. : Прогресс-Академия, 1992. – 464 с.
6. Катон М.П. Земледелие. (De agri cultura liber) комментарии и Перевод М.Е.Сергеенко. Важный редактор И.И.Толстой. (Москва – Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1950.
Электронный ресурс, URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KATON_Mark_Porciy/_Katon_M.P..html (дата обращения: 10.10).
7. Культурология: Учебное пособие / Д.А. Силичев. – 5-e изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 393 с. Электронный ресурс, URL:http://znanium.com/bookread.php?book=437205 (дата обращения: 14.09)
8. Культурология: Учебное пособие / Т.В. Попова. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 256 с. Электронный ресурс, URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=468693 (дата обращения: 14.09)
Задание для самоконтроля:
1. Первая книга, в которой видится слово «культура», посвящена сельскому хозяйству. Не входит ли старое значение слова «культура» в несоответствие с современным?
2. Катон занимал должность цензора в древнем Риме. Какое влияние имел возможность оказывать цензор на состояние материальной культуры и духовной Рима?
3. Возможно ли утверждение о равной ценности примитивной, в материальном отношении, культуры аборигенов Австралии, и, культуры европейского Ренессанса?
Главные понятия:
Культура, природа, человечество, деятельность, творчество, обработка, развитие, образование.
***
Тема 2. Формы культуры
Замысел занятия:
1. Мастерство
2. Религия
3. Наука
4. Политика
5. экономические отношения и Материальное производство
Подготовьте ответы на следующие вопросы:
Какова внутренняя структура культуры, на какие конкретно элементы (формы) она подразделяется? Что такое мастерство, в чем своеобразие данной формы культуры? Каковы главные виды мастерства?
Охарактеризуйте значение и сущность религии.
Перечислите главные элементы религии. Дайте определения веры, знания, культа. Назовите мировые религии. Охарактеризуйте суть деятельности религиозных организаций в местах лишения свободы. Дайте определение науки.
Объясните, в чем состоит своеобразие науки. Дайте классификацию наук.
Дайте определение политики. Какова сообщение политики с мастерством, религией, наукой? Какую роль в культуре играются производство материальных благ, отношения собственности, домашние отношения?
Литература:
1. Культурология : учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М. : Юрайт, 2012. – 566 с.
2. Культурология : хрестоматия. Ч. 1 / Вологодский ин-т права и экономики М-ва юстиции РФ ; сост., общ. ред. И. И. Авксентьевского, Л. В. Фивейской. – Вологда : ВИПЭ Министерства Юстиции России, 2011. – 220 с.
3. Религиоведение : учебник для бакалавров / Под ред. И. Н. Яблокова. – СПб.: Юрайт, 2012. – 479 с.
4. Батурин, В. К. Философия науки : учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 303 с.
5. Вебер, М. Наука как профессия и призвание / М. Вебер // Alma mater. – 2009. – № 1. – С. 57-63.
6. Новейший культурологический словарь: термины, биографические справки, иллюстрации / сост. В. Д. Лихтар [и др.]. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 411 с.
7. Соловьев Вл. Красота в природе // Соловьев, В. С. Произведения : в 2-х т. Т. 2 / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева, А. В. Гулыги. – М. : Идея, 1990. – 822 с.
8. Соловьев Вл. Неспециализированный суть мастерства // Соловьев, В. С. Произведения : в 2-х т. Т. 2 / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева, А. В. Гулыги. – М. : Идея, 1990. – 822 с.
9. Пуанкаре А. Последние мысли. гл. 9. наука и Мораль // Пуанкаре А. О науке.– М.: Наука,1990. Электронный ресурс, URL: http://scilib.narod.ru/Math/Poincare/Science.htm (дата обращения: 10.10).
10. Культурология: Учебное пособие / Д.А. Силичев. – 5-e изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 393 с. Электронный ресурс, URL:http://znanium.com/bookread.php?book=437205 (дата обращения: 14.09)
11. Культурология: Учебное пособие / Т.В. Попова. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 256 с. Электронный ресурс, URL:http://znanium.com/
bookread2.php?book=468693 (дата обращения: 14.09)
Задание для самоконтроля:
1. Правомерно ли противопоставление материальной культуры и духовной?
2. Попытайтесь обосновать, опираясь на исторические примеры, влияние «надстройки» (мастерства, религии, науки) на «базис» (материальное производство.
Главные понятия:
Мастерство, живопись, архитектура, скульптура, театр, литература, проза, поэзия, кинематограф, религия, монотеизм, политеизм, политика, власть, производительные силы, производственные отношения.
***
Тайны управления человечеством. Часть 1 — Петров К.П.
Удивительные статьи:
- Французская революция 1848 г. духовный кризис герцена
- Принципы современной русской
- Характеристика наташи ростовой
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Методические указания для студентов
Лекции.Эта форма обучения содействует формированию исходной базы последующего независимого освоения студентами учебного материала. Лекция есть…
-
Методические указания к практическим занятиям
Тема 1. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ: MS Excel Электронные таблицы разрешают создавать математические расчеты, применять формулы, строить диаграммы. Встроенные…
-
Методические указания к написанию реферата и проведения практических занятий
Цель практических занятий: проведение и написание реферата семинарских занятий содержится в закреплении и углублении теоретических знаний, взятых…
-
Методические указания студентам
Личный замысел по исполнению независимой работы студентов целесообразно составлять на учебный семестр. В нем направляться отразить последовательность…