Методика изучения исторических представлений, понятий, терминов

Представления. На базе изучаемых фактов в сознании обучающихся формируются конкретные представления, складывается определенная совокупность исторических понятий. К. Д. Ушинский поддерживалтакое учение, которое основывается не на отвлеченных представлениях, а на конкретных образах, на наглядности.

Исследователи 50—60-х гг. XX в. смогли доказать, что для создания у обучающихся верных, полных представлений не хватает лишь демонстрировать изображения, сопровождая их словесным разъяснением. Нужно кроме этого применять приемы, содействующие уточнению и закреплению этих представлений.

К таким приемам относятся словесное описание, рисование либо графическое воспроизведение объекта. Создание образов, адекватных эре, в особенности принципиально важно в младшем и среднем звене обучающихся. Тут должна быть большая степень детализации при формировании исторических представлений, появляющихся в следствии воображения, воссоздающего из элементов знаний образы и исторические картины.

В другом случае ученики осовременивают прошлое.

В их ответах вероятны такие фразы: рабы древнего Рима жили не хорошо, ходили в рваных джинсах; древние греки плавали на пароходах. Ученые выделяют три вида исторических представлений. Это представления о фактах прошлого (материальная, социально-политическая, историко-культурная жизнь людей и др.); об историческом времени (последовательность и длительность исторических явлений и событий); об историческом пространстве (привязка событий к конкретному месту действия).Методика изучения исторических представлений, понятий, терминов

В случае если обучающиеся усваивают учебный материал, не опираясь на конкретные представления, образы, то это приводит к вербализму в обучении («вербалис» (лат.) — устный, словесный). При вербальном обучении исторические факты сообщаются сухо, без раскрытия их влияния и значения на судьбы людей, не задевают обучающихся за живое. Понятия. Исторические понятия нужны для систематизации и объяснения фактов, осмысления вторых понятий.

Методисты А. А. Вагин, В.Г.

Карцов, А.И. Стражев обращали внимание на постепенность овладения ведущими понятиями в следствии обогащения и конкретизации их содержания. От урока к уроку раскрывались их новые стороны, значительные показатели, связи, отношения с другими понятиями.

Процесс формирования понятий протекает действенно, в случае если выделенные преподавателем типические черты создаваемых образов осмысливаются учениками как показатели понятий.

Дети легче усваивают показатели тех понятий, каковые возможно представить наглядно. Только в будущем они передают их содержание в более обобщенной форме. Психологи А.З.

Редько, Л.М.

Кодюкова еще в 50-е гг. доказали, что понятия смогут усваиваться лишь в определенной последовательности: от наглядных представлений — к начальным понятиям, от менее сложных — к более сложным; от понятий, допускающих широкую конкретизацию посредством наглядного материала, — к понятиям, каковые смогут быть конкретизированы лишь через другие понятия (36, с. 285). К приемам создания исторических представлений относятся описание содержания исторической картины, анализ события либо факта, сюжетный рассказ, практические действия учеников (рисование, работа с пластилином, изготовление макетов).

К примеру, в начальной школе обучающиеся знакомятся с макетом плуга. Ученики определят, что плуг — это земледельческое орудие труда. Преподаватель предлагает ученикам нарисовать схематический рисунок плуга.

После этого подмечает, что, не считая плуга, имеется много других орудий труда. Представления о них формируются эмпирически на базе иллюстраций. Но само понятие орудия труда активно используется не в начальной, а в школе .

Для малышей это понятие еще сложно, поскольку обобщает через чур большое число представлений. Итак, ученик прошел следующий путь познания от представления к понятию: плуг — земледельческое орудие труда — орудие труда (понятие). Ученикам дается простейшее определение понятия: это знания о сущности предмета либо явления.

Работа с понятиями длится в среднем звене обучающихся.

Преподаватель демонстрирует картинки орудий труда и предлагает ученикам выяснить их показатели, т.е. указать, чем одно орудие труда отличается от другого. Методом анализа ученики выясняют устройство орудия труда (к примеру, назначение главных частей плуга, их связь), качества орудия труда (острый лемех плуга). Так, в качестве начального определения преподаватель дает показатели определяемого понятия либо именует его составные части. Разъясняя сложное понятие «культура», преподаватель говорит о письменности, живописи, научных знаниях, не давая сначала определения этого понятия, потому, что оно требует теоретического осмысления, связи с обществоведческими знаниями и посильно только старшеклассникам. (Культура — это исторически, определенный уровень развития общества, способностей человека и творческих сил, выраженный в типах и деятельности организации людей и формах жизни, а также в создаваемых ими материальных и духовных сокровищах.)

Так, понятия, усваиваемые в начале обучения истории, являются первичными и находятся в тесной связи с представлениями. При воспроизведении этих понятий нужна опора на образы. В 7—8 классах начинается переход от в основном конкретного наглядно-образного мышления к абстрактно- логическому. Термины.

Формируемые понятия находят выражение в словах-терминах. Термин — это то, что свидетельствует данное слово (его начальный суть).

Любой новый термин требует раскрытия содержания. Только с однообразным пониманием слов в сознании обучающихся будет связано приблизительно однообразное содержание изучаемого. Требуется кроме этого намерено продуманная совокупность работы по переводу терминов из пассивного словаря ученика в деятельный.

Термины разъясняются по-различному. Так, если они обозначают предметы, то преподаватель их изображение. Либо же, демонстрируя картинки, дает пояснение происхождения названий предметов.

Географические заглавия, термины возможно растолковывать, переводя их на русский язык. К примеру, Геллеспонт — «море Геллы»; Фермопилы — «Тёплые ворота»; Пелопоннес — «остров Пелоп- са»; Месопотамия — «Междуречье»; прогресс — перемещение вперед; банкрот от итальянского Ъапка (скамейка) и гоНа (разламывать) — ело- манная скамейка. В случае если в средневековой Италии менялу денег уличали в обмане, то о его голову разламывали скамейку, на которой он сидел.

Из этого нетрудно осознать и происхождение слова банк. Кое-какие термины разъясняются местом происхождения предметов. К примеру, пистолет назван по месту изобретения — Пистоя в Италии.

Вероятно кроме этого объяснение слов посредством синонимов: турнир — состязание. Время от времени преподаватель обращается к фонетическим трансформациям слова. С 1519 г. в германском городе Иоахим- стале стали чеканить монеты, каковые по месту изготовления нарекли иоахимсталерами либо легко талерами.

От этого заглавия, поменянного в соответствии с британской фонетикой, случилось наименование американского доллара. Слово царь случилось от латинского цезарь, а оно, со своей стороны, — от личного имени Кая Юлия Цезаря, неспешно превратившегося в составную часть императорского титула. В Киевской Руси императоров Византии сперва именовали цезарями, позже — царями.

На уроках не нужно использовать термины, не созвучные эре. Так, говоря о русском стране XIV—XV вв., нельзя употреблять термины воины, офицеры.

Так как в то время регулярной армии еще не было. К заглавиям более позднего времени относятся кроме этого слова начальник, патруль, барин, лакей, зал (частично зарубежного происхождения). Вместо них направляться использовать ветхие русские слова: воевода либо глава, дозор, боярин, помещик, слуга, палата.

Через слова-термины, характерные данной эре, передаются ее эпические изюминки. Говоря о битвах периода Старой Руси, преподаватель так характеризует оружие русских солдат: клинок- кладенец либо булатный клинок, копье червленое, лук тугой, стрелы острые. Сперва преподаватель знакомит учеников с происхождением слова- термина и только после этого с его понятием.

Так, термин опричнина был известен задолго до Ивана Грозного. Происходит он от слова оп- ричъ — не считая.

В XIV—XV вв. опричниной именовали ту часть удельного владения, которую по окончании смерти князя выделяли его вдове, «опричь» всех уделов. Эта вдовья опричнина по окончании смерти княгини заново делилась между сыновьями.

Новый метод изучения истории


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: