Методы обучения истории и обществознания. общая характеристика

Способы обучения— это методы организации взаимосвязанной деятельности и учебного материала преподавателя и учащихся в ходе обучения. Способы дают ответ на вопрос: как учить? Любой способ обучения предполагает цель и совокупность действий, средства обучения по ее достижению, намеченный итог.

субъектом и Объектом способа обучения есть ученик.

Весьма редко какой-либо один способ применяют в чистом виде. В большинстве случаев учитель сочетает разные способы обучения. Способы в чистом виде используют только в намерено спланированных учебных либо исследовательских целях.

Имеются разные базы для классификации способов. К примеру, в 60-е гг. были выделены способы на базе логических операций — индуктивный (от фактов — к теоретическим выводам), аналитический и др.; на базе дидактических целей — способы изучения материала, закрепления, проверки знаний. В обучении истории дидакты и методисты значительно чаще характеризуют способы по источникам знаний (словесные, наглядные, практические)и по степени самостоятельности познавательной деятельности обучающихся.

С учетом уровней познавательной деятельности обучающихся и возрастанием их самостоятельности создали классификацию способов дидакты М.Н.Скаткин и И.Я.Лернер (наблюдай таблицы).

Репродуктивный способ предполагает изложение преподавателем и усвоение учеником готовых знаний. Все остальные способы — продуктивные. Продуктивные способы вычислены на независимую поисковую деятельность обучающихся.

Она может проходить в трех направлениях: 1) включение поиска в познавательные и задачи и практические задания (работа с документами, историческими картами, статистическими данными, участие в археологических раскопках); 2) раскрытие преподавателем познавательного процесса, осуществляемого при доказательстве либо изложении конкретных положений; 3) организация целостного изучения обучающихся под управлением преподавателя (изучения документов, научной литературы на базе обобщения и анализа фактов).

Разглядим более детально классификацию способов по источникамприобретения знаний. Эту классификацию внес предложение А.А. Вагин, а усовершенствовал ее П.В. Гора. В первую очередь — словесный способ. Слово — это старейший метод общения. Слово свойственно устной речи и письменным текстам.

Исходя из этого этот метод обучения подразделяется на устный и печатно-словесный.

Словесный метод используется в устном обучении, в то время, когда ученики и учитель трудятся совместно и общаются между собой при помощи слова. Печатно-словесный метод предполагает применение в обучении печатных (письменных) текстов вместе с устным словом.

Со словом может сочетаться наглядный способ обучения. Способ наглядности предполагает, к примеру, разбор и демонстрацию схем, таблиц, картинок, исторических карт, использование классной доски и мела, экранных пособий. При любом приеме данный способ складывается из разных элементов.

Так, использование исторической картины включает в себя предварительную постановку вопросов, анализ и разглядывание обучающимися ее содержания, проведение последней беседы.

Практический способ включает в себя действия с учебными предметами. В методике истории это изготовление макетов, моделей, вычерчивание схем.

Выбор способов обучения зависит от: 1. неспециализированных целей образования, воспитания, развития обучающихся и ведущих установок современной дидактики, 2. изюминок изучаемого предмета, 3. изюминок методики преподавания конкретной дисциплины, 4.от целей, задач, содержания конкретного урока, 5 – от временим, отведенного на изучение материала, 6 – от возрастных изюминок обучающихся, 7- от уровня их подготовленности (образованности, культурности, развития), 8 – от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, 9 – от особенностей и возможностей преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Составной частью способов являются приемы учебной деятельности преподавателя и обучающихся. Таковой точки зрения придерживается, в частности дидакт М.И. Махмутов.

Методические приемы являются совокупностью приемов преподавания, т.е. способов деятельности преподавателя и адекватных им способов деятельности обучающихся.

Под приемами знают действия с предметами, и словесные либо письменно-графические действия. Сам прием возможно видеть либо слышать. Так, методические приемы — это действия, направленные на решение конкретной задачи.

Это методы работы, каковые выполняются с целью достижения конкретных результатов и каковые возможно выразить в виде списка действий. Приемы работы (учения) обучающихся висят от приемов деятельности преподавателя.

Материализованная сторона приема — это внешние проявления, в то время, когда школьники просматривают, говорят, чертят, пишут, рисуют. Будучи материализованными, приемы учебной работы детерминируют соответствующие умственные действия, каковые осуществляются в органической связи с приемами учебной работы и составляют их внутреннюю совершенную сторону. Осуществляя внешние материализованные действия, ученик осуществляет и умственную работу.

За приемами учебной работы как бы скрыты приемы умственной деятельности. В совокупность приемов умственной деятельности при изучении теоретического материала входят приемы словесно-понятийного мышления. К ним относятся: синтез и анализ, обобщение и сравнение, подтверждение, обнаружение значительного, формулирование выводов, понятий, запоминания и приёмы воображения (при необходимости см. вопрос № 13 — формирование интеллектуальных умений, где раскрывается сущность синтеза, анализа и т.д.)

Методы обучения истории и обществознания. общая характеристика

История возникновения философии. Урок 55


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: