Способы обучения— это методы организации взаимосвязанной деятельности и учебного материала преподавателя и учащихся в ходе обучения. Способы дают ответ на вопрос: как учить? Любой способ обучения предполагает цель и совокупность действий, средства обучения по ее достижению, намеченный итог.
субъектом и Объектом способа обучения есть ученик.
Весьма редко какой-либо один способ применяют в чистом виде. В большинстве случаев учитель сочетает разные способы обучения. Способы в чистом виде используют только в намерено спланированных учебных либо исследовательских целях.
Имеются разные базы для классификации способов. К примеру, в 60-е гг. были выделены способы на базе логических операций — индуктивный (от фактов — к теоретическим выводам), аналитический и др.; на базе дидактических целей — способы изучения материала, закрепления, проверки знаний. В обучении истории дидакты и методисты значительно чаще характеризуют способы по источникам знаний (словесные, наглядные, практические)и по степени самостоятельности познавательной деятельности обучающихся.
С учетом уровней познавательной деятельности обучающихся и возрастанием их самостоятельности создали классификацию способов дидакты М.Н.Скаткин и И.Я.Лернер (наблюдай таблицы).
Репродуктивный способ предполагает изложение преподавателем и усвоение учеником готовых знаний. Все остальные способы — продуктивные. Продуктивные способы вычислены на независимую поисковую деятельность обучающихся.
Она может проходить в трех направлениях: 1) включение поиска в познавательные и задачи и практические задания (работа с документами, историческими картами, статистическими данными, участие в археологических раскопках); 2) раскрытие преподавателем познавательного процесса, осуществляемого при доказательстве либо изложении конкретных положений; 3) организация целостного изучения обучающихся под управлением преподавателя (изучения документов, научной литературы на базе обобщения и анализа фактов).
Разглядим более детально классификацию способов по источникамприобретения знаний. Эту классификацию внес предложение А.А. Вагин, а усовершенствовал ее П.В. Гора. В первую очередь — словесный способ. Слово — это старейший метод общения. Слово свойственно устной речи и письменным текстам.
Исходя из этого этот метод обучения подразделяется на устный и печатно-словесный.
Словесный метод используется в устном обучении, в то время, когда ученики и учитель трудятся совместно и общаются между собой при помощи слова. Печатно-словесный метод предполагает применение в обучении печатных (письменных) текстов вместе с устным словом.
Со словом может сочетаться наглядный способ обучения. Способ наглядности предполагает, к примеру, разбор и демонстрацию схем, таблиц, картинок, исторических карт, использование классной доски и мела, экранных пособий. При любом приеме данный способ складывается из разных элементов.
Так, использование исторической картины включает в себя предварительную постановку вопросов, анализ и разглядывание обучающимися ее содержания, проведение последней беседы.
Практический способ включает в себя действия с учебными предметами. В методике истории это изготовление макетов, моделей, вычерчивание схем.
Выбор способов обучения зависит от: 1. неспециализированных целей образования, воспитания, развития обучающихся и ведущих установок современной дидактики, 2. изюминок изучаемого предмета, 3. изюминок методики преподавания конкретной дисциплины, 4.от целей, задач, содержания конкретного урока, 5 – от временим, отведенного на изучение материала, 6 – от возрастных изюминок обучающихся, 7- от уровня их подготовленности (образованности, культурности, развития), 8 – от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, 9 – от особенностей и возможностей преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Составной частью способов являются приемы учебной деятельности преподавателя и обучающихся. Таковой точки зрения придерживается, в частности дидакт М.И. Махмутов.
Методические приемы являются совокупностью приемов преподавания, т.е. способов деятельности преподавателя и адекватных им способов деятельности обучающихся.
Под приемами знают действия с предметами, и словесные либо письменно-графические действия. Сам прием возможно видеть либо слышать. Так, методические приемы — это действия, направленные на решение конкретной задачи.
Это методы работы, каковые выполняются с целью достижения конкретных результатов и каковые возможно выразить в виде списка действий. Приемы работы (учения) обучающихся висят от приемов деятельности преподавателя.
Материализованная сторона приема — это внешние проявления, в то время, когда школьники просматривают, говорят, чертят, пишут, рисуют. Будучи материализованными, приемы учебной работы детерминируют соответствующие умственные действия, каковые осуществляются в органической связи с приемами учебной работы и составляют их внутреннюю совершенную сторону. Осуществляя внешние материализованные действия, ученик осуществляет и умственную работу.
За приемами учебной работы как бы скрыты приемы умственной деятельности. В совокупность приемов умственной деятельности при изучении теоретического материала входят приемы словесно-понятийного мышления. К ним относятся: синтез и анализ, обобщение и сравнение, подтверждение, обнаружение значительного, формулирование выводов, понятий, запоминания и приёмы воображения (при необходимости см. вопрос № 13 — формирование интеллектуальных умений, где раскрывается сущность синтеза, анализа и т.д.)
История возникновения философии. Урок 55
Удивительные статьи:
- Церковно-правовые источники балканских церквей
- Маленькие мальчики и девочки
- Финансовые и технические условия участия
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Под способами стоит осознавать методы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся в ходе обучения, направленные на достижение его целей….
-
Вопрос. понятие о методах обучения. классификация методов обучения истории
Способы обучения — это методы организациями учеб. материала и взаимосвязан.деятельности преподавателя и учащихся в ходе обучения.Одной из неприятностей…
-
Вопрос. развитие способностей и умений в процессе обучения истории. характеристика учебных умений
упражнения и Учебные приёмы Оружие учеными приемами. *передача знаний *формирование умений применения приемов. Знание приёма включает определение приёма,…
-
Методы и методические приемы обучения истории. роль устного слова в преподавании истории
Способ обучения — метод взаимосвязанной деятельности преподавателя и получающих образование ходе обучения, направленные на успехи его цели. Объект…