Мифы и факты о ленд-лизе

Мифы о ленд-лизе — одна из самых популярных тем в истории Второй мировой. Крайности в оценках варьируются от «Отечественные так именуемые заокеанские «партнёры» осуществили шепетильно спланированную экономическую диверсию стратегического масштаба» до «Без ленд-лиза послевоенная граница СССР лежала бы по линии Архангельск-Астрахань».

Война как соревнование экономик

Обе крайности, очевидно, основаны на  искажении фактов. С одной стороны, победить Рейх не имел возможность. Точка невозврата была пройдена ещё в середине тридцатых, в то время, когда управлением Германии принимались стратегические, экономические и политические ответы, приведшие к всемирный войне.

Война экономик с тотальной мобилизацией дешёвых ресурсов пускай и нетороплива, но бессердечна к более не сильный.

Эта же холодная математика при внимательном рассмотрении ставит в очень невыгодное положение и СССР. Молодому СССР по окончании разрушительных Первой мировой и Гражданской войн достались в наследство экономические неприятности, кризис совокупности образования, голод, нищета, тлеющие конфликты практически по всей протяжённости границ и чувство неминуемости следующей громадной войны. Япония, Китай, страны Центральной Азии, Румыния, Польша, Финляндия и фактически каждая большая европейская держава или уже успели повоевать с Советской Россией, или рассматривались управлением СССР как потенциальные агрессоры.

Риторика «осаждённого лагеря» людям той эры глупой отнюдь не казалась. Обстановку требовалось исправлять. Но в этих непростых условиях любой выстроенный завод, любое укомплектованное персоналом и станками высокотехнологичное производство — что гражданское, что военное, — неминуемо влёкли за собой экономическую жертву в второй области.

А иногда и несколько.

В таком состоянии СССР прожил целый межвоенный период. В таком состоянии он участвовал в новой войне. И в таком же состоянии ему было нужно спешно эвакуировать промышленность, разворачивать производство практически под открытым небом и перекраивать на ходу экономику.

Топки огромного фронта непрерывно глотали технику и снаряжение. Любое оружие, каждые припасы требовались намедни и практически в пара раза больше, чем имеется. В таких условиях, непременно, полезна каждая внешняя материльная поддержка.

Ею и стал ленд-лиз.

Неприятность доставки

При взоре на карту прекрасно заметно, что сухопутными границами с главными государствами-поставщиками СССР не владел. Более того, маршруты поставок отнюдь не относились к легкодоступным — и протащить через это игольное ушко практически миллионы тысячь киллограм грузов — сама по себе сложная задача.

Мифы и факты о ленд-лизе
Главные маршруты ленд-лизовских поставок

Три главных маршрута — арктический, персидский и тихоокеанский — владели любой собственными преимуществами, но столь же щедро уравновешивались недочётами.

Арктический конвой приходил сходу в большие порты на севере СССР, но утраты от успешных атак немцев составляли около 15% всего груза, к которым направляться прибавить сопутствующие людские утраты при смерти и повреждении транспортных судов.

Обычные условия работы арктического конвоя

Для поставок через Иран потребовалось отстроить с нуля современную трассупрактически через всю страну. Не считая дороги и всей сопутствующей инфраструктуры с нуля же отстроили четыре громадных автомобильных завода, известных как TAP I–IV. Местные рабочие собирали грузовики из поставленных комплектов подробностей и уже своим ходом перегоняли автомобили дальше.

Рабочая ситуация на персидском маршруте

Тихоокеанский маршрут, как легко подметить по цифрам поставок, был самые эффективным. Потому, что СССР и Япония не вести войну между собой до 1945 года, американский корабль имел возможность нормально выйти с американским грузом из американского же порта — и прибыть в коммунистический порт Владивосток под советским флагом с экипажем из советских же граждан. Возможность смерти для того чтобы корабля выяснялась быстро меньше, чем в любой другой области земного шара.

Транспортное судно американской постройки типа «Либерти» «Красногвардеец». Большой, прекрасно различимый коммунистический флаг на борту ночью подсвечивался особыми лампами

Но, это не отменяло случайной торпеды с борта японской либо американской субмарины. Всего на маршруте было утрачено 23 судна, из которых лишь 9 — в силу погодных условий. Остальные затонули в результате враждебных действий либо дружеского огня в условиях нехорошей видимости.

Общее число судов, купленных в ходе применения этого маршрута — 128 единиц. В большинстве случаев, транспортный корабль передавался советскому экипажу по тому же акту ленд-лиза, что и его груз.

К двум второстепенным маршрутам ленд-лиза кроме этого относятся арктический тихоокеанский и черноморский, с проходом через Босфор и Дарданеллы. Последний трудился лишь с мая по 20 сентября 1945 года, по окончании окончания военных действий в Европе.

Помимо этого, существовал и воздушный путь ленд-лиза — автострада Уэлькаль-Красноярск. По ней своим ходом, в тяжелейших климатических и погодных условиях, удалось перегнать пара тысяч самолётов: истребителей, транспортников и бомбардировщиков.

Три главных маршрута ленд-лиза с размерами поставок

Прекрасно видно, что одна лишь создания обеспечения и задача поставок минимально нужной для этого инфраструктуры в полной мере сопоставима по масштабам и трудозатратам с решёнными в СССР задачами по эвакуации индустрии.

И оно того стоило!

Неприятность выбора

Нередким доводом в спорах о ленд-лизе выступает сравнительная эффективность поставленной техники и её советских аналогов. В большинстве случаев сравнивают самые доступные массовому пониманию товары — оружие и боевую технику. Наряду с этим в полемическом задоре кое-какие спорщики старательно «забывают», что, во-первых, отбор любых поставок осуществляли советские представители, кровно заинтересованные в его качестве.

Во-вторых, результаты советских опробований поставленной техники в виде первичных документов на этот момент находятся в сети в открытом доступе, а также и отчёты ответственных лиц и комиссий конкретно с испытательных полигонов.

К примеру, из советского отчёта по опробованию германских танков обстрелом бронебойными и осколочными боеприпасами танковых пушек хорошо видно, что кроме того малокалиберная 37-мм американская пушка владела быстро лучшими характеристиками на фоне дешёвых английских и советских аналогов близкого калибра за счёт большей прочности боеприпаса. Назвать её «ненужной» либо «устаревшей» по окончании ознакомления с фактическими чертями по итогам отчёта уже не окажется.

Про технику, аналоги которой в СССР вовсе не производились, в том же полемическом задоре стараются не упоминать вовсе. В это же время, и тяжёлые грузовики, и эвакуаторы-танковозы, и лёгкая пехотная военная техника — такие же серьёзные элементы обеспечения любой большой боевой операции, как боевые самолёты и танки.

РСЗО «Катюша», одна из самых известных боевых автомобилей РККА, на американском шасси «Студебеккер»

Но, всем ясно, что сражаться с недочётом грузовиков ещё кое-как окажется, а вот с недочётом танков — уже не весьма.

С учётом этого фактора, роль ленд-лиза — не в относительной цене поставок и не в том, какой процент от совокупного советского производства они составили, а в их полной значимости. Любой раз, в то время, когда заходит обращение о каком-то из видов поставленной техники, направляться задаваться вопросом, а имел возможность бы он по большому счету быть выстроен в СССР в таком количестве за приемлемый срок — и от продукции какого именно военного завода было нужно бы для этого отказаться?

Советские танкисты с «Томми-ганами» и в американских танковых шлемах на фоне танка «Стюарт»

То же самое справедливо и для, казалось бы, сугубо гражданской продукции. Любой паровозный либо вагонный завод в условиях тотальной войны делается танковым. Но вагоны и локомотивы ломаются , потребовать обслуживания и гибнуть под бомбёжками.

Личный выпуск вагонов в СССР за годы войны измеряется считанными сотнями. Ленд-лизовские поставки — пара тысяч локомотивов при многих тысячах ЖД платформ. Довольно всего парка техники — не так уж и большое количество.

Довольно собственного выпуска ЖД техники в СССР — количество громадный.

Довольно часто звучат и заявления о том, что очень многое из поставленной техники считалось «нехорошим» в армиях государств, её поставлявших. Это относится, к примеру, истребителей «Аэрокобра» — солидная их часть отправилась в СССР, а в морской пехоте и армии США, по точке зрения американских армейских, «Аэрокобры» продемонстрировали себя не лучшим образом.

Но не будем забывать о том, что на различных фронтах кроме того однообразная техника обычно решала совсем различные задачи. Обычный вылет над Европой — прикрытие либо перехват высотных бомбардировщиков. Обычный вылет Тихоокеанского региона — многочасовой дальний перелёт.

Обычный вылет на восточном фронте — маловысотный, редко выше трёх километров, перехват штурмовиков/пикировщиков либо прикрытие собственной штурмовки в яркой близости от линии фронта.

В битвах на высоте от кромки леса до полутора километров сложное кислородное оборудование попросту не требуется. Истребитель делается быстро несложнее в обслуживании — но сохраняет все преимущества надёжной и тяжеловооружённой военной машины. Очевидно, это справедливо при соблюдении всех технических нормативов подготовки к подобному вылету, но это неприятность уже отнюдь не поставщика.

Каждый пятый истребитель и каждый пятый бомбардировщик армейского времени в СССР произведены за границей. Около четверти парка зенитной артиллерии, включая орудия громадных калибров, прибыли в страну по ленд-лизу. БТР собственного производства на оружии РККА в годы войны попросту не было.

Около полумиллиона поставленных по ленд-лизу машин (для сравнения масштаба) всецело перекрывают собой дефицит военного транспорта в РККА мирного времени на 1941 год. Именно поэтому большинство советских автомобильных фабрик могла быть довольно безболезненно переориентирована на производство бронетехники.

Вспомогательное оборудование

Высокотехнологичные и наукоёмкие производства в годы войны для СССР были непозволительной роскошью. Радиостанции, а также дальней связи, миллионы километров телефонного провода, многоканальные телефоны, телетайпы, радиомаяки, радары и другая сложная аппаратура прибывали в СССР в огромных количествах.

Это не так зрелищно и наглядно, как сокрушающий вражеские позиции танк — но без качественной связи организовать действенное сотрудничество нескольких родов армий для успешной операции фактически нереально. Советские танки оснащались ленд-лизовскими радиостанциями, к примеру «Беспроводным комплектом №19, Мк. III» канадского производства.

Канадская танковая радиостанция. Все британские надписи дублируются русскими сокращениями

Сложное медицинское оборудование, лекарства, расходные материалы, хирургические передвижки, рентгеновские аппараты, стерилизаторы и другое медицинское оборудование для многих спорщиков заметны ещё меньше — но как раз они выручали судьбе и предотвращали инвалидность раненых бойцов.

Количество высокотехнологичного производственного оборудования в поставках ленд-лиза выяснилось достаточным, дабы укомплектовать собственное производство уже в СССР. К примеру, коммунистический артиллерийский радиолокатор СОН-2 — фактически правильная копия английского радара, созданная советскими лабораториями с помощью завезённого оборудования.

При сравнении только неспециализированных цифр выпуска очень легко «забыть», что кроме того сто тысяч миллионов советских напильников так ни при каких обстоятельствах и не заменят один-единственный станок для нарезки погона башни. Задержка выпуска танка Т-34–85 до середины марта 1944 года заводом №183 была позвана как раз отсутствием нужных станков и полной невозможностью их где-либо забрать, не считая как взять по ленд-лизу.

А  в случае если пристально изучить протоколы 1944 и 1945 годов, в них делается прекрасно заметен рост заказов сугубо мирного назначения. Большая часть ленд-лизовских поставок уже тогда начинала трудиться на послевоенное восстановление страны. Подъёмные краны, экскаваторы, станки, оборудование для электростанций… Недооценить роль этих поставок на фоне цифр собственного производства тех же лет просто не окажется кроме того при всём жажде.

Ко мне же стоит отнести нефтехимические фабрики и химическую индустрию как таковую.

Собственного производства высокооктанового бензина в СССР просто не было. Потребность в авиационном бензине Б-78 на 1941 год удовлетворена в стране лишь на 4%. Обычная цифра для советской индустрии тех лет — и совсем ненормальная для лет армейских.

Более двух миллионов тысячь киллограм бензина с октановым числом 99 и выше в 1941–1945 годах — полностью заслуга ленд-лиза.

В зависимости от методики подсчёта, это от 50% до 60% неспециализированного производства СССР всех сортов за 1941–1945 годы. Большую часть этого бензина потребляла ленд-лизовская же техника, но и того, что оставалось, хватало, дабы разводить бензин производства СССР и улучшать его уровень качества, пускай кроме того и таким примитивным методом.

Ленд-лизовским взрывчаткой и порохом было снаряжено около трети выпущенных по неприятелю снарядов за все годы войны. Поставки союзниками чистых материалов и металлопроката (алюминия, меди, легирующих добавок) имели важное значение для многих отраслей советской индустрии.

Бытовые товары

Общее число произведённой для СССР обуви измеряется миллионами пар в год. Кроме того по окончании войны американские ботинки остались на советских складах в количестве более четырёх миллионов.

Каждая консервированная высокоэнергетическая пища, от свиной тушёнки до яичного порошка, означала не лишь спасённых от голода людей в тылу, но и простоту обеспечения личного состава в масштабной пехотной операции. По нормам питания ленд-лизовские поставки закрывали потребность десяти миллионов бойцов в течении более чем полутора тысяч дней — продолжительнее, чем продлилась Великая Отечественная война!

Выгруженные ленд-лизовские продукты: бекон, смалец и т.д.

Поставки отборного зерна посевного фонда, которое в СССР попросту негде было забрать, в 1942 году разрешили закрыть кроме того вопрос сорванных посевных работ.

Среди ленд-лизовских продуктов возможно найти кроме того такую экзотику, как мясо в шоколаде. На первый взор — сочетание абсурдное. Но советские опыты по снабжению полярных экспедиций в тридцатые годы удачно доказали, что это один из лучших вариантов, сочетающий высокую калорийность при малом объёме и весе.

Благодаря ленд-лизу продукт из смешного рассказа опять был в рационах людей, вынужденных нести боевую работу в экстремальных климатических условиях.

Вопрос оплаты

Вопрос оплаты — один из основных мифов ленд-лиза. Политический вес затянутого выяснения, кто, кому и какое количество обязан, стал таким выгодным инструментом холодной войны, что от него не было возможности отказаться. Искушение спекулировать вопросом долга выяснилось через чур громадно — и политические демагоги обеих конфликтующих сторон не преминули это сделать.

Исходя из этого западные государства не списали СССР долг по ленд-лизу, как остальным странам-должникам. А в современном обычном споре о фактической стоимости поставленного и требуемой сумме выплат может раздаться фактически каждая цифра. Масштаб может колебаться от практически совсем выплаченной ещё в 2006 году суммы до пресловутых десяти миллиардов рыночной цене на момент окончания поставок, умноженных на ограниченный только фантазией спорщика инфляционный коэффициент.

Как бы в том месте ни было, ленд-лиз занимает большое место среди иных больших военных, политических либо экономических операций Союзников против государств Оси. Благодаря ему эффективность ведения военных действий РККА из-за экономических потерь и военных не упала так очень сильно, как имела возможность бы, а лишения и тяготы мирного населения в тылу и на пострадавших от войны территориях СССР были заметно сглажены.

Литература:

  1. Lend-Lease shipments World War II, подборка документов армейского департамента США, 31 декабря 1946.
  2. The Roads to Russia: United States Lend-Lease to the Soviet Union, by Robert H. Jones, University of Oklahoma Press. 1969.
  3. Soviet Supply Protocols, United States printing office.
  4. Алла Паперно, «Малоизвестная Вторая мировая в северном Тихоокеанском регионе», материалы конференции «Итоги задача поддержания и Второй мировой мира в XXI веке».
  5. Вернидуб И. И. «Снаряды Победы».
  6. ЦАМО РФ, ф. 38, оп. 11355, д. 832 «Отчёт НИБТ полигона по опробованию германских танков обстрелом бронебойными и осколочными боеприпасами из танковых пушек».

Война и мифы. Ленд-Лиз


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: