Мифы обил-2: бронелет

    Henschel 129 делал над полем боя те же функции, что и Ил-2 — но значительно менее действенно
    Во второй половине войны немцы постарались переделать пикировщик Ju-87 в эрзац-штурмовик
    Иллюстрации предоставлены компаниями «1С» и «Maddox Games» — производителями лучшего в мире авиасимулятора «Ил-2. Штурмовик»

Пристально прочтите следующий абзац: «Ил-2 — известный «летающий танк», наводивший кошмар на гитлеровцев, первый в мире бронированный штурмовик. Самолета, равного по боевым качествам машине Ильюшина, не смог создать за всю Вторую мировую войну ни один второй конструктор.

Сергею Владимировичу Ильюшину в первый раз пришла в голову мысль для облегчения самолета не навешивать броню на штурмовик, а сделать броневую защиту самолета несущим элементом конструкции, что разрешило летчикам Илов не обращать внимания на пламя с почвы. Бомбы, пушки и реактивные боеприпасы «летающих танков» сокрушали броню танков наземных.

К сожалению, начальный план Ильюшина, проектировавшего двухместный штурмовик, был грубо нарушен армейским управлением. Посчитав, что в будущей войне у сталинских соколов будет подавляющее преимущество, конструктора заставили отказаться от воздушного стрелка и запустить в производство одноместный вариант самолета. Протесты Ильюшина ни к чему не привели.Мифы обил-2: бронелет

В итоге хозяйничавшие в воздухе истребители Люфтваффе без всяких последствий сбивали тяжелые неповоротливые Илы В то время, когда предвоенная неточность была ликвидирована и на самолете опять показался стрелок, оборонительные возможности Ил-2 значительно повысились. Штурмовик Ил-2, самый массовый самолет Великой Отечественной, наровне с танком Т-34 стал знаком торжества отечественного оружия.

Если вы, глубокоуважаемые читатели, из прошлого абзаца не определили ничего нового, не торопитесь откладывать издание в сторону. Мы воедино хрестоматийные сведения об Ил-2. Так стоит ли снова писать о военной машине, о которой все известно?

Стоит. Хотя бы вследствие того что в приведенном абзаце неоспоримы лишь два предложения — первое и последнее. Все другое требует уточнений

Бронелёт — вероятно ли такое?

Неприятность их экипажей и защиты самолётов от огня с почвы появилась в один момент с возникновением боевой авиации. На первых порах авиаторам приходилось заниматься самодеятельностью: подкладывали под сиденье подходящие по размеру куски брони, металла, в противном случае и просто чугунные сковородки. Ближе к окончанию Первой Мировой конструкторы в Англии, России и Германии постарались создать защищенные броней самолеты.

Но в то время еще не было замечательных двигателей для осуществления данной идеи.

Между двумя мировыми войнами широкое распространение взяли армейские теории, отдававшие приоритет стратегической авиации. Но самые дальновидные армейские (в том числе и в СССР) осознавали, что нельзя обойтись и без самолетов, атакующих (штурмующих) соперника конкретно на поле боя либо в прифронтовой полосе. Другими словами в том месте, где по нему будет стрелять с почвы все, что может стрелять, — от зенитных пушек до пистолетов.

В начале 30-х у нас были выстроены умелые тяжелые штурмовики ТШ-1 и ТШ-2, и ШОН (штурмовик особенного назначения), бронированные бипланы. Большим шагом вперед был ТШ-3 конструктора Кочеригина. Это был двухместный моноплан, бронекоробка которого была частью несущей конструкции самолета (так, приоритет тут в собственности не Ильюшину).

Оружие составляли десять бомбы и пулемётов. Действительно, самолет достаточно не хорошо летал — его угловатый корпус из сваренных бронелистов не был аэродинамическим шедевром. Исходя из этого ТШ-3, опробования которого завершились в первой половине 30-ых годов XX века, серийно не строился.

Некое время было по большому счету неясно, вероятно ли в принципе выстроить бронированный штурмовик, владеющий хорошими летными данными. В Англии и США отказались от данной идеи, посчитав, что подобные задачи может делать пикирующий бомбардировщик. Так же думали и в Германии, тем более что в том месте был хороший пикировщик Ju-87.

И однако весной 1937 года перед несколькими германскими компаниями была поставлена задача создать вооруженный пушками штурмовик для противодействия бронетехникеи укреплениями соперника.

Ил-2 показался не по указке сверху, а благодаря инициативе Сергея Ильюшина. Данный узнаваемый конструктор, создавший дальний бомбардировщик ДБ-3, во второй половине 30-ых годов XX века трудился главой Главка авиационной индустрии. Административная должность не только отвлекала от создания новых самолетов, но и давала кое-какие преимущества.

Любому авиаконструктору той поры было ясно, что самолет с угловатым фюзеляжем из брони будет не хорошо летать, но только в очень способную голову, свободную от стереотипов мышления, имела возможность прийти мысль сделать бронекорпус обтекаемым, и лишь глава всей авиационной индустрии имел возможность дать экспертам-металлургам задание в маленький срок создать разработку изготовления брони двойной кривизны! Причем для самолета, что пока не значился ни в каких замыслах.

Ильюшин имел смелость обратиться к управлению с письмом, в котором излагал собственную идею бронированного штурмовика и осуждал самолеты соперников. Письмо возымело воздействие: конструктору поручили в малейшие сроки представить на опробования собственный штурмовик. Сейчас разрабатывавшийся подпольно проект автомобили готовься .

Выяснилась кроме этого принципиальная возможность изготовления обтекаемого бронекорпуса.

Была заключено соглашение с конструктором Микулиным, дававшим слово замечательный двигатель.

К сожалению, это был двигатель водяного охлаждения, тогда как для штурмовика предпочтительнее было охлаждение воздушное. Так как хватает попадания одной пули в совокупность охлаждения, и вода из нее будет неспешно вытекать. Мотор перегреется и откажет, штурмовик будет выведен из строя.

Возможно, само собой разумеется, забронировать радиатор со всех сторон, но тогда он просто не будет охлаждаться!

Нерешенная неприятность охлаждения мотора была одной из обстоятельств неудачи ТШ-3. В том месте радиатор торчал под фюзеляжем, а при попадания под обстрел летчик втягивал его в фюзеляж всецело. Получалось, что в самый важный момент боевой работы двигатель начинал греться, не смотря на то, что кое-какой обдув втянутого радиатора предусматривался.

Ильюшин творчески переосмыслил опыт предшественников и разместил в бронекорпуса воздушный туннель, поперек которого стоял радиатор. Набегающий поток воздуха втягивался через верхний воздухозаборник, охлаждал радиатор и выходил под дном самолета. Так, уязвимый радиатор был внутри, под надежной защитой брони.

Это только одно неординарное ответ, а Ильюшину приходилось делать десятки аналогичных конструкторских мини-революций. Основной технологической новинкой было, само собой разумеется, изготовление обтекаемой бронекоробки из страниц переменной двойной кривизны и толщины. Но Преодолев немыслимое количество сложностей, Ильюшин выстроил самолет, что не желал прекрасно летать.

Опробования продемонстрировали дальность полёта и недостаточную скорость, и продольную неустойчивость автомобили.

Любопытно, что приблизительно одвременно с этим германские летчики испытывали Henschel 129, что был сделан кроме того раньше, чем самолет Ильюшина (так, как раз Henschel может принимать во внимание первым в мире бронированным штурмовиком). В некоем отношении данный одноместный двухмоторный самолет, вооруженный тремя пушками, был прогрессивнее, чем ильюшинский. Но эксперты Люфтваффе признали его неудачным, по окончании чего о нем не вспоминали до 1942 года.

Подобная будущее имела возможность ожидать и отечественный «летающий танк»: на начальной стадии у него было никак не меньше недочётов, чем у германского аналога. Но Ильюшин все-таки добился запуска собственной автомобили в серию — пускай и не совсем честным методом.

А сейчас — «горбатый!»

Сергей Владимирович имел примерную советскую биографию. Происхождение — из безлошадных крестьян-бедняков, дореволюционные профессии — рабочий, возчик молока, смазчик на железной дороге Житейской смекалки Ильюшину было не занимать. Он был не только очень способным конструктором, но и человеком, что четко видел собственную цель и получал ее всеми методами.

А возглавляя Главк авиапромышленности, Ильюшин превосходно обучился разбираться в работе советского бюрократического механизма.

Армейские послали самолет на доработку? Превосходно. Дальность возможно повысить посредством подвесных баков, но тогда скорость уменьшится.

Поставить более замечательный мотор? Он имеется, но еще не доведен. Ждать мотора? Кроме того удачно прошедший опробования самолет имел возможность не добраться до конвейера.

Между советскими авиаконструкторами также существовала борьба, соперники боролись за авиационные фабрики.

В тот момент появилась угроза снятия с производства дальнего бомбардировщика Ильюшина, и в этом случае его конструкторское бюро оставалось без производственной базы. Ильюшин уже не был главой Главка — его отпустили с административной работы, дабы он полностью сосредоточился на создании штурмовика. Конструктор осознавал: если не запустить штурмовик в производство в скором будущем, то необходимый стране самолет может так и остаться умелой машиной.

Ильюшин решил не ждать, пока мотор Микулина АМ-38 будет доведен до ума. А проблему дальности и недостаточной скорости он решил—самолет одноместным! На место кабины навигатора поставили дополнительный бензобак, бронекорпус уменьшили, и самолет стал легче.

Кабину пилота немного подняли по отношению к мотору, дабы обеспечить лучший обзор.

И самолет, именовавшийся тогда БШ-2 (бронированный штурмовик), купил характерный профиль, за что на фронте его прозвали «горбатым». В одноместном варианте штурмовик выдавал обещанные характеристики.

Прав ли был Ильюшин, отказываясь от навигатора (и по совместительству — воздушного стрелка, что имел возможность защищать самолет от атак позади)? С одной стороны, это было ужасной неточностью, и много летчиков-штурмовиков заплатили за нее в начальный период войны собственными судьбами. С другой — одноместный штурмовик все-таки был поставлен на конвейер и перед самой войной начал поступать в авиационные части.

В будущем Ильюшин всегда придерживался версии, что убрать навигатора-стрелка его вынудили, и в советское время была известна как раз такая трактовка событий. В зависимости от политической конъюнктуры «заставляли» Ильюшина или лично Сталин, или некие абстрактные армейские. Увы, документы свидетельствуют, что одноместный штурмовик показался как раз по инициативе КБ, а обороны и наркоматы авиапромышленности определили о модернизации в последний момент.

Более того, Ильюшина обязали представить на опробования и двухместный вариант штурмовика, но конструктор, осознавая, что его летные эти будут плохими, так этого и не сделал.

В войну Ил-2 вступил одноместным штурмовиком, вооруженным двумя пушками и двумя пулеметами, размешавшимися в крыльях. Дополнительное оружие — реактивные боеприпасы (РС) и 400 кг бомб на внутренней и внешней подвеске. Летчика, бензобаки и мотор защищал 4−8-мм бронекорпус, а неспециализированный вес брони составлял около 700 кг.

К бронекоробке, главному силовому элементу самолета, пристыковывались хвостовая часть и крылья фюзеляжа.

Последняя первоначально была дюралевой, но для экономии дефицитного материала ее стали делать из многослойной фанеры.

Легенды и мифы

Говорят, сперва человек трудится на репутацию, а позже — репутация на человека. По отношению к самолету правило также трудится! В первые же месяцы применения Ил-2 о нем сложилось в полной мере определенное вывод, причем по обе стороны фронта.

Миф о неуклюжем, беспомощном перед истребителями, но неуязвимом для зениток «летающем танке», что щелкал военную технику как семечки, благополучно дошел до наших дней.

В действительности и боевая эффективность, и неповоротливость Илов были очень сильно преувеличены.

Феликс Чуев, создатель биографии Ильюшина, приводит слова маршала Конева: «Вы понимаете, что такое Ил-2? Да он в случае если эрэсом по танку даст, танк переворачивается!» Увы, маршал заблуждался Бороться с германскими танками на Ил-2 в начале войны было очень сложно. Эффективность 20-миллиметровых пушек ШВАК против танковой брони была низкой.

Совершенно верно скинуть бомбы с Ил-2 не получалось. Навигатора, что на бомбардировщиках снабжает прицеливание, тут не было.

Бомбардировочный прицел летчика был малоэффективным. Ил-2 нападал с малых высот либо весьма пологого пикирования, и долгий капот самолета от пилота цель! В итоге прицел (о что при аварийной посадке летчик практически в любое время разбивал голову) был из кабины удален, а прицеливаться летчики должны были самым примитивным методом, по нанесенным на капоте меткам.

Наконец, и чудо-оружие, реактивные боеприпасы, были вовсе не так хороши, как казалось советским полководцам. Кроме того при прямом попадании танк не всегда выходил из строя, а попасть эрэсами в раздельно стоящую цель было вероятно лишь при громадном везении.

Отчего же у нас на Илы так сохраняли надежду, а немцы их так опасались? Нужно представить себе обстановку 1941 года. Советская авиация в нокдауне, в воздухе господствует Люфтваффе.

Для штурмовки используются совсем неподходящие для этого самолеты.

К примеру, истребители-бипланы И-15-бис и И-153, каковые переводились в штурмовую авиацию только вследствие того что в роли истребителей в схватках с Мессершмиттами по большому счету не имели никаких шансов. На этом фоне «летающий танк», само собой разумеется, был шагом вперед. Помимо этого, Илы значительно чаще действовали против передвигавшихся колонн соперника.

Тут прицеливаться очень шепетильно не было потребности: лети на протяжении дороги, а бомбы с эрэсами хоть какую-то цель отыщут. И в случае если с танками Илы справлялись не всегда, то машины, артиллерия либо пехота были для них в полной мере подходящей целью. А ведь блицкриг, благодаря которому Германия сокрушала собственных соперников и сохраняла надежду разбить Красную армию, — это маневренная война, постоянное передвижение армий!

Налет хотя бы нескольких Ил-2 на колонну означал как минимум панику, остановку и выведенную из строя технику. Дабы возобновить перемещение, подчас требовалось пара часов.

Действительно, «неуязвимый» самолет, выяснилось, поражался кроме того самыми мелкокалиберными 20-миллиметровыми зенитными орудиями. Броня защищала лишь от пуль, но остальные отечественные самолеты не имели и таковой защиты. А насыщенность мобильных германских частей зенитной артиллерией была высокой.

Да плюс еще германские асы.

Вот тут-то таится один из самых необычных секретов Ил-2. Избавившись от бомб, на нем возможно было сражаться с германскими самолетами, как на хорошем истребителе! Умелый пилот на Ил-2 имел возможность сманеврировать и зайти в хвост нападавшему его германскому истребителю Messerschmitt Bf-109!

На фронте знали большое количество приемов, благодаря которым Ил-2 имел возможность постоять за себя: к примеру, летчикам рекомендовалось быстро скинуть скорость — так, дабы стремительный истребитель проскочил мимо, а после этого довернуть на него и расстрелять из пушек. При лобовой атаке бронированный штурмовик также имел больше шансов, чем Мессер.

Увы, мастерство главной массы летчиков отечественной штурмовой авиации в тот момент было низким. Обучась только взлетать, стрелять по наземным целям и садиться, вчерашние мальчишки попадали на фронт. Сложному пилотажу на протяжении краткой подготовки в запасных полках их не учили.

Потому-то и считался Ил-2 самолетом неповоротливым — на нем через чур мало умелых летчиков, могших маневрировать.

Как следствие — важные утраты и от вражеских истребителей, и от зенитной артиллерии. В первые месяцы войны жизнь Ил-2 на фронте в среднем исчислялась только десятком боевых вылетов. Само собой разумеется, летчик не всегда погибал при утрата самолета, он имел возможность выпрыгнуть с парашютом либо сохраниться при аварийной посадке.

Однако пилоты Ил-2 погибали чаще, чем истребители либо бомбардировщики. За 30 успешных боевых вылетов летчика-штурмовика воображали к званию Храбреца СССР.

Национальный герой

В первой половине 40-ых годов XX века немцы спохватились и запустили в серийное производство Henschel 129, сражаясь с недочётами автомобили (но массовый выпуск наладить так и не удалось). Сейчас Ил-2 выпускался на нескольких больших авиазаводах и всегда модернизировался. Авиаконструктор Сухой тем временем создал собственный штурмовик Су-6, что во всем превосходил ильюшинский.

Но для сохранения темпов выпуска решили сохранить в производстве проверенную машину. Вторую половину войны Ил-2 состоялся в блеске собственной славы, пользуясь заслуженной любовью отечественной пехоты, которой он большое количество и действенно помогал. Самолет взял форсированный двигатель, более замечательное оружие — 23-миллиметровые, а после этого кроме того 37-миллиметровые пушки.

А настоящей грозой военной техники Ил-2 стал тогда, в то время, когда показались противотанковые кумулятивные бомбы небольшого калибра. Высыпая из собственных бомболюков по 192 такие бомбы, штурмовик гарантированно поражал танки на площади 15х75 метров.

Постарались решить и проблему защиты задней полусферы — в состав экипажа был снова включен воздушный стрелок. Действительно, его пулемет был не через чур действенным оружием против германских истребителей, но все-таки это было лучше, чем ничего. Второй член экипажа летал в спартанских условиях, кроме того элементарного сиденья не было!

Он сидел на брезентовой лямке, которая при виражах самолета часто обрывалась. А самое основное — стрелка защищала одна-единственная бронеплита позади! С боков и снизу он был беспомощен.

Исходя из этого место стрелка в Ил-2 часто предназначалось для штрафников. Известный летчик, участник чкаловского перелета Георгий Байдуков в войну руководил дивизией штурмовиков и оценивал двухместный Ил-2 кроме того ниже одноместного: в нем летчик должен был думать о том, как маневрировать над целью с мельчайшим риском для стрелка.

Само собой разумеется, создатель самолета имел возможность расширить размеры бронекорпуса, дабы он защищал и стрелка. Но тогда необходимо было бы переналаживать производство, приостанавливая выпуск нужных фронту самолетов. Ильюшин был сыном собственного времени и не привык подсчитывать цену побед. Ил-2 также был сыном собственного времени. Самолет-фронтовик, он прошел войну до последнего дня.

И, как большая часть фронтовиков, сразу же по окончании победы стал ненужным.

Его уволили, заменив на более идеальный Ил-10.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№17, март 2004).

ТИТАН-2\ЧТО ЖЕ С НИМ СДЕЛАЛИ? Разрушители мифов warface #1.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: