Михаил Леонтьевич Миль – коммунистический конструктор вертолетной техники, создатель прославленного семейства гражданских и военных вертолетов «Ми», Герой cоцтруда. Будучи всесторонне одаренной творческой личностью, он имел возможность стать живописцем либо музыкантом, но еще в юношестве решил связать собственную судьбу с авиацией.
1. Михаил Миль появился 9 (22) ноября 1909 года в Иркутске. Его папа служил на железной дороге, подрабатывал на золотых приисках, а мать была зубным доктором. Дедушка будущего конструктора, Самуил Миль, был иудеем-кантонистом литовского происхождения, двадцать пять лет отслужившим на флоте.
Как и многие юноши 20-х годов, Михаил проявлял живой интерес к технике, в особенности к авиации. В 12-летнем возрасте он выстроил собственную первую модель летательного аппарата, которая взяла первый приз на конкурсе в Новосибирске.
Источник: statehistory.ru
2. Во второй половине 20-ых годов XX века Миль поступил в Томский технологический университет, где присоединился к секции планеристов. Но уже на следующий год он был отчислен за «непролетарское происхождение». Позднее стало известно, что кто-то из сокурсников, бывавший в гостях у Милей, написал донос, в котором отмечал «буржуазную роскошь» обстановки в ихдоме.
Проработав год в лаборатории кожевенного производства для обеспечения себе пролетарской биографии, Миль перевелся в Донской политехнический университет сходу на 3-й курс.
Строение Томского технологического университета в начале ХХ века
Источник: oldtomsk.narod.ru
3. Ключевую роль в формировании Миля как конструктора и инженера стало обучение в Донском политехническом университете, где он имел возможность экспериментально контролировать собственные выкладки в теории воздухоплавания, пользуясь одной из двух аэродинамических труб, имевшихся тогда в Альянсе. Лекции по аэродинамике ему просматривал юный доктор наук В. И. Левков – будущий создатель первых в мире судов на воздушной подушке. Во второй половине 20-ых годов XX века студент Михаил Миль определит о новом летательном аппарате – автожире, сконструированном десятью годами ранее испанцем Хуаном де ла Сиервой, и действительно увлекается теорией его полета.
преподаватели и Студенты Донского политехнического университета
Источник: novocherkassk.net
4. Определяющее значение в судьбе будущего конструктора имело письмо Н. И. Камову, что в то время управлял отделением автожиров в ЦАГИ. Прочтя его, земляк Миля и уже состоявшийся инженер Камов счел вероятным привлечь студента из Новочеркасска к созданию первого отечественного автожира КАСКР-1 – в рамках летней практики. Необходимо подчеркнуть, что, не обращая внимания на мягкость характера, Миль умел получать собственного.
К примеру, окончив в первой половине 30-ых годов двадцатого века университет, он по распределению попал на Таганрогский авиазавод, но смог убедить рабочую группу в том, что сможет принести больше пользы стране, занимаясь автожирами в ЦАГИ.
Автожир КАСКР-1 и его создатели. Конечный справа – Н. И. Камов
Источник: planetavvs.ru
5. Трудясь в ЦАГИ, Михаил Миль стал не только авиаконструктором, но и важным ученым-теоретиком, взявшим в 1945 году степень врача технических наук. Не ограничиваясь вертолетной тематикой, он принимал участие в доработке самолетов вторых конструкторов, в частности легендарного штурмовика Ил-2, занимался теорией управляемости и устойчивости воздушного судна, и глубоко изучал проблему штопора. Примечательно, что в 30-е годы Милю, приобретавшему в ЦАГИ совсем маленькую заработную плат, приходилось подрабатывать учителем и редактором немецкого языка.
Опробования модели самолета в аэродинамической трубе. ЦАГИ, 1940 год
Источник: os.colta.ru
6. В первой половине 40-ых годов двадцатого века несколько под управлением Миля занималась опробованиями автожиров А-7 конструкции Камова в боевых условиях под Москвой. Их планировалось применять в качестве корректировщиков огня артиллерии, но хорошо продемонстрировав себя в мирной судьбе, аппараты были пригодными лишь для тылового применения.
На протяжении этих опробований имел место эпизод, в то время, когда по окончании стремительного прорыва немцев Милю было нужно с оружием в руках предотвращать панику среди вверенных ему людей, дабы обеспечить эвакуацию и разборку автожиров в тыл. Немцам тогда автомобили не достались.
Несколько конструкторов автожира А-7 с армейскими перед отправкой на фронт. В белых рубахах, слева направо – Миль и Камов
Источник: http://topwar.ru/
7. С началом войны все работы по разработке винтокрылых автомобилей были отложены до лучших времен, а конструкторы группы Камова – распределены по вторым производствам. Миль был в эвакуации в поселке Билимбай Свердловской области, где занимался совершенствованием совокупностей управления существующими самолетами, принимая личное участие в опробованиях. Результатом этих работ стала награждение Михаила и кандидатская диссертация Миля боевым орденом Красного Знамени.
Штурмовики Ил-2 над Берлином
Источник: waralbum.ru
8. В первой половине 40-ых годов XX века М. Л. Миль совместно с С. А. Пасхиным разрабатывают противотанковое ружье уникальной конструкции, которое должно было вести пламя по Дотам и танкам реактивными боеприпасами РС-82. Это необыкновенное оружие в серию не пошло, а Миль, лично участвовавший в опробованиях, чуть не получил тяжелые увечья от раскаленной реактивной струи. В тот момент будущего создателя первого советского серийного вертолета спас кем-то наброшенный на него полушубок.
М. Л. Миль и С. А. Пасхин со своим изобретением
Источник: http://i2.guns.ru/
9. Миль увлекался живописью, уделяя собственному хобби много времени, в случае если учитывать его плотный рабочий график. Персональные экспозиции Миля часто устраивались в заводском доме культуры, а в первой половине 80-ых годов XX века, уже по окончании смерти конструктора, в Москве прошла выставка «Ученые рисуют», и картина Михаила Миля «Нарциссы. Угол кабинета», признанная живописцами в полной мере опытной работой, стала ее эмблемой.
Весьма интересно да и то, что в конструкторском бюро Миля трудился целый штат живописцев, создававших картинки, призванные наглядно продемонстрировать потенциальным клиентам боевое либо хозяйственное использование проектируемых автомобилей.
Одна из акварелей Михаила Миля
Источник: y-savinskiy.ru
10. М. Л. Миль скончался 31 января 1970 года в возрасте 60 лет, менее чем через полтора года по окончании первого полета его самого известного детища – ударного вертолета Ми-24. Конструктор не дожил до триумфа и начала эксплуатации первого советского и второго в мире вертолета этого класса. Произведенная числом более 3500 экземпляров, машина участвовала в десятках распрей, состоя на вооружении многих государств.
Известный «Крокодил» возможно по праву вычислять самым сражающимся вертолетом в мире.
Вертолеты Ми-24 в небе Афганистана
Источник: topium.ru
Удивительные статьи:
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Автожиры внемирном небе: разведка
А-7 — первый Автожир, созданный специально для армейских целей. Однако на равных сражаться с самолетами такие автомобили не могли: в частности, подводила…
-
Рычаг, блок и наклонная плоскость 8 страница
За первый же год эксплуатации «Клермонт» дал выручку 16 тысяч долларов. В последующие годы компания Фултона?Ливингстона выстроила еще пара паровых судов….
-
Неспециализированными славянскими терминами индо-европейского происхождения считаются pleme * «племя», rodu * — «род» («клан»), ouzuk (узокъ) –…
-
Инцидент на мосту марко поло: начало японо-китайской войны
По совести, затевать данный рассказ направляться с времён, на большом растоянии отстоящих от нынешних. В XII веке, в 1125 году, война между страной Ляо,…