Морская крылатая стража: заслон

    Огненный гарпун Harpoon — аналог и американский конкурент русском тактической ракеты X-35 «Уран». Дозвуковая, имеет дальность до 315 км. Имеет варианты морского и авиационного базирования.
    Модификации Harpoon для береговых комплексов присвоен индекс RGM-84
    Легкий «Уран» Крылатая противокорабельная ракета X-35 «Уран» создана в?ОКБ «Звезда», предназначена для уничтожения судов до 5000 т. Для запуска в корабельном, береговом и вертолетном выполнении употребляется отделяемый твердотопливный ускоритель. По окончании комплекта нужной скорости начинает работу турбореактивный двигатель.

Дальность выстрела — 130 км. Полет осуществляется на высотах 10−15 м, а?по окончании захвата цели радиолокационной головкой самонаведения аппарат понижается до 3−5?м. Для контроля прибрежной территории на базе ракеты Х-35 был создан береговой тактический ракетный комплекс «Бал-Э».

    На?фото внизу продемонстрирована активная радиолокационная головка самонаведения ракеты Х-35Э в разрезе.
    Сверхзвуковой «Бастион» Мобильной береговой ПКРК «Бастион-П» оснащен ракетами «Оникс» (Яхонт), сохраняющими сверхзвуковую скорость на всей траектории полета.
    При стрельбе по комбинированной (сочетающей высотный участок и бреющий полет) траектории дальность образовывает более 300 км. Комплекс снабжает автономность боевого применения (выстрелил — забыл)
    Otomat MKII Итальянская крылатая ракета с?радиусом действия более 180 км предназначена для борьбы с ?надводными судами, и для обстрела побережья.Морская крылатая стража: заслон
    Создана компанией Oto Melara в? сотрудничестве с ?компанией Matra (Франция). Развивая скорость, близкую к ?скорости звука, ракета Otomat MKII стала базой для сверхзвукового проекта Otomach, что, но, не был реализован. Ракета состояла на вооружении береговых комплексов, поставленных в арабские государства.
    Пингвин, что летает Тактическая противокорабельная ракета Penguin Mk2 (AGM-119B) производства норвежской компании Kongsberg. Употребляется в береговых противокорабельных ракетных комплексах (может устанавливаться на гусеничной и колесной базе), а? кроме этого имеет варианты морского (на фото) и авиационного базирования.
    Дальность стрельбы? — до тридцати километров. Базисная версия ракеты Penguin создана в первой половине 70-ых годов двадцатого века, модификация Mk2 — в 1980-м.
    Популярная француженка Exocet — французская крылатая противокорабельная ракета.
    Создана компанией Aerospatiale. Твердотопливная модификация 2007 г. MМ.40 blok 3 оснащена турбореактивным двигателем. Ракета предназначена как для пусков с ?надводных судов, так и для береговых ПКРК.
    Дальность? — до ?180 км.
    На протяжении Фолклендской войны (1982) аргентинцами с?помощью Exocet был потоплен английский эсминец «Шеффилд».

Береговые противокорабельные ракетные комплексы (БПКРК) — это только один частный случай применения противокорабельных крылатых ракет, но на примере данной «частности» в полной мере возможно заметить, как спорят между собой взгляды и конструкторские концепции на использование этого типа оружий в вероятном армейском конфликте в литоральной территории с участием России.

Десять или одинадцать месяцев назад две батареи мобильного БПКРК «Бастион-П» переданы в состав артиллерийской бригады ЧФ РФ, дислоцированной недалеко от Анапы. Оперативно-тактический комплекс был создан в 1990-х на предприятии, носящем Сейчас наименование ВПК «НПО машиностроения» (г. Реутов), и ?вооружен сверхзвуковыми противокорабельными ракетами 3М55 «Оникс».

Но «Бастион-П» — не единственная перспективная разработка в данной области. Среди потенциальных соперников необходимо подчеркнуть тактический береговой ракетный комплекс «Бал-Э», несущий противокорабельные ракеты типа Х-35Э («Уран»). Это дозвуковая ракета, имеющая приблизительно в полтора раза меньшую дальность, чем «Оникс», и меньшую массу — боевой части.

Сейчас в прессе возможно встретить утверждения о том, что в?возможных военных конфликтах у ?побережья России более актуальной задачей станет не борьба с расположенными на громадном расстоянии большими надводными целями, а, напротив, противодействие маленьким судам на ближней расстоянии. В таковой ситуации преимущество имело возможность бы быть дано тихоходным, но более легким и?недорогим противокорабельным ракетам тактического класса типа «Урана».

Наконец, необходимо подчеркнуть перспективную разработку ОКБ «Новатор?- передвижной БПКРК «Калибр», более узнаваемый под экспортным наименованием Club-M. Используемая в комплексе ракета 3М-54Э проходит маршевый участок на дозвуковой скорости, а на этапе приближения к цели боевую часть несет на себе отделяемая сверхзвуковая ступень.

Наряду с этим, не обращая внимания на то что проекты создания сверхзвуковых крылатых ракет существовали в различных государствах, Сейчас как раз Российская Федерация есть фактически поставщиком и монопольным производителем на всемирный рынок оружий крылатого «сверхзвука». Америка в полной мере обходится дозвуковыми ракетами типа Tomahawk и ?Harpoon, каковые, но, всегда совершенствует.

Разделение молекул

Поведать о недостатках и преимуществах сверхзвуковых и дозвуковых крылатых ракет «ПМ» попросила Б.Н.?Натарова, ведущего конструктора ВПК «НПО машиностроения».

«Не хотелось бы ставить данный вопрос в плане противопоставления, — говорит Борис Натаров.?- Собственные преимущества имеются и у тех, и у других ракет. Но у?каждого варианта имеется и собственные ограничения, накладываемые на конструкторов законами физики.

Дело в том, что дозвуковой объект постоянно выиграет по дальности и по весовой отдаче, другими словами при однообразной дальности на крылатой ракете, летящей на дозвуковой скорости, к цели удастся доставить более массивную боевую часть. А обеспечение большей дальности для сверхзвуковой крылатой ракеты достигается с трудом.

Как мы знаем, дальность полета крылатого аппарата прямо пропорциональна как скорости, так и аэродинамическому качеству (АК). Аэродинамическое уровень качества — это отношение коэффициента подъемной силы к коэффициенту лобового сопротивления. Современные дозвуковые пассажирские лайнеры типа Boeing-747 либо A 380 имеют аэродинамическое уровень качества порядка 17−18, что разрешает им выполнять рекордные беспосадочные перелеты на расстояние более 20?000 км.

Но когда мы переходим к сверхзвуку (а это, конечно, касается как авиации, так и крылатых ракет), появляется противоречивая обстановка. При повышении скорости АК начинает падать. Экспертам по аэродинамике известна так называемая преувеличение Кюхемана, показывающая, что при достижении скорости 1?М значение АК быстро значительно уменьшается и ?стабилизируется только в районе 2−3?М.

Разъясняется это весьма легко. На сверхзвуке происходит большое рассеивание энергии. Сперва это легко нагрев, за 3?М начинается расход энергии на диссоциацию газа — предстоящее разделение молекул воздуха.

И все это без мельчайшей пользы для крылатого аппарата».

Пара в противном случае выглядит данный график (АК на сверх- и гиперзвуке увеличивается на 1−2 единицы) только для одного класса летательных аппаратов? — для волнолетов, применяющих так именуемую компрессионную подъемную силу. Проекты для того чтобы типа существуют (к примеру, Boeing X-51A), но ни одного по-настоящему летающего аппарата нет, поскольку волнолет настроен на строго определенную скорость полета, а?на вторых проигрывает аппаратам всех?иных?типов.

Отечественный выбор — сверхзвук

В те времена, в то время, когда советское военное управление решало, что противопоставить американским «Томагавкам», В.Н.?Челомей — тогдашний руководитель и создатель реутовского КБ — делал доклад на заседании в присутствии высших чинов ВМФ. Его выступление было очень импульсивным, а пафос был сродни известному высказыванию вождя мирового пролетариата: «Мы отправимся вторым методом!» Идеи главного конструктора были приняты, и в пику «Томагавкам» СССР приступил к разработке сверхзвуковых крылатых ракет, в частности сверхзвуковой стратегической ракеты «Метеорит», которая, действительно, на вооружение так и не поступила.

Весьма интересно сравнить стратегический дозвуковой Tomahawk с оперативно-тактическим сверхзвуковым «Ониксом». При приблизительно однообразной длине американская ракета в 2,5 раза легче российской, наряду с этим масса боевой части у первой в два с лишним раза больше: 453 кг против 200 кг у?Оникса». Tomahawk способен летать на расстояние до 2500 км, «Оникс?- около 300 км.

Кстати, принятое в 1970-х ответ противопоставить отечественный сверхзвук американским разработкам было не первой попыткой для того чтобы рода. Еще в конце 1940-х — начале 1950-х годов компания North American Aviation приступила к разработке стратегической сверхзвуковой крылатой ракеты SM-64 Navaho.

В ответ в первой половине 50-ых годов XX века в КБ Лавочкина начали проектировать межконтинентальный крылатый боеприпас, получивший широкую известность называющиеся «Буря». Уже тогда стали очевидными твёрдые ограничения, сопутствующие сверхзвуковым конструкциям. Инженерам КБ Лавочкина удалось достигнуть потрясающего для того времени результата?- создать легчайший планер, но вес горючего составлял 70% от полетной массы аппарата.

Но кроме того при таком большом запасе горючего удалось достигнуть дальности всего 6500? км. Приблизительно такой же итог был у американской Navaho. Проект «Буря» затормозили работы над созданием подходящего ЖРД, а сейчас случился значительный прогресс в ?области баллистических ракет.

Стало ясно, что именно баллистические ракеты разрешат СССР вырваться вперед в гонке стратегических оружий, и ?проект «Буря», вместе с Navaho, очевидно, стали только страницами истории инженерной?мысли.

Кто ударит первым?

«Помимо этого что при сопоставимых чертях массы и дальности боевой части сверхзвуковой аппарат получается более массивным, — продолжает Борис Натаров, — значительно тяжелее обеспечить и малозаметность последнего. И для дозвука, и для сверхзвука используются разнообразные поглощающие покрытия, но сверхзвуковая ракета больше нагревается и очень сильно ‘лучит’. Не так ‘погасить’ кое-какие элементы конструкции, в особенности воздухозаборник.

Кстати, в последней версии ‘Томагавка’ применена прогрессивная разработка невыступающего воздухозаборника, что реально понижает заметность аппарата. Иначе, сверхзвуковая машина менее приспособлена для маневра. Почему-то многие уверены в том, что чем выше скорость аппарата — тем лучше управляемость.

Я ?в?таком случае советую этим людям сесть за руль автомобили и проверить эту догадку на практике.

С ракетной техникой происходит та же история? — на сверхзвуке радиусы виражей вырастают в десятки раз. Перегрузки наряду с этим остаются весьма важными.

Но самый большой недочёт дозвуковых конструкций налицо ?- они через чур медлительно добираются до цели. Крейсерская скорость ракеты Tomahawk находится в районе 0,65 М, что сопоставимо со скоростью среднемагистрального авиалайнера. Так, сверхзвуковая ракета будет иметь большое преимущество по возможности успехи цели, поскольку у соперника останется куда меньше времени на попытки перехватить ее и сбить.

Получается, что, владея сверхзвуковой ракетой типа ‘Оникса’, мы побеждаем за счет скорости во встречной конфликтной обстановке. В случае если мы и ?соперник имеем ‘длинные руки’ и ?в один момент взяли оповещение о? начале конфликта, то сверхзвуковая ракета — грозное и действенное оружие. Но постоянно остаётся открытым вопрос — будет ли сценарий конфликта как раз таким, что разрешит нам воспользоваться преимуществами отечественного оружия».

Все под контролем

Все рассуждения о том, какой береговой противокорабельный комплекс окажется действеннее либо как смогут взаимодействовать оперативно-тактические и тактические совокупности, упираются в военно-политическую модель угроз, которым мы собираются противостоять. В случае если речь заходит о конфликте с ?соперником, имеющим высокотехнологичные оружия, наподобие тех, что находятся в распоряжении государств НАТО, то разумеется, что сами по себе береговые ПКРК отразить такую угрозу не в ?состоянии.

В соответствии с расчетам американских армейских экспертов, в? случае конфликта недалеко от побережья американская армия сможет уже с дистанции минимум 750 км приступить к ?уничтожению береговых оборонительных совокупностей с? помощью крылатых ракет, авиации «стелс» и ударных БПЛА. И? перед тем как эти совокупности будут совсем подавлены, ни один громадный корабль не войдет в зону поражения береговых ПКРК соперника.

«Неприятность содержится еще и? в ?том,?- растолковывает Борис Натаров,?- что приданные комплексам ‘Бал-Э’, и?‘Бастион-П’ радиолокационные средства не дают всех данных о?целях, находящихся в?пределах их радиуса действия либо приближающихся к нему. Да, мы трудимся над созданием оперативно-тактических ударных совокупностей все большей дальности и сокрушительной мощи, но хорошо бы обратить внимание на американский опыт, ставящий во главу угла принцип трех ‘С’?- Command, Control, Communication (управление-контроль-связь). Ненужно размахивать тяжелыми кулаками, ничего не видя и не слыша около.

Как мы знаем, страны НАТО располагают красивым разведывательным обеспечением и замечательной, разветвленной совокупностью боевого управления — Aegis (‘Эгида’). У нас подобная система так и не создана, хоть попытки для того чтобы рода предпринимались.

Все должно решиться в тот момент, в то время, когда мы осознаем, что ненужно тратить деньги на БПЛА для полкового либо батальонного звена. Это дешево, это возможно приобрести за рубежом, но никто не реализует нам дальний высотный разведывательный БПЛА Global Hawk либо ударный Reaper. Технику для того чтобы класса нам нужно будет делать самим.

Нам нужен аналог морского разведчика — БПЛА Compass Cope, дабы часами и днями летать над морем и снабжать защиту целой территории. В?режиме разведки и оповещения нам нужно будет выходить значительно дальше от берега и, конечно же, завлекать флот. Лишь тогда уже созданные ракетные совокупности смогут продемонстрировать все, на что они способны».

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№101, март 2011).

С глубин Охотского моря произведен успешный пуск сверхзвуковой крылатой ракеты «Гранит».


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Сверхзвуковые крылатые ракеты

    MBDA CVS PERSEUS (Франция) Перспективная сверхзвуковая крылатая ракета. Скорость — 3 Маха. Протяженность — 5 м. масса боевой части — 200 кг. Запуск с…

  • Крылатые линкоры: огонь небесный

    В конце 1964 года в Индокитае армейский обозреватель газеты Stars and Stripes заметил сказочное ночное зрелище — над полем боя кружил громадный самолет,…

  • Беркут на страже москвы

    Ровно 60 лет назад — 9 августа 1955 года — Совет министров СССР принял распоряжение о разработке первой зенитной ракетной совокупности «Беркут» для…

  • Попасть вбоеголовку: триумф

    Схема американской ракеты ERINT Французский комплекс Aster-30 может использоваться как в морском, так и в сухопутном варианте Снаружи С-400 напоминает…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: