Морская война на каспии: астрахань в осаде

В мае 1919 года своевременная обстановка на Каспии коренным образом изменилась, а к Июню положение красных армий в низовьях Волги ухудшилось до предела. Сообщение с другой территорией Республики было практически прервано, Астрахань «висела» на узкой ниточке единственной железной дороги, и Троцкий отдал приказ об эвакуации города. Встал вопрос: кто будет получить результат победы на море: британские моряки либо белый флот?

Белые переходят в наступление

Бой в Тюб-Караганском заливе поменял своевременную обстановку на Каспии, но куда более ответственным выяснилось стратегическое изменение обстановки на юге Республики, случившееся в мае 1919 года. Воспользовавшись восстанием казаков на Дону, Добровольческая армия начала наступление на Донбассе. В следствии занятия Луганска и Миллерово правофланговые армии войска и южного фронта Советской Украины оказались под угрозой если не окружения, то охвата с востока.

Красные войска Южного фронта отходили по расходившимся направлениям: 13-я армия — на северо-запад, к Купянску; 8-я армия — на север, к Воронежу; 9-я армия — на северо-восток, в сторону Балашова; 10-я армия — на северо-восток, к Царицыну.

Царицынское направление было самоё опасным, поскольку ещё в первых числах Марта на востоке начали наступать Западная и Уральская армии белых. В случае если наступление Западной армии генерала М. В. Ханжина на Самару и Казань к середине мая было отбито, то продвижение Уральской армии генерала В. С. Толстова длилось впредь до начала июля и угрожало железной дороге, связывавшей Астрахань с Саратовом.

В последних числахМая войска Толстова заняли станцию Кайсацкую в 150 км южнее Саратова, на время прервав сообщение с астраханской группировкой красных армий. Станцию удалось отбить только посредством бронепоездов 13-го ЖД полка.

Морская война на каспии: астрахань в осаде
Астраханская губерния и северо-западная часть Каспийского моря. Карта 1890 года из коллекции автора

11-я отдельная армия, 23 мая переподчинённая Южному фронту, медлительно отходила из Калмыцких степей к Астрахани. Данный район был признан второстепенным, войска из этого перебрасывались на другие, более страшные участки. Так, 33-я стрелковая дивизия, составлявшая чуть ли не половину армий 11-й армии, была послана в Саратов, а оттуда передана в Южную группу Восточного фронта.

10 июня 11-я армия была переформирована в Астраханскую группу армий в составе 10-й армии, действовавшей недалеко от Царицына.

В группу вошли 34-я стрелковая и 7-я кавалерийская дивизии, части особого назначения и местные силы самообороны, и Астраханско-Каспийская флотилия. Это было всё, что осталось от когда-то большой Северо-Кавказской армии…

24 мая командующий Астраханско-Каспийской флотилией С. Е. Сакс приказал всем своим судам уйти в Волгу. 29 мая флотилия собралась в Астрахани. Казалось, кампания на Каспийском море прекращена и закончилась победой британцев.

Англичане в растерянности

Но британское руководство совсем не знало, что делать с данной победой. Владение морем накладывало на них политическую ответственность и глубже втягивало не только в войну на территории бывшей России, но и в конфликты, зревшие между соперниками коммунистов. Так, британцы, первоначально не склонные признавать свободный Азербайджан, уже к февралю 1919 года поменяли собственное вывод.

В последних числахФевраля по их требованию из Баку были выведены войска Бичерахова и разоружены армянские формирования.

7 июня 1919 года глава британской военной миссии в Екатеринодаре генерал Бриггс организовал официального представителя и встречу Деникина азербайджанского правительства Рустамбекова. После этого он добился от Деникина согласия на обмен с Баку официальными дипломатическими миссиями. Действительно, от данной идеи сразу же отказалось само правительство Азербайджана, поскольку она означала однозначное признание белых правительства, а Баку стремился лавировать между ними, Москвой и англичанами.

Тем временем Англия усиливала собственные армейские позиции в Закавказье: к лету 1919 года лишь в Баку численность её армий увеличилась с 3000 до 5000 человек. Британцы умышленно отказались передавать белым суда бывшей русском Каспийской флотилии, разоружив их и покинув под контролем Азербайджана.

Формально Азербайджан не вести войну ни с коммунистами, ни с кем-либо вторым, не считая Армении, а потребность в сбыте нефти заставляла азербайджанское правительство сквозь пальцы наблюдать на контрабанду нефтепродуктов из Баку в красную Астрахань. Она велась по большей части малыми судами — рыбачьими шхунами, в изобилии имевшимися на Каспии.

Для транспортировки нефтепродуктов летом 1919 года был создан особый Морской экспедиционный отряд, снабжавший основную коммуникацию красных на Каспийском море. По советским источникам, «за относительно маленький срок» (не указано какой) он доставил в Астрахань 320 т авиационного бензина и 48 т смазочных материалов, столь нужных советской авиации (броневики и автомобили в крайнем случае имели возможность ездить и на спирте).

Несколько сотрудников Морского экспедиционного отряда, 1919 год.
Маковский А., Радченко Б. Каспийская краснознамённая. — М.: Воениздат, 1982

Таким же путём в мае —июле 1919 года обеспечивалась сообщение с Ленкоранью на крайнем юге Азербайджана, где 24 апреля вспыхнуло восстание русских поселенцев, поддержанное коммунистами. С 15 по 18 мая партизаны собрали в Ленкорани съезд советов крестьянских парламентариев, провозгласивший Муганскую Советскую Республику. За следующие два месяца ко мне по морю из Астрахани на рыбачьих баркасах было переброшено до 200 красноармейцев и некое количество боеприпасов и вооружения.

Бакинская пресса кроме того писала о том, что на подходах к Ленкорани видели красный крейсер «Дмитрий Милютин». Эта информация выглядит фантастической, но известия о том, что присоединившийся к ленкоранцам катер «Встреча» останавливал и досматривал пароходы, шедшие из Баку в Персию, кажутся в полной мере точными.

24 июля азербайджанские армии при помощи британцев и муганских белогвардейцев заняли Ленкорань, партизаны отошли на острова Сара и Ашурада. 8 августа остров Ашурада был занят британской флотилией при участии гидрокрейсера «Орлёнок» — тут были захвачены четыре катера, шесть барж, и две много военнопленных.

Создание белой флотилии: Шуберт против Сергеева

Не встретив сочувствия британцев, белые были вынуждены весной 1919 года создавать собственную флотилию на Каспии самостоятельно и фактически с нуля. Причём в марте коммодор Норрис прямо сообщил капитану 1-го ранга К. К. Шуберту, что не рекомендует иметь на Каспии какие-либо ВМС, не считая британских.

Нефтеналивная шхуна «Президент Крюгер», выстроенная в 1902 году, — будущий флагман командора Норриса.
Фото из коллекции автора

Ещё 7 марта главой белой Каспийской флотилии был назначен капитан 1-го ранга А. И. Сергеев, его помощником — капитан 2-го ранга Б. М. Пышнов, а флаг-капитаном флотилии стал капитан 1-го ранга К. К. Шуберт. Шуберт и Пышнов с первым эшелоном управления флотилией выехали на Каспий первыми, а Сергеев смог добраться до Ветхо-Теречной только 15 апреля. Тут он был не очень приятно удивлён активностью, которую развил Шуберт, от имени белого руководства самовольно ведший переговоры с британцами, а создание флотилии начавший с организации контрразведывательного отделения.

По окончании открытой ссоры с Сергеевым Шуберт умышленно просил об увольнении, но Пышнов уговорил Сергеева передать под управление Шуберта отряд мобилизованных в прибрежных деревнях «рыбниц» — древесных двухмачтовых палубных рыбачьих парусников грузоподъёмностью до 25 т, вооружённых пулемётами либо кроме того горными 76-мм пушками на сухопутном лафете. С конца мая отряд помогал действиям группы армий генерала Д. П. Драценко (командующего армиями Западной части береговой полосы Каспийского моря), осуществляя снабжение и эвакуируя раненых.

25 мая Норрис заявил прибывшему к нему в Петровск Сергееву, что на Каспии британцы действуют самостоятельно. Они готовы только помогать белым, но не хотят передавать им какие-либо суда и не разрешат пользоваться Петровском как своевременной базой. Исходя из этого белым было нужно применять только пристань в Ветхо-Теречной, откуда они осуществляли морскую сообщение с устьем и Гурьевым реки Урал.

Так, в последних числахАпреля в том направлении на морских пароходах «Самет-Ага» и «Эдисон» был послан автобронедивизион, выделенный из состава Добровольческой армии.

Раскольников принимает дела

Тем временем 9 июня командующим красной Астраханско-Каспийской флотилией был назначен Ф. Ф. Раскольников. Он был полон энергии и привёз с собой в Астрахань многочисленную группу бывших морских офицеров. Среди них были капитаны 2-го ранга В. М. Альтфатер и В. А. Унковский, лейтенантыВ. Б. Ловенецкий и Г. П. фон Рейер, и А. А. Сиденснер — сын адмирала Сиденснера и двоюродный брат К. К. Шуберта.

Последний пишет о нём как о «совсем юном мичмане», но Сиденснеру было уже 23 года, а в мичманы он был произведён ещё в ноябре 1914 года.

Ф. Ф. Раскольников (слева) и С. М. Киров, 1921 год.
litmir.co

11 июня новый командующий докладывал в Москву главе морских сил Е. А. Беренсу, что «принял флотилию в расстроенном состоянии»: из её ядра в строю осталось лишь два боеспособных эсминца, ещё четыре эсминца вместе с подлодками «посланы вверх по Волге для ремонта», а три вторых эсминца «стоят в ремонте в Астрахани, неспособные двигаться». Раскольников заявил, что «при таком состоянии сил действия флота в Каспийском море сейчас полностью неосуществимы.

Задания, каковые на данный момент смогут быть поставлены флотилии, сводятся к обороне дельты Волги, к обеспечению левого фланга 10-й армии и к воспрепятствованию прорыва Волги в районе между Астраханью и Царицыном». В другом донесении он показывал, что «в случае если предполагаются важные операции по взятию Баку либо Петровска», то для этого нужно значительно усилить флотилию — в частности, потребовал перебросить с Балтики ещё шесть миноносцев. «С имеющимися в наличии силами господство на Каспийском море исключено», — писал Раскольников.

Но основной задачей флотилии сейчас стало не владение морем, а содействие сухопутным армиям в обороне дельты Волги. Для этого требовались, первым делом, мелкосидящие суда, исходя из этого 17 июня 1919 года Раскольников издаёт следующий приказ:

«Организовать дивизион сторожевых судов из 18 рыбниц, разбив его на 4 группы. В первых двух по 5 рыбниц, а в третьей и четвёртой группах по 4 рыбницы. Нумерация рыбниц идёт от № 1 до 18.

К означенному дивизиону придать 4 мелкосидящих парохода».

В дополнение к «рыбницам» мобилизовывались 20 мелкосидящих пароходов (из состава национализированных судов), каковые зачислялись в 4-й ранг и сводились в дивизион дозорных судов, кроме этого разбитый на четыре группы. Любой дозорный пароход вооружался 37-мм пулемётами и морским орудием.

Первое наступление на Астрахань

В первых числах Июня белые наконец-то смогли скоординировать собственные действия и организовать наступление на Астрахань с обеих сторон, что давало армиям Деникина и Колчака шанс соединиться. С востока на Ганюшкино (85 км к востоку от Астрахани) на протяжении северной части береговой полосы Каспия наступали части Уральской армии.

Оборону на этом пустынном и пустынном участке занимал только один полк 34-й стрелковой дивизии, отошедший к реке Ахтуба и на оборонительные позиции недалеко от Красного Яра (40 км к востоку от Астрахани). Ко мне были переброшены другие части 34-й дивизии, и при помощи вооружённых пароходов с моря все предстоящие атаки удалось отбить.

В первых числах Июня с юга на Астрахань двинулась Астраханская несколько генерала Драценко — 7-я кавалерийская дивизия красных была сбита с позиций на реке Кума. 20 июня белые заняли село Оленичево в 120 км юго-западнее Астрахани, 24 июня — громадное село Лагань у южного края 12-футового рейда (красные покинули его без боя и отошли к селу Михайловскому в 90 км от Астрахани).

В этих местах уже начиналась дельта Волги — хитросплетение рукавов, проток, стариц, островов, кос и отмелей, с которых ветром иногда сгоняло воду. Сама Лагань представляла собой остров на заросшем камышом мелководье, временами всецело пересыхавшем. Добраться до неё с моря возможно было лишь по узкому каналу.

Продвигаться же на протяжении побережья возможно было лишь по воде, исходя из этого в воздействие вступил отряд Шуберта.

В своих мемуарах Шуберт пишет, какую широкую помощь оказывали ему местные обитатели, как с радостью присоединялись к нему измученные большевистским владычеством рыбаки, вскользь упоминая ещё одну обстоятельство таких настроений населения: в Астрахани из-за прекращения снабжения по Каспию всецело отсутствовал хлеб, начинался голод и муку делали из водяного ореха (чилима). Кроме этого Шуберт обходит вниманием вопрос, из-за чего при столь массовой помощи со стороны местных рыбаков численность его отряда не росла, ограничившись десятком «рыбниц» и двумя пароходами («Ретвизан» и «Екатерина»).

25 июня отряд Шуберта перешёл в Лагань, а 27-го начал операцию по захвату острова Четырёхбугорный, где был маяк, и соседних сёл для установления контроля над главным выходом из Волги. 28 июня он занял село Воскресенское на западном материковом берегу рейда, а на следующий сутки «рыбницы» по протокам дошли до села Рынок наоборот Четырёхбугорного. По описанию Шуберта, тут им удалось не допустить высадку красного десанта.

На следующий сутки белый колёсный пароход «Араг», вооружённый двумя 75-мм британскими пушками, вышел на 12-футовый рейд и вёл бесплодную перестрелку с красными судами.

Установить контроль над 12-футовым рейдом белым так и не удалось. По наблюдениям Шуберта, тут иногда пребывали два красных эсминца. В один момент с 22 по 25 июня на усиление южного участка из Астрахани были переброшены части 34-й стрелковой дивизии, отряды моряков, курсанты Астраханских командных направлений и рабочие отряды.

26 июля они нанесли неожиданный удар, поддержанный с моря огнём плавучей батареи № 2. Попав под град шестидюймовых снарядов с расстояния в 12–14 км, части генерала Драценко 28 июня покинули села Михайловское и Яндыково (90 км к юго-западу от Астрахани) и отошли к Оленичево. Одновременно с этим беда пришла оттуда, откуда не ожидали: в начале Июля взбунтовался Ширванский полк. Воины перебили офицеров и перешли на сторону красных.

Наступление всецело провалилось, белым было нужно отойти к Лагани, ко мне же возвратился и отряд Шуберта.

торпедоносец Шорт и Поплавковый «бомбардировщик-184».
Aircraft Profiles 074. Short 184

9 июля красные суда нападали Лагань с моря. Десанту противодействовала только британская авиация с острова Чечень: гидросамолёты «Шорт-184» атаковали плавучую батарею № 1, скинув до десятка бомб (повреждений не было, но осколками ранило 6 человек).

Отряд Шуберта практически разбежался: практически всем белых на «рыбницах» удалось уйти через камыши, но пароход «Екатерина», на что уже было загружено военное снаряжение и три артиллерийских передка, сгорел — то ли в следствии обстрела с моря, то ли зажжённый собственным экипажем. Пушки с парохода были захвачены красными, помимо этого, им достались два невооружённых парохода (а также 120-сильный буксир «Сыновья», позднее употреблявшийся как сторожевое судно), 4 бомбомёта, 200 ружей, 100 тысяч патронов, второе боевое снаряжение и 40 пленных. Имеется основания вычислять, что «Екатерина» кроме этого была отремонтирована: в соответствии с справочнику С. С. Бережного, 24 июля 1919 года 100-сильный речной буксир с таким заглавием был мобилизован и включён в состав Азово-Каспийской флотилии.

Глава белой Каспийской флотилии Сергеев применял это поражение, дабы сместить Шуберта, и 22 июля отряд парусных судов был расформирован.

Троцкий в панике

Сейчас внимание красных всё более переключалось на Волгу, где происходили главные события. 30 июня 1919 года белая Кавказская армия генерала П. Н. Врангеля заняла Царицын, а в июле 3-я казачья дивизия генерала К. К. Мамонтова переправилась на восточный берег реки, всецело перерезав водный путь на Астрахань. Но белым не удалось снова перехватить железную дорогу от Астрахани на Саратов, проходившую практически в стокилометровом коридоре между деникинским и колчаковским фронтами.

Как писал во второй половине 20-ых годов XX века Н. Е. Какурин, «конница соперника очень сильно угрожала железной дороге Урбах — Астрахань, и есть непонятным, из-за чего она не перерезала её». В руках красных остался и плацдарм в Тёмном Яре на правом берегу Волги, создававший угрозу Царицыну. В июле солидную часть судов Астраханско-Каспийской флотилии было нужно послать ко мне, где они были нужнее.

Для обороны дельты Волги были покинуты мелкосидящие суда, плавбатареи, и эсминцы «Карл Либкнехт» (бывший «Финн») и «Дельный».

Боевые действия в нижнем течении Волги, 1919 год.
военная интервенция и Гражданская война в СССР. 1918–1922. Энциклопедия. — М., 1987

4 июля войска Астраханской группы вместе с флотилией были переданы из 10-й армии в состав Восточного фронта, как более тяготеющие к нему оперативно. Они вошли в Южную группу фронта, под яркое руководство М. В. Фрунзе. Последний по результатам переговоров с Раскольниковым предполагал применять флотилию для удара с моря по Гурьеву в поддержку намечающегося наступления на протяжении реки Урал, но в связи с медленным продвижением Южной группы эта операция так и не состоялась.

К концу июля 1919 года положение войск СССР в низовьях Волги из Москвы смотрелось таким безнадёжным, что наркомвоенмор Троцкий отдал приказ об отводе войск и эвакуации Астрахани и судов на север, пока кольцо окружения не захлопнулось совсем. Командующий морскими силами Республики Е. А. Беренс приказал Раскольникову к 12 августа прибыть в Саратов, куда выехал из Нижнего Новгорода сам, и настоятельно советовал ему перевести ко мне и собственный штаб.

Но С. М. Киров, важный за оборону Астрахани, яростно опротестовал приказ об оставлении города. В итоге Ленин отменил распоряжение Троцкого и приказал оборонять Астрахань до конца. В помощь Кирову в качестве участника Революционного военсовета 11-й армии ко мне был направлен В. В. Куйбышев — один из немногих большевистских фаворитов, имевших довоенную офицерскую подготовку.

Действия авиации

Со своей стороны, британский флот по окончании победы в Тюб-Караганском заливе особенной активности не проявлял, ограничившись воздушной разведкой в северной части Каспия, куда в последних числахИюня выходил гидрокрейсер «Аладир Усейнов». 28 июня один из самолётов «Шорт-184» был потерян около острова Чечень от взрыва собственной бомбы, экипаж чудесным образом сохранился.

Гидроавиатранспорт «Аладир Усейнов» (HMS Alader Youssanoff).
aviahobby.ru

Скоро полёты закончились совсем: из-за неприятностей с машиной «Аладир Усейнов» имел возможность давать лишь 5 узлов. Было нужно переоборудовать в аэротранспорт бывший танкер «Орлёнок» — сейчас его оружие складывалось из двух 102-мм пушек и двух гидросамолётов «Шорт-184». Одновременно с этим продолжали деятельно функционировать остальные гидросамолёты 266-й английской эскадрильи — шесть автомобилей, базировавшиеся на острове Чечень.

12 июля Киров докладывал в Москву, что «британские аппараты продолжают систематически бомбардировать Астрахань. Прилетают по четыре, по пять боевых автомобилей…».

Гидроавиатранспорт «Орлёнок».
aviahobby.ru

Утром 17 июля «Орлёнок» в первый раз вышел в море с двумя гидросамолётами. Неприятности с судовыми автомобилями преследовали не только коммунистов, но и британцев, исходя из этого поднять самолёты удалось лишь вечером следующего дня на втором выходе к острову Тюлений (60 км севернее Чеченя). За четыре следующих дня гидропланы осмотрели район Форта-Александровского, остров Продолжительный и подходы к дельте, но красных судов не нашли.

На пятый сутки они наконец нашли маленькой буксир и постарались нападать его бомбами, но в итоге самолёт капитана Садлера был подбит пулемётным огнём и сел на воду. Его еле удалосьотбуксировать моторными катерами к «Орлёнку».

Спуск «Шорта» на воду. Петровск, 1919 год.
Виктор Куликов В. Британцы над Каспием. Операции британской гидроавиации на Каспийском море в 1919 году

27 июля гидрокрейсер отправился в Гурьев, где предполагалось передать оба самолёта Уральской армии. Итог был плачевен: 30 июля вылетевший на первое бомбометание капитан Егоров взорвался на собственных же бомбах, каковые он забрал в кабину, как это привыкли делать русские лётчики на протяжении Первой Мировой.

31 июля «Орлёнок» возвратился в Петровск. Больше британский флот в военных действиях на севере Каспия участия не принимал, но в первых числах Августа данный гидрокрейсер принимал участие в войне на юге, борясь против повстанцев у берегов Мугани.

Гидросамолёт М-9
Шепс А. С. Самолёты Первой Мировой: Страны Антанты. — СПб.: Полигон, 2002

С 23 июня начала проявлять красная и активность морская авиация — две летающие лодки М-9, действовавшие с гидроаэродрома у села Оранжерейного в дельте Волги. Уже на следующий день одна из лодок разбилась, но вторая деятельно бомбила Лагань, Воскресенское и артиллерийские позиции белых у села Михайловского. В один момент Раскольников докладывал в Реввоенсовет Республики о том, что автомобили М-9 уже устарели, и потребовал отправить двенадцать новых лодок М-20, и шесть истребителей «совокупности Виллиса либо Григоровича».

Итоги летней кампании

Историки часто поднимают вопрос о том, из-за чего английский флот, одержав убедительную победу в Тюб-Караганском заливе, прекратил активные действия и ничем не помог белым армиям ни в первом, ни во втором наступлении на Астрахань. Всё дело в том, что британский флот собственную задачу выполнил, установив полный контроль над северной частью Каспийского моря: красные суда больше не угрожали коммуникациям Баку и Петровска с Гурьевым.

Вдобавок морские силы коммунистов были отвлечены в район Царицына (как раз тут решалась будущее Астрахани и всего флота), а красные эсминцы находились с неисправными автомобилями и никому угрожать не могли. А задача забрать Астрахань перед моряками не ставилась, поскольку штурм потребовал замечательных наземных сил и неизбежно вёл к высоким утратам. Применять же сухопутные армии и нести тяжелые потери британцы не планировали — брать Астрахань предстояло белой армии.

Продолжение направляться.

литература и Источники:

  1. Гражданская война в СССР. В двух томах. Т. 2. — М.: Воениздат, 1986.
  2. Какурин Н. Е. Как сражалась революция. Т. 2. 1919–1920 гг. — М.-Л.: ГИЗ, 1926.
  3. Широкорад А. Великая речная война, 1918–1920 годы. — М.: Вече, 2006.
  4. Маковский А., Радченко Б. Каспийская краснознамённая. — М.: Воениздат, 1982.
  5. Флот в Белой борьбе. Сборник. — М.: Центрполиграф, 2002.
  6. Армейские моряки в борьбе за Советскую власть в Азербайджане и Прикаспии. 1918–1920 гг. Сборник документов. — Баку: Эли, 1971.
  7. Бережной С. С. вспомогательные суда и Корабли советского ВМФ (1917–1927 гг.). — М.: Воениздат, 1981.
  8. Лобанов В. Б. Памятка А. И. Сергеева о восстановлении Каспийской военной флотилии в составе ВСЮР и её действиях в 1919 г. // Новейшая история России, 2015, № 2.
  9. Куликов В. Британцы над Каспием. Операции британской гидроавиации на Каспийском море в 1919 году // Авиация, 2000, № 4.

Разведопрос: Баир Иринчеев о боевых действиях в Северном Приладожье


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: