Морская война на каспии: год 1920-й

За Каспием блещет флаг кровавый
На желтых энзелийских берегах…

Эдуард Багрицкий

В начале 1920 года господство на Каспийском море формально оставалось за белой флотилией. Но результат кампании был предопределен обстановкой на суше и пассивностью белых сил на море. В итоге, в то время, когда белые потерпели поражение в низовьях Урала, на Кавказе и в Туркестане, их судам стало некуда отступать…

Силы сторон к началу кампании

В феврале 1920 года Каспийская флотилия Армии Юга России достигла пика собственной мощи. В ее составе насчитывалось десять «запасных крейсеров» (вернее было бы назвать их мореходными канонерками): «Европа», «Азия», «Африка», «Америка», «Австралия», «Дмитрий Донской», «Президент Крюгер», «Слава», «Надежда» и «Орлёнок».

Помимо этого, имелось восемь более небольших канонерок с 75-мм орудиями, две несамоходных 130-мм плавучих батареи, дюжина вооруженных судов с малокалиберной артиллерией и два с половиной десятка транспортов, часть из которых кроме этого несла оружие. Кроме этого, во флотилии насчитывалось десять торпедных катеров и десять летающих лодок, и последовательность небольших запасных судов. Наконец, в ней числился трофейный эсминец «Москвитянин» (его так и не удалось ввести в строй).

Из больших судов в концемарта всецело боеспособными были крейсера «Америка», «Африка», «Австралия», «Дмитрий» и «Орлёнок Донской», база торпедных катеров «Кама», винтовые канонерки «Опыт» (8 узлов, одна 102-мм и две 75-мм пушки) и «Меркурий» (895 т, 8 узлов, три 76-мм пушки), колесная канонерка «Князь Пожарский» (505 т, 10 узлов, две 102-мм пушки), и минный заградитель «Горчаков» (1500 т, 8 узлов, одна 76-мм пушка). Остальные суда имели те либо иные неисправности в автомобилях – удивляет, что за пара месяцев зимней стоянки их так и не удалось всецело ликвидировать.

Флотилия базировалась в Петровске (сейчас – Махачкала), имея возможности применять Форта Александровского и гавани-Дербента. Одновременно с этим появлялось все больше неприятностей с применением Бакинской гавани – по окончании крупных поражений и ухода англичан Деникина азербайджанские власти демонстрировали все громадную враждебность к белым. Все суда флотилии имели или котлы на жидком горючем, или дизельные силовые установки.

Главным морским театром боевых действий оставался Северный Каспий, скованный льдом, исходя из этого схватка за владение морем откладывалась до весны. Красная сторона также усиленно подготовилась к будущим сражениям. Было издано постановление о дополнительной отправке на Каспий восьми ветхих миноносцев с паровыми машинами: четырех – типа «Украйна»; двух – типа «Наездник»; двух истребителей типа «Сторожевой», и восьми сторожевых судов типа «Куница».

Помимо этого, тяжелой артиллерией вооружались большие морские суда: «Роза Люксембург» в Астрахани; «Красное Ильич» и «Знамя» (по две 130-мм пушки) в Паратовском затоне недалеко от Казани; «Третий Интернационал» (три 130-мм пушки) в Саратове. Появление данной армады на Каспии дало бы красным несомненное преимущество, но послать суда возможно было лишь по окончании вскрытия Волги ото льда. Помимо этого, до января 1920 года Царицын оставался в руках белых.

Наконец, главным причиной была мелководность 12-футового рейда и ведшего к нему фарватера. Проход больших кораблей ВМФ по морскому каналу был вероятен лишь по высокой воде, вдобавок их приходилось вести частично разгруженными, с минимальной осадкой. Так, для вступления в борьбу за море флотилии нужно было полностью развернуться на 12-футовом рейде – совместно со всеми судами обеспечения и плавучими базами.

Без контроля над рейдом о таком развертывании не стоило и грезить.

Значительной проблемой для красных являлось да и то, что летом и в осеннюю пору 1919 года большинство Волжско-Каспийской флотилии была раздергана для действий на Волге – в первую очередь, под Чёрным яром и Царицыным. Из больших судов в Астрахани оставался бывший ледокол «вспомогательный» крейсер и Каспий «Пролетарий» со 102-мм орудиями. Эсминцы в связи с невозможностью их выхода в море были разоружены – к примеру, две 102-мм пушки с «Карла Либкнехта» были установлены на канонерку «Бела Кун».

Морская война на каспии: год 1920-й
Эсминец «Финн» (будущий «Карл Либкнехт») в годы Первой мировой
Источник – Ю. В. Апальков. Боевые суда русского флота. 8.1914–10.1917. СПб, 1996

Только к марту 1920 года эсминцы взяли собственный оружие обратно, но на текущий момент их в Астрахани насчитывалось всего четыре: «Карл Либкнехт» (начальник – А. А. Синицын, «из студентов», как пишет Исаков) и более не сильный «Деятельный» (начальник – И. С. Исаков, будущий адмирал), «Расторопный» (начальник – В. С. Калачев, бывший морской офицер) и «Дельный» (начальник – бывший германский пленный моряк Лей). Все они были сведены в дивизион эскадренных миноносцев, ставший главный ударной силой красной флотилии.

Когда-то эти суда имели возможность развивать 25–26 узлов, но они пребывали в строю уже не меньше пятнадцати лет, исходя из этого их большая скорость не превышала 20 узлов. Скорость всего дивизиона определялась самым тихоходным кораблем («Дельный») и составляла 16 узлов.

Эсминец «Расторопный»
Источник – Н. Н. Афонин. «Невки». Эскадренные миноносцы типа «Буйный» и его модификации. СПб.: ЛеКо, 2005

Ввиду недочёта морских сил красные решили начать оружие пяти новых несамоходных плавучих батарей. Кампания 1919 года продемонстрировала их высокую эффективность, причем не только в оборонительных, но и в наступательных битвах.

Цель – нефтепромыслы

12-футовый рейд предполагалось занять сразу же по окончании вскрытия моря ото льда. Срочно затем по трем сторонам рейда выставлялись минные поля (в два последовательности каждое) с оставлением фарватеров для выходов собственных судов. На прикрытие минной позиции выставлялись плавучие батареи, по окончании чего на рейде развертывался «корабли и» плавучий тыл действующего отряда флотилии; миноносцы выводились через канал разгруженными и принимали уголь уже на рейде.

На все это должно было уйти два дня.

Затем планировалась первая боевая операция: захват острова Чечень чтобы получить базу, недоступной с суши и не зависящей от положения дел на сухопутном фронте. Сейчас в Астрахани должны были снова вооружиться большие пароходы – их кроме этого следовало сходу вывести к Чеченю и, опираясь на него, вступить в решающую схватку за море…

Но изменение обстановки на сухопутном фронте опередило эти замыслы. Разгром Астраханской бригады Н. К. Сережникова под Ганюшкино в ноябре 1919 года ослабил левый фланг Уральской армии генерала В. С. Толстова. В декабре эта армия начала отступление на юг, местами превратившееся в бегство.

5 января 1920 года красные вступили в Гурьев, а через пара дней заняли Эмбинский нефтяной район. Это был успех стратегического значения – сейчас молодое СССР имело возможность утолить топливный голод. Действительно, как отмечал командующий Морскими силами Республики А. В. Немитц (бывший адмирал и командующий Черноморским флотом) в докладе главкому С. С. Каменеву от 9 февраля, доставка нефти в Астрахань по морю была вероятна лишь под конвоем кораблей ВМФ.

Помимо этого, ее возможно было вести только по окончании очистки моря ото льда – вывоз нефти начался только 4 апреля.

Остатки Уральской армии отошли по восточному берегу Каспия на полуостров Прорва. По донесению главы английской военной миссии при штабе Толстова майора О’Брайана, к 14 января тут собралось около 9000 солдат и 5000–6000 беженцев. В будущем предполагалось отвести эти силы в Форт-Александровский, откуда посредством Каспийской флотилии эвакуировать в Энзели.

Но добраться до форта смогли только около двух тысяч казаков.

В заснеженных степях Прикаспия разыгралась одна из самых ужасных катастроф Гражданской войны – более десяти тысяч людей погибли от морозов и тифа. Оставшиеся на Прорве были пленены красными 7–8 февраля; генерал В. П. Мартынов пробовал оказать погиб и сопротивление в сражении.

С началом навигации пара сотен раненых и больных были вывезены из Форта-Александровского в Петровск маленькими судами. Толстов запросил эвакуацию судами – в ответ Сергеев внес предложение ему распустить армию, подготовив к вывозу только ценности и снаряжение.

6 февраля случилось еще более серьёзное событие: части Туркестанского фронта заняли Красноводск. Сейчас у красных показался незамерзающий каспийский порт, связанный железной дорогой с другой территорией Республики. Уроки майского боя за Форт-Александровский не остались без следа: еще в декабре 1919 года в Ташкент был послан отряд моряков с двумя 203-мм и четырьмя 152-мм морскими орудиями для устройства батарей береговой обороны.

Как информировал штаб командующего Морскими силами Республики А. В. Немитца, «означенные орудия находятся в распоряжении комфлота Волжско-Каспийской флотилии Раскольникова, распоряжением которого они будут продвинуты в Красноводск и в том месте установлены».

Наверное, инициатива данной переброски принадлежала командующему Туркестанским фронтом М. В. Фрунзе, что 17 декабря 1919 года запрашивал о возможности перевода в Красноводск нескольких миноносцев для охраны побережья и нефтепромыслов острова Челкен. 23 декабря штаб Немитца отвечал, что перевод судов вероятен не раньше начала навигации, а до тех пор пока возможно послать лишь береговую артиллерию. В сутки занятия Красноводска руководство Туркестанского фронта повторило просьбу о присылке миноносцев.

Борьба за развертывание сил

С открытием навигации 18 марта 1920 года отряд Волжско-Каспийской флотилии в составе ледокола «Каспий», пяти канонерских лодок («Альтфатер», «Бела Кун», «Воля», «Товарищ Прилив» и «Маркин») и двух плавучих батарей вышел на 12-футовый рейд. Вопреки опасениям, судов соперника тут не выяснилось – они держались около острова Тюлений. Красные тут же выставили оборонительное минное заграждение и начали «обживать» рейд, спешно выводя на него боеспособные суда.

Вспомогательный крейсер «Роза Люксембург»
Источник – С. С. Бережной. вспомогательные суда и Корабли советского ВМФ (1917–1927 гг.)

Руководство белой Каспийской флотилии показало необъяснимую пассивность, потеряв шанс переломить обстановку. Только спустя семь дней А. И. Сергеев (в феврале произведенный в адмиралы) отдал приказ совершить постановку мин на 12-футовом рейде.

Для этого были выделены крейсер «Дмитрий Донской» (3780 брт, три 152-мм и одна 120—мм орудия, один 40-мм зенитный «пом-пом»), невооруженный пароход «Горчаков» с минами (268 брт) и канонерка «Князь Пожарский» (505 брт/650 т, два 102-мм орудия), на которую кроме этого загрузили мины. Отрядом руководил капитан 2-го ранга Бушен.

Увы, штурманская подготовка на белых судах оставаласьстоль же плохой, что и при британцах: «Горчаков» отстал от отряда и в назначенное место рандеву у острова Тюлений 29 марта так и не вышел. «Донской» и «Пожарский» продолжили операцию вдвоем. Вечером 30 марта они подошли к 12-футовому рейду, где вступили в перестрелку с «Каспием». Видя, что соперник начал отход, оба белых корабля двинулись вперед, и шедший вторым «Пожарский» попал на минное заграждение.

Взрывом пароходу разворотило борт, он загорелся и затонул на ровном киле на глубине в 14 футов (палуба с минами и надстройки остались над водой). «Дмитрий Донской» снял с него экипаж и ушел в Баку, красные суда преследования не вели. По окончании долгого пожара на «Пожарском» взорвались мины, и корабль был совсем уничтожен.

направляться добавить, что красные кроме этого несли утраты от мин – по всей видимости, выставленных еще в осеннюю пору. 2 апреля за пределами рейда на глубине 11 футов взорвалась и затонула канонерка «Прилив», бывший речной колесный буксир (два 76-мм орудия); утрат в экипаже не было.

От Петровска до Форта-Александровского

Тем временем события на суше опережали любое планирование: в тот же сутки (30 марта) Красной отрядами и армией горских повстанцев был занят Петровск. Пребывавшие тут суда белой флотилии еще 28–29 марта ушли в Баку и потом в занятый британцами персидский порт Энзели. Часть исправных судов направилась к острову Ашур-Аде, где руководство белой флотилии планировало устроить временную базу.

Наряду с этим шедший своим ходом трофейный эсминец «Москвитянин» на выходе из порта выскочил на камни и был брошен; штормом его перебросило через рифы, так что нереально было кроме того завести буксир.

Отступая, белые взорвали составы и склады с снарядами на подъездных дорогах к порту, затопили на фарватере пара судов, но так спешили, что не перекрыли вход в порт минами а также не срезали навигационные символы. В итоге затопленные суда только обозначили проход в гавань.

Утром 2 апреля в Петровск прибыл дивизион эсминцев под флагом командующего флотилией Ф. Ф. Раскольникова. Исаков так обрисовывал печальную картину, открывшуюся с моря:

«На подходах к гавани из воды в различных местах торчали стеньги, мачты либо рубки нескольких затопленных судов. В стороне, на камнях, ближе к берегу, стоял двухтрубный миноносец, удивляя яркостью красной окраски, освещенной утренним солнцем…

Я посмотрел назад на остов миноносца, стоящего на камнях.

– «Москвитянин»! Я его еще со времен Рижского залива знаю.

– Он самый! – отозвался с печальным вздохом старший рулевой. – А я его по прошлому году знаю… по форту Александровскому!.. Но, думается, мы за него расквитались…»

Федора Федоровича Раскольникова возможно осуждать за очень многое – и за позерство, и за пленение британцами в 1918 году эсминцев «Спартак» и «Автроил». Но нельзя отказать ему в решительности. Уже 4 апреля он на «Либкнехте» вышел из Петровска для разведки Красноводска и Форта-Александровского.

Из-за сильного шторма от рейда к Красноводску было нужно отказаться, и эсминец двинулся на север.

Эсминец «Москвитянин» на камнях, начало 20-х годов
Источник – navsource.narod.ru

В данный же сутки в Форт-Александровский для эвакуации остатков Уральской армии прибыли маленькие канонерки «Милютин» (268 брт, три 76-мм орудия) и «Опыт» (474 брт, одно 102-мм и два 76-мм орудия), на каковые сразу же началась погрузка казачьих войсковой казны и семей. «Сейчас показались два советских корабля [на самом деле – один («Карл Либкнехт») – прим. автора] и выпустили пара снарядов по форту. Милютина «и» Капитаны «Опыта» приказали пассажирам сойти на берег, сообщив, что они на данный момент примут бой. Все же половина и имущество войсковой казны осталось на пароходе» – писал очевидец этих событий хорунжий Л. Масянов.

Около 17:00 завязалась артиллерийская перестрелка, продолжавшаяся практически два часа. Имея преимущество в артиллерии (два 102-мм орудия), «Карл Либкнехт» своим огнем вынудил суда соперника отойти на юг. Раскольников отчитался об одном попадании в корму «Милютина», но основной артиллерист дивизиона эсминцев Б. П. Гаврилов думал, что никакого попадания не было.

Днем раньше к Форту-Александровскому был кроме этого выслан белый гидроавиатранспорт «Орленок» (1385 т, два 102-мм и одно 76-мм орудия). Он возвратился к флотилии, не сделав задания и сказав, что встретил у Петровска два красных миноносца; существующая версия о его бое с «Карлом Либкнехтом» не подтверждается источниками с советской стороны.

Так или иначе, утром 5 апреля казаки (1-й и 2-й Уральские казачьи полки, конно-горная батарея, инженерная сотня, учебная пулеметная команда и сводно-нестроевая рота), деморализованные бегством собственных судов, без сопротивления сдались отряду красных моряков, высадившемуся на берег. В качестве военнопленных было зарегистрировано 1165 человек, а также, как минимум 77 офицеров и два генерала – Г. К. Бородин и Н. Г. Тетруев, командующий Урало-Астраханским корпусом.

Но это были не все пребывавшие тут войска – уже 13 апреля, спустя семь дней по окончании отправки указанного выше числа военнопленных в Астрахань гарнизон форта, «состоящий только из остатков Уральской отдельной армии», принял декларацию о помощи готовности и советской власти «до последней капли крови биться как с внутренним, так и с внешним неприятелем». Согласно данным Л. Масянова, всего сдалось 1600 человек. Среди забранных в форте трофеев выяснилось 80 пудов серебра; еще 48 пудов успели загрузить на пароходы. Раскольников имел возможность вычислять, что позор потери и плена двух эсминцев с него смыт…

Изначально в Москву было доложено о захвате самого генерала Толстова – но в конечном итоге он с отрядом в 250–300 человек (а также, 41 офицер) бежал на протяжении берега в Персию. 17 апреля отряд Толстова был обнаружен и обстрелян канонерской лодкой «Альтфатер» в заливе Александр-Бай (приблизительно на половине пути между Фортом-заливом и Александровским Кара-Бугаз).

Отряд отошел в горы и разделился: часть его во главе с хорунжим Яшковым (91 наездник, из них 5 офицеров) через три дня возвратилась в Форт-Александровский и сдалась советским влияниям. Несколько генерала В. И. Моторного (34 офицера) попала в плен чуть позднее, пара вторых групп были вырезаны киргиз-кайсаками в ответ на захват и грабежи заложников. Сам Толстов с отрядом из 162 человек только 22 мая добрался до персидской границы.

Канонерская лодка «Альтфатер» (бывший пароход «Петроний»)
Источник – А. Широкорад. Великая речная война. 1918–1920 годы
Финиш белой флотилии

Тем временем белая флотилия разлагалась: около 12 часов дня 4 апреля в Красноводск пришли и сдались красным крейсер «Австралия» (1275 брт, три 102-мм орудия) и посыльное судно «Часовой» (230 т, два 37-мм орудия). Офицерам обоих судов была предоставлена возможность уйти на рыбачьей лайбе. Остаться у красных пожелали двое – механик «Австралии» прапорщик Гольц и начальник «Часового» мичман Селезнев.

К середине апреля белая Каспийская флотилия сосредоточилась в Энзели, а часть ее судов была реализована Азербайджану. Около 10 апреля командующий флотилией А. И. Сергеев отбыл через Тифлис и Батум в Крым, забрав с собой всю казну флотилии а также не выплатив жалованье офицерам. Командующим вместо него остался капитан 2-го ранга Бушен.

По требованию британцев оставшиеся суда были разоружены и интернированы.

Пароход «Константин Кауфман»
Источник – С. С. Бережной. вспомогательные суда и Корабли советского ВМФ (1917–1927 гг.)

8 апреля красные вспомогательные крейсера «Каспий» (под флагом начальника отряда военмора Арского) и «Пролетарий» (бывший «Макаров I», 252 т, два 102-мм орудия) с транспортом «Константин Кауфман» вышли с 12-футового рейда для захвата острова Чечень. Но разразился шторм, транспорт с десантом отстал, а 9 апреля примерно в восемь часов утра «Каспий» затонул из-за разошедшихся швов обшивки носовой части. Погибло 54 человека, а также, капитан корабля Е. Перетерский и начальник отряда В. Арский со своим штабом. «Пролетарий», подобрав с воды 13 человек, возвратился на 12-футовый рейд.

«Кауфман» переждал шторм за островом Тюлений, а 13 апреля подошел к Чеченю и высадил десант. Соперника на острове не выяснилось; вместо замечательной передовой базы британцев было найдено только пара палаток и землянок. Установление контроля над всей северной половиной Каспия разрешило с середины апреля начать морскую транспортировку нефти с Эмбы.

Вступление Красной армии в Баку
Источник – А. Б. Кадищев. гражданская война и Интервенция в Закавказье

Но и Баку был ненадежным убежищем для белых: 27 апреля Красная армия перешла границу Азербайджана. Одновременно с этим в Баку вспыхнуло коммунистическое восстание, поддержанное местными кемалистами. Войска Азербайджанской республики фактически не оказали сопротивления – большую роль в этом сыграло давление турок, каковые в тот момент были союзниками коммунистов.

Не пригодился кроме того морской десант в Баку, запланированный командующим Кавказским фронтом М. Н. Тухачевским: для захвата Азербайджана хватило четырех бронепоездов с отрядом из 300 человек. Эти силы прибыли в Баку утром 28 апреля, но еще вчера вечером, по окончании ультиматума армейских, азербайджанский парламент официально передал власть местному ревкому.

3 мая десант моряков занял Ленкорань на персидской границе. В данный же сутки на параллели устья Куры был перехвачен нефтеналивной пароход «Галилей», на котором из Баку эвакуировалась английская дипломатическая миссия со всеми архивами.

Канонерская лодка «Карс», начальный вид
Источник – А. В. Платонов. Советские мониторы, бронекатера и канонерские лодки. Часть I . СПб.: Галея-Принт, 2004

В Баку был захвачен целый азербайджанский флот – канонерские лодки довоенной постройки «Карс» и «Ардаган», вспомогательный крейсер «Пушкин», минный заградитель «Греция», посыльные суда «Астрабад», «Аракс», «Нарген», «Бугаз», «Баилов» и «Киргиз», транспорт «Курск», госпитальное судно «Алесгерье», тральщик «Горчаков». Помимо этого, в последних числахАпреля в Баку прибыло из Энзели и сдалось штабное судно «Орел» (1111 т).

Прибытие судов Волжско-Каспийской флотилии в Баку, май 1920 года
Источник – А. Б. Кадищев. гражданская война и Интервенция в Закавказье

1 мая 1920 года Раскольников с отрядом эсминцев прибыл в Баку, а 9 мая он стал командующим флотом Советского Азербайджана. Белая флотилия укрылась в занятом британцами персидском порту Энзели. Но и это убежище на самом юге Каспийского моря выяснилось ненадежным…

Высадка в Энзели

Еще 29 апреля штаб Морских сил Республики внес предложение Раскольникову проработать операцию с целью окончательного уничтожения белого флота в Энзели. 11 мая штаб Кавказского фронта запросил у командующего флотилией мысли касательно замысла действий против Энзели. 14 мая Раскольников издал приказ о проведении Энзелийской операции.

Приказ предусматривал возможность совместных действий с повстанцами Мирзы Кучек-хана – национального героя, фанатика и муджахида, еще в 1915 году поднявшего восстание против правительства в Тегеране. «Его вычисляли спасителем Персии, что выгонит чужестранцев и вернет стране ее прошлый «золотой век», – писал о Кучек-хане британский генерал Денстервилль.

Мирза Кучек-хан
Источник – Владимир Генис. Красная Персия

17 мая к Кучек-хану в город Фауман (в 25 км южнее Энзели) вправду прибыл «один русский товарищ», сказавший о том, что пару дней назад тут покажутся войска СССР. Кучек-хан разослал по прибрежным деревням эмиссаров – предотвратить население о том, что коммунисты прибудут как приятели.

В ночь на 17 мая Волжско-Каспийская флотилия тремя кильватерными колоннами покинула рейд Баку. В правой колонне шел минный дивизион – эсминцы «Карл Либкнехт», «Деятельный» и «Расторопный», в левой – отряд крейсеров: «Роза Люксембург» (1260 брт, два 130-мм орудия), «Коммунистический Азербайджан» (бывший азербайджанский «Пушкин», 1091 т, два 130-мм орудия) и «Бела Кун» (трофейная «Австралия»), и канонерские лодки «Карс» и «Ардаган» (в «Ленин» и «Троцкий» они будут переименованы лишь 19 мая). В центральной колонне двигались транспорты «Паризиен», «Михаил Березань» и «Колесников» с десантным отрядом Кожанова, и тральщик «Володарский».

Утром 18 мая из Астары по берегу в сторону Энзели был направлен 7-й Ширванский полк азербайджанской армии и кавалерийский дивизион из состава десантного отряда Кожанова. С моря отряд закрывал крейсер «Пролетарий», при котором был транспорт «Греция» с десантной ротой.

Энзелийская операция
Источник – А. Б. Кадищев. гражданская война и Интервенция в Закавказье

Утром 18 мая флотилия подошла к Энзели, а в 7:15 разделились: «Роза Пушкин» и «Люксембург» в сопровождении катера-истребителя «Наглый» направилась прямо к порту, эсминцы двинулись параллельно берегу на запад, а остальные суда развернули на восток для высадки десанта. В 7:19 открыли огонь эсминцы, в 7:25 – остальные суда.

75-мм пушки «Деятельного» и «Расторопного» стреляли по побережью к западу от Энзели, «Карл Либкнехт» (два 102-мм орудия) и вспомогательные крейсера вели пламя по Казьяну – восточному предместью. От остального города Казьян был отделен протокой, ведшей в лагуну Мурдаб. В нем размещались главные силы британского гарнизона.

О дислокации соперника ничего известно не было, исходя из этого флагманский артиллерист флотилии Б. П. Гаврилов приказал по кварталу самый богатых каменных домов. Расчет был верен: один из первых 130-мм снарядов с «Розы Люксембург» угодил в кирпичное строение, где размещался штаб британского гарнизона, обрушив левый верхний угол дома.

«С нескрываемым злорадством передавали нам по окончании боя энзелийцы пикантные подробности того, как офицеры выпрыгивали из окон, в чем мать родила», – пишет Исаков, но, додавая: «Возможно, в этих показаниях очевидцев было много преувеличений…» Исаков именовал это «энзелийской побудкой» и не скрывает, что принимал ее как отмщение за «кронштадтскую побудку» 1919 года – ночной налет британских торпедных катеров на Кронштадт, на протяжении которого был потоплен бывший крейсер «Память Азова» и поврежден линкор-додредноут «Андрей Первозванный».

Огонь в ответ открыла только одна британская батарея береговой обороны, напрасно сделавшая до 12 залпов. Тем временем десантная несколько приблизилась к берегу в 12 км восточнее Казьяна. Три транспорта с отрядом Кожанова выстроились в линию, по флангам пребывали канонерки, суда снабжения держались мористее.

Справа был вспомогательный крейсер «Австралия», первоначально стрелявший по Казьяну.

Побережье не оборонялось – только на прибрежном шоссе, идущем до селения Кивру и потом сворачивавшем на юг, к Решту, была обнаружена застава с пулеметом, снявшаяся сразу же по окончании артобстрела.

Канонерская лодка «Ардаган»
Источник – Бизертинский морской сборник. 1921–1923

Первоначально планировалось высаживать десант посредством моторных катеров и малых тральщиков-истребителей. Но тральщик при эскадре был лишь один, а из двух истребителей один («Наглый») сопровождал «Розу Люксембург», а второй командующий флотилией держал при себе в качестве посыльного судна. Исходя из этого десант перевозился на берег посредством корабельных шлюпок, что заняло много времени.

Вдобавок из-за недостаточного организации опыта и плохой выгрузки моряков часть шлюпок первой волны была кинута у берега без присмотра и разбита прибоем. Обстановку спас тральщик «Володарский», начальник которого по собственной инициативе организовал сбор оставшихся у берега плавсредств и буксировку их обратно к транспортам.

Около 7:45 на берегу показалось пара групп английских пехотинцев численностью до роты, выдвигавшихся со стороны Казьяна. По окончании обстрела с «Австралии» воины рассыпались и скрылись в дюнах. С 8:15 от Казьяна к деревне Кивру начали перебрасываться на грузовиках группы гуркхов; воины занимали оборону на шоссе и разворачивали пулеметы.

Но ко мне был переброшен лишь один индийский батальон: одураченное демонстративным обстрелом берега с эсминцев, руководство 36-й Индийской пехотной бригады первоначально направило второй собственный батальон на пляж западнее Энзели. Исходя из этого к месту высадки второй батальон попал только через два часа, очень сильно измотанный метаниями взад-вперед, и переправой через протоку.

Высадившись на берег, первый бросок десанта оседлал шоссе и перерезал все идущие на протяжении него провода – а также, линию Англо-Индийского телеграфа. Береговой обороны либо кроме того полевой артиллерии в месте высадки у британцев не выяснилось. Как пишет Исаков, «у отечественных канлодок не было хороших целей, и любой британский пулемет, рискнувший открыть огонь, в тот же час накрывался несколькими боеприпасами с судов кроме того без вызова огня со стороны десанта».

Высадка десанта в Энзели
Источник – военная интервенция и Гражданская война в СССР. 1918–1922. Энциклопедия. М., 1987

Однако, высадка на шлюпках шла медлительно: за первый час на берег была перевезена лишь треть отряда Кожанова – 700 человек из 2000. Разгрузку удалось завершить только по окончании полудня. Красные десантники заняли Кивру, выставив заслоны в сторону Решта и Энзели.

Исаков пишет о том, что авангард продвинулся до моста через реку Сефид-руд, но это вызывает кое-какие сомнения, потому, что устье реки находится в 20 км восточнее и на большом растоянии в стороне от дороги на Решт.

Капитуляция британцев

Незадолго до открытия огня Раскольников передал в эфир ультиматум британскому руководству с требованием сдачи Энзели и передачи всего русского армейского имущества, находящегося в порту. Около половины девятого по радио поступил ответ – глава гарнизона генерал Хью Фредерик Бэйтмен-Чемпейн давал слово запросить Тегеран, а до получения ответа предлагал прекратить пламя. К 8:40 стрельба с судов была прекращена, но высадка армий длилась.

В 8:55 случился необычный эпизод: из гавани Энзели на полном ходу вышел торпедный катер без флага. Он был остановлен орудийным огнем моторного катера-истребителя «Наглый» и возвратился в гавань. Принято вычислять, что это была торпедная атака на миноносцы, но И. С. Исаков предполагал, что в конечном итоге катер желал прорваться в море для удара по более большим судам.

Кто совершил эту атаку, так и осталось малоизвестным, но вероятнее, это были белогвардейцы, а не британцы.

По крайней мере, ближе к вечеру из гавани вышел еще один белый катер, дабы утопить в море собственный оружие – пулемёты и торпеду.

Хью Фредерик Бэйтмен-Чемпейн, фото 1904 года
Источник – angelfire.com

Около 10 часов из Энзели вышел катер с парламентером, капитаном Крэчли. Исаков счел его сотрудником разведки и не без оснований – месяцем ранее Крэчли, замечательно знавший русский язык, уже вел переговоры с белым руководством об интернировании флотилии. Парламентер потребовал прекращения высадки – но сейчас уже Раскольников имел возможность ставить условия британцам, у которых уже давно пребывал в плену. Генерал Бэйтмен-Чемпейн докладывал в Тегеран:

«Мне представлялся выбор в это же время, дабы подвергнуть опасности мои силы без шансов на отступление и с верным поражением в конце… либо принять условия советского командующего и тем самым оттянуть мои силы к Решту без потерь и сопротивления».

К вечеру британцы дали согласие на условия Раскольникова и начали покидать город под улюлюканье и хохот местных обитателей. Кроме того белые мемуаристы, бывшие свидетелями данной сцены, признают, что испытывали чувство гордости за русское оружие. «Кроме того персидский губернатор, подошедший на катере, от имени персидского правительства приветствовал Красный флот. Город разукрасился красными знамёнами», – информировал Раскольников в собственном докладе.

Утром 19 мая суда флотилии вошли в гавань Энзели. Тут была захвачена оставшаяся часть белой флотилии – 10 вооруженных и 7 невооруженных морских судов, плавбаза с четырьмя торпедными катерами, гидроавиатранспорт и четыре гидросамолета (по другим сведеньям – шесть), 50 полевых пушек, 20 судовых и 3 полевых радиостанции, и большое количество гражданского имущества и военного.

4 июня, воспользовавшись деморализацией войск и англичан центрального правительства, отряды Мирзы Кучек-хана заняли Решт – столицу персидской провинции Гилян. 5 июня тут была провозглашена Гилянская Советская республика. В Персии разгоралась собственная гражданская война – но это уже совсем вторая история, печальная и смелая…

Кампания 1920 года на Каспии еще раз показала, что в морской войне решающую роль играется не превосходство в силах, а решительность и быстрота действий. Тот, кто побеждает в темпе, занимает наилучшую позицию для развертывания и блокирует развертывание соперника – побеждает еще до начала боя. Несомненно, обстановка на сухопутном фронте не давала белым морским силам шанса на итоговую победу.

Но если бы адмирал Сергеев действовал решительнее, он имел возможность обеспечить красным массу проблем и, по крайней мере, без неприятностей эвакуировать гарнизон Форта-Александровского.

литература и Источники:

  1. А. А. Соболев. Красный флот в гражданской войне 1918–1920 г. Лг., 1924
  2. И. С. Исаков. Каспий, 1920. М.: Коммунистический автор, 1973
  3. А. Б. Кадищев. гражданская война и Интервенция в Закавказье. М.: Воениздат, 1960
  4. Владимир Генис. Красная Персия. М.: МНПИ, 2000
  5. Рахман Мустафа-Заде. Две республики. Азербайджанско-российские отношения в 1918–1922 гг. М.: МИК, 2006
  6. Бизертинский морской сборник. 1921–1923. Избранные страницы. М.: Согласие, 1923
  7. Флот в Белой борьбе. Сборник. М.: Центрполиграф, 2002
  8. Л. Л. Масянов. Смерть Уральского казачьего войска. Нью-Йорк, 1963
  9. Армейские моряки в борьбе за Советскую власть в Азербайджане и Прикаспии. 1918–1920 гг. Сборник документов. Баку: Эли, 1971
  10. Бережной С. С. вспомогательные суда и Корабли советского ВМФ (1917–1927 гг.). М.: Воениздат, 1981

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: