«Мосты у токо-ри» — кино и реальность

Кинематограф подарил миру много увлекательных фильмов, но время от времени жизнь выясняется немыслимее любой фантазии. 65 лет назад, 8 февраля 1952 года, в заснеженных горах КНДР разыгралась история, лёгшая в базу книги, а после этого и фильма «Мосты у Токо-Ри». Но, произошедшего в тот сутки с лихвой хватило бы на пара фильмов…

Забытая война

Начавшаяся в первой половине 50-ых годов двадцатого века в Корее война не пользовалась громадной популярностью в Соединенных Штатах. Пресса кроме того именовала её «Забытой войной» — так никому не было до неё дела. К концу 1951 года боевые действия на земле прочно зашли в тупик.

Одновременно с этим длящиеся переговоры имели возможность закончить её практически в любой сутки. Сложилось вывод, что резервисты США, сравнительно не так давно вдоволь хлебнувшие Второй мировой и после этого пара лет нормально жившие в мире, отнюдь не рвутся геройствовать.

Как раз исходя из этого Джеймс Миченер, обозреватель популярных изданий Readers Digest и Saturday Evening Post, отправился в Корею — определить, вправду ли солдаты США потеряли храбрость. На протяжении Второй мировой Миченер служил на Тихоокеанском флоте, а его книга «Сказания юга Тихого океана», написанная на базе фронтового опыта, завоевала Пулитцеровскую премию 1948 года.

«Мосты у токо-ри» — кино и реальность Четвёртый слева в верхнем последовательности — Рэй Эдингер.
http://www.airspacemag.com/

Сейчас Миченер трудился военкором на авианосцах «Вэлли Фордж» и «Эссекс». Впечатления от новой войны не вынудили себя ожидать. В первую очередь декабря 1951-го по февраль 1952 года авиагруппа авианосца «Вэлли Фордж» утратила восьмерых лётчиков, не считая разбившихся в трагедиях.

Первым был Гарри Эттингер — 25-летний пилот ночного штурмовика «Скайрейдер», сбитый к югу от Вонсана в первом же вылете. Авиагруппа теряла приблизительно по лётчику в неделю, и не требовалось быть гением математики, дабы подсчитать: до конца войны никто из её состава просто не доживёт.

Позднее стало известно, что Эттингер и два вторых участника его экипажа попали в плен. Практически два месяца спустя Эттингера путём сложных тайных махинаций вытащили корейцы, трудившиеся на объединённую разведку армии и ЦРУ (Combined Command Reconnaissance Activities, Korea — CCRAK). Оставалось переправить его к своим — но Эттингер был обморожен, болел пневмонией и мог не перенести перехода через линию фронта.

Исходя из этого разведчики запросили вертолёт.

Выручать лётчика выпало старшине Дуэйну Торину с тяжёлого крейсера «Рочестер», одному из первых вертолётчиков флота. Торин уже совершил более чем 130 спасательных вылетов на маленьком вертолёте Сикорского HO3S-1. В работе спасателей была одна особенность (обрисованная позднее Миченером): по окончании 12 мин. в зимнем Японском море гибнущий лётчик уже не имел возможности сам надеть на себя «сбрую» для подъёма на борт, а через 20 мин. выручать было уже некого.

Исходя из этого случалось, что спасателям приходилось прыгать с вертолёта в ледяную воду, дабы закрепить слабого пилота в лямках.

Дуэйн Торин выручает лейтенанта Джона Эббота. http://www.usgennet.org/

Разведка попросила Торина попутно «подбросить» своим партизанам лекарства и рацию. Вместе с сопровождающим груз разведчиком Биллом Нэйлор-Футом — мол, партизаны будут рады видеть привычное лицо. Причём разведчик должен был заменить собой второго члена экипажа.

Будучи умелым пилотом, Торин не пришёл от идеи в восхищение и честно предотвратил, что в таковой операции вес практически крайне важен — и вертолёт сможет поднять не более 150 фунтов груза, включая рацию. Причём груз нужно будет как-то выпихнуть из вертолёта прежде, чем поднимать выручаемого на борт.

8 февраля в 6 часов утра три истребителя «Корсар» и три штурмовика «Скайрейдер» взлетели для прикрытия спасательного рейда. «Скайрейдеры» несли по три 2000-фунтовых и восемь 250-фунтовых бомб, «Корсары» — лишь 250-фунтовые. На предполагаемом месте эвакуации соперника помой-му не было, но узкие рисовые поля, террасами покрывающие склоны, не давали вертолёту нормально сесть. Торину было нужно много попотеть, дабы приземлиться.

Неожиданно всё пошло не так. Вместо того дабы находиться на месте, Эттингер быстро «влетел» в ещё не разгруженный вертолёт. Под весом троих человек и другого груза машина накренилась вправо, одно из колёс шасси соскочило с террасы, и лопасти винта ударили о почву.

До тех пор пока пилоты выбирались из повреждённого вертолёта, к ним уже бежали северокорейцы. Воздушное прикрытие срочно начало отгонять их очередями. Торин позднее вспоминал, что разрывы снарядов трещали, как попкорн.

Авиагруппа на обледеневшей палубе, январь 1952 года.
http://donhollway.com/

Корейцы не остались в долгу: пять из шести самолётов прикрытия взяли попадания от зенитного огня. «Корсар» лейтенанта Джона Маккенны загорелся, лётчик радировал, что полетит к морю. В том месте его самолёт упал в воду, Маккенна пропал без вести. Лейтенанту Мэлу Шлютеру повезло больше: его «Скайрейдер» смог неудачно приземлиться на южнокорейской базе К-50.

У остальных самолётов, ещё державшихся в воздухе, закончились снаряды, да и горючее доходило к концу. Исходя из этого они полетели к базе К-18.

Эттингер, Торин и Нэйлор-Фут, слушая рокот нового вертолёта над головой, ожидали спасения. Вертолёт с десантного корабля два раза делал заходы на посадку, но под сильным огнём так и не смог приземлиться, больше того — сам взял попадание и был должен неудачно сесть на крейсер «Сент-Пол». Торин осознал: если они попытаются выбраться на открытое место, то подставят под пламя не только себя, но и следующий вертолёт.

Не хотя быть приманкой, «приземлённые» лётчики решили сдаться в плен.

Через чур далёкие мосты

Тем временем другая авиагруппа жила собственной судьбой и делала боевые задачи. У деревушек Поко-Ри и Токо-Сан (позднее Миченер объединит их на страницах книги в Токо-Ри) неподалеку от города Вонсана через реку Самдонг были переброшены три моста. Аэрофотосъёмка показывала, что в равнине данной реки полно 37-мм зениток производства СССР.

Один их боеприпас — а также бронированный «Скайрейдер» улетел бы неподалеку.

Мосты, каковые предстояло стереть с лица земли.
http://donhollway.com/

Из всех наличных самолётов лишь поршневые «Скайрейдеры» с замечательными моторами в 2700 л. с. имели возможность встать с палубы вместе с тяжёлыми 2000-фунтовыми бомбами, нужными для уничтожения прочных мостов. Вторым преимуществом этих самолётов была их продолжительность полёта и огромная дальность.

Но удар потребовал чёткой координации всех задействованных сил. Реактивные «Пантеры», летящие первыми, должны были взять на себя орудия ПВО, после этого «Корсары» подавят пехоту, но главную работу нужно будет выполнять «Скайрейдерам». Был ещё один нюанс: стоило лётчику на бреющем вместо пуска ракет случайно надавить на его машину — и сброс бомб имели возможность продырявить осколки собственного груза.

Пикирующий «Скайрейдер». http://donhollway.com/

По замыслу, в первом заходе «Скайрейдеры» сбрасывали 2000-фунтовые бомбы, после этого, в случае если пригодится, — 250-фунтовые с пилонов под крыльями. Группу вёл Боб Шрайбер по прозвищу «Металлические брюки» — он обожал сбрасывать большие бомбы по одной, для большей точности совершая пара заходов вместо одного. Остальные автомобили вели Дик Кауфман, Боб Коморофф и Марв Брумхед.

«Скайрейдеры» пикировали под углом в 60 градусов, выходя из пике так низко, что зенитки на склонах стреляли по самолётам сверху вниз. Кауфман вспоминал, что за 30 вылетов над Северной Кореей зенитный пламя тут был самым сильным. Первый заход занял всего около 15 секунд.

Но выскочив из равнины и собрав высоту, лётчики заметили, что один мост однако сохранился.

Во втором заходе Брумхед был подбит. Его «Скайрейдер» летел через чур низко, дабы лётчик имел возможность выпрыгнуть, и всё больше терял обороты мотора и высоту. Оставалось искать место для вынужденной посадки.

Наконец, «бразды пушистые взрывая», штурмовик пронёсся по снегу и замер.

А ближайший спасательный вертолёт, не считая сбитых, был на борту лёгкого крейсера «Манчестер», за сотню миль от места драмы.

Сама драма тем временем длилась. Один из «Корсаров» прикрытия, что пилотировал Рэй Эдингер, также был повреждён — из гидросистемы вытекала жидкость. Пилот, не обращая внимания на распоряжения, однако сумел неудачно сесть на родной авианосец — с подвешенной под крылом неисправной ракетой.

«Корсар» Эдингера по окончании аварийной посадки.
http://www.airspacemag.com/

Все лётчики, кто имел возможность, кинули второстепенные цели и принялись закрывать сбитого товарища. Не обращая внимания на громадное расстояние, к Брумхеду на вертолёте с крейсера вылетели Эд Мур и Кеннет Генри. Но и их вертолёт попал под правильный пламя и завалился на бок рядом со «Скайрейдером» Брумхеда.

Муру и Генри удалось выбраться наружу и отыскать Брумхеда. Стало известно, что тот при посадке повредил обе лодыжки и позвоночник, а Генри вывихнул колено.

На помощь прилетел уже армейский вертолёт, но места в маленькой машине хватало только для двоих, к тому же Брумхед был без сознания. Тащить его к вертолёту по открытому месту означало практически гарантированную смерть. Мур и Генри отказались кинуть товарища и жестами продемонстрировали пилоту улетать.

Утром следующего дня аэроразведка обнаружиламесте драмы только кровь и обломки на снегу. Операция обернулась полной трагедией. Всех пропавших логично посчитали погибшими.

Путь на экран

На протяжении нахождения на авианосце Миченер в большинстве случаев негромко сидел, слушал переговоры по радио и истории возвратившихся из вылета пилотов. В первой половине 50-ых годов двадцатого века, впечатлившись замеченным и услышанным, он опубликовал пара статей, а в следующем году — и книгу «Мосты у Токо-Ри». На момент написания книги правильная будущее прототипов её главных храбрецов оставалась малоизвестной.

Только позднее стало известно, что все пропавшие участники событий благополучно пережили плен.

Книгу решили экранизировать с привлечением лучших звёзд Голливуда: Уильяма Холдена и Грейс Келли. Холден сыграл главного храбреца — умелого лётчика по фамилии Брубейкер. Лётчик с таковой фамилией вправду был на борту авианосца, не смотря на то, что и не принимал яркого участия в событиях 8 февраля.

Но он ещё в декабре 1951 года общался с Миченером.

Исходя из этого персонаж в фильме «составлен» из Брубейкера и Брумхеда.

Уильям Холден в роли Брубейкера.
https://christinawehner.files.wordpress.com

Младший брат Холдена в январе 1944 года погиб на истребителе «Хэллкет», потому актёр относился к лётчикам с громадным уважением. Он не только сидел в кабине настоящего истребителя, но и сам рулил машиной по палубе, не смотря на то, что и ни разу не поднимался в атмосферу. Холден кроме этого намерено настоял, дабы финал фильма был ровно таким же, как в книге.

Многие персонажи фильма кроме этого имеют настоящих прототипов. К примеру, вертолётчик в фильме носит совсем неуставную зелёную шляпу — наряду с этим Дуэйн Торин был прекрасно узнаваем в авиагруппе благодаря собственной зелёной кепке. В другом фильме по мотивам статей Миченера, «Men of the Fighting Lady», актёры изображают настоящих людей под их настоящими именами.

Любопытно, что храбрецами книги Миченера выступают истребители F2H «Бэнши», но для фильма были выбраны более прекрасные «Пантеры». А на протяжении съёмок на авианосце «Орискани» корабль ушёл в ремонт, и его номер было нужно нарисовать на однотипном «Кирсардже».

Грейс Келли провожает авианосец.
http://image.tmdb.org/

Консультировал фильм Маршалл Биб, пилот Второй мировой войны, а в Корейской войне — начальник эскадрильи на авианосце, где он и встретил Миченера. Миченер так впечатлился беседами с ним, что посвятил Бибу книгу. Биб кроме того на пара секунд появляется на экране в начале фильма.

Пол Мантц, в прошлом неоднократный участник воздушных гонок, снимал воздушные эпизоды, высунувшись по пояс из старенького бомбардировщика В-25. Исходя из этого реактивным «Пантерам», дабы в кадр, приходилось удерживать минимальную скорость из вероятных. Из «подбитого» самолёта храбреца вытекало необыкновенное горючее — молоко с шоколадом.

В случае если с самолётами вопрос разрешился благополучно, то где отыскать неприятеля? Для съёмок выстроили особую уменьшенную копию всей равнины длиной 60 метров, с мостами, строениями а также действующей железной дорогой. В нужных местах заложили пиротехнику.

Над макетами на проволочках прогоняли модели «Пантер».

Результат — заслуженный «Оскар» за впечатляющие кроме того на данный момент эффекты докомпьютерной эры.

литература и Источники:

  1. http://www.imdb.com/.
  2. http://donhollway.com/.
  3. Biography for James Albert Michener. https://secureapps.libraries.psu.edu/.
  4. Kaufman, Richard F. Behind the Bridges At Toko-Ri. Naval Aviation News, April 2002.
  5. Hansen James R. First Man: The Life of Neil A. Armstrong. SimonSchuster, 2006.
  6. Hollway Don. The Real Bridges at Toko-Ri. Aviation History, September 2016.
  7. Sears David. Such Men as These: The Story of the Navy Pilots Who Flew the Deadly Skies Over Korea. Da Capo Press, 2010.
  8. Sears David. The Ordeal of VF-653. http://www.airspacemag.com/.
  9. Thorin Duane. Perils of Pegasus. http://www.usgennet.org/.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Структура и работа легиона

    Где же на Земле базируются силы Сатаны? Публикации в периодической печати последних 100 лет поражают обилием загадок и тайн, которые связаны с…

  • Беркут на страже москвы

    Ровно 60 лет назад — 9 августа 1955 года — Совет министров СССР принял распоряжение о разработке первой зенитной ракетной совокупности «Беркут» для…

  • 10 Фактов о корейской войне (1950-1953 гг.)

    На сегодня КНДР, владеющая средствами и ядерным оружием его доставки, согласно точки зрения Вашингтона есть «империей зла». Американцы размещают системы…

  • Мятеж обречённых

    Лагеря смерти во время второй мировой являлись для фашистов действенным средством «решения иудейского вопроса». Одним из главных считался лагерь Собибор…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: