Можно выделить несколько основных подходов к пониманию истории

Вопрос №1

История как наука: предмет изучения, функции, способы, правила

Слово «история» происходит из древнегреческого языка, где оно означало «рассказ», «повествование о том, что удалось определить», «изучение». На данный момент термин «история» имеет пара значений. С одной стороны, историей именуют каждый процесс развития в обществе и природе – в этом смысле возможно сказать об истории самых различных объектов . Иначе, понятием «история» обозначают прошлое, хранящееся в памяти людей, и любой рассказ об этом прошлом.

В похожих значениях понятие «история» используется и в разговорной речи – как синоним слов «прошлое», «происшествие, случай» и «рассказ о случившемся».

термин «история» употребляется прежде всего для обозначения одной из гуманитарных дисциплин. История в этом случае – особенная наука (либо комплекс наук), занимающаяся изучением прошлого людской общества во всем его многообразии. Исходя из этого, предметом исторической науки возможно назвать все проявления судьбы человечества, начиная с зарождения людской общества и сейчас.

Соответственно, основной задачей истории (главным её назначением) нужно считать познание (осмысление и изучение) прошлого человечества –познание, нужное для понимания современного состояния предвидения и человеческого общества его развития в будущем.Можно выделить несколько основных подходов к пониманию истории

в исторической науке имеет место специализация по нескольким правилам:

– по временному (хронологическому) охвату; в историческом ходе выделяются главные эры (традиционно – первобытность, античность, средневековье, новое/новейшее время) и отдельные их периоды;

– по пространственному (географическому) охвату; глобальная история возможно представлена как история отдельных континентов (история Африки, Латинской Америки), регионов (балканистика, история Ближнего Востока), государств (китаистика), народов либо групп народов (славяноведение);

– по разным сферам людской деятельности (политической, правовой, экономической, военной, научной и т.д.).

Помимо этого, историческая наука включает в себя пара особенных отраслей: археологию, изучающую прошлое по вещественным источникам; этнографию, изучающую сейчас живущие этнические общности и народы, их быт и культуру; источниковедение, разрабатывающее теорию и использования и методику изучения исторических источников; историографию, изучающую развитие и становление исторической науки (историю истории). Существует кроме этого последовательность особых (запасных) исторических дисциплин, исследующих виды и определённые формы исторических источников. К ним относятся археография, генеалогия, геральдика, историческая метрология, нумизматика, палеография, хронология, сфрагистика и др.

Возможно выделить пара главных подходов к пониманию истории.

Самый древними являются мифологические и религиозные концепции. В их рамках история рассматривается как следствие действия сверхъестественных сил, как их каприз либо упорядоченный план.

К примеру, в христианской церковной историографии смыслом и сутью исторического процесса считается перемещение человечества к спасению, приближение к всевышнему, духовный прогресс, а движущей силой истории – божественная воля, направляющая мир к конечной цели, божий промысел, провидение (лат. providentia, из этого и наименование данного историко-философского подхода – провиденциализм). К религиозным концепциям примыкают объективно-идеалистические философские концепции.

Их приверженцы отводят ключевую роль в историческом ходе объективным надчеловеческим силам – Полному Духу (Г.В.Ф. Гегель), Всемирный Воле (А.Шопенгауэр) и т.п.

Субъективистские концепции воображают историю, как чреду деяний выдающихся личностей, сосредотачивают внимание на внутреннем мире аналогичных людей. Зародившись в античном мире, воспрянув с гуманизмом Ренессанса, данный подход остается актуальным до сих пор («психоистория», историко-биографический жанр), а вопрос о роли личности в истории остается открытым.

В рамках материалистического подхода громаднейшую известность взяла теория исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. В соответствии с ей, мировая история представляет собой объективный, поступательный процесс развития и подчиняется неспециализированным законам, а движущей силой истории есть прогресс способов и средств производства материальных благ.

Метод производства («базис») обусловливает социальную, политическую и духовную жизнь человечества («надстройку»), формирует вид так называемой социально-экономической формации. Все человеческие сообщества проходят в собственной эволюции через пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Не смотря на то, что марксистская концепция сильна собственной цельностью, четкостью модели исторического развития, подробной разработкой экономических вопросов, ей свойствен и последовательность недочётов: твёрдая привязка всех исторических явлений к экономике, внеличностным факторам, абсолютизация роли конфликтных взаимоотношений (классовой борьбы), социальный утопизм (неизбежный коммунизм в конце развития).

Наконец, существует подход, являющийся недостижимым идеалом для историков – так называемая тотальная либо глобальная история (Ф. Бродель и др.). Она мыслится как синтез всемирно-исторического и культурного подходов, сочетание их лучших качеств при устранении недочётов, как изучение всевозможных мельчайших деталей и факторов наровне с обнаружением самых неспециализированных исторических закономерностей.

К фундаментальным правилам научного исторического изучения относятся:

– принцип объективности, что подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на знание и подлинные факты объективных закономерностей исторического развития. Каждое явление нужно изучить, учитывая как хорошие, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты под заблаговременно выработанные схемы;

– принцип детерминизма – научный подход, в соответствии с которому все замечаемые явления не случайны, а имеют обстоятельство, обусловлены определенными предпосылками, и вся реальность предстает как сплетение причинно-следственных связей;

– принцип историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. Наряду с этим необходимо разглядывать явление в развитии, т.е. учитывать, какие конкретно обстоятельства породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем. Нужно кроме этого изучить каждое явление в совокупности с другими явлениями, имевшими место в тот период и развивавшимися во времени, в их взаимообусловленности и взаимосвязи (принцип единства исторического процесса);

– принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, групп и социальных слоёв, соотнесение классовых заинтересованностей с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности кабинетов министров, партий, личностей;

– принцип альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития. Руководствуясь им, исследователь формирует модели другого развития методом сопоставления с подобными явлениями всемирный истории, определяет степень возможности осуществления того либо иного события. Признание исторической альтернативности разрешает заметить неиспользованные возможности и извлечь уроки на будущее.

Способы, применяемые в историческом изучении, возможно поделить на две группы: общенаучные и особые . Общенаучные способы подразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, опыт) и теоретические (синтез и анализ, дедукция и индукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение догадок). К особым историческим способам относятся:

– конкретно-исторический либо идеографический способ; сущность его – в описании фактов, событий и явлений, без чего нереально ни одно изучение;

– сравнительно-исторический способ; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте аналогичных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними позволяет глубже осознать исследуемый феномен;

– историко-генетический способ; связан с прослеживанием генезиса – т.е. развития и зарождения изучаемого явления;

– ретроспективный способ; содержится в последовательном проникновении в прошлое с целью обнаружения обстоятельств событий;

– историко-типологический способ; связан с классификацией объектов познания по избранному показателю (показателям) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, к примеру, в археологии, где хронологии и обширные классификации строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)

– хронологический способ; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.

Помимо этого, в исторических изучениях употребляются способы вторых наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного сотрудничества: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики). Большая часть этих способов используется при посредничестве источниковедения, в ходе расширения источниковой базы.

Исторические источники являются базой любого исторического изучения, без которой нереально научное познание прошлого. Обнаружение источников, их анализ и систематизация составляют один из главных компонентов исторической науки. Этими задачами ведает особая дисциплина – источниковедение.

Функции истории. История традиционно есть базой гуманитарного образования и наиболее значимым причиной формирования самосознания людей. Она делает последовательность функций, обычно выходящих за пределы мира науки. В их число входят:

– описательная (нарративная) фунция, сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;

– познавательная (когнитивная, объяснительная) функция, сущность которой – объяснение и понимание исторических явлений и процессов;

– прогностическая функция (предвидение будущего) и практически-рекомендательная (практически-политическая) функция. Обе подразумевают применение уроков прошлого для улучшения судьбы людских сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;

– воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция, функция социальной памяти. Эти функции несут ответственность за формирование исторического сознания, личности и самоидентификацию общества.

Движущие силы истории. Сергей Лирин


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: