«Мы создаём новый мир»

Известное изречение «В то время, когда говорят пушки – музы молчат» правдиво далеко не всегда. В 1917 юный английский живописец Пол Нэш попал на Западный фронт Первой Мировой и стал очевидцем кошмарного сражения за Пашендаль. Замеченное вдохновило его на создание потрясающих сюрреалистических пейзажей, с немыслимой силой запечатлевших кошмары войны.

В годы Второй мировой войны Пол Нэш возвратился к батальной живописи, и его талант проявился снова.

Пол Нэш появился во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века в богатой английской семье – его папа был преуспевающим юристом. Но, детские годы отечественного храбреца тяжело назвать радостными, потому, что его мать страдала от психологического заболевания. В молодости Пол грезил стать моряком, но провалился на экзамене в военно-морское училище, по окончании чего в 1908 году начал обучаться живописи.

Особенно плодотворной для него была учеба в художественной школе Английского университета у популярного живописца Генри Тонкса. В 1912–1913 годах прошли первые выставки молодого художника, каковые зарекомендовали Нэша как уникального мастера пейзажа. Любопытно, что младший брат Пола, Джон, также стал живописцем, не смотря на то, что всю жизнь оставался в тени более именитого родственника.


Пол Нэш – сотрудник Бюро военной пропаганды, 1918 год
«Мы создаём новый мир»
Источник: npg.org.uk

В сентябре 1914 года Пол Нэш записался рядовым в 28-й территориальный английский полк. Но, работу он нёс в английской столице – 28-й полк считался элитарной воинской частью молодых интеллектуалов а также носил прозвище «Художественные стрелки» (Artists Rifles). В осеннюю пору 1916 года живописец начал подготовку на офицерских направлениях, а в феврале 1917 года отправился на Западный фронт в звании второго лейтенанта Гэмпширского полка.

Работа на безрадосно известном Ипрском выступе длилась недолго – уже 1 июня Нэша эвакуировали в тыл со сломанным ребром. С высокой долей возможности это спасло ему жизнь, потому, что скоро Гэмпширский полк понёс огромные утраты на протяжении сражения на Мессинском хребте (начальная стадия битвы за Пашендаль).

Пребывав на исцелении в Лондоне, Нэш создал серию графических работ, запечатлевшую фронтовые пейзажи в модернистском стиле. Картинки привели к интересу у знатоков живописи и были представлены на двух выставках летом-осенью 1917 года. Затем ветхий друг Нэша, популярный и актуальный художник Кристофер Невинсон, внес предложение собственному приятелю присоединиться к Бюро военной пропаганды и стать официальным армейским живописцем.

Нэш подготавливался возвратиться на фронт боевым офицером, но дал согласие принять предложение Невинсона. Необходимо подчеркнуть, что английское Бюро военной пропаганды отличалось достаточно либеральными взорами и деятельно сотрудничало с живописцами-модернистами, оставляя за ними право на свободу самовыражения.

1/5

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5

«Проволока». Характерный для Нэша мрачный фронтовой пейзаж, прекрасно передающий его стиль

«Весна в окопах, 1917». Работа в нетипичных для автора ярких тонах, не лишенная необычного оптимизма

«Ипрский выступ ночью». Прекрасно знакомая Нэшу позиция, на которой он бывал и как боевой офицер, и как живописец

«Раненый, Пашендаль». Редкая для этого живописца картина – в центре ее внимания находятся люди

«Тропа мулов». Адский пейзаж с караваном вьючных животных, попавшим под артиллерийский обстрел

В ноябре-декабре 1917 года Нэш возвратился на Ипрский выступ – сейчас уже в качестве официального военного живописца. Он застал только последние битвы у Пашендаля, но смог замечать апокалиптические пейзажи и грандиозные разрушения, появившиеся по окончании многомесячного сражения. Замеченное произвело на художника огромное чувство.

За месяц Нэш сделал около рисунков и полусотни набросков, каковые стали полезным материалом при создании самых известных его картин, считающихся шедеврами английской живописи ХХ века.

На базе акварельного рисунка, запечатлевшего рассветнад полем боя у Ипра, в 1918 году Нэш создал картину, ставшую в английском мире одним из визуальных знаков Первой Мировой. Наименование «Мы создаём новый мир» звучит мрачной иронией, поскольку живописец изобразил на холсте покалеченную, изрытую боеприпасами почву с мёртвыми деревьями.

Официальное описание картины в каталоге Имперского военного музея информирует нам: «Наименование высмеивает амбиции войны – солнце поднимается над сценой полного опустошения». И однако, рассматривая эту картину, нельзя не поразмыслить, что миллионы людей в те годы верили: их страдания не напрасны, и они воюют «, которая положит финиш всем войнам».

1/2

Заголовок1

Заголовок2

«Мы создаём новый мир». Мрачный символизм данной работы говорит сам за себя

«Восход солнца, роща Инвернесс». Начальный вариант картины в виде акварельного рисунка

Весной 1918 года Нэш дал согласие принимать участие в выставочном проекте английского Министерства пропаганды, взявшем заглавия «Зал памяти». Темой собственной работы живописец снова выбрал одно из полей сражений у Пашендаля. Итогом продолжительного труда стала огромная (317 на 182 см) картина с несложным заглавием «Менинская дорога», завершенная в начале 1919 года, уже по окончании окончания войны.

Нэш изобразил место упорных битв лета-осени 1917 года в виде кошмарного, потрясающего воображение лабиринта, потерявшего всякое сходство с живой природой. Данный сумасшедший пейзаж общепризнанно считается одним из лучших изображений Первой Мировой в живописи.

Менинская дорога у Ипра – по словам автора, «возможно, самое мрачное и пугающее место в любой местности на любом фронте войны»

Нэш трудился над «Менинской дорогой» в комфортной деревенской студии и обрисовывал собственные эмоции следующими словами:

«Как не легко покинуть всё в стороне и вынудить себя погрузиться в эти фландрские пустоши, мучения, ужас и жестокость войны. У того, чем я занимаюсь, возможно лишь одно оправдание – в случае если я смогу лишить войну последнего клочка славы, последнего проблеска очарования».

Говоря о творчестве Пола Нэша в годы Первой Мировой, стоит отыскать в памяти и его младшего брата Джона. Он кроме этого служил в 28-м территориальном английском полку, а в 1917 попал на фронт в его рядах. Сержант Джон Нэш принимал участие в сражениях у Пашендаля и Камбрэ – его фронтовой опыт был значительно более богатым и трагичным, чем у брата.

В 1918 году Джон стал официальным армейским живописцем, но, в отличие от Пола, трудился не весьма деятельно.

Самой известной и яркой его батальной картиной считается полотно «В наступление» (Over the top), на котором создатель запечатлел грустный эпизод из собственной биографии – неудачную атаку 1-го батальона «Художественных стрелков» у Камбрэ 30 декабря 1917 года, которая стала причиной громадным жертвам. «Воины, сгорбившись, идут по снегу, как будто бы смирившись со своей судьбой», –так характеризует эту картину официальное описание в каталоге Имперского военного музея.

По окончании атаки, изображенной на картине, из 80 бойцов отряда, где служил Джон Нэш, в строю осталось 12 (а также, и сам живописец)

По окончании окончания Первой Мировой Пол Нэш оставалсявидным и востребованным живописцем. Он трудился учителем в разных художественных школах, путешествовал по Европе, организовывал успешные выставки, опубликовал пара книг. Нэш писалпейзажи, вместе с тем деятельно занимался книжной и журнальной иллюстрацией, освоил технику картины.

Критики отмечают, что в 30-е годы его стиль стал близок к сюрреализму.

В то время, когда началась Вторая мировая война, Нэш возвратился к батальной живописи подобно многим вторым английским живописцам. В первой половине 40-ых годов двадцатого века он стал участником Консультативного комитета армейских живописцев и получил доступ к официальным заказам. Но, творческий стиль автора не вызывал громадной симпатии у военных, что мешало Нэшу деятельно трудиться с клиентами.

Помимо этого, живописец был уже немолод и жестоко страдал от астмы.

И однако ему удалось создать как минимум одну работу, заслужившую репутацию шедевра, по силе равного его лучшим картинам времён Первой Мировой.

Пол Нэш с одной из собственных картин, 1944 год
Источник: bbc.co.uk

Летом 1940 года, в разгар Битвы за Британию, Нэш посетил металлообрабатывающий завод, и его потрясло замеченное в том месте кладбище разбитых самолётов. Живописец писал:

«Неожиданно мне показалось, что я вижу огромное бурное море. В какой-то момент возможно было ощутить: лунная ночь, поток движется по полям, взмывает вверх и рассыпается на равнине. Но, нет, ничего не двигается, это не вода, а также не лёд, это что-то статичное и мёртвое.

Это металлолом, обломки. Их сотни и сотни, летающих созданий, каковые вторглись на эти берега (какое количество нацистских самолётов было сбито либо разбилось В первую очередь вторжения?) И вот они, кое-какие из них».

Нэш сфотографировал необыкновенный пейзаж и весной 1941 года представил на выставке картину «Totes Meer» (нем. – «Мёртвое море). Наименование являлось отсылкой к известной работе хорошего германского живописца-романтика начала XIX века Каспара Давида Фридриха «Ледяное море» («Das Eisemeer») – у полотен кроме того имелось определенное визуальное сходство. Вместе с этим в германских словах чувствуется откровенная насмешка над судьбой захватчиков.

Работа Нэша была с восхищением встречена публикой и критиками.

Не обращая внимания на формально агитационный темперамент, картина выдержала опробование временем и считается хорошим произведением английской живописи ХХ века, одним из знаков Битвы за Британию.

Начальным заглавием данной картины было «Металлическое море»
Источник: tate.org.uk

Но, другие картины, созданные Нэшем в годы Второй мировой войны, воспринимались более сдержанно. Кое-какие из них кроме того были отвергнуты армейскими клиентами из-за откровенного сюрреализма изображений. К примеру, пропагандисты сочли через чур экстравагантным полотно, на котором Гитлер был изображён в виде огромной акулы, парящей в небе рядом с германскими самолётами.

Так или иначе, живописец внес собственный посильный вклад в победу, чем имел возможность заслуженно гордиться, но уже во второй половине 40-ых годов двадцатого века он умер от последствий астмы. Во второй половине 40-ых годов XX века вышли в свет его мемуары.

1/4

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

«Битва за Британию», 1941 год. Нэш интересовался самолётами и трудился по заказам ВВС, что растолковывает в основном «авиационную» тематику его картин во время второй мировой

«Защита Альбиона», 1942 год. Из-за не сильный здоровья Нэш так и не смог разглядеть летающие лодки «Сандерленд» собственными глазами, исходя из этого рисовал машину по фото и описаниям

«Битва за Германию», 1944 год. Абстрактная сцена бомбардировки германского города привело к некоторому недоумению у клиентов, так что живописцу было нужно приложить к картине подробное описание того, что на ней нарисовано

«Следуя за фюрером над тучами», 1942 год. Одна из сюрреалистических антифашистских работ, отвергнутых армейскими клиентами

Пол Нэш был очень плодовитым живописцем, чья творческая карьера длилась более тридцати лет. И все же в памяти потомков его имя выяснилось связано с батальной живописью – в первую очередь, с уникальными, неповторимыми по технике и колориту пейзажами. Мастер смог ярко запечатлеть на холсте оба глобальных мировых конфликта ХХ века, никоим образом не пробуя идеализировать и прославлять войну, что являлось главным принципом его работы.

«Я посланник от тех, кто сражается, тем, кто желает, дабы война продолжалась всегда», – писал Пол Нэш в одном из писем времён Первой Мировой. К сожалению, данный призыв так и не был услышан, но творчество живописца остается популярным и Сейчас. В 2016–2017 годах в английской галерее Тейт с успехом прошла масштабная выставка картин Нэша, были переизданы его мемуары.

Видный автор комиксов и британский художник Дэйв МакКин в 2016 году издал графический роман «Тёмный пес: сны Пола Нэша», созданный под влиянием работ мастера.

«Он наблюдал на пейзаж и превращал деревья в кости, а почву – в истерзанную плоть», – метко охарактеризовал творчество Нэша Дэйв МакКин
Источник: theguardian.com

Картины, приведенные в данной статье, принадлежат коллекции Имперского военного музея (iwm.org.uk) за исключением работы «Totes Meer» (коллекция галереи Тейт, tate.org.uk).

Источники:

  1. iwm.org.uk (сайт Имперского военного музея)
  2. tate.org.uk (сайт галереи Тейт)
  3. «Art from the First World War» – London, IWM, 2014
  4. Cook William «From trees to trenches: Why Paul Nash was the most important landscape painter since Constable» http://www.bbc.co.uk/programmes/articles/4MsMkFbpw5tGKnwPMJxhpYX/from-trees-to-trenches-why-paul-nash-was-the-most-important-landscape-painter-since-constable
  5. Cooke Rachel «Paul Nash: The Artist in words and pictures» https://www.theguardian.направляться/books/2016/oct/04/paul-nash-outline-dave-mckean-black-dog#img-1

Мы создаем новый мир


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.