Мымирные люди, нонаши трамваи: гражданская техника навойне

    Громадный 17,5-метровый лайнер пустыни на базе 150-сильного грузовика Marmon-Herrington THD-315−6 употреблялся Английскими ВВС в Северной Африке, где англо-американские армии с переменным успехом вести войну с итало-германскими. Бронированный «монстр» имел возможность перевозить 44 пассажира (из комсостава либо журналистов) прямо по территории боевых действий.
    На борту полуприцепа имелись кухня, туалет, кондиционер, большие запасы и холодильник воды
    White Super Power (Израиль) На шасси White Super Power много лет производились разные модели автобусов и грузовиков. Самое необыкновенное использование нашли этому шасси израильские армии. Во второй половине 40-ых годов XX века 15 простых автобусов были перевоплощены в некое подобие БТР для личного состава. В обоих автобусах были устроены тайники для боеприпасов и перевозки оружия, и два раза в месяц они поднимались в кампус Иудейского университета на горе Скопус в Иерусалиме — впредь до 1967 года

По окончании приручения пара цивилизация взяла толчок к бурному формированию. Самокатные повозки, с переменным успехом создаваемые различными изобретателями, взяли более надежный, нежели мускульная сила либо сила ветра, движитель. Все это стало причиной тому, что в первой четверти XIX века по дорогам Англии вовсю запылили паровые омнибусы — предтечи рейсовых автобусов.Мымирные люди, нонаши трамваи: гражданская техника навойне

За ними последовали автомобили с электромотором и с двигателем внутреннего сгорания, пока, наконец, в начале ХХ века пассажирский маршрутный автобус не стал таким же простым предметом пейзажа, как конка либо трамвай.

Скоро грянула Первая мировая, которой суждено было стать и первой войной моторов. Так как специальных военных автомобилей в армиях отчаянно не хватало, на фронт потянули все мало-мальски пригодные гражданские автомобили, среди них и автобусы. Фаворитом в данной области стала старуха Британия, которая с 1914 по 1918 год изъяла 954 (по другим сведеньям — 1319) автобуса с коммерческих линий и перебросила их на фронт.

Мобилизованные автомобили красили в хаки, из них убирали стекла, а борта «бронировали» двухдюймовыми древесными досками.

По большей части автобусы перевозили солдат (в обычный двухэтажный автобус помещалось 25 человек со всем снаряжением либо же 4 т груза), снаряжение и боеприпасы, раненых; кое-какие были приспособлены под мобильные голубятни для обеспечения связи, а на кое-какие кроме того поставили противовоздушные пушки, перевоплотив так машину в самоходную зенитную установку. В спешке не обошлось и без курьезов — кое-какие автобусы по окончании отправки на фронт опоздали перекрасить, и они шли на передовую, сияя рекламой на бортах и фирменной красно-белой раскраской.

Автобусы-монстры

По окончании войны автобусы возвратились к собственному гражданскому назначению, но их уже планово разглядывали в качестве потенциальной бронетехники. Так, в СССР в 1920-х годах некоторый Лебедев подал заявку на патент бронекорпуса, что при войны должен был надеваться на автобус, превращая его в броне-транспортер. Патент изобретатель не взял, упоминание об этом факте видится только в перечнях отклоненных заявок, но мысль опять «всплыла» в Туманном Альбионе в начале Второй мировой войны.

Само собой разумеется, бросать двухэтажную английскую гордость на танки Гудериана никто не планировал, а вот послужить английскому ополчению эти мастодонты в полной мере имели возможность.

История сохранила изображения всего двух британских автобусов, кустарно переделанных в БТР. Первой жертвой стал одноэтажный Шевроле выпуска 1930-х, взявший люк и слабое бронирование со щитком на крыше. Вторым донором послужил AEC Regent (ST), 20 экземпляров которого были переоборудованы и переданы Чисвикскому батальону хоумгварда.

Тут к делу подошли важнее: второй этаж автобуса сняли и надели коробкообразный бронекорпус с остроконечной крышей. Всецело загруженная бойцами машина весила порядка 12 т.

В США армейские умы кроме этого думали над облачением автобуса в погоны. В первой половине 40-ых годов двадцатого века в Кемп-Карсон инженер Дан Джиллспай представил изумленной публике двухэтажный прицеп на 260 человек! Наверное, он предназначался для подвоза личного состава целого батальона к транспортным самолетам или транспортирования людей с одного аэропорта на другой.

Оказавшийся автобус (а грузовики с полуприцепами начиная с 1930-х годов широко применялись в разных государствах как автобусы) имел возможность развивать скорость до 64 км/ч и смотрелся как космический аппарат инопланетян. В серию конструкция не отправилась.

Английские королевские ВВС тем временем решали другую проблему: как перевозить верховный комсостав по Северной Африке, где англо-американские армии с переменным успехом сражались с итало-германскими. В частности, для ВВС был перестроен 17,5-метровый «лайнер пустыни» на базе 150-сильного грузовика Marmon-Herrington THD-315−6, что до войны совершал рейсы Багдад-Дамаск. Для удобства пассажиров (а с 1943 года — высших чинов ВВС числом 44 человек) на борту просторного полуприцепа имелись кухня, туалет, кондиционер, большие запасы и холодильник воды.

А вот американские парашютисты из 101-й воздушно-десантной дивизии в первой половине 40-ых годов XX века применяли под Вегхелем рейсовый автобус голландской компании BBA в качестве простой патрульной автомобили, огневую мощь которой снабжал ручной пулемет, установленный на крыше. По тому же пути — с пулеметом наверху — пошли и бойцы Сопротивления, каковые в последних числахАпреля 1945 года разъезжали по Милану на автобусе Bussing NAG 900.

Bus Super Power

По окончании Второй мировой войны в связи с огромным распространением самой разнообразной техники армейские позабыли об автобусах. Их применяли разве что при эвакуации населения из городов, а в качестве боевой единицы они имели возможность понадобиться лишь в том месте, где существовал недостаток бронетехники.

Первым таким местом стал Израиль, принужденный всегда отстаивать с оружием в руках собственную независимость. Так как с оружием в Мединат Исраэль было весьма туго, широкое распространение взяла самодельная импровизированная военная техника, сделанная на базе простых автомобилей. К примеру, в начале 1948 года 15 автобусов White Super Power были перевоплощены по заказу автобусного кооператива «Эгед» в бронетранспортеры для перевозки личного состава.

По окончании окончания войны за независимость два из них продолжили работу, потому, что кампус Иудейского университета на горе Скопус в Иерусалиме нуждался в снабжении. По соглашению о прекращении огня иорданцы оставляли анклав Израилю, в случае если численность военного и гражданского их вооружения и персонала не увеличится, а сообщение будет осуществляться на тех же транспортных средствах, каковые допускались на гору на момент подписания соглашения.

Не обращая внимания на то что автобусы из-за сильной нагрузки на шасси скоро выходили из строя и отправлялись на свалку, эти два бронеавтобуса волей-неволей было нужно покинуть в строю. В течение 19 лет они поднимались на гору раз в пятнадцать дней, числясь наряду с этим боевыми единицами.

Вместо сидений в автомобилях установили продольные лавки, а в корме одной из автомобилей был оборудован грузовой отсек. Кроме этого в обоих автобусах были устроены тайники для боеприпасов и перевозки оружия — так в кампусе в обход соглашения выяснилось современное стрелковое оружие, базуки а также безоткатное орудие. Работа ветеранов окончилась только в июне 1967 года по окончании победы в Шестидневной войне. «Старички» были посланы на заслуженный отдых в армейский музей «Батей Ха-Осеф».

Броня компании TAZ

Вторым местом, где чувствовался недостаток военной техники, стала Хорватия 1991 года. В ответ на объявление независимости от Югославии на территорию бывшей государства вошли части Югославской народной армии, и началась гражданская война.

В том же году работники загребской компании ZET принялись переделывать пара автобусов «Икарус-115» в бронированные санитарные автомобили для Хорватской национальной гвардии — на протяжении бортов были установлены железные пластины толщиной 8 мм. Всего было переоборудовано три автобуса: один из них пропал без вести, еще один остался в Вуковаре из-за поломки двигателя, а третий употреблялся 1-й гвардейской бригадой и сейчас числится в фондах Армейского музея.

В Вуковаре в августе 1991 года работники компании TAZ изготовили военно-медицинскую машину на базе автобуса FAP-4420. Бронекорпус типа «сэндвич» (с прокладкой между 6-мм и 5-мм металлическими страницами) закрывал машину со всех сторон, а стекло водителя было заменено на 60-мм пуленепробиваемое. Автобус имел возможность перевозить 24 раненых с медперсоналом.

Поднабив руку, ТАЗовцы приступили к выпуску серии из десяти медицинских бронемашин на базе автобуса В том месте-161. Автомобили взяли такой же, как и у FAP-4420, закрытый бронекорпус и бронестекло водителя, но, учитывая меньшие габариты В том месте-161, бронирование уменьшили (неспециализированная толщина двух бронелистов в «сэндвиче» сейчас составляла 8 мм). В имелись места для 18 носилок, стол для оказания неотложной помощи, резервуар для воды, отсек с медицинским оборудованием и места для медиков.

Последние пять автомобилей были переданы хорватским армиям в первой половине 90-ых годов двадцатого века.

Ленинградский бронепоезд

Отгремели революция и Первая мировая, а скоро началась и Великая Отечественная. Утратив огромное количество техники в начале и испытывая в ней острый недостаток, СССР был должен приспосабливать к армейскому делу все, что возможно лишь измыслить. Потому, что целый автомобильный транспорт был мобилизован для потребностей фронта, муниципальные трамваи снова стали серьёзным подспорьем для переброски разнообразных грузов.

К примеру, в Севастополе, Одессе и Ленинграде трамваи доставляли подкрепления и боезапас прямо к линии фронта (в Одессе из-за сложности маршрута «2-я застава — Фронт» к трамваю кроме того было нужно прицепить платформу с установленной зениткой), а обратно увозили раненых. В Неприятном трамвайные дороги употреблялись в качестве еще одной ЖД переправы через Оку, дабы разгрузить громадные транспортные потоки, идущие через другие немногочисленные мосты.

В первой половине 40-ых годов XX века, в то время, когда угроза прорыва немцев в Ленинград стала настоящей очень, было решено выстроить трамвайный мотоброневагон. Заказ выполнило ленинградское трамвайное депо имени Смирнова. К счастью, нацисты в город не прорвались, исходя из этого бронетрамвай в бой так и не вступил, а по окончании войны был разобран.

Не сохранилось кроме того фотографий, но реконструировать его вид же возможно.

Как мы знаем, что за базу бронетрамвая забрали вагон МС-4, что полностью обшили бронелистами. В качестве оружия предусматривались пулеметы, но их количество и тип малоизвестны. Возможно высказать предположение, что это были или станковые «Максимы», или ДТ на шаровых установках.

Так как огневая мощь электробронепоезда должна быть направлена по большей части вперед, логичной была бы установка как раз ДТ рядом с вагоновожатым, поскольку для «Максима» в том месте места мало. Кроме этого в целях маскировки корпус бронетрамвая раскрашивали под простой пассажирский вагон — краской наносили двери и фальшивые окна.

По окончании окончания Второй мировой войны боевые трамваи провалились сквозь землю надолго и лишь спустя пара десятков лет показались в Мексике — в том месте целый парк броневагонов был рекомендован для переброски по Мехико армий. Но, спустя некое время трамваи сдали в музей и, вероятнее, разобрали. Но это не свидетельствует, что в деле боевого применения трамваев поставлена точка. Скорее, учитывая все возрастающую тенденцию к росту популярности муниципальных боев, она превратилась в многоточие

Артиллеристам фюрер дал приказ

    Для установки орудия на «гражданское» шасси для автобусов и тяжёлых грузовиков экспертам компании VOMAG было нужно без шуток потрудиться. Оказавшийся в следствии агрегат уже ничем не напоминал уникальный Vomag 7 OR 660
    Бывало, что автобусы носили на себе и более важное оружие, чем пулемет. Речь заходит о автомобилях зенитного подразделения сопровождения фюрера

Все началось в первой половине 40-ых годов двадцатого века, в то время, когда компания VOMAG на автобусном шасси собственной создания выстроила около 15 автомобилей особого подразделения, которое должно было сопровождать Гитлера в его вояжах на фронт.

Весной 1941 года «автобусы ПВО» поступили на вооружение 1-го батальона 42-го зенитного полка, базировавшегося в Дрездене. Организационно батальон складывался из трех батарей, в каждой из которых пребывали четыре самоходные зенитные установки (оружие — 88-мм орудия FlaK 18 с новым стволом FlaK 36), две автомобили с контрольно-приборами управления и измерительными приборами огнем, зенитный взвод яркого охранения (оружие — две 20-мм пушки FlaK 38) и от одной до двух резервных автомобилей. Последние перевозили оборудование командного пункта и радиолокационную станцию на прицепе, а позднее из них была организована четвертая батарея.

По окончании французской кампании фюреру стало не до поездок, и батальон до середины войны употреблялся как мобильный резерв ПВО, скоро выдвигавшийся в поселения, каковые подвергались бомбардировке союзников. В августе 1944 года подразделение перебралось в Румынию, вело тяжелые битвы и в итоге в ноябре под Будапештом было полностью разгромлено.

Мало о трамваях

    В Одессе трамваи доставляли боезапас и подкрепление прямо к линии фронта. Из-за сложности маршрута «2-я застава — Фронт» к трамваю было нужно прицепить платформу с установленной зениткой
    Революционный трамвай смотрелся не в полной мере защищенным

В начале Первой мировой санитарные трамвайные вагоны показались в городах всех воюющих государств, а в революционной Москве успел засветиться кроме того бронетрамвай! Вот что писали в опубликованной во второй половине 60-ых годов XX века книге «Гвардия Октября. Москва»: «Мысль оборудовать трамвай, защищенный от пуль, осенила Михаила Виноградова перед самым восстанием.

Он принес Павлу Штернбергу в отель ‘Дрезден’ листок с рисунком и нехитрыми чертежами броневагона, на борту которого написал любимую строке: ‘Постою за правду до последнева!’ Павел Карлович улыбнулся, отыскав в памяти слова удалого торговца Калашникова, запрятал чертежи в карман со смутной надеждой — может быть понадобятся.Броневых страниц в Замоскворецком трамвайном парке выяснилось мало, чуть хватило на кабину вагоновожатого.

Думали-гадали и заменили броню древесными рамами, простенки засыпали песком, попытались: пуля не берет! По предложению Штернберга в установили вращающееся колесо, укрепили на нем пулемет. Так и появился ‘бронетрамвай’, как его назвали создатели, не весьма смущаясь тем, что роль брони было нужно передоверить 50-мм доскам». Но, если судить по сохранившемуся фото, в итоге он все-таки обзавелся и железными бортами

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№96, октябрь 2010).

56 PICK UP HOT ROD SUPER WHITE POWER


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Пасхальное восстание 1916 года в дублине

    Итоги 1915 года на фронтах Первой мировой для Антанты, и в частности для Британии, не было возможности назвать кроме того утешительными. Новый год…

  • Герои невидимого фронта

    Шпионы не побеждают войн и обычно не вступают в открытое противостояние, но ни один большой конфликт в историине обошёлся без их участия. Чем больше…

  • 15 Главных самолетов второй мировой

    Германия Messerschmitt Bf.109 Messerschmitt Me.262 Heinkel-111 Junkers Ju 87 Stuka Focke-Wulf Fw 189 Uhu Messerschmitt Me.262 Самолет запомнился не…

  • Солдат трёх армий

    Как назвать человека, что всю собственную жизнь посвятил только военной службе и войне? Того, кто показал себя как достойный офицер и хороший солдат с…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: