На чем стоит гривня? борьба за печатный станок

На чем стоит гривня?
Противостояние около Нацбанка началось полгода назад — когда зарубежная валюта начала убегать из страны и появился вопрос о формировании независимой финансово-кредитной политики.
Под что печатать деньги, в случае если доллары США кончаются? Что будет базой эмиссии? К сожалению, ни Нацбанк, ни правительство так и не дали четкого ответа на данный вопрос.

Правительство желает печатать деньги под облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ), другими словами под собственный честное слово. Но кто же ему поверит? Национальный банк собирается обстановку в банковской сфере примера августа 2008 года — рефинансировать банки под депозиты, каковые у них когда-то были, либо под кредиты, каковые заемщики не смогут вернуть.

Конечно, рефинансирование формально будет выдаваться под что-то второе.

К примеру, под залог акций самого банка либо его недвижимости.
Обе инициативы демонстрируют необычное согласие в мнениях премьер- министра Юлии Тимошенко и главы Национального банка Владимира Стельмаха, которых широкая публика принимает как ярых противников. Они кроме того мысли не допускают о том, что Украина может принимать независимые ответы в валютной сфере. Их инициативы — это всего лишь попытка продержаться квартал- второй в надежде, что обстановка в мире изменится и к нам возвратятся зарубежные инвесторы.На чем стоит гривня? борьба за печатный станок

Быть может, премьер и председатель Национального Банка Украины правы: с таким уровнем национального управления, как в Украине, не следует и пробовать принимать независимые ответы. Несложнее замереть всей страной на 6 месяцев и подождать, пока Обама, Николя Саркози либо Ху Цзиньтао урегулируют все вопросы, стоящие перед всемирный экономикой. А если они не справятся?

А что если обстановка сложится так, что украинской власти в первый раз за годы независимости нужно будет принимать решения самостоятельно и нести за них ответственность? Юлия Владимировна Тимошенко и публично, и в ответах правительства заявляет о том, что она на это готова. Но ни Виктор Андреевич Ющенко, ни Владимир Стельмах, ни глава МинФина Виктор Пинзеник ей не верят.

И имеют для этого веские основания.
Очевидно, что появившиеся несоответствия стороны на данный момент не устранят.
Правительство примет какое-то компромиссное ответ, дающее возможность отечественной экономике и бюджету просуществовать до конца нынешнего года в надежде, что к декабрю неприятности решатся сами по себе. Быть может, нам всем вправду повезет, и всемирный финансовый кризис рассеется как туман.
Но последние дискуссии около бюджета, курса гривни либо газовых соглашений говорят о том, что делегировать ответственность уже некому. Грубо говоря, управление Украины ни разу за годы независимости самостоятельно не решало главные вопросы. Принятая в 1990-м Декларация о независимости была производным от противостояния Михаила Горбачева с вершиной компартии в Москве, принятие 24 августа 1991 года Акта о провозглашении независимости — производным от борьбы Бориса Ельцина с ГКЧП.
Под давлением США в 1994-м Украина отказалась от атомного оружия, да и проведение третьего тура выборов президента было продиктовано Майданом, а не кем-то из политиков. И в экономике все главные ответы, — будь то приватизация, введение гривни либо утверждение Бюджетного кодекса, — принимались под чутким присмотром зарубежных международных экспертов и правительств.
на данный момент обстановка кардинально изменилась, и объективные события практически заставляют управление Украины принимать независимые ответы.
Но инерция бездействия весьма сильна. Одних политиков она вынуждает сказать о евроинтеграции, отдавая Брюсселю право принимать главные ответы, вторых — сказать о любви к Российской Федерации и вспоминать о Едином экономическом пространстве в надежде на то, что непростые вопросы будет решать Москва.
Развитие кризиса около НБУ, свойство либо неспособность украинской власти самостоятельно, без подсказок со стороны МВФ, сформулировать и реализовать эмиссионную политику в отношении гривни, отвязав ее от американского доллара, станет тестом на жизнеспособность не только для национальной валюты, но и для всего страны.
Борьба за печатный пресс
Противостояние между Национальным банком и правительством может привести к тому, что страна останется без бюджета, валютных запасов и по большому счету без национальной валюты
Не обращая внимания на запрет МВФ, украинское правительство собирается решать бюджетные неприятности за счет печатного пресса. Несколько дней назад по этому поводу разгорелось сходу три скандала. В среду лишился работы глава Национальной таможни Украины (ГТСУ) Валерий Хорошковский.

Ему на смену пришел Анатолий Макаренко, занимавший должность главы Киевской региональной таможни. Оппоненты Юлии Тимошенко говорят, что семь дней поплатился должностью из-за собственной принципиальной позиции по вопросу передачи газа RosUkrEnergo государственной компании Нафтогаз Украины.

Данный тезис подтверждают и действия президента Виктора Андреевича Ющенко, что на совещании кабмина, еще до увольнения Валерия Хорошковского, назначил его помощником главы СБУ (СБУ) и поручил курировать деятельность таможни. Хорошковский тут же объявил, что берет под персональный контроль работу Энергетической таможни, и без санкции СБУ ни один кубометр газа не будет растаможен (RosUkrEnergo оформляет газ как транзитный, т. е. за него не платят налоги. — Специалист).
Как сказал нардеп от Блока Юлии Тимошенко Андрей Портнов, растаможивать горючее никто и не планировал — его как технические утраты при транспортировке, для чего участия таможни не нужно.
Но были и другие основания для отставки Валерия Хорошковского. За 26 дней января таможня собрала лишь два миллиарда гривен налогов, сделав замысел на 42%. Вследствие этого в бюджете появилась дыра в два с половиной миллиарда гривен.

В случае если такая тенденция сохранится, то за год недобор составит 30 млрд гривен, а это более десяти процентов всех бюджетных затрат.

Премьер сохраняет надежду, что Анатолий Макаренко исправит обстановку. Новый глава ГТСУ отличился в прошедшем сезоне, распорядившись задержать партию элитной одежды, которую импортеры пробовали оформить как секонд-хенд для детских домов. Он получил так репутацию непримиримого борца с контрабандой.

По окончании его прихода в киевскую таможню кое-какие большие импортеры были вынуждены перерегистрироваться в других регионах, где управление выяснилось менее принципиальным.
Следующим отставником по окончании Валерия Хорошковского может стать давешний соратник Юлии Тимошенко Виктор Пинзеник. Последний месяц он находится на больничном. Глава МинФина отказался воображать бюджет в парламенте в декабре прошлого года, это сделал его помощник Анатолий Мярковский.
Пинзеник вычисляет ответ бюджетных неприятностей через эмиссию гривни неприемлемым, потому, что она может привести к гиперинфляции. Вместо этого он предлагает быстро снизить количество социальных льгот. Четыре года назад его инициативу не поддержали депутаты, каковые добились восстановления льгот через КС.

на данный момент против выступила сама Юлия Владимировна Тимошенко, опасаясь падения рейтинга в возможности будущих выборов президента.

Как бы то ни было, включить печатный пресс без главы МинФина не удастся.
Его подпись обязана находиться под документом об эмиссии облигаций внутреннего госзайма. По окончании выхода из поликлиники Виктору Пинзенику придется или отказываться от своих убеждений, или уходить с должности.
Должность либо кошелек
Эмиссия неосуществима и без подписи председателя нацбанка Владимира Стельмаха. Хотя бы вследствие того что она стоит на каждой купюре национальной валюты и без нее банкнота легко недействительна. Как раз позиция Владимира Стельмаха и его первого помощника Анатолия Шаповалова, каковые категорически против неконтролируемой эмиссии денег, стала главной причиной инициативы БЮТ о смещении председателя Национального Банка Украины.

В этот понедельник на дополнительном совещании парламента депутаты постарались проголосовать за три уникальных распоряжения. Они приняли документ о персональной ответственности президента Виктора Андреевича Ющенко за бедственную обстановку в банковской сфере и отменили собственный давешнее ответ о назначении Владимира Стельмаха главой Национального банка, передав нынешнему его помощнику Анатолию Шаповалову полномочия ИО главы Национального Банка Украины.

Третье распоряжение о возвращении Сергея Тигипко на пост главы Национального банка утвердить не удалось — не хватило голосов. Но и принятые резолюции не повлекли за собой никаких юридических последствий.
Анатолий Шаповалов и без того уже вторую семь дней выполняет обязанности главы Национального Банка Украины из-за отпуска Владимира Стельмаха, Виктор Андреевич Ющенко по- прошлому собирается отстаивать Владимира Стельмаха, впредь до обращения в КС. Но Юлии Тимошенко чрезвычайное совещание парламента необходимо было не столько для увольнения Стельмаха (это нереально без согласия главы страны), какое количество для получения дополнительных доводов в переговорах с регулятором об условиях рефинансирования.

Закон о гос бюджете Украины на 2009 год обязывает Национальный банк согласовывать с Кабмином условия рефинансирования коммерческих фининститутов. Как раз из-за несогласованности, а правильнее, из-за отсутствия механизма согласования условий, админсуд сравнительно не так давно запретил НБУ выделять рефинансирование банку Надра. Переговоры о координировании условий рефинансирования начались еще 6 января, в то время, когда регулятор предоставил в правительство собственную редакцию документа, а председатель совета инвесторов при Кабмине Сергей Тигипко презентовал в Национальном банке версию правительства.
Банкира на испуг не заберёшь
Наверное, Юлия Владимировна Тимошенко недооценила психотерапевтическую устойчивость управления НБУ — третья за месяц попытка отставки Владимира Стельмаха не стала причиной трансформации позиции правления Национального банка. В следствии в эту среду на совещании Кабмина так и не был утвержден порядок рефинансирования коммерческих банков. Предложения НБУ основываются на прошлогоднем меморандуме с международным валютным фондом, что гласит, что рефинансирование не должно приводить к резкому повышению финансовой массы.

Наряду с этим монетарное ведомство в соответствии с с условиями правительства об автоматическом рефинансировании под облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ) либо облигации национального ипотечного учреждения, но не в произвольных количествах, а только под покрытие ущерба от изъятия депозитов либо для гарантирования проблемных кредитов. Для предотвращения спекуляций на валютном рынке количество рефинансирования ставится в зависимость от остатков банка на корсчете в НБУ — деньги будут выделяться, в случае если остатки понижаются.

Если они растут, Национальный банк потребует досрочно вернуть часть рефинансирования на сумму, соответствующую приросту средств на корсчетах. Так, за эмиссионные деньги запрещено будет скупать доллары США, как это на данный момент происходит в Российской Федерации.
Кабмин требует обязать банки рефинансировать ОВГЗ — другими словами, по сути, финансировать недостаток бюджета. К тому же он желает вынудить НБУ рефинансировать коммерческие фининституты, каковые участвуют в правительственных программах по помощи главных отраслей экономики. В частности, это относится продления кредитов аграриям на сумму около четырех миллиардов гривен и строителям — в размере приблизительно десяти миллиардов гривен.
В следствии в окончательном варианте распоряжения был достигнут компромисс между правительством и Нацбанком. В соответствии с документу, на совещании правления Национального банка будет находиться уполномоченный представитель правительства в лице первого помошника премьер-министра Александра Турчинова, что обязан согласовывать выделение банкам кредитов НБУ на срок более чем 14 дней. Действительно, он в праве принимать участие в таких совещаниях с правом совещательного голоса.

В случае если Александр Турчинов не выразит протеста, то проект распоряжения о рефинансировании сходу завизируют и выделят деньги. При его возражений решение будет принимать Кабмин.
Не обращая внимания на публичную дискуссию между Национальным банком и Кабинетом министров, их позиции во многом близки. Регулятор согласен печатать деньги для потребностей бюджета, основное, дабы они не попадали на потребительский рынок и не провоцировали инфляцию. Правительство и НБУ согласованно действовали на протяжении подготовки к недавним газовым спорам с Россией.

В ноябре- декабре прошлого года Кабмин эмитировал ОВГЗ на сумму около 22 млрд гривен.
Банки купили эти облигации под рефинансирование со стороны НБУ. За вырученные деньги правительство увеличило уставные фонды Ощадбанка и Укрэксимбанка общей стоимостью 17 млрд гривен, каковые госбанки тут же ссудили НАК Нафтогаз Украины. Со своей стороны, государственная компания приобрела на них доллары США, дабы успеть заплатить за газ с RosUkrEnergo до конца прошлого года.

Так, Кабмин смог готовиться к газовому кризису, что было бы нереально без сотрудничества с Национальным банком, что не только рефинансировал финучреждения под ОВГЗ, но и реализовал НАКу нужную сумму долларов из валютных запасов. Наряду с этим напечатанные деньги не выплеснулись на потребительский рынок. Действительно, около пяти миллиардов гривен правительство все-таки разрешило войти на социальные выплаты.
Кроме того по окончании трех попыток выгнать с работы Владимира Стельмаха Кабмин и НБУ все-таки смогут согласовать собственные позиции. Национальный банк готов рефинансировать коммерческие банки под приобретение новых ОВГЗ, вопрос только в сумме. Он собирается выделять деньги лишь под резервирование нехороших кредитов и для компенсации снятых депозитов.

Так, регулятор не дает возможности коммерческим фининститутам брать свежие ОВГЗ. Но лазейка все же остается.
Это рекапитализация банков страной за счет все тех же ОВГЗ. В украинском законодательстве заложена норма о том, что правительство в праве пополнить капиталы проблемных банков, специально для таких целей эмитировав ОВГЗ, под каковые НБУ обязан выделить рефинансирование. По требованию МВФ для этого уже был совершён аудит больших финучреждений.
Проанализировав показатели 17 наибольших банков, аудиторы заключили: коммерческим учреждениям нужно капитализироваться на 24,7 млрд гривен.
Это значительно меньше предварительной оценки — перед новым годом в международный валютный фонд думали, что украинским банкам не достаточно 12 млрд американских долларов, либо около 90 млрд гривен по сегодняшнему курсу. Получается, уровень качества менеджмента у отечественных банков выше, чем у банков США либо Европы, где власти вынуждены вливать в капиталы собственных фининститутов много млд дол либо евро. И вправду, из 24 млрд гривен недостающего капитала 15 млрд не достаточно банкам с зарубежным участием.

Чуть больше семи миллиардов гривен необходимо отыскать украинским банкам и 2,3 млрд нужно на пополнение капиталов госбанков. Не смотря на то, что у банкиров имеется возможность самостоятельно, без госучастия, изыскать требуемые суммы. Так как вхождение правительства в капитал банка свидетельствует его полную либо потерю и частичную национализацию своевременного контроля над финучреждением.
Мало кто из собственников отправится на это, исходя из этого, вероятнее, через таковой механизм эмитируют лишь 2,3 млрд гривен.
Второй механизм — рефинансирование под нехорошие кредиты и/либо оттекание капиталов — будет более популярным. С одной стороны, Национальному банку придется это делать, дабы не допустить обвала денежного рынка, с другой — он будет так функционировать, дабы избежать уменьшения финансовой базы. По предварительным прогнозам, в 2009 году регулятор реализует около 12 миллиардов долларов из валютных запасов, так финансовая масса сократится примерно на 100 млрд гривен.

Значит, приблизительно на эту же сумму в течение года НБУ будет должен рефинансировать банки в рамках тех либо иных программ.
Меньше американских долларов, больше гривен
Ранее существовал один источник эмиссии гривни — выкуп долларов Национальным банком на валютном рынке. Он выкупал либо валютную выручку фирм-экспортеров, либо доллары США зарубежных инвесторов за счет свеженапечатанных гривен. До тех пор до тех пор пока в стране был профицит платежного баланса, такое поведение монетарного ведомства было оправданным: количество денег в экономике возрастал вместе с ростом благосостояния.

Но, начиная с сентября прошлого года, доллары США стали уходить из Украины. Регулятору было нужно реализовывать средства валютных запасов, приобретая вместо гривни. Вследствие этого в стране сужалась финансовая масса — с каждым реализованным НБУ долларом гривен физически становилось меньше.

За шесть месяцев кризиса Национальный банк реализовал около 11 млрд американских долларов, изъяв из обращения приблизительно 18% всей эмиссии гривни: в последних числахАвгуста в Украине было эмитировано 474 млрд гривен (агрегат М3). Без другого источника эмиссии, другими словами без создания работоспособной совокупности рефинансирования, отечественная экономика может утратить национальную валюту. Обстановка в банковской сфере в январе 2009-го подтверждает данный тезис.
Из-за отсутствия согласованного с правительством положения В первую очередь года НБУ никому не выделяет рефинансирование. За период с 1 по 27 января по ранее заключенным контрактам он предоставил коммерческим банкам всего 1,4 млрд гривен, в то время как за декабрь прошлого года регулятор выдал кредитов на 30,4 млрд, за ноябрь — 40 млрд гривен. В случае если в скором будущем порядок рефинансирования не начнет функционировать, Национальный банк будет должен еще больше сократить денежную подпитку банков.

Срок действия уже заключенных соглашений подходит к концу, а новых контрактов никто подписать неимеетвозможности.
Растущий недостаток ликвидности стал причиной увеличению спроса на гривню на межбанковском кредитном рынке. Цена овернайтов В первую очередь января выросла более чем в два раза и достигла 60%, а количество неплатежей в банковской совокупности увеличился до пяти миллиардов гривен.

Так, несколько дней назад Кабмин и Национальный банк были вынуждены согласовать новый механизм рефинансирования, в другом случае бюджет недополучит деньги плательщиков налогов — у фирм легко физически не будет средств, дабы платить налоги. Наряду с этим распоряжение приняли именно на условиях Национального банка, с запретом безразмерного рефинансирования приобретения ОВГЗ.
Правительству в первое время новая схема рефинансирования, кроме того с учетом урезанных полномочий Кабмина, будет удачна. Дело в том, что тающие золотовалютные запасы приносят бюджету изрядный доход. Регулятор купил доллары США по курсу в среднем пять гривен за американский доллар, а реализовывает — по восемь.
Отличие в три гривни за американский доллар есть доходом НБУ и, в соответствии с закону, должна быть перечислена в бюджет. Монетарное ведомство уже получило как минимум 30 млрд гривен, реализовав 11 млрд, примерно столько же оно получит в течение 2009 года. Этих денег — всего около 50 млрд гривен — будет достаточно, дабы покрыть солидную часть из 70 млрд гривен недостатка бюджета в 2009-м.

В декабре 2008 года НБУ уже перечислил восемь с половиной миллиардов гривен собственных доходов за счет продажи валютных запасов, что разрешило правительству выполнить бюджет в прошедшем сезоне.
Но эту схему возможно реализовать лишь один раз, а позже золотовалютные запасы. По сути, Национальный банк, финансируя бюджет за счет прибыли от продажи американских долларов, проедает запасы экономики за последние восемь лет. У страны имеется ровно год на то, дабы организовать собственную свободную валютно-кредитную политику.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.