На фото: павел (слева) и александр сведомские

На рисунке: Михаил Гаврилович Сведомский

Первый обладатель имения — Михаил Гаврилович Сведомский (1785-1847), титулярный советник пермского губернского правления, был незаурядной личностью. Один из трех сыновей протоиерея Петропавловского собора Гаврила Сапожникова, Михаил по уставу семинарии взял церковную фамилию — Сведомский («с ведома Божьего»).

За собственную 62-летнюю судьбу увлекающийся, азартный Михаил Гаврилович преуспел во многих публичных делах, стал кавалером Ордена св. Владимира 4 степени, но так и остался бездетным холостяком. Меценат, член Русского Географического общества, Сведомский финансирует научные экспедиции по Уралу, пермский тюремный замок, человеколюбивые заведения «и» госпитали, фундаментальную библиотеку Пермской гимназии, Пермскую Успенскую церковь, делается поборником оспопрививания.

Во второй половине 20-ых годов девятнадцатого века он берёт очень дешево, за 50 тысяч рублей, у наследницы С. С. Яковлева «камбарскую вотчину» — лесные угодья в Осинском уезде Пермской губернии. Как мы знаем, что почва принадлежала самому Демидову, но была пустопорожней, стояла без потребления. Сведомский выстроил плотины и возвел на речке Громадной Камбарке Николаевский винокуренный завод, а на Малой Камбарке — Михайловский.

крепостные и Первые дворовые люди селились в Николаевском заводе, потом тут появился починок Ваньчиков.На фото: павел (слева) и александр сведомские Сведомский сооружает мельницу, поташный завод, конную ферму. Занимается разведением картофеля, пригласив из Германии эксперта-агронома, реализовывает вино собственного завода, закуски и табак в сарапульском торговом доме Лалетина, больших городах, южных губерниях а также отправляет 700 ведер джина в Америку.

Для работы на заводе он нанимал до 150 вятских и оренбургских рабочих.

Передовой помещик, Михаил Гаврилович первым в уезде ввел паровые машины, устроил первую поликлинику на 12 коек для рабочих, обустроил церковь во имя Архангела Михаила Черниговского и приход для 16 окружающих сёл. Духовенство жило в барских зданиях имения Сведомских, пользовалось почвой и имело «содержание 283 рубля серебром, прислугу, свечи и дрова».

По окончании смерти Михаила Гавриловича во второй половине 40-ых годов XIX века имение Михайловское унаследовал его племянник, Александр Павлович, лесничий — папа будущих живописцев, по окончании смерти которого в первой половине 60-ых годов XIX века владелицей стала Екатерина Осиповна Сведомская. При освобождении крепостных она щедро раздала почву крестьянам по 5 десятин на мужскую душу.

На фото: Павел (слева) и Александр Сведомские

Сыновья Александра Павловича, погодки, рожденные в Санкт-Петербурге, Александр (1848-1911) и Павел (1849-1904) Сведомские, будущие живописцы, росли озорниками, смолоду обожали рисовать и всё просили у маменьки краски. Но матушка, грезившая сделать детей горными инженерами, была непреклонна. На протяжении очередной предпраздничной поездки в Сарапул (а зимний период ездили на санях прямой маленькой дорогой через Каму) мальчики стянули желаемую коробочку красок у сарапульского старика-торговца.

Матушка определила о проступке и в назидание послала плачущих детей в Сарапул вернуть краски хозяину. Как знать, стали бы они живописцами, если бы старик не отнесся к барчукам по-хорошему, не подарил бы им краски, карандаши и альбомы. С этого дня начались легальные занятия братьев рисованием.

Выйдя второй раз замуж за земского доктора Федора Васильевича Семенова, вдова с семейством выехала в Германию. Подростков, наконец, отдали получать образование Дюссельдорфскую художественную Академию, их образование продолжилось в Мюнхене у видных живописцев. Жены возвратились в Россию, а повзрослевшие братья-живописцы остались за рубежом, переехали в Рим, сняв мастерскую, и гостили на родине, в Михайловском заводе, только в летние месяцы.

Исходя из этого их именовали «перелетными птицами, «русскими итальянцами». Нестеров, трудившийся с ними в Киеве, вспоминал о них, «несхожих полностью, но немыслимых порознь», как о «славных ребятах», «преоригинальных чудаках». Братьям дали шутливые прозвища: Павлу — «Попа» за сходство с попугаем, Александру — «Барон» за гордую осанку.

Эти «легкомысленные россияне» ежегодно проводили зимние месяцы в Риме, трудясь над историческими и жанровыми картинами в собственной мастерской на Виа Маргутта, 33 и посещая известное кафе «Греко», где планировало увлекательное интернациональное общество, временно либо неизменно пребывавшее в Вечном Городе. Васнецов писал о них, как о «лучших и милейших живописцах, около которых ютилась вся колония русских живописцев».

Живописцы-академисты Сведомские громадную известность взяли за рубежом, чем в Российской Федерации. Они ощущали себя в Российской Федерации гостями, а в Вечном городе — как дома. Во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века Павел Сведомский взял звание Почётного вольного общника и был удостоен Академией художеств серебряной медали за картины «Москва горит» и «Дочь Камелии».

Принимал участие в выставках Академии художеств, Петербургского общества живописцев и в интернациональных выставках. Творчество Павла Сведомского разнообразно по жанрам. Он создал серию громадных исторических полотен.

Перед смертью Павел Александрович обратился к жанровой живописи и отечественной истории («Бедная невеста», «Юродивый», « Вечер», «Пожар в Москве, 1812 год», «Казнь Ермака»). Картина «Медуза» (1882) была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым, и при жизни коллекционера пребывала в экспозиции галереи. Работа пермского собрания «Две римлянки с флейтой и бубном» дает представление об изюминках «итальянского жанра» в творчестве Сведомского.

Павел большое количество трудился, о нем чаще писали. Александр же неизменно чем-то был увлечен — то фотографией, то шахматами. Он был как бы «в тени» собственного брата.

Ни по жанрам, ни по сюжетам, ни в технике живописи — ни в чем он не был похожим брата. Узнаваемые сейчас его произведения — это по большей части пейзажи с элементами жанра. Работы А.А.

Сведомского неизменно одухотворены присутствием человека. «Улица в Помпеях» 1882 года — это реконструкция не только старой архитектуры, навеянная археологическими раскопками, но и жизни в древнюю эру. Работа сразу же была приобретена П.М. Третьяковым.

А во второй половине 80-ых годов XIX века Третьяков купил для собственного собрания картину Александра Сведомского «На берегу Тибра».

Десять лет братья расписывали Владимирский собор в Киеве вместе с Нестеровым, Васнецовым, Врубелем и Котарбинским.

Общественное движение второй половины XIX века


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: