На последнем берегу. эвакуация союзников из дюнкерка

Наступление немцев во Франции выяснилось столь стремительным и замечательным, что для противостоящей стороны это выяснилось совсем деморализующим сюрпризом. Английский экспедиционный корпус был не готов к войне нового типа, исходя из этого, несмотря на значительную численность и приличное техническое оснащение, он выдерживал поражение за поражением.

Это не имело возможности в итоге не привести к трагедии — по мере продвижения немцев к Ла-Маншу панические настроения среди личного состава корпуса увеличивались, и в последних числахМая 1940 года плотина упала. Англичане начали перемещение к спасительному проливу, за которым их ожидали родные берега. Отступление было хаотичным — дороги, забитые вперемешку беженцами и бегущими армиями, кинутый по обочинам транспорт.

Офицеры, кинувшие собственные части, бежали первыми, несмотря на прямой приказ до последнего оставаться на должности. Стало ясно, что то, что нельзя остановить, нужно будет возглавить — и было приказано об организации эвакуации английских солдатах и их союзников из территории военных действий. Сперва обращение шла лишь о вывозе запасного персонала, но скоро стало ясно, что эвакуировать будет необходимо всех.

Отступление к побережью, май 1940 г.

Изготовление к эвакуации начались 20 мая.На последнем берегу. эвакуация союзников из дюнкерка Командующим был назначен адмирал Бертрам Рэмси (в некоторых источниках фамилию транскрибируют как Рамсей). Сама эвакуация стала называться операция «Динамо» в честь генератора (динамо-машины) Дуврского замка — как раз в генераторной Рэмси разработал замысел операции и обсудил его с Черчиллем, оттуда же он ей и руководил.

Адмирал Бертрам Рэмси на своём командном пункте в Дувре

Одной из тайных битвы при Дюнкерке остаётся приказ, данный Гитлером — приказ об остановке наступления, что дал англичанам время на проведение операции «Динамо». Не дойдя практически нескольких километров, германские наземные армии остановились и заняли оборону, прижав остатки британских армий (совместно с некоторым числом французских) к берегу недалеко от города Дюнкерк. Огромная масса воинов была закрытой в городе и на прилегающих к нему песчаных пляжах.

Отдельные исследователи кроме того высказывают догадку о том, что фюрер намерено приостановил наказывающий клинок, дабы не через чур настраивать против себя англичан — дескать, цивилизованные белые люди же, не низшая раса. Но возможность справедливости аналогичной трактовки очень мелка. По крайней мере, жалеть британцев совершенно верно никто не планировал, поскольку окружённых в течении всей эвакуации непрерывно бомбили.

В первоначальный же сутки массированным налётом был стёрт с лица земли дюнкеркский порт. Большая часть бомб попала и на город — число жертв среди мирных обитателей, в соответствии с некоторым источникам, достигало тысячи человек, около трети от всего оставшегося в то время в городе населения. Муниципальный водопровод был повреждён бомбами, что сделало неосуществимым тушение пожаров, и Дюнкерк выгорел полностью.

Скопившихся на пляжах воинов немцы бомбили и расстреливали из бортовых пулемётов.

Английская авиация оказывала максимально вероятную помощь — лишь за первый сутки прибывшей с другого берега «кавалерией» было сбито 38 германских самолётов. Всего за время эвакуации англичане смогли стереть с лица земли 145 вражеских самолётов ценой утраты 156 собственных, ещё 35 германских самолётов было стёрто с лица земли зенитной артиллерией с судов.

Английские моряки следят за пожарами на французском берегу

самая вероятной обстоятельством остановки германских армий на данный момент считается желание избежать лишних утрат. Загнанные в угол британцы и французы очевидно планировали отчаянно сопротивляться до последнего, Геринг же давал слово расправиться с окруженцами только при помощи ударов с воздуха, и эта возможность показалась фюреру заманчивой. Потом Гудериан и Манштейн вычисляли приказ об остановке наступления одной из самые критичных неточностей Гитлера, а Рундштедт именовал его «одним из главных моментов войны».

Бойцы в ожидании эвакуаци

Как бы то ни было, передышка была для британцев спасительной. Эвакуацию начали 27 мая — для неё к побережью около Дюнкерка было подведён английский лёгкий крейсер «Калькутта», восемь эсминцев и двадцать шесть транспортных судов. Неприятность была в том, что берег в том месте пологий и песчаный, исходя из этого отмели простираются на громадные расстояния под водой, делая неосуществимым подход больших судов конкретно к линии прибоя.

Для перевозки людей с пляжей на суда Адмиралтейство практически прочесало все окрестные английские порты, отмобилизовав все малые суда, до каких лишь смогли дотянуться. Это был самый пёстрый и всевозможный флот, какой лишь возможно себе представить — в него входили и прогулочные катера, и портовые буксиры, и рыболовецкие лодки, а также индивидуальные парусные яхты. Но, как скоро выяснилось, отмели не разрешали подойти к берегу кроме того этим маленьким судам.

яхты и Гражданские катера выдвигаются для помощи в эвакуации

Воинам приходилось пара сот метров идти от линии прибоя вброд, время от времени до штормтрапа катера они добирались по шею в воде. Для борьбы с подобными затруднениями офицеры на местах прибегали к разным ухищрениям. К примеру, на протяжении отлива выгоняли на обнажившееся дно машины, выстраивая их в цепочку, направленную к морю, и укладывая на их крыши наспех сколоченные древесные мостки.

В порту Дюнкерка причалы были уничтожены германскими бомбардировщиками, но сохранились два цементных мола, любой из которых выдавался в море больше, чем на километр — их и стали использовать для погрузки.

Погрузка на катер

Ото дня ко дню количество задействованных в операции судов и кораблей росло — всего в «Динамо» участвовали 693 английских плавсредства. В это число входили ранееупомянутый крейсер «Калькутта», 39 эсминцев, 36 тральщиков, 13 торпедных катеров и охотников, 9 канонерских лодок. Малых судов (без катеров и учёта шлюпок, которыми владел судам и большим кораблям) было 311.

Кроме этого, помощь в эвакуации оказывали и суда иных союзников (по большей части французские) — их насчитывалось 168, а также 49 боевых. Занимать внутренние помещения на судах воины в основном отказывались из страха не успеть выбраться, в случае если корабль начнёт тонуть, исходя из этого занимали надстройки и палубы, набиваясь, в самом буквальном смысле, как сельди в бочку. В том месте, где воины добирались до судов на лодках, они часто бросали лодку, достигнув цели.

Никто не желал возвращаться на берег кроме того ненадолго — исходя из этого оставшимся на пляже приходилось ожидать, пока пустую лодку прибьёт к берегу ветром. Из-за обрисованных выше затруднений с погрузкой фактически всё тяжёлое имущество было покинуто на берегу. Практически, воины не забирали ничего, не считая одежды — многие бросали кроме того ранцы и оружие с личными вещами.

Всего англичанами было покинуто 455 танков, более 80 тысяч машин, мотоциклов и второй техники, две с половиной тысячи пушек, 68 млн кг снарядов, 147 тысяч тонн тонн и 377 тысяч горючего других припасов.

Английские воины ведут пламя по германским самолётам, бомбящим пляж

Загруженные суда, покидавшие Дюнкерк, шли к Английским островам тремя маршрутами, носившими условные обозначения «X», «Y» и «Z». Самым маленьким был маршрут «Z» (всего 72 км), суда преодолевали его в среднем за два часа, но он пролегал на протяжении французского берега, и следовавшие им суда в течении большой части пути подвергались обстрелу германской артиллерии с суши.

Маршрут «X» был самым надёжным, не смотря на то, что и заметно дольше (105 км), но он пролегал в близи от последовательности мелей и минных полей, почему не имел возможности употребляться ночью. Маршрут «Y» был самым долгим (161 км, четыре часа пути) — он проходил в стороне от пушек и мин, но следовавшие им суда всегда подвергались атакам авиации и немецкого флота. Всего было утрачено более четверти судов из участвовавших в эвакуации — 243 из 861.

Французский эсминец Borrasque тонет, подорвавшись на мине. На палубе видны эвакуируемые воины

Первоначально предполагалось, что затишье в германском наступлении продлится не более сорока восьми часов. За это время планировалось спасти 45 тысяч людей. Практически замысел был сорван (в первоначальный сутки было вывезено чуть более семи с половиной тысяч людей, во второй — немногим менее восемнадцати тысяч, другими словами суммарно около 25 тысяч вместо рассчетных сорока пяти), но немцы стоялина месте, атакуя союзников только с воздуха, и эвакуация неспешно собрала обороты — 29 мая было вывезено более 47 тысяч людей за один сутки, за последующие два дня эвакуировались более 120 тысяч людей.

Английские воины грузятся на корабль

Эвакуация

31 мая немцы надавили, и «дюнкеркский карман» значительно сжался. 1 июня было эвакуировано 64 тысячи человек. 2 июня отбыли английские силы прикрытия, оборонявшие Дюнкерк.

На континенте остались только французы — их также вывозили, но не прежде всего.

3 июня воздушные налёты стали значительно интенсивнее, и дневные рейсы было нужно прекратить. В ночь с третьего на четвёртое удалось эвакуировать около 53 тысяч союзных бойцов, но четвёртого немцы, наконец, пошли в наступление, и операцию было нужно завершить. Последний корабль, английский эсминец «Сикарий», покинул французский берег в 3:40 утра 4 июня с примерно девятью сотнями эвакуированных на борту.

Две французских дивизии, покинутые закрывать периметр, были брошены на произвол судьбы и вынуждены были сдаться.

Покинутые английскими воинами винтовки на пляже Дюнкерка

Французские каски, кинутые на берегу

Кинутая техника на пляжах Дюнкерка

Германский воин осматривает рассортированные трофеи

Итогом операции «Динамо» стало спасение более чем офицеров миллиона и трети солдат – другими словами, практически, всего Английского экспедиционного корпуса во Франции (его общее колличество составляла около 400 тысяч людей). Потеря фактически всей техники и большого числа оружия, само собой разумеется, очень сильно ударила по боеготовности английской армии, но сохранение громадной массы личного состава – кадрового, обученного, слаженного и, самое основное, владеющего настоящим боевым опытом – полностью это компенсировало.

Вдобавок, не следует и упоминать о том, какое замечательное действие было оказано на моральное состояние населения Англии. Юноши возвратились к себе целыми и невредимыми, а не сгинули бесславно на чужой стороне – на этом фоне и утрата танков с пушками воспринималась как досадная мелочь. Танков, дескать, возможно и новых наделать.

Потому, что предшествующие эвакуации паническое бегство и разгром английскими СМИ, по понятным обстоятельствам, не освещались, случившееся имело в глазах гражданских смелый оттенок. Мол, стали жертвами неприятеля, но не дали себя убить и в плен не сдались, так что позднее смогут возвратиться и как направляться отомстить. В оборот британского разговорного языка кроме того вошло выражение «дюнкеркские настроения» («Dunkirk spirit»), обозначающее единодушное сплочение народа перед лицом ужасной угрозы.

Неизвестно, появилось ли оно естественным образом либо было привнесено пропагандой, но в словарях значится.

Эвакуировавшихся воинов встречают на родине

Об эвакуации англичане не забывают до сих пор, именуя её «Чудесным образом при Дюнкерке». В её память был создан особый «дюнкеркский» флаг, право поднимать что имеют лишь гражданские суда, участвовавшие в операции «Динамо». Таковых по сей день дожило пара десятков, они систематично принимают участие в торжествах, посвящённых годовщинам эвакуации.

Дюнкеркский флаг

Когда погода меняет ход истории Эвакуация в Дюнкерке


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Фото дня: бойня в комплексу ду алемау

    Фавелы Комплексу ду Алемау (Complexo do Alemao) находятся в Северной территории Рио-де-Жанейро и являются одним из самые криминогенных районов города….

  • Армия, которая умеет воевать

    К апрелю 1945 года Красная армия, казалось, уже обучилась сражаться в произвольных условиях. Но в первых рядах лежал Берлин. Было разумеется, что забрать…

  • Британцы на «бычьем ринге»: революция или бунт?

    История Первой Мировой была бы неполной без упоминания некоторых ужасных эпизодов, конкретно не связанных с военными действиями, каковые до сих пор редко…

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.