Нацбанку нужна позиция, а не поза

НБУ (НБУ) принял распоряжение N514, которым повысил требования к формированию коммерческими банками необходимых резервов.
В соответствии с этим распоряжением, 50% необходимых резервов должно храниться на отдельном счете в НБУ, а оставшиеся 50% пребывать на корсчете банка. Наряду с этим от банков требуется обеспечить ежедневное наличие средств на корсчете в размере 90% от суммы необходимых резервов, каковые организованы за прошлый отчетный период резервирования и сохраняются на корреспондентском счете в НБУ.
Это решение НБУ, по сути, исключает какую-либо возможность банка маневрировать средствами необходимых резервов для обеспечения текущей ликвидности и оперативной деятельности.
Благая цель новой меры НБУ — уменьшение рисков развертывания инфляционных процессов и ограничение девальвационного давления на курс гривни, более легко — удержание курса гривни.
Но, по силам ли банковской совокупности обеспечить стабильность гривни без трансформаций во внешнеэкономической политике и без уменьшения эмиссионных аппетитов власти? Что необходимо сделать власти (и аккуратной, и законодательной), дабы обеспечить стабильность на валютном рынке?
Во-первых. Нужно обеспечить хорошее торговое сальдо. Состоянием на 01.08.2009 г. недостаток торгового баланса страны образовывает примерно $2 млрд.Нацбанку нужна позиция, а не поза Страна покупаетбольше, чем реализовывает.

Валюты в стране не достаточно.

Это основная обстоятельство, которая провоцирует обесценивание гривни, и не финансовая система имеет рычаги для снятия данной неприятности. уменьшения увеличения импорта и Вопрос экспорта относится к компетенции вторых национальных ведомств.
Во-вторых. Известен ли на данный момент график, хотя бы примерно, поступления валюты на отечественный валютный рынок от экспортеров? Нет.

Из-за чего?

По причине того, что Рада не приняла Закон об необходимой продаже валютной выручки экспортеров.
Знает ли НБУ график потребностей в валюте, дабы выстраивать стабильности курса и свою политику интервенций? Не знает. Как при таких условиях НБУ и банки смогут снабжать стабильный курс?

Не смогут. Тогда отчего же перед Нацбанком ставится властью задача, разрешение которой не находится в его необыкновенной компетенции?
Иначе, у АУБ остается много вопросов и к Национальному банку. Из-за чего НБУ, пробуя продемонстрировать хоть какие-то меры по борьбе с валютной спекуляцией, в действительности не только не решает неприятности финансовой системы, но и формирует дополнительные? Разве их на протяжении кризиса мало?

Неужто не ясно, что в условиях твёрдого экономического кризиса, что отнюдь не ослабляется, а по некоторым оценкам, напротив улучшается, при ограничении денег, их удорожании, остановке активных банковских операций, вышеуказанные меры регулятора содействуют ухудшению денежного состояния коммерческих банков, свертыванию их деятельности и утрата ликвидности, что очень плохо отразится на той же экономике и финансах страны?
По оценкам банков, исполнения требований распоряжения N514 приведет к:
— ухудшению и без того затруднительного состояния ликвидности многих банков, следствием чего станет повышение случаев нарушения платежной задержки и дисциплины клиентских платежей;
— уменьшению количеств свободных средств, каковые банки вкладывают в депозитные сертификаты НБУ и ОВГЗ;
— увеличению ставок на МБК по кредитам в национальной валюте;
— торможению тенденций по восстановлению кредитования экономики;
— росту затрат банков, которые связаны с приобретением средств (рефинансированием) для пополнения корсчета.
Обстановка на финансово-валютном рынке не может быть улучшена без устранения настоящих обстоятельств дестабилизации валютного рынка, которыми являются:
— финансирование НБУ недостатка бюджета через монетизацию национальных ценных бумаг, финансирование НАК Нефтегаз Украины и тому подобное;
— практически проведение неконтролируемой эмиссии, в частности на финансирование Евро-2012;
— раскручивание девальвационных ожиданий экспортерами, каковые сдерживают продажу валюты и заинтересованы в спекулятивном росте курса американского доллара.
В Ассоциации украинских банков уверенны, что действенными механизмами стабилизации валютного рынка смогут быть:
— господдержка фирм, каковые производят импортозаменяющую продукцию, а также через фискальные стимулы;
— введение необходимой продажи части валютной выручки экспортеров;
— сокращение сроков расчетов по внешнеэкономическим соглашениям резидентов;
— усиление контроля по операциям купли-продажи зарубежной валюты, выяснив, что в первостепенном порядке зарубежная валюта продается для погашения кредитной задолженности и закупки товаров критического импорта.
Правительству нужно утвердить список таких товаров;
— внедрение четкой постоянной практики продажи через целевые аукционы валюты по официальному курсу НБУ для обслуживания валютных кредитов, каковые предоставлены частным физическим лицам и предпринимателям.
Именно на внедрении таких мер, а не на следующем неестественном ограничении ликвидности финансовой системы, настаивает АУБ.
Банковской совокупности не удачен нестабильный курс, по причине того, что это ведет к ухудшению условий возврата кредитов и ухудшению кредитного портфеля. В банках нет свободных солидных сумм валюты и гривни, дабы дестабилизировать курс при имеющихся в наличии валютных резервах НБУ. Это смогут делать их экспортёры и клиенты, каковые задерживают валюту.
На межбанке банки в подавляющем большинстве выступают агентами исполнения заявок на приобретение валюты собственных клиентов. В отличие от кредитных операций, банки, делая агентские функции, не являются субъектами принятия ответа. Дополнительное связывание средств необходимых резервов приведет к напряжению обстановки с ликвидностью, уменьшению возможностей банков в восстановлении кредитования, но не высвободит банки от обязанности исполнения заявок клиентов и не уменьшит спроса последних на валютные средства.
Банки в данной обстановок выступают зеркалом, в котором проявляются неприятности валютного рынка страны. Эти неприятности власть обязана решать, а не пенять на зеркало. Что же касается НБУ, он все таки должен иметь позицию, а не позу в отношениях с другими ветвями власти.
Александр Сугоняко президент Ассоциации украинских банков (АУБ)

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.