Национальный банк: время ч

Как и положено пламенному революционеру, Эрнесто Че Гевара терпеть ненавидел повседневную, рутинную работу. Равно как и бывшему красному начальнику из толстовской Гадюки, ему рвать и метать, рубить и крушить всю эту канцелярщину. Исходя из этого он покинул дом — то бишь Нацбанк Кубы, управление которым поручил ему Фидель, и отправился вести войну, дабы почву в Гренаде (Боливии) крестьянам дать.

Вместо того дабы прислушаться к рекомендациям советника, откомандированного из Страны Советов.
И было нужно тому самому приступить к делу. А со временем — и к управлению Нацбанком. Действительно, не Кубы, а Украины. Потому, что кликали того советника Владимиром Семеновичем Стельмахом…
И кто бы имел возможность поразмыслить в те далекие времена, что соратник одного из самых радикальных разрушителей устоев капитализма превратится в распространителя устоев рыночной экономики (другими словами того же капитализма). И не где-нибудь, а на территории той самой Страны Советов. Как говорят у нас в народе, never say never, другими словами в жизни все вероятно.
В отечественном Национальном банке, уехав из Москвы и возвратившись на отчизну, В.Стельмах показался в первой половине 90-ых годов двадцатого века— именно в момент смены его управления.Национальный банк: время ч
Тогда Владимир Семенович занял должность главы методологического управления. Звучит, быть может, и не через чур звучно, но свидетельствует контроль над подготовкой всех правил и инструкций. Так как именно на них и базируется власть банковского регулятора, а прекрасно написанная инструкция (в которой любая запятая — на своем месте) — это в действительности высокопрофессиональный продукт.

Вот именно благодаря таким продуктам, Наверное, В.Стельмах и стал уже в первой половине 90-ых годов двадцатого века первым помощником, а с 2000-го — председателем нацбанка Украины .
Так, время Стельмаха — это целая эра в развитии центробанка. И не только в Украине. Он — представитель периода перехода от зрелого социализма к дикому капитализму, времени развития финансовой системы, что, в соответствии с Карлу Марксу, придает главным провозвестникам кредита (…) характерный им приятный темперамент пророка и помеси мошенника.

В такие времена трудиться было особенно сложно.

А рассчитывать на признательность современников — не следует и грезить: в известном словаре британских экономических терминов Б.Федорова так и написано: Геращенко — нехороший из центральных банкиров в мире. Кстати, не обращая внимания на то, что Виктора Геращенко также два раза назначали главой Центрального банка России. И как раз в качестве его подчиненного набирался опыта В.Стельмах уже в послекубинские времена.
Но дело так как не в фамилиях. Не просто так же данный словарь не энциклопедический, а терминологический; и Geraschenko — скорее, некая профессия. Либо кроме того будущее.

Будущее центральных банкиров, вежливых во времена денег, каковые обожают тишину, но которым было нужно доработать до тех лет, в то время, когда общество начинает интересоваться тем, о чем в данной тишине договариваются.
Я не знаю, имеется ли в действиях начальников НБУ какой-либо криминал и как обоснованны инвективы, звучащие в их адрес с различных сторон. Но не забываю, как практически за пара мин. изменились настроения в зале Украинского парламента, которая на своем закрытом совещании в марте девяносто второго года уже разглядывала вопрос о смещении с должности начальника Национального банка Владимира Матвиенко.

И как депутаты в едином порыве поднимались со собственных мест и выкрикивали — Гетьмана! Гетьмана! И как через пара месяцев уже Вадима Гетьмана обвиняли в неслыханных махинациях и заставляли уйти в отставку на втором закрытом совещании.

В тот раз — уже Кабмина. И вдобавок через пара месяцев избрали одним из начальников профильного комитета Украинского парламента.
Да и Владимира Стельмаха в отставку уже отправляли, а позже с успехом принимали его возвращение. Такова, возможно, их боярская часть.
Что я знаю — так это то, что Сейчас начальники ФРС и центробанков ведущих государств дают публичные объяснения своим действиям не позднее чем через день после принятия ответов о ставке либо сумме рефинансирования банков. Кроме того в случае если весьма не хочется этого делать. Але хіба хочеш?

Мусиш! Сest la vie, как говорят у нас на западе страны, другими словами такова жизнь.
Не смотря на то, что раньше и жизнь, и правила поведения банкиров были вторыми. Исходя из этого вторыми были и начальники центральных банков.
Быть может, В.Стельмах — кроме того последний из могикан. Потому, что пришло время изменений. Причем независимо от того, удастся ли Ю.Тимошенко и ее приверженцам добиться отставки Владимира Семеновича, либо он с почестями уйдет на пенсию по окончании собственного юбилея, либо же будет занимать должность главы Национального Банка Украины до конца определенного законом срока.

На дворе праздничные дни, играется музыка.
Играется она и в Нацбанке. Девятая Бетховена.
Быть может, ветхие времена еще мало и продержались бы, но как-то нежданно грянул кризис. Нежданно для Нацбанка. Не хотелось бы и мне прибегать к инвективам, но я не забываю, как один из советников (сейчас не Че Гевары, а уже В.Стельмаха) полчаса пробовал убедить меня, что никакого экономического кризиса у нас быть неимеетвозможности.

Приводил кроме того какие-то доводы.

Но в основном, пользуясь рецептом Уинстона Черчилля, старался компенсировать слабость доводов, повышая голос, в то время, когда обвинял тех, кто, дескать, подбрасывает прессе разные страшилки.
Было это где-то в начале второй декады октября 2008-го. В то время, когда уже в конечном итоге точка бифуркации отечественной экономикой была пройдена, выбор сделан и жребий кинут… Так как уже через 14 дней о разрушительном влиянии глобального экономического кризиса говорили везде. В том числе и в Нацбанке.

И кризис был таким разрушительным, что уничтожил хороший имидж главного банкира страны. Что сделаешь, если он не пощадил репутацию кроме того А.Гринспена, что, казалось бы, заблаговременно ушел с должности главы Федерального резерва США. Но, по моему точке зрения, если бы Владимир Семенович в свое время не отказался от уже приобретённого статуса нардепа, то на данный момент он (вероятнее, как начальник профильного парламентского комитета) критически разбирал бы действия начальников НБУ.
Были и другие возможности. Так, уже давно на столы начальников Национального банка лег проект концепции валютной политики, предусматривавший, среди другого, и более эластичный и согласованный с правительством механизм управления курсом гривни, и дедолларизацию, и необходимую цессию валютных поступлений, и развитие инструментов рыночного хеджирования валютных рисков, и другое, что имело возможность бы не допустить сегодняшний кризис.
Казалось, среди экспертов никто и не возражал против ее реализации и принятия. Но все, возможно, руки не доходили. Сейчас же время пришло.
Возможно сообщить — час пробил! И таки хорошенько врезал.
Следовательно, как говорят у нас на востоке страны, che sara sara, в смысле чему быть — того не миновать. В смены и частности поколения центробанка. Я имею в виду не только и не столько возраст его начальников, сколько возраст самого банка.
Дело в том, что, в соответствии с современной теории, существует три поколения центральных банков. Для центробанка первого поколения приоритет пребывает в обеспечении большей эффективности собственной операционной деятельности. партнёры и Клиенты банка ищут в нем предсказуемость, надёжность и последовательность.

Возможно ожидать, что центробанк будет функционировать как некоторый грамотный бюрократ (в хорошем смысле этого слова).
В самого банка кроме этого проявляется тенденция к обеспечению предсказуемости, надёжности и последовательности. Не только операционно, но и организационно банк старается быть бюрократическим учреждением. В нем начинается необычная культура национальной работы, что подчеркивает важность традиций, прецедентов, конфиденциальности и профессиональных знаний.

Да, имеют место и кое-какие менее желательные проявления бюрократической культуры, такие как строгая субординация, конформизм, формализм и догматизм. Но они все же не господствуют. От управления центробанка первого поколения требуется лишь быть толковым администратором.
Во втором поколении центробанк будет играться новую роль, которая потребует более принятия и широких знаний более узких (своеобразных) ответов. широкий круг и Непосредственные клиенты партнеров банка потребуют кроме этого высокопрофессионального исполнения им дополнительных политических функций, в частности: управления национальными валютным курсом и валютными резервами; обеспечения и разработки монетарной политики; надзора и регулирования за кредитно-денежными учреждениями; экспертных рекомендаций (а время от времени и ответов) по вопросам экономразвития.
В условиях таковой новой специализации предпочтение будет отдаваться не столько опыту работников и стажу работы, сколько их юности и образованию. Рыночные операции требуют стремительного реагирования, что не совместимо с иерархическим процессом принятия ответа. Весьма ценятся свободный обмен и плюрализм мнений ими.

Что пара нивелирует значение линия, свойственных бюрократическому центральному банку.
Как показывает мировая практика, благодаря таких трансформаций смогут появляться и конфликты на различных уровнях управления. Особенно в то время, когда к дискуссии неприятностей привлекается большое количество молодых, образованных экспертов с неординарными взорами, но принятие ответов остается за умелыми управленцами. В сфере банковского надзора это может привести к сокращению инспекций на местах, каковые уже не занимательны умелым работникам, тогда как покажется большое количество обстоятельств чтобы не завлекать новых работников с опытом работы в коммерческих банках.
Так, в центральном банке второго поколения нужно заменить многих бюрократов периода первого поколения на менеджеров новой волны, что делается методом трансформаций в структуре и функциях этого учреждения. Наряду с этим общее колличество персонала, вероятнее, существенно уменьшается, а совокупность зарплатыначинает лучше отражать экономическую сокровище труда работника. В банке второго поколения он должен быть успешным менеджером, а не только администратором.
Как я осознаю, как раз такие трансформации пробовала осуществить в свое время команда Тигипко, но по различным обстоятельствам опыт не удался. Не в последнюю очередь и вследствие того что переход ко второму поколению требует сильного внутреннего лидерства со стороны управления, пользующегося доверием всех участников процесса трансформаций.

Главные риски, каковые нужно преодолеть при таком переходе, пребывают в возможности политического вмешательства и недостаточном резерве кадров с нужными свойствами. Но потенциальные преимущества в будущем легко огромны.
Модель центробанка третьего поколения лишь создается. Но кое-какие элементы уже понятны. Баланс экономической деятельности смещается от удовлетворения материальных потребностей к нематериальным жаждам.
Информационно-коммуникационные разработки изменяют экономические структуры, операции и отношения, создавая комплексную, технологически более развитую и глобальную экономику знаний (knowledge economy). Наряду с этим экономическая модель национальной экономики, которая лежит во главе угла концепции центробанка, неспешно теряет актуальность.
На третьей стадии операционные функции, не являющиеся неповторимыми для центробанка, передаются вторым учреждениям (на условиях аутсорсинга). Либо же, став более технологически продвинутыми, они требуют намного меньше персонала. Центр тяжести политических функций смещается от вмешательств и предписаний (интервенций) к управлению и влиянию рисками.

Стратегическую роль начинают играться свойство скоро обрабатывать информационные технологии и информацию в целом.
Эти функциональные трансформации третьего поколения бросают вызов организационной структуре и менеджерскому опыту второго поколения. По мере того, как национальные границы ослабевают, а национальные валюты исчезают, прошлые роли неминуемо становятся менее значимыми.
Неповторимая позиция центробанка, объединяющего практику и теорию, разрешает ему изучать вопросы, каковые, быть может, игнорируются и правительством, и бизнесом. Исходя из этого такое интеллектуальное лидерство может кроме того стать главной функцией центробанка нового поколения, важным подспорьем обществу в ходе сложных социально-экономических преобразований.
Это думается парадоксальным, но интеллектуальное лидерство банка третьего поколения, быть может, кроме того ответственнее для государств с новорожденными рынками.
Исходя из этого, учитывая глобализацонное давление в направлении экономических и организационных трансформаций, центральные банки таких государств должны думать о более стремительном переходе к совокупности третьего поколения. Как раз исходя из этого перед Нацбанком стоит неприятность не просто стремительного перехода на уровень второго поколения, но и параллельная подготовка к последующей изменению в generation next.
Дело усложняется тем, что не все неприятности развития НБУ решены, кроме того в рамках требований первого поколения. Как показывают не только последние события, но и вся прошлая практика деятельности НБУ, самая болезненной темой остается его независимость.
Не обращая внимания на ее конституционное признание, лишь В.Ющенко сумел отстоять данный принцип на практике, в то время как остальные начальники центрального банка — В.Матвиенко, В.Гетьман и В.Стельмах — не только поддавались политическому давлению со правительства и стороны парламента, но и вынуждены были уходить со собственных должностей. И в то время, когда такое неуважение демонстрируется неизменно, различными кабинетами министров, пожалуй, что-то тут не так. Вправду, не так!
В английской литературе по данной проблематике предпочтение отдается термину автономия, а не независимость. Автономия подчеркивает операционную свободу, тогда как независимость трактуется скорее как отсутствие институционального принуждения. Степень независимости, предоставленная центральному банку, воздействует на процедуры органов подотчётности и структуру управления.

По мере развития независимости нужны более строгие процедуры подотчетности — дабы быть уверенными, что полученная независимость употребляется надлежащим образом.
Существуют различные типы независимости центробанка, такие как (а) независимость цели (goal autonomy), (б) целевая независимость (target autonomy), (в) инструментальная независимость и (г) ограниченная (лимитированная) независимость, в то время, когда центробанк, по сути, есть правительственным агентством.
НБУ сходу установили самую высокую планку — доверили снабжать стабильность цены гривни, кроме того не выяснив в четких юридических формулах, о чем идет обращение: об индексе потребительских цен, о валютном курсе (и к какой как раз валюте) либо об уровне ставок (что, фактически, и есть ценой кредитных денег). В следствии Национальный банк по факту сам определяет для себя цель деятельности, не считаясь с мнением правительства, которое также несет ответственность и за инфляцию, и за платежный баланс, и за доступность денег для отечественных производителей.

Вот и получается, что правительство в кризиспробует стимулировать развитие собственного производства, а центробанк принципиально не хочет снижать ставку рефинансирования и содействовать понижению цены кредитных ресурсов. Дескать, ставка должна быть выше уровня инфляции!
И о чем лишь думают в Европейском центральном банке и ФРС США, каковые собственные ставки держат на уровне, что в четыре раза ниже уровня тамошней инфляции? К тому же, бестолковые, и снижают их впредь до нулевой отметки, подыгрывая своим кабинетам министров. Возможно, они какие-то другие книги просматривают.

Те, что у нас еще не переведены.
Быть может, и их украинским сотрудникам, в случае если уж игра не идет, и не первый год, лучше, как говорят преферансисты, не играться в чёрную, а лечь? Другими словами открыть карты и совместно поразмыслить, как лучше ходить. Может, тогда удастся забрать больше взяток? (Это я в преферансном смысле!) На практике же это должно смотреться как совместное (в рамках опытного комитета по монетарной политике, в который, в соответствии с всемирный практикой, направляться перевоплотить совет Национального банка) разработка и обсуждение целевых показателей и цели (того же уровня инфляции, к примеру), по окончании утверждения которых (правительством либо Парламентом Украины) Нацбанк, пользуясь полной независимостью (автономией) в выборе методов и инструментов, обеспечит достижение установленных параметров.
Само собой разумеется, все упомянутые реформы носят, в сущности, революционный темперамент.
Но это требование времени. Времени Ч. Либо, может, все-таки — Че?
Александр Шаров, профессор экономики , доктор наук

ч.01 Прохождение GTA 5 — Крутое ограбление банка


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.