Найдено в архиве: как русская армия едва не пересела на бентли

Герои войны

«Бентли» – узнаваемая марка английских машин класса «люкс», являющихся роскошью в той же степени, что и транспортным средствам. Первая из таких автомобилей была собрана в 1919 году. Тогда Уолтер Оуэн Бентли и его компаньоны основали в графстве Чешир компанию Bentley Motors ЛТД. — и преуспели.

Но одноименный «стартап» в полной мере имел возможность начать взлёт в Российской Федерации. В разгар Первой Мировой обитатель Соединённых Штатов, британец Джон Френсис Бентли, предлагал опекающим военную индустрию России воротилам модель броневика собственной конструкции. Текст письма Бентли на имя главы Центрального военно-промышленного комитета (ЦВПК) А. И. Гучкова был сравнительно не так давно распознан в фондах Российского национального военно-исторического архива (РГВИА, г. Москва).

Да, эти двое инженеров-коммерсантов были всего лишь однофамильцами. Но оставшийся в тени Джон Бентли также являлся очень незаурядной личностью. В конце XIX–начале ХХ столетий он без устали путешествовал по Африке, сражался и был чуть ли не особенной, приближённой к императору Эфиопии Менелику II.

К 1915 году данный человек определённо приобрёл большой навык конструирования и жизненный опыт транспортных средств.


Фрагмент текста интервью Джона Френсиса Бентли английской газете The Tablet о его приключениях в Африке

Найдено в архиве: как русская армия едва не пересела на бентли

К сожалению, Гучкову в тяжелейшую пору кризиса на фронте выяснилось не до ноу-хау из зарубежа. О его ответе Бентли и их переписке не сохранилось никаких сведений. Кто знает, чем обернулось бы дело, если бы Россия забрала бы на вооружение наработки британца — быть может, имя Бентли сейчас носили бы совсем другие автомобили.

Текст архивного документа предлагается вашему вниманию.

Перевод письма Господина Бентли на имя А. И. Гучкова от 24-го августа с[его 1915] г[ода].

Полагаю, что Вы без сомнений не забывайте мою книгу «К Менелику на автомобиле». Это путешествие на автомобиле по малоизвестному Сомалиланду и Абиссинии и многие подобные экспедиции по бездорожным государствам снабдили меня опытом по механическому транспорту, а его использование для обслуживания армейских потребностей занимает всю мою жизнь.

На протяжении Южно-Африканской войны [имеется в виду англо-бурская война 1899–1902 гг. — ред.] и в Египте, мне было нужно большое количество трудиться с блиндированными механическим транспортом и поездами; и я также совсем знаком с условиями американского автомобильного строительства.

5 месяцев тому назад я приехал в Петроград с целью предоставления знаний и моего опыта русскому Правительству и внес предложение ему особый тип бронированных машин, самый совершенный для русских условий.

5 месяцев я уже получаю какого-нибудь определённого ответа, но пока без успеха, не смотря на то, что мне много раз говорили, что сметы и мои планы в полной мере удовлетворительны и будут приняты. При последних моих переговорах мне внесли предложение готовьсяотправиться в Америку через пара дней, но это было 20 дней тому назад и с того времени ничего не случилось.

Я опасаюсь, что в случае если моё предложение не будет представлено какой-нибудь новой инстанции, то я буду ожидать ещё неизвестное время, и потому обращаюсь к Вашему Превосходительству прося дать добро мне личное свидание с Вами, так, дабы я имел возможность ознакомить Вас с моим предложением по существу.

Примите и проч[ее].

Подпись Джон Бэнтлей.

[РГВИА. Ф. 803. Оп. 1. Д. 1855. Л. 81]

Публикация, вступительная статья – Юрий Бахурин

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся: