Налоговая реформа: ускорит ли ее кризис?

На кону — наполнение бизнес-бюджета и успешный климат
В конце прошедшей семь дней несколько Мирового банка Интернациональная денежная корпорация (IFC) презентовала в Вашингтоне доклад Ведение бизнеса — 2010: Проведение реформ в тяжёлые времена.
В соответствии с предоставленному Дню пресс-релизу IFC, 2009 год стал рекордным с позиций количества реформ, совершённых в сфере регулирования предпринимательской деятельности. А регион Восточной Центральной Азии и Европы по темпам реформирования в текущем году по большому счету опередил остальные регионы мира. В докладе указывается, что 26 из 27 государств региона реформировали совокупности регулирования предпринимательской деятельности с целью расширения возможностей отечественных фирм.
В глобальном масштабе, как сказано в сообщении IFC, рекордное количество государств — 131 из 183 охваченных изучением — реформировали собственные совокупности нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности во время с июня 2008 по май 2009 года.
А вот страны Восточной Центральной Азии и Европы совершили самое громадное в мире количество реформ в области облегчения доступа к кредитным ресурсам и в сфере банкротства, указывается в докладе. Но Украина в том месте отличилась лишь улучшением одного из десяти показателей глобального рейтинга Ведение бизнеса 2010: защита инвесторов.Налоговая реформа: ускорит ли ее кризис? По причине того, что в апреле по окончании девяти лет парламентских дебатов Украина все же приняла новый закон об акционерных обществах.

А реформы в других направлениях, каковые оцениваются глобальным рейтингом Ведение бизнеса 2010, замедлены, утверждается в пресс-релизе IFC. Так, Украина лишь минимально улучшила неспециализированный рейтинг с 146 до 142 места.
Что мешает Украине принимать к сведенью опыт соседей по масштабности проведения реформ, являющихся рекордными в мире как раз во время кризиса? Так как упрочнения по реформированию соседних Украине государств будут считаться на интернациональном уровне… Центральной стран Азии и Правительства Европы продолжают проводить реформы совокупностей регулирования предпринимательской деятельности, реализуя собственные долговременные стратегии, несмотря на много неприятностей, с которыми им было нужно столкнуться в прошедшем сезоне, — цитируется в пресс-релизе IFC советник Управления по проблемам развития денежного и частного секторов в составе Группы организаций Мирового банка Нил Грегори. — Они поймут, что уровень качества регулирования предпринимательской деятельности оказывает помощь выяснить, как проблемные компании, вернуть доверие предпринимателей и создавать новые предприятия.
Украина тем временем относительно проведения любых масштабных реформ заняла выжидательную позицию. Не смотря на то, что, с позиций многих специалистов, это ожидание уже через чур затянулось…
Пару дней назад в экспертном кругу исследовались все за и против необходимости максимально скорого проведения в стране налоговой реформы. В рамках дебатов, организованных Фондом Действенное Управление совместно с английской компанией Intelligence Squared, ведущие отечественные и зарубежные специалисты спорили, стоит ли Украине проводить реформу в системе налогооблажения на протяжении финансового кризиса.

Дескать, специалисты еще с самого его начала говорят, что кризис — лучший результат для реформирования, так из-за чего бы этим шансом не воспользоваться сполна? Украина занимает одно из последних мест во всех рейтингах, среди них и Мирового банка, по степени благоприятности налоговой совокупности для ведения бизнеса.

В нашу страну не идут инвестиции, падает конкурентоспособность отечественных компаний, бизнес предпочитает жизнь в тени, — говорит директор Фонда Наталия Изосимова. — Обстановку нужно кардинально поменять, но стоит ли это делать во время кризиса? Так как кризис, с одной стороны, может стать неповторимой возможностью для действенного реформирования налоговой совокупности, но иначе, кризис существенно увеличивает риски, свойственные глубоким преобразованиям. Прежде всего среди рисков — возможность понижения доходов в госбюджет.
Доводы приверженцев налоговой реформы на протяжении кризиса основываются на мнении, что понятная и предсказуемая налоговая совокупность — одна из самых серьёзных составляющих делового климата страны, что в будущем будет играться определяющую роль в привлечении нужных для выхода из кризиса ресурсов.
В частности, принятие и разработка усовершенствованного налогового кодекса, с одной стороны, снижает чрезмерное бремя налогового администрирования на фирмах, высвобождая ресурсы, иначе, сокращает теневую экономику и коррупцию, содействуя повышению поступлений в госбюджет.
Соперники же немедленной налоговой реформы уверены в том, что вероятное ослабление жёсткой фискальной дисциплины неминуемо приведет к большому уменьшению поступлений в бюджет, каковые и без того сократились. Это сделает неосуществимым исполнение социальных обязательств и реализацию инвестиционных программ, нужных для преодоления кризиса… Помимо этого, адаптация к новым правилам налогового учета увеличит нагрузку на управление фирм в тот момент, в то время, когда все усилия направлены на выживание.

Переход на новую совокупность налогового учета, замена существующей нормативной традиционного понимания и базы налогового регулирования потребует от технического переобучения переоснащения и предприятий сотрудников. Другими словами реформа в системе налогооблажения нужна, но не на данный момент. Проводить ее возможно после достижения стабильности в экономике.
Доводы ЗА
Александр Кирш, заслуженный экономист Украины, шеф-редактор издания Бухгалтер:
— Реформа в системе налогооблажения в Украине должна быть не только не обращая внимания на кризис, а благодаря кризиса! По причине того, что кризис усиливает все недочёты действующей совокупности налоговой нагрузки. Те просчеты в законодательстве, каковые терпимы в обычных условиях, при кризисе очень страшны… Чем несложнее налоги, тем сложнее их обойти.

Сейчас же налоги платятся, по причине того, что обладатели бизнеса еще нехотя делятся с бухгалтерами, бухгалтера денежно не простимулированы.

На самом же деле большая часть налогов обойти весьма легко.
Когда директора договорятся с бухгалтерами, страна останется без налогов!
Татьяна Ефименко, начальник отдела управления экономикой прогнозирования НАН и Института экономики Украины:
— Принимая к сведенью мировую практику, повысить эффективность налогового регулирования экономики Украины возможно лишь на базе принятия Налогового кодекса, что обязан предусматривать понижение налоговой нагрузки, обеспечение стабильности налогового законодательства, улучшение процедур администрирования платежей… Сейчас же функция налоговой нагрузки не то что устарела, ее нет.
Лорд Найджел Лоусон, глава МинФина Англии в правительстве Маргарет Тетчер в 1983-1989 гг.:
— В то время, когда правительство Тетчер начало работату, в Англии был кризис.
Быть может, не таковой большой, как на данный момент во всем мире. Но Англию тогда в Европе вычисляли больной страной… Но мы не ожидали в вопросе налоговой реформы. Мы ее начали.

Она была выстроена на четких правилах, и в следствии мы взяли больше поступлений в госбюджет, не смотря на то, что налоговые ставки снизили. Эта реформа вернула динамизм в отечественной экономике… Исходя из этого кризис сейчас формирует вам возможность, и вы должны ухватиться за нее!
Доводы против
Сергей Власенко, нардеп Украины (БЮТ), постпред Налоговой в Парламенте Украины:
— Перспективность налоговой реформы зависит не только от ее наполнения, но и от времени проведения. При кризисе же реформа в системе налогооблажения не может быть действенной…
Вероятное реформирование налоговой совокупности сейчас будет подвержено влиянию предвыборной кампании и экономического кризиса. В таких ситуации реформы рискуют усложнить обстановку. До тех пор пока получат новые налоговые механизмы, пока люди изучат новые налоговые процедуры, мы рискуем тем, что у нас в течение нескольких месяцев будет падение доходов бюджета.

А это зарплаты бюджетников, пенсии, социальные программы.

Ставить всех под удар в таковой сложный момент — безответственно!
Леонид Рубаненко, президент альянса налоговых консультантов Украины, глава Публичной коллегии комитета Украинского парламента по вопросам налоговой и таможенной политики:
— Дабы провести в стране успешную реформу в системе налогооблажения, необходимо иметь три вещи: политическую волю, подготовленные кадры и подходящую для реформы обстановку.
К сожалению, ничего из этого у нас до тех пор пока нет.
Билл Эммотт, главред издания The Economist в 1993-2006 гг.:
— Реформа в системе налогооблажения — очень важная для Украины задача. Но для ее реализации нужны фундаментальная атмосфера и дух компромисса политической стабильности. В условиях же нынешней глобальной экономической рецессии и с учетом поделённой политики в Украине, попытка совершить масштабную реформу в системе налогооблажения может принести больше вреда, чем пользы.
Исходя из этого на данный момент Украине лучше сосредоточить свои силы на вторых проблемах.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.