Наследники маккавеев

Герои войны

Начало ХХ века было отмечено ростом национализма в Европе, и самым неожиданным национальным перемещением среди всех было перемещение народа, что, казалось, потерял все надежды на восстановление собственного страны еще две тысячи лет назад. Иудейское национальное перемещение и, в первую очередь, его еврейское крыло, заявило о себе как о значимой силе, готовой с оружием в руках бороться за собственные идеи. В годы Первой Мировой благодаря деятельности некоторых активистов в рядах английской армии удалось создать одно из самых необыкновенных подразделений за всю ее историю – так называемый Иудейский легион.

переговоры и Сионистское движение о создании Легиона

В начале ХХ века иудейское население в государствах Америки и Европы переживало бурный процесс формирования собственной политической идентичности, которая учитывала бы все этно-религиозные и исторические изюминки народа. Часть иудеев настаивала лишь на культурной автономии, а представители левой партии «Бунд» («Альянс») в России кроме того выдвинули идею, выражавшуюся словами «в том месте, где мы живем, в том месте отечественная почва» и подкрепленную пропагандой секуляризма и социализма.

Само собой разумеется, такая точка зрения не обнаружила помощи у так называемых сионистов, настаивавших на создании нового национального образования для еврейскогонарода. Вопрос, где будет это государство, под покровительством какой великой державы будет осуществлено его создание, каким должен быть темперамент будущей иудейской страны – всё это оставалось предметом ожесточенных споров между деятелями сионизма.

Наследники маккавеев
Солдаты иудейского 38-го батальона Королевского фузилерного полка (http://www.jewisheastend.com)

Часть иудеев-сионистов в конце XIX века начала переселяться на территорию Палестины, принадлежавшей тогда Турции. Это перемещение не встретило особенной помощи у иудеев, уже большое количество столетий бывших подданными султана. Османские иудеи, традиционно проявлявшие активность в экономической сфере, в десятнадцатом веке взяли, благодаря политических реформ, возможность делать карьеру в национальных учреждениях (не смотря на то, что их в том месте было мало).

самые активные представители иудейского сообщества Турции кроме того сотрудничали с младотурками и завязали тесные контакты с участниками триумвирата, практически правившего империей – безрадосно известными Талаат-пашой, Энвер-пашой и Джемаль-пашой.

С началом Первой Мировой многие иудеи-переселенцы в Палестине были легко выдворены из страны, а за оставшимися был установлен твёрдый контроль. Как раз с нескольких тысяч сионистов, привезенных на пароходе из Яффы в египетскую Александрию, началась эпопея Иудейского легиона английской армии.

Агитационные плакаты. Слева дочь Сиона показывает пальцем на американского читателя и восклицает: «Твоя Ветхая Новая почва испытывает недостаток в тебе! Вступай в Иудейский легион!» Плакат справа, напечатанный в Канаде, высказывает надежду, что любой сын Израиля выполнит собственный долг перед Британией и пополнит последовательности пехоты.

В отличие от османских иудеев, у известного сиониста Владимира (Зеева) Жаботинского отношение к младотуркам было быстро отрицательное. Будущее занесла его в декабре 1914 года в Египет в качестве журналиста, но фактически мгновенно он переключился на работу с беженцами, установив контакты с вершиной иудейской диаспоры в Александрии. Как пишет Жаботинский, в лагере беженцев и зародился Иудейский легион, и «два человека сыграли наряду с этим решающую роль: русский консул Петров и Иосиф Владимирович Трумпельдор».

Иудейские погонщики мулов

Слова про консула, само собой разумеется, нужно принимать с известной долей иронии. Но требования консула А.М. Петрова от египетских правительства выдать российских подданных призывного возраста, по-видимому, подтолкнули многих колеблющихся иудеев-эмигрантов, все еще подлежащих призыву в армию в Российской Федерации, к выбору английской работы.

Как раз такое решил комитет попечения о беженцах, а Трумпельдор, эмигрировавший в Палестину ветеран русско-японской войны и самый опытный в военных делах, убедил своих друзей по комитету дать согласие на предложение создать особый отряд погонщиков мулов в составе английской армии. Потому, что в вооруженных силах Англии не было ничего похожего на Зарубежный легион, куда, к примеру, ушли многие из живших во Франции иудеев-эмигрантов, это был единственный достаточно несложный путь на фронт.

Английский воин, ведущий мулов. Галлиполи, ноябрь 1915 года (Imperial War Museums)

«Zion Mule Corps» (т.е., практически «Сионский корпус погонщиков мулов») был создан в марте 1915 года и просуществовал официально до мая 1916 года. Подразделение это насчитывало приблизительно 700 человек, каковые должны были осуществлять посредством мулов транспортировку грузов на передовую. Руководил ими полковник Джон Генри Паттерсон, ветеран англо-бурской войны, ирландец по происхождению и протестант по вероисповеданию.

Время от времени в работах, посвященных истории этого подразделения, возможно прочесть, что со времен иудейского восстания I века н.э. либо восстания Бар-Кохбы во II веке н.э. отряд Паттерсона стал первым национальным иудейским армейским отрядом. Это, по-видимому, не совсем так. По крайней мере, за 120-летний период до Первой мировой существовало, не смотря на то, что и весьма недолго, иудейское подразделение, принявшее в первой половине 90-ых годов восемнадцатого века участие в обороне Варшавы от русских армий на протяжении восстания Костюшко.

Но Иудейский легион был, в отличие от отряда XVIII века, вправду большим формированием, в конце Первой Мировой насчитывавшим до 10 000 человек.

Погонщики мулов были отправлены, но, не в Палестину, а на полуостров Галлиполи. Руководили ими пять английских и восемь иудейских офицеров. Среди последних первое место было отведено Трумпельдору, что стал главным ассистентом Паттерсона.

Не обращая внимания на наименование отряда, воины были экипированы всем нужным для ведения боя.

Но, англичане придали этому подразделению статус, подобный статусу колониальных армий. Офицеры-иудеи приобретали жалованье меньше, чем англичане, и не были допущены в офицерскую столовую на транспортном корабле.

Иудейские воины в Галлиполи (http://www.europeana1914–1918.eu)

По прибытии в Галлиполи в апреле 1915 года часть людей из Отряда погонщиков мулов была отделена от главных сил и переподчинена руководству АНЗАК. Австралийцы же настойчиво попросили, дабы иудейское подразделение имело полный набор собственных собственных мулов, а для этого было нужно совершить путешествие обратно в Александрию. В Египте воинам не разрешили сойти на берег, что стало причиной волнения среди них и привело, в конечном итоге, к роспуску данной группы.

Паттерсон лишь в мае определил о судьбе собственных людей.

Однако, главная несколько иудейских солдат во главе с полковником-ирландцем высадилась на полуострове недалеко от мыса Геллес через два дня по окончании начала известной десантной операции союзников. Действуя под огнем соперника, иудейские добровольцы сумели наладить сообщение между берегом и линиями окопов.

В первых числах Мая один из воинов, рядовой Грушковский, был удостоен Медали за выдающиеся заслуги (Distinguished Conduct Medal) и произведен в капралы за то, что сумел, взяв ранения обеих ног, удержать собственных мулов под обстрелом турок и не разрешить животным разбежаться, привезя в окопы груз в сохранности. Известия о героизме иудейских солдат, бывших обитателей Палестины, достигли кроме того стали и Иерусалима для турок хорошим предлогом усилить нажим на тех иудеев-переселенцев, кто еще остался в этом и других городах страны.

Иудейские воины-портные из 38-го батальона Королевских фузилеров, занятые классическим ремеслом собственного народа (http://www.jewisheastend.com)

В отряде не все было благополучно. Работа под огнем соперника, частое отсутствие и скудное питание достаточного количества воды, и жесткость английских офицеров очень плохо оказывали влияние на иудеев-добровольцев. Пара раз между Трумпельдором и Паттерсоном вспыхивали споры по поводу поведения воинов.

Время от времени солдаты и офицеры просто не осознавали друг друга (многие рядовые не владели английским, а офицеры не говорили на идиш либо иврите либо не знали немецкий, на котором имели возможность разъясняться иудеи-выходцы из Восточной Европы).

трудности поддержания и Проблемы коммуникации дисциплины стали причиной тому, что английские власти решили не увеличивать численность отряда. В конечном итоге, перед расформированием отряд насчитывал всего 126 солдат, пять офицеров-англичан и двух офицеров-иудеев. Из-за заболевания Паттерсона руководство перешло к Трумпельдору.

бои и Еврейский легион за Палестину

В декабре 1915 года отряд Трумпельдора был переброшен обратно в Александрию, где оставался пара месяцев. Расформированию его предшествовал инцидент, который связан с солдатской забастовкой. Иудеи, прослышав о том, что их планируют перебросить в Ирландию для усиления тамошних английских сил по окончании Пасхального восстания, отказались ехать, и часть была попросту расформирована.

Со временем в английском окопном жаргоне укрепилось словечко «шнайдер» (нем. Schneider — портной) — так стали звать всех иудейских воинов (http://www.jewisheastend.com)

Одвременно с этим в Лондоне кипели споры по поводу привлечения иудеев к военной работе в рядах английской армии. В первую очередь войны уже около 10 000 иудеев добровольно отправились на фронт, большое количество их было кроме этого среди армий из доминионов. Существовал с декабря 1915 года кроме того особый комитет, занимавшийся агитационной работой среди английского еврейства, под руководством Эдмунда Себаг-Монтефиоре и Лайонела Ротшильда, представителей влиятельнейших иудейских семейств.

Но, многие иудеи не хотели создания особенных иудейских армейских подразделений и опасались, что это может поставить под сомнение их английский патриотизм. В один момент очень много иудеев-эмигрантов из Восточной и Центральной Европы, осевших в основном в английском районе Ист-Энд, по большому счету не проявляли жажды вести войну – ни под английским флагом, ни под знаменем еврейского перемещения.

Только благодаря огромной работе как среди несложных жителей, так и среди английского истеблишмента, Владимиру Жаботинскому и его соратникам по еврейскому перемещению удалось склонить публичное вывод, а после этого и правительство к идее создания так именуемого Иудейского легиона. Известная декларация 1917 года английского главу МИД Бальфура кроме того давала слово создание «иудейского национального очага в Палестине».

Родственники провожают рекрутов 40-го иудейского батальона, лето 1918 года (Imperial War Museums)

На практике в конце 1917 – начале 1918 гг. было организовано три батальона (38-й, 39-й и 40-й) в составе Королевского фузилерного полка (Royal Fusiliers), принявших участие в битвах в Палестине. Еще два батальона, 41-й и 42-й, были подготовлены, но опоздали повоевать. 38-м батальоном, складывавшимся из ветеранов добровольцев погонщиков и отряда мулов Ист-Энда, руководил Паттерсон.

39-й батальон, в котором были по большей части добровольцы из Канады и США, управлял офицер АНЗАК Элиезер Марголин.

40-м батальоном, собранным уже в Палестине из местных иудеев, руководил полковник Скотт, а после этого полковник Сэмюэль.

На долю трех боевых батальонов выпали сражения последних месяцев Великой войны. 38-й батальон Паттерсона в первых числах Июня 1918 года был переброшен в город Лод (Луд) в Палестине, где воин поприветствовал генерал Алленби, руководивший английскими армиями на этом фронте. После этого батальон был послан на участок между сёлами Джильджилия и Абуэйн недалеко от дороги на Наблус.

Работа состояла, в основном, в патрулировании местности, разведке и постройке упрочнений. Паттерсон в рвении создать для собственных людей более-менее комфортные условия кроме того мало повоевал со работой снабжения из-за кошерной пищи. По словам Жаботинского, неприятности им доставляли кроме того не турки, во второй половине 1918 года уже достаточно вяло оборонявшиеся, а больше москиты, каковые разносили малярию.

Шанс отличиться в сражении 38-му и 39-му батальонам выпал на протяжении захвата брода Умм-эш-Шерт при форсировании Иордана на протяжении наступления, развернутого Алленби в сентябре 1918 года. Было захвачено множество военнопленных, среди которых были не только турки, но и германские воины.

Новобранцы Иудейского легиона в тренировочном лагере Форт-Эдуард, Канада, на протяжении одного из основных иудейских праздничных дней — Йом-Киппур, 11 сентября 1918 года (http://thechronicleherald.ca)

40-й батальон, складывавшийся из палестинских добровольцев, не принял участия в активных военных действиях, неся зимний период 1918–1919 гг. гарнизонную работу. Его роль была не столько боевая, сколько агитационная, потому, что иудейское население Палестины почувствовало собственную силу и заметило возможность отстоять с оружием в руках собственный право на эту почву. По окончании войны, в начале 1919 года, иудейские батальоны взяли почетное наименование «Judeans», т.е. «Иудейские», а знаком Легиона стала менора с надписью на иврите «кадима», т.е. «вперед» либо «на восток».

Сейчас Легион был чуть ли не единственной боевой силой в Палестине, в то время, когда остальные части были переведены в Египет для подавления антибританских выступлений. Это создало трения между иудейским и арабским населением, чем позже воспользовались английские власти, применявшие принцип «разделяй и властвуй» для управления новыми территориями. Конфликты стали предтечей антиколониального перемещения в Палестине и борьбы за создание свободного страны Израиль: деды и отцы многих израильских полководцев второй половины ХХ столетия проходили службу в батальонах Иудейского легиона.

Литература:

  1. Паттерсон Д.Г. С иудеями в Палестинской кампании – СПб.: Европейский Университет в Петербурге, 2014
  2. Жаботинский В. Слово о полку – М.: Текст; Книжники, 2012
  3. O’Neill H.C. The Royal fusiliers in the great war – L.: W. Heinemann, 1922
  4. Sugarman M. The March of the 38th Royal Fusiliers – When the Spirit of Judah Maccabee Hovered over the Whitechapel Road // Jewish Virtual Library (http://www.jewishvirtuallibrary.org)
  5. Sugarman M. The Zion Muleteers of Gallipoli // Jewish Virtual Library (http://www.jewishvirtuallibrary.org)
  6. Watts M. The Jewish Legion and the First World War – N.Y: Palgrave Macmillan, 2004

Трагедия государства израильского Хасмонейского. Александр Янай. История Израиля №10


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Война как состязание

    К началу ХХ века спорт превратился в национальную страсть англичан. Спортсмены, как специалисты, так и любители, стали в Англии весьма популярными…

  • Армянский легион: история разочарования

    По окончании важных утрат на фронтах Великой затягивания и войны войны руководство Антанты всеми силами пробовало восполнить убыль живой силы. Так,…

  • Те, о ком не вспомнят

    Прогресс подарил нам самые идеальные средства для ведения войны, но кроме того самое вооружение и высокотехнологичное оснащение не смогут избавить воина…

  • Холод, голод и чужие интересы

    Вооруженный конфликт, разгоревшийся в Европе в 1914 году, скоро втянул в собственную орбиту не только участников Антанты и Тройственного альянса, но и…