Настоящее и будущее российской беспилотной авиации

Одним из самых обсуждаемых качеств обновления Русских Армии стала неприятность с оснащением беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Тем более, что кроме того по текущему состоянию отставание в оснащением этим видом техники Русских ВС от ведущих государств в полной мере разумеется. Шаги, направленные на ликвидацию этого отставания (в частности, сотрудничество с Израилем) вызывают бурную полемику и множество вопросов по адекватности принятых ответов.

Для начала необходимо подчеркнуть актуальность этого вида причины и техники, по которым оснащение мировых армии комплексами с БПЛА разного назначения сейчас — устойчивая тенденция. Дело тут не в том, что тема беспилотников считается актуальной. Исполнение разведки ведения и задач наблюдения – главная функция аналогичных аппаратов, которую нереально решить вторыми средствами.

Тут дело в возможности массового оснащения кроме того маленьких тактических подразделений «всевидящим оком в небе», значительно повышающим информированность о сопернике. Наряду с этим роль пилотируемой авиаразведки неспешно понижается. Прежде всего вследствие того что беспилотная авиация значительно дешевле пилотируемой.Настоящее и будущее российской беспилотной авиации

Цена современных боевых самолётов растёт, затраты на подготовку летчиков выясняются сравнимы со ценой самолета — и пилоты преобразовываются в такой же «штучный товар», как и их самолеты. При схожей функциональности сам БПЛА как минимум на порядок дешевле, подготовка оператора значительно дешевле и несложнее, чем подготовка летчика, а утрата аппарата не ведет к утрата оператора. Вдобавок к этому отсутствие человека на борту разрешает снизить размеры БПЛА, соответственно – уменьшить скрытность и уязвимость применения.

 

В случае если сказать о сотрудничестве с Израилем — мало кто отыскал в памяти о том, что именно толкнуло Минобороны на подобный ход. Не смотря на то, что обстоятельства прекрасно известны.

 

В Советском Альянсе имелся обширный опыт создания беспилотной авиации тактического и оперативно-тактического назначения (туполевские Ту-143 Рейс, его модификации Ту-243 Рейс-Д и Ту-141 Стриж). Фактически единственным комплексом своевременного назначения был «Строй-П» с беспилотным аппаратом «Пчела», созданным для ВДВ.

 

Но комплекс «Рейс», принятый на вооружение во второй половине шестидесятых годов прошлого века, имеет «обоз» из 12 автомобилей (включая крупногабаритные МАЗы) и 1200-килограммовые, летающие со скоростью 900 км/ч реактивные беспилотники. Не обращая внимания на то, что, скажем, Сирия использовала его впредь до 2003 года, не утратив за сотню запусков ни одного аппарата, комплекс имеет множество ограничений.

Не считая вышеуказанного громоздкого состава комплекса — это выдача результатов разведки (аэрофотосъемки) только через 45 мин. по окончании возвращения беспилотника (по окончании склейки и печати взятых фотографий). Эффективность комплекса в условиях отличающейся высокой мобильностью средств и сил современной войны, приводит к большим сомнениям — сегодняшние цели не будут ожидать, пока проявится пленка. «Строй-П» имеет уже более современный вид и может передавать на пункт управлениясигнал в реальном времени.

Но вот что сообщил о комплексе глава разведки ВДВ полковник Валерий Яхновец, под управлением которого «Строй-ПД» использовался в Грузии: «Вместе с комплексом в группировку прибыли шесть автомобилей со экспертами, но и они готовили аппарат к запуску более трех часов. В следствии первый беспилотник упал на землю, чуть взлетев, а второй, запущенный уже на грузинской базе в Сенаки, не разрешил разглядеть отечественную же колонну из десяти БТРов: на нехорошем изображении мы еле отыскалитолько пять автомобилей. Наряду с этим грузинские БПЛА летали на недоступных для отечественных средств ПВО высотах, а «Пчела» – так низко, что в нее, казалось, возможно попасть из рогатки, и «рычала» наряду с этим как БТР. Так что эффективность комплекса нулевая и Воздушно-десантным армиям он не нужен.»

 

Стоит ли удивляться, что подобная оценка возможностей техники стала причиной идее сотрудничества с Израилем? Тем более, что Владимир Шаманов, незадолго до назначения на пост командующего ВДВ поставил проблему на встрече с производителями беспилотных совокупностей.

Отметив запредельную цена (лишь разработка «Строй-ПД» и «Типчак» обошлась Минобороны по 400 млн. рублей) и «никакую» их эффективность, Владимир Анатольевич попросил представителей индустрии предложить варианты решения проблемы. Промышленность внесла предложение «недорогие мини-БПЛА».

 

— Под какие конкретно задачи? – уточнил Шаманов и, услышав «для наблюдения», пояснил, что пользователю для того чтобы комплекса – общевойсковому начальнику нужна не просто картина, а оцифрованная карта местности, дабы, снимая координаты целей, трудиться по принципу «заметил – поразил». Но, ничего аналогичного никто из присутствующих предложить не смог. Но, «экономичных» предложений больше и не было.

 

Оценивая ответ сотрудничать с Израилем, направляться, но, учесть ещё два нюанса. Во-первых, в то время клиент (МО РФ) никакого вразумительного техзадания разработчикам не выдавал. В противном случае, что было сделано («Строй-ПД» и «Типчак») – это лишь профинансированные программы 80-х годов, каковые отражали представления о беспилотниках того времени.

Пограничная работа, ФСБ, МЧС и МВД России, имея более чёткие представления об виде нужной им техники, удачно применяют отечественные БПЛА.

 

Во-вторых, сотрудничая с зарубежными компаниями в таковой чувствительной области, как связи и технологии разведки, направляться весьма серьёзно оценивать риски с позиций безопасности. К примеру, вся израильская военная продукция, требующая определения координат, имеет кроме навстаровской навигации другие средства (чем избегается зависимость (военная а также) от работы группировки GPS), и это при всей «стратегической дружбе» с США.

Погранцы и ФСБшники обязаны принимать лишь отечественную технику т.к. опыт технического противодействия со всевозможными зарубежными разведслужбами у них ежедневный. Представление о том, чем смогут обернуться комплектующие зарубежного производства, вытекают из знания того, что мы сами в экспортную технику закладываем. А зарубежный беспилотник, может начать «трудиться на разработчика».

 

Но с 2009 года очень многое изменилось. Стоит заявить, что за последние годы выросли новые отечественные производители беспилотной техники. Прежде всего, это коммерческие и авиационные компании, трудящиеся по заказам гражданских организаций.

Такие задачи, как мониторинг территорий и объектов, мониторинг линий электропередач, ведение поисковых работ, аэросъемка местности – очень пользуются спросом на гражданском рынке.

А наличие потребности в аналогичной технике, разрешило громадному количеству отечественных специалистов высокого уровня в области авиатехники, задействовать собственные знания по профессии. Такие компании как «Zala Aero», «ЭНИКС», «Аэрокон», «Радар ММС», «Иркут Инжиниринг» и другие, не только снабжают потребности коммерческих ведомств и структур России, но и удачно продвигают продукцию на внешние рынки.

 

Так к примеру, 14 марта этого года подписано соглашение между компанией «Иркут Инжиниринг» (дочкой авиаконцерна «Иркут») и правительством Вьетнама по разработке беспилотного летательного аппарата легкого класса. По условиям соглашения, по завершении разработки аппарата, Россия окажет помощь Вьетнаму развернуть производство беспилотников. Эта же компания создавала аппараты Иркут-10, поставлявшиеся минобороны Белоруссии.

 

Кстати, в той же Белоруссии трудится весьма занимательное КБ «ИНДЕЛА», достигшее громадных удач в разработке БПЛА вертолётного типа. На базе 558-го авиационного ремонтного завода ОАО «АГАТ – совокупности управления» совместно с «ИНДЕЛОЙ» подготавливаются к выпуску мини-БПЛА, БПЛА ближнего действия и БПЛА малой дальности; ведутся разработки по аппаратам средней и громадной дальности. Жаль, что сотрудничество с данной белорусской компанией не ведётся русским МО.

В отличие от холдинга «Вертолёты России», выбранного головным подрядчиком по БПЛА вертолётного типа, «ИНДЕЛА» имеет последовательность готовых и удачно реализовываемых образцов в лёгком классе. Не только сами БПЛА, но и связи и средства навигации выполнены на собственной базе. На мой взор, подобное сотрудничество было бы предпочтительней адаптации австрийских Camcopter S-100, уже выпускающихся в Ростове-на-Дону, под потребности отечественных ведомств.

 

Увлекательны разработки Истринского Экспериментального Механического Завода. К примеру, беспилотный комплекс постановки радиоэлектронных помех, талантливый трудиться без применения спутниковой ГЛОНАСС/GPS навигации, применяя инерциальную совокупность, и радиомаяковую совокупность для точной посадки.

БПЛА комплекса серии «Истра» до тех пор пока имеют маленькой боевой радиус – 250 км., но на заводе планируется освоить выпуск поршневого авиационного двигателя РИТМ, что разрешит создавать аппараты автономности и большей дальности. Аппаратура РЭБ представлена комплектом сменных малогабаритных станций помех для подавления: совокупностей связи, приемников спутниковой навигации, РЛС совокупностей ПВО, совокупности национального опознавания «собственный-чужой», спутниковой телефонной связи, радиорелейных линий; в варианте противодействия средствам ПВО способна создавать пара сотен фальшивых целей. Завод кроме этого создаёт совокупности посадки и автоматического управления беспилотников собственной разработки.

 

Росгидромет РФ в далеком прошлом применяет БПЛА казанской компании «ЭНИКС». Аппараты «Элерон-3» употреблялись на полярных станциях «Северный полюс», а «Элерон-10» в прошедшем сезоне прошел опробования на Шпицбергене. Кроме этого эти аппараты применяет ФСБ России.

 

Роскомнадзор будет применять БПЛА НПЦ «НЕЛК» по обеспечению радиоконтроля эфира. Аппараты компании будут принимать участие в конкурсах на проведение ОКР минобороны.

 

В течение последних трех месяцев этого года закончатся предварительные опробования БПЛА «Орлан-30» разработки ООО «Особый технологический центр» (СТЦ), по итогам он будет доработан и передан на госиспытания в интересах МО. Расчетная длительность полета аппарата образовывает 10-20 часов в зависимости от массы целевой нагрузки, при стартовой массе всего 27 кг., высоте полёта 4500 м. и посадки и возможности взлёта «по самолётному».

 

Перечень событий в области БПЛА возможно продолжать и дальше. Но в целом возможно заявить, что в Минобороны наконец-то побеждал здравый суть, и работа с научно-производственными фирмами ведётся по схеме, где выработка требований предшествует ответам по закупке. Оказалось, что отечественные компании способны создавать хорошие образцы, в случае если имеют представление об виде конечного продукта.

На данный момент идёт работа с примерами различных компаний, признанных по результатам предварительных опробований перспективными. Нельзя не отметить познание необходимости средних и тяжелых БПЛА вертолётного типа на Флоте. Весьма интересно то, что на конкурс собственные проекты смогли представить не только «Вертолёты России» (в следствии победившие конкурс) но и питерская компания «Радар-ММС».

Она выступила со своим БПВ-500, имеющим красивые характеристики по массе нужной нагрузки (до 180 кг.) — она ответственна для применения на Флоте. Кроме этого внушает оптимизм факт опробования ударного беспилотника, каковые пройдут в конце этого года. Напомню, что проект ударного БПЛА «Скат» прорабатывался на РСК МиГ (подробнее тут), а полноразмерный макет кроме того демонстрировался на МАКС-2007.

И не смотря на то, что головным подрядчиком по ударному БПЛА выбран АХК «Сухой», задел по «Скату» будет использован при разработке автомобили «Сухого», и РСК «МиГ» будет учавствовать в этих работах.

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: