«Небесные аскари» маршала бальбо

Герои войны

«Колыбелью» ВДВ Италии стала не метрополия, а одна из итальянских колоний — Ливия. Как раз тут благодаря упрочнениям губернатора — маршала авиации Итало Бальбо — в конце 30-х годов было создано первое боеспособное парашютное подразделение итальянских армии. Что же оно собой воображало и как ливийские десантники показали себя во Второй мировой войны?

В 20–30-е годы прошлого века в Италии, как и во многих вторых государствах мира, появился большой интерес к парашютному делу — в первую очередь к его военно-прикладным нюансам. Для итальянских военных особенно заманчивой была мысль переброски армий по воздуху с последующим десантированием в отдалённых районах колониальных владений: Ливии, Эритреи и Сомали.

Это разрешало бы оперативно реагировать на угрозы в тех местностях, где отсутствовали постоянные гарнизоны, и оперативно усиливать отдалённые армейские посты. В первый раз в боевых условиях парашютное десантирование было применено на протяжении войны с Эфиопией во второй половине 30-ых годов двадцатого века – для снабжения передовых колонн, оторвавшихся от главных сил, на парашютах сбрасывали… живых овец. Одновременно с этим в СССР уже десантировали целые воинские соединения.

Как раз под влиянием советского опыта генерал Грациоли Франческо Савиеро, замечавший за высадкой десанта на протяжении манёвров Красной армии, сумел в июне 1936 года добиться решения Генштаба о создании 1-го парашютного отряда (1. Reparto Paracadutisti). Но это решение так и осталось на бумаге.

22 февраля 1937 года было дано новое распоряжение, поручавшее руководству ВВС создать школу парашютистов, но и его не торопились делать.

Инициатива маршала Бальбо

В первой половине 30-ых годов XX века маршал авиации Итало Бальбо, к тому времени завоевавший глобальную известность собственными дальними перелётами, был назначен губернатором Ливии. Это назначение вряд ли возможно разглядывать как почётную ссылку, поскольку Ливия была самой богатой итальянской колонией, а губернатор владел фактически неограниченной властью на её территории, являясь не только высшим гражданским должностным лицом, но и командующим вооружёнными силами.

Бальбо уделял громадное внимание формированию инфраструктуры: за время его правления в Ливии было выстроено около 4500 км автомобильных и 400 км железных дорог, пара современных аэропортов. В области армейского строительства он поддерживалсоздание относительно небольшой, но прекрасно вооружённой и подвижной армии.

Одним из новшеств Бальбо стало формирование «автомобильно-авиационных рот Сахары» (Compagnie Auto-Avio-Sahariane) — прекрасно вооружённых моторизованных частей, поддерживаемых звеньями самолётов Са.309 и предназначенных для патрулирования отдалённых пустынных районов. Конечно, прогрессивный и инициативный маршал не имел возможности покинуть вне поля зрения парашютные армии.

«Небесные аскари» маршала бальбо
Маршал авиации Итало Бальбо
traditio.wiki

Видя, что в метрополии все идеи по созданию ВДВ разбиваются о гранит бюрократии, Бальбо забрал дело в собственные руки. Чтобы избежать veto со стороны Рима, он решил организовать «туземную» парашютную часть, укомплектованную арабами. Затевать следовало с подготовки кадров.

1 марта 1938 года на аэропорте Кастель-Бенито рядом от Триполи была официально создана парашютная школа – первое итальянское учебное заведение подобного рода.

Возглавил её полковник Гоффредо Тонини — умелый колониальный офицер, кавалер Золотой медали за воинскую доблесть (высшей военной награды Италии). Кадровый офицерский и унтер-офицерский состав школы был представлен только добровольцами, включая группу инструкторов, прибывших из Италии по приглашению Бальбо. Для обеспечения тренировочного процесса школе выделили шесть самолётов SM.81 «Пипистрелло» — по окончании демонтажа бомбардировочного оборудования эти трёхмоторные бомбардировщики имели возможность перевозить по 12 парашютистов.

12 февраля 1938 года, ещё до официального создания парашютной школы, Бальбо подписал приказ о комплекте трёхсот курсантов. Сначала имелись опасения, что местное мусульманское население, без энтузиазма принимавшее успехи западной цивилизации, не будет гореть жаждой прыгать в пропасть из чрева «металлических птиц». Но материальные стимулы сыграли собственную роль: для собственных парашютистов Бальбо сумел добиться окладов на уровне лётного состава ВВС.

Деньги, очень хорошие кроме того по меркам метрополии, для ливийцев были целым состоянием. В парашютную школу обратилось более 2000 добровольцев, что разрешило отобрать лучших из лучших.

Снаряжение

Среди прибывших из Италии экспертов был полковник Просперо Фрери — пионер итальянского парашютного спорта, конструктор парашютов серии «Сальвадор». Фрери прописали на пост главы учебной части школы, а его новейшее изделие — парашют D.37 — было принят в качестве стандартного. Но скоро оказалось, что D.37, создававшийся в качестве спасательного, не подходит для парашютно-десантных частей.

Дело в том, что площадь его купола составляла всего 46 кв. м. Скорость спуска составляла около семи метров/с, что было приемлемо для прыгающего налегке пилота из подбитого самолёта, но через чур много для десантника с полной выкладкой, и вело к увечьям и травмам. К тому же конструкция подвесной совокупности парашюта совсем исключала управление им. Систематическая эксплуатация D.37 в школе открыла ещё одну неприятную изюминку — нередкие случаи неполного раскрытия купола.

В случае если учесть, что запасной парашют не предусматривался, то статистика не должна удивлять: за время существования школы при прыжках с парашютом погибло 75 человек, а ещё 72 десантника взяли увечья. Появление нового парашюта D.39 курсанты и инструкторы встретили с облегчением. Он отличался увеличенной площадью купола (54 кв. м) и сниженной скоростью спуска (6 м/с).

Модернизации подверглась и подвесная совокупность.

Наконец, в начале 1940 года показалась ещё более идеальная модель парашюта — D.40.

1/2

Заголовок1

Заголовок2

Ливийские парашютисты со собственными офицерами-инструкторами. Бойцы экипированы парашютами «Сальвадор» D.37 с характерной асимметричной подвесной совокупностью
wojna-mussoliniego.pl

Инструктор (унтер-офицер) с парашютом «Сальвадор» D.39
wojna-mussoliniego.pl

Парашютисты взяли костюмы цвета хаки, застёгивавшиеся на молнию. Костюм имел четыре кармана, кроме этого с застёжками-молниями: два на груди и два на бёдрах. Шлем авиационного типа, застёгивавшийся под подбородком, — кожаный, коричневого цвета (реже — полотняный), довольно часто его дополняли пилотские очки.

Ботинки — коричневой кожи.

Характерной чертой, показывавшей принадлежность парашютистов к ливийским колониальным армиям, был широкий полосатый бело-светло синий кушак. В целом форма колониальных парашютистов была успешной, но в ней отсутствовали кое-какие нужные элементы, в первую очередь наколенники. В случае если рядовой состав смотрелся более-менее одинаково, то для инструкторов школы единой формы одежды не предусматривалось.

Они носили форму тех частей, из которых прибыли в Кастель-Бенито, модифицируя её сообразно условиям работы.

1/3

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Ливийские парашютисты на марше
paracadutistimonza.it

Горнист ливийских парашютистов
paracadutistimonza.it

Рядовые ливийские парашютисты носили уставные костюмы, офицеры предпочитали разные вариации лётной формы
wojna-mussoliniego.pl

Штатным оружием парашютистов был 6,5-мм карабин «Каркано» мод. 91TS (Truppe Speciali — «особые армии») — укороченный вариант винтовки мод. 91.

В качестве лёгкого автоматического оружия использовался ручной пулемёт «Бреда» мод.

30. Парашютисты совершали прыжки только с пистолетами, а ручные пулемёты и карабины сбрасывались раздельно.

«Воздушная пехота»

22 марта 1938 года был организован учебный парашютный батальон «воздушной пехоты» (Battaglione allievi paracadutisti «Fanti dell’aria»), начальником которого прописали полковника Тонини. В организационном отношении батальон подразделялся на четыре роты. Ливийцев, проходивших службу в батальоне, именовали «небесными аскари» («Ascari del Cielo») Слово «аскари», уходящее корнями в турецкий язык, в итальянской военной терминологии означало колониальных солдат.

Маршал Бальбо обходит строй «небесных аскари». Воины вооружены карабинами «Каркано» мод. 91TS
wojna-mussoliniego.pl

Интенсивные занятия предусматривали не только парашютную подготовку, но и громадный количество физических тренировок, включая гимнастические упражнения и кроссы. «Небесные аскари» были старательными курсантами. Пример им подавал начальник: 29 марта 1938 года полковник Тонини совершил первый в собственной жизни прыжок с парашютом. По окончании личных прыжков парашютисты сразу же перешли к отработке действий отделениями (десантирование с развёртыванием и последующим сбором в боевой порядок).

Уже 16 апреля 1938 года, спустя всего 20 дней по окончании начала занятий, была совершена массовая высадка: из 24 самолётов SM.81, принадлежавших 15-му бомбардировочному полку, десантировался целый состав батальона. В том же месяце организовали второй батальон, что возглавил майор Виргилио Торренте. Потому, что общее колличество десантников не увеличилась, возможно, данный батальон был создан путём выделения двух рот из состава первого.

Полковника Тонини на должности начальника первого батальона поменял майор Энрико Дондини, Тонини же возглавил 1-й парашютный Ливийский полк «воздушной пехоты» (1. Reggimento paracadutisti Libici «Fanti dell’aria»). Часть, организованная 18 мая 1938 года, объединила в собственном составе оба батальона.

Увы, сутки создания полка омрачился трагедией: в ходе очередного массового десантирования из-за сильных порывов ветра погибло семь парашютистов, более сорока человек взяли другие травмы и переломы. Смерть ходила за «небесными аскари» по пятам: за первые два месяца тренировок погибли двадцать десантников…

Итало Бальбо с гордостью демонстрирует собственное детище — батальон «воздушной пехоты» — второму итальянскому маршалу Эмилио де Боно
wojna-mussoliniego.pl

23 мая 1938 года 1-й парашютный Ливийский полк, насчитывавший 300 туземцев и около 50 итальянских офицеров и унтер-офицеров, участвовал в первых (и единственных) больших учениях. Десантировавшись в районе Бир-эль-Гемм, парашютисты в течение двадцати мин. обозначили взлётно-посадочную полосу и, заняв круговую оборону, обеспечили высадку посадочным методом пехотной бригады.

В этом случае десантирование прошло практически идеально: среди парашютистов не было ни одного погибшего, только двое из них были травмированы. Находившийся на манёврах король Виктор Эммануил III очень отметил отвагу парашютистов и наградил нескольких офицеров.

1/2

Заголовок1

Заголовок2

Неофициальная эмблема ливийской «воздушной пехоты»
mymilitaria.it

Неофициальная эмблема ливийской «воздушной пехоты» на груди парашютиста
mymilitaria.it

15 января 1939 года «воздушная пехота» была официально признана министерским декретом, но предстоящего развития начинание маршала Бальбо не взяло. В конце 1939 года полк расформировали, свернув в батальон. Весной 1940 года в Ливии снова показался второй батальон, в этом случае организованный из итальянцев, — 1-й национальный парашютный батальон в Ливии (1.

Battaglione nazionale paracadutisti della Libia). Сейчас на вооружение десантников начала поступать артиллерия — был создан грузовой парашют, разрешавший сбрасывать 47-мм противотанковую пушку вместе с 25 боеприпасами к ней.

К весне 1940 года через парашютную школу в Кастель-Бенито прошло около 1200 добровольцев. Для получения удостоверения парашютиста следовало совершить пять прыжков. Кроме парашютной подготовки, десантники обучались пользоваться всеми видами стрелкового оружия, артиллерийскими орудиями, руководить мотоциклами и автомобилями, изучали базы подрывного дела.

«Небесные аскари» перед посадкой в самолёт. Десантники экипированы парашютами «Сальвадор» D.40. Конечный слева в первом ряду — полковник Тонини
wojna-mussoliniego.pl
«Небесные аскари» во Второй мировой

На начальной стадии войны в Северной Африке ливийские парашютисты пребывали в резерве, дислоцируясь в Киренаике. «Небесные аскари» принимали участие в нескольких рейдах против мобильных групп Свободной Франции, пробовавших пробраться в Ливию со стороны Чада: на протяжении этих операций парашютисты вести войну в качестве мотопехоты. В январе 1941 года оба батальона: ливийский и итальянский — вместе с несколькими частями усиления свели в «мобильную группу Тонини» (по имени её начальника).

Несколько, насчитывавшая 850 человек и подчинявшаяся руководству 10-й армии, располагала тридцатью ручными и восемью станковыми пулемётами, дюжиной 20-мм зениток и восемью 47-мм противотанковыми пушками. В то время события на фронте развивались не в пользу итальянцев: соперник, овладев Бардией и Тобруком, неудержимо рвался вглубь Киренаики. Вместо десантов во вражеский тыл парашютистам было нужно сражаться в качестве простой пехоты, сдерживая продвижение британцев.

Мобильную группу Тонини перебросили в Дерну и на расположенный вблизи этого города аэропорт Эль-Фтейя. 17 января тут разгорелись битвы — в течение 14 дней «воздушная пехота» удачно сдерживала соперника. Ночью 3 февраля парашютистам удалось оторваться от неприятеля и начать отход на Барку и Бенгази.

Тем временем английские подвижные колонны, пройдя через пустыню, сумели отрезать 10-й армии путь к отступлению в районе Беда-Фомм. «Воздушная пехота» должна была из арьергарда итальянской колонны переместиться в авангард: как раз ей поручили возглавить попытку прорыва. Двигаясь по шоссе Виа-Бальбиа, «небесные аскари» обгоняли дезорганизованные части итальянских армий, местами превратившиеся в банды мародёров. Но спасти положение они уже не могли: остатки 10-й армии сдались.

6 февраля 1941 года парашютисты сдались в плен совместно со своим начальником Гоффредо Тонини. В битвах погибло 184 десантника (101 ливиец и 83 итальянца), около 250 были ранены. Остатки итальянского батальона, избежавшие плена, были переброшены в Италию — в школу парашютистов в Таркуинии.

На протяжении кампании в Северной Африке «небесным аскари» было нужно вести войну в качестве простой пехоты. На фото — расчёт ручного пулемёта «Бреда» мод. 30
wojna-mussoliniego.pl

«Небесные аскари» маршала Бальбо стали первым парашютно-десантным формированием в вооружённых силах Италии. Не обращая внимания на то что оно просуществовало относительно недолго, так и не взяв шанса поучаствовать в настоящей воздушно-десантной операции, успешный опыт его создания разрешил преодолеть настороженное отношение к парашютным армиям в итальянском армейском управлении. Тем самым в Италии был дан «зелёный свет» созданию новых парашютно-десантных частей.

Литература:

  1. Crociani P., Battistelli P.P. Italian Army Elite UnitsSpecial Forces 1940–43. — Oxford, 2011
  2. Girlando R. I paracadutisti libici. — Roma, 2006
  3. Poczatek wojsk spadochronowych — Fanti dell’Aria // http://wojna-mussoliniego.pl/?page_id=3387
  4. Sobski M. Libijscy spadochroniarzy marszalka Balbo // Militaria XX wieku. — 2015. — №4

A Pride of Carrots — Venus Well-Served / The Oedipus Story / Roughing It


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся: