Непробиваемые броненосцы ивзрывные суперпушки: тяжелая доля дредноутов

Исходя из этого очень сильно удивились артиллеристы маленькой русской крепости-форта Кинбурн, закрывавшей вход в Днепровский лиман, в то время, когда утром 5 октября 1855 года заметили медлительно приближавшиеся к ним три некрасивых корабля под французскими знамёнами. Непомерно широкие, лишенные привычных парусов и мачт, они поднялись на рейд в 700 метрах от форта и начали стрелять из собственных 50-футовых (190-мм) орудий. Русские артиллеристы практически в упор открыли огонь в ответ.

С оглушительным грохотом русские ядра попадали в борта судов. Французским морякам казалось, что огромный кузнечный молот бьет по корабельной броне, но действительно страдали от этих ударов только барабанные перепонки французов. Ядра раскалывались и отскакивали от бортов.

За три часа упрочнения Кинбурна были разгромлены, из 69 мортир и пушек 29 были выведены из строя, 45 артиллеристов были убиты и 130 ранены. Три французских корабля (это первенствовалив мире броненосные батареи «Девастасьон», «Лаве» и «Тоннант») покачивались на волнах будто бы ничего не случилось, не обращая внимания на то, что первый взял 31 попадание в борт и 44 в палубу, а оставшиеся два по 60 попаданий любой. Русская крепость вынуждена была сдаться.

Всю землю с кошмаром определил о ужасном оружии, от которого не было противоядия. Адмирал Брюэ в собственном рапорте о взятии Кинбурна писал: «Всяческих удач возможно ожидать в будущем от этих изумительных автомобилей войны».Непробиваемые броненосцы ивзрывные суперпушки: тяжелая доля дредноутов

Складные трубы

Вдохновленные успехом французы уже в марте 1858 года заложили четыре громадных мореходных броненосца, талантливых функционировать в открытом море, чем привели к настоящему шоку в Англии. Историк Паркс характеризует обстановку в английском адмиралтействе как «морскую панику 1858 года». Британцы благодарили Всевышнего, что волею судьбы сейчас были союзниками Франции.

Английское адмиралтейство начинает лихорадочно строить собственные броненосцы — так началось соревнование ведущих морских держав.

В течение первых 20 лет все мореходные броненосцы несли парусное оружие. Дело в том, что паровые машины того времени были неэкономичны, а дальность плавания паровых судов мелка. При плавании под парусами дымовые трубы убирались (телескопически складывались либо опускались на бок), дабы не мешать парусам.

Гребной винт, дабы не создавать дополнительного сопротивления, убирался в нишу в корпуса либо разобщался с валом и вольно вращался.

Царь-пушки

Наибольшие державы приступили к отливке воистину больших пушек, талантливых проламывать металлические борта новых броненосцев. Калибр орудий быстро рос. В 1863—1864 годах на вооружение английского флота принимаются огромные по тем временам 234-мм и 267-мм гладкоствольные пушки весом 6,5 т и 12 т соответственно. А в 1865 году завод Армстронга изготовил 330-мм ровную пушку весом 22,5 т.

В ответ Морское ведомство России решило вооружить 10 балтийских мониторов 15-дюймовыми 381-мм 19,6-тонными ровными пушками. Первая такая пушка была отлита в Петрозаводске 2 января 1864 года. Но всех переплюнули умельцы из деревни Мотовилиха под Пермью.

Во второй половине 60-ых годов девятнадцатого века они отлили 20-дюймовую (508-мм) ровную пушку весом 45 тысячь киллограм (напомним, вес ствола легендарной Царь-пушки — 40 тысячь киллограм)!

При первом же выстреле из нее в радиусе нескольких верст вылетели стекла в окнах домов. Четыре такие пушки планировалось установить в двух башнях броненосного фрегата «Минин», заложенного в Санкт-Петербурге 8 ноября 1866 года.

Кэптен и Минин

«Минина» и его 20-дюймовые пушки сгубила неточность известного английского кораблестроителя Каупера Кольза. Он спроектировал сильнейший в мире броненосец «Кэптэн» по подобной с «Мининым» схеме. «Кэптэн» имел самые высокие и тяжелые (из железа) мачты и самые тяжелые башенные установки в мире.

6 сентября 1870 года в первом же пробном плавании шторм средней силы перевернул «Кэптэн» вверх килем. Погибли 472 матроса и офицера, среди них и сам Кольз. Спаслось только 17 артиллерист и матросов.

Наряду с этим ни одно из пребывавших рядом судов от шторма не взяло ни мельчайших повреждений.

Надводные бортаМинина были вдвое выше, чем у «Кэптэна», — а закат диаграммы остойчивости (крен, по окончании которого судно переворачивается кверху килем) начинался лишь при 290, вместо 220 у «Кэптэна». Но князь Константин Николаевич решил не испытывать судьбу и приказал прекратить строительство «Минина», переделав его в батарейный фрегат. 20-дюймовые пушки «Минина» стали последними ровными корабельными орудиями — наступала эра нарезной артиллерии.

Нарезные орудия разрешили перейти от сферических ядер к продолговатым (цилиндрическим) боеприпасам. При том же калибре орудия цилиндрический боеприпас тяжелее шарового и владеет намного большей энергией в момент удара в цель, что в сочетании с заостренной головной частью снабжает существенно лучшую пробивную свойство. Меньшее поперечное сечение сокращает сопротивление воздуха и увеличивает дальность, а стабилизация вращением значительно улучшает меткость стрельбы.

Куда угодно, лишь не прямо

Пионером в корабельных нарезных орудиях стал английский инженер Уильям Армстронг, изготовивший в первой половине 50-ых годов XIX века первое нарезное орудие нового типа, заряжаемое с казенной части, которое и было принято на вооружение адмиралтейством как «7-дюймовое (178-мм) орудие Армстронга». Увы, уровень качества этих орудий было не на высоте. Глава артиллерии линкора «Кембридж» доносил: «Ни одно из орудий Армстронга, каковые я видел, не было вольно от недостатков.

Перед тем, как они разорвутся, проходит много времени, но с позиций артиллериста очень не очень приятно находиться рядом с пушкой, имеющей пара трещин в стволе. Я полагаю, что производителям этих орудий следовало бы самим испытывать собственные изделия перед тем, как подпускать к ним нас».

В первой половине 60-ых годов девятнадцатого века в Японии началась гражданская война, которая не обошлась без участия Владычицы морей. 3 и 4 августа 1863 года британская эскадра подвергла бомбардировке столицу княжества Когосима. Пять судов из 21 казнозарядного орудия Армстронга выпустили 365 снарядов. Стрельба была неравномерной, с нередкими задержками.

Боеприпасы летели «куда угодно, но лишь не прямо, отклоняясь до 600 ярдов (550 м), многие из них не взрывались».

Наряду с этим случилось 28 случаев заклинивания боеприпаса при заряжании и разрывов в канале ствола. Практически сразу после данной бомбардировки английское адмиралтейство сняло с оружия орудия Армстронга. Так в первой половине 60-ых годов девятнадцатого века закончилась первая фаза казнозарядных орудий в английском флоте.

Иначе

Потерпев неудачу, Армстронг решил зайти иначе, создав в 1859—1860 годах новую совокупность нарезных орудий, заряжаемых по старинке с дула! Они имели разветвляющуюся совокупность нарезов с двумя ветвями — входной и боевой и стреляли боеприпасами с цинковыми выступами по числу нарезов (от 6 до 12). Каково же было орудийной прислуге, к тому же в пылу боя, засовывать 50−120-килограммовые боеприпасы в дуло, к тому же так, дабы цинковые выступы входили в нарезы с ювелирной точностью.

Цинк — металл мягкий, на миллиметр совершишь ошибку — помнешь выступ — боеприпас при выстреле заклинит — пушку разнесет. Чем больше становился калибр дульнозарядных орудий, тем больше появлялось с ними неприятностей.

К примеру, по окончании выстрела такое орудие откатывалось в башню (так как оно заряжалось в), изрыгая остатки порохового дыма и отравляя прислугу. Вторым недочётом английских дульнозарядных орудий было то, что броненосцы по окончании выстрела должны были поворачиваться к своим подпалубным зарядным установкам, заряжаться, а после этого снова наводиться на цель, что при тогдашних примитивных устройствах наведения было делом непростым и занимало большое количество времени.

Источники стыда

Нередкие отказы второй совокупности Армстронга стали причиной ее замене адмиралтейством сходу двумя кардинально отличающимися друг от друга совокупностями — Вуличской и Витворта.

Орудия Вуличской совокупности кроме этого заряжались с дула и по большей части сохранили принципиальные пороки второй совокупности Армстронга, разве что заклиниваться боеприпасы стали реже. Отличие пребывало в более замене и простой системе нарезов цинковых выступов на боеприпасах на бронзовые.

В конце 1869 года в Атлантический Океан вышел только что вступивший в строй броненосец «Геркулес» водоизмещением около 9000 т. Основной калибр складывался из восьми Вуличских 10-дюймовых орудий весом 18 т, заряжаемых с дула, помещенных в каземате, и одного 9-дюймового и двух 7-дюймовых дульнозарядных орудий в носовой части. У берегов Португалии на протяжении первой же практической стрельбы шесть из восьми орудий вышли из строя. Английская Army and Navy gazette от 15 января 1870 года писала: «Орудия самого сильного отечественного броненосца приведены в негодность собственными боеприпасами».

Вторую, так именуемую «полигональную» совокупность внес предложение инженер Витворт еще во второй половине 50-ых годов девятнадцатого века. В сечении снаряд и канал орудия имели форму верного многоугольника (большая часть орудий Витворта — шестиугольники). В следствии отпала надобность в медных поясках и нарезах и стало возмможно стрелять более долгими, до 5−6 калибров, боеприпасами (для сравнения: протяженность крупповских снарядов 2,3−2,8 калибра).

Из-за большей длины боеприпасы Витворта имели и лучшую в мире бронепробиваемость.

Во второй половине 60-ых годов девятнадцатого века 230-мм пушки Витворта продемонстрировали рекордную для того времени дальность стрельбы 10 300 м при весе снаряда 330 и угле возвышения 133 кг. Но на вооружение они так и не поступили. Самым большим орудием Витворта, принятым на вооружение английского флота, стала 7-дюймовая (178-мм) пушка, отправлявшая 40,7-килограммовый боеприпас со скоростью 343 м/с.

Добавим, что орудия Витворта были уже казнозарядными.

Но перевооружение не пошло британцам на пользу. Новая совокупность была такой же ненадежной, как и ее предшественники. Вот что писал британский издание Engineering по случаю смерти Витворта во второй половине 70-ых годов девятнадцатого века: «Летопись артиллерийских опытов с орудиями Витворта является источникомстыда для позора и английской нации для ее администрации».

Увидим, что британцы достаточно удачно поставляли собственный «позор» на экспорт. К примеру, в 1880 и 1882 годах итальянцами были введены в строй броненосцы типа Duilio и «Dandolo» водоизмещением 12 260 т. Британцы поставили для них 450-мм дульнозарядные пушки Армстронга, ствол каждой из которых весил 100 тысячь киллограм. Скорострельность этих монстров составляла 4 выстрела в час!

Деньги русские, нарезы прусские

Ну а первые боеспособные корабельные нарезные орудия были сделаны германскими и русскими инженерами на русские деньги. В 1862—1865 годах концерном Круппа при участии русских офицеров из Артиллерийского комитета ГАУ была создана очень успешная совокупность нарезов канала ствола казнозарядных орудий, которая в Российской Федерации первоначально стала называться «прусской», а после этого начала именоваться «совокупностью обр. 1867 года».

Прусская совокупность нарезов слабо отличается от совокупности нарезов современных артиллерийских орудий и кардинально отличалась от всех других систем 60−70-х годов XIX века (Армстронга, Блэкли, Витворта и др.). Новые пушки комплектовались кроме этого самыми идеальными затворами совокупности Круппа.

В первой половине 60-ых годов девятнадцатого века на морском полигоне под Петербургом начались опробования 8-дюймовых (203-мм) нарезных пушек Круппа. Стрельба велась по намерено выстроенному отсеку английского броненосца «Беллерофон». Любопытно, что из-за английской дезинформации инженеры и наши моряки Круппа думали, что борт «Беллерофона» покрыт 8-дюймовой броней, за которой следовала 200−250-мм тиковая подкладка.

При стрельбе из 8-дюймовой пушки с расстояния 427 м боеприпасом весом 81,9 кг с начальной скоростью 543 м/с и броня, и тиковая подкладка пробивались полностью. На самом же деле броневой пояс «Беллерофона» имел толщину не 8, а 5 дюймов, другими словами не 203 мм, а всего лишь 127 мм.

Первые 229-мм нарезные пушки совокупности Круппа были поставлены на русские мониторы и фрегаты во второй половине 60-ых годов XIX века. А в 1870-м была принята на вооружение 9-дюймовая (229-мм) пушка обр. 1867 года.

В следующем году Крупп начал поставлять в Россию 11-дюймовые (280-мм) пушки обр. 1867 года, а в 1872-м первое 12-дюймовое орудие обр. 1867 года было отлито в Российской Федерации на Обуховском заводе.

Четыре такие пушки установили на броненосце «Петр Великий», а две Р на «поповке», судне «Адмирал Попов».

Рекордным для орудий этого примера была 16-дюймовая (406-мм) пушка весом 84,4 т, изготовленная Обуховским заводом по заказу Морского ведомства в первой половине 80-ых годов XIX века. Так в Российской Федерации завершилось становление современной морской артиллерии.

Плавучий «Колоссус»

Орудия английских броненосцев заряжалисьс дула впредь до 1879 года, в то время, когда на броненосце «Тандерер» взорвалось 12,5-дюймовое 38-тонное орудие, заряженное по неточности прислуги двойным зарядом, что физически нереально при заряжании с казны. Данный случай переполнил чашу терпения адмиралтейства. Не меньшее впечатление на лордов адмиралтейства произвел отчет группы английских морских артиллеристов о визите в августе 1879 года на завод Круппа, где им были продемонстрированы 28-см и 30,5-см германские корабельные пушки с клиновыми затворами.

В первой половине 80-ых годов XIX века Армстронг спроектировал очередную, в этом случае казнозарядную совокупность корабельных орудий. Первые из них (12-дюймовые, весом в 45 т) были установлены в 1885 году на броненосце «Колоссус» водоизмещением 9150 т.

При стрельбе 4 мая 1886 года 12-дюймовое 45-тонное казнозарядное орудие разорвалось. Первый заряд составлял 214,4 кг, позднее его уменьшили до 131,4 кг, после этого до 100,7 кг. Дело дошло до того, что в первом плавании начальнику «Колоссуса» было по большому счету не разрещаеться стрелять из орудий главного калибра.

Вот уже вправду «колосс на глиняных ногах»!

Так закончился первый этап морских орудий и противостояния брони. По иронии судьбы сейчас морская артиллерия принесла больший урон собственным судам, чем сопернику. Сойтись же в честном поединке первым броненосцам удалось только десятилетием позднее.

Но это уже были другие орудия и другие корабли.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№43, май 2006).

Оружейная. Историческая справка. Дредноуты Японии и Америки


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: