Николай смирнов – неизвестный герой сталинградского неба

Имя этого летчика-истребителя не известно широкому кругу любителей истории отечественной военной авиации, о нем не написано книг либо хотя бы журнальных статей, да и авторы, опытные и пишущие на тему воздушной войны 1941–1945 гг., мало что о нем знают.

Кроме того в фундаментальном труде советских времен «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941–1945: краткая хроника», изданном в далеком уже 1981 году, упомянута всего одна из побед Смирнова (вторая по счету), причем сделано это с неточностью: летчик назван в том месте «В. П. Смирновым», другими словами попросту перепутан с пилотом-однофамильцем, будущим Храбрецом СССР из 629-го ИАП той же 102-й истребительной авиадивизии.

Николай Смирнов одержал всего четыре воздушных победы и не достиг статуса воздушного аса в классическом его понимании – не сбил пять самолетов соперника. Однако, его успехи в воздушных битвах с германской авиацией в начале ужасных и великих событий, а несложнее говоря, огромной кровавой «мясорубки» на земле и в воздухе, взявших потом неспециализированное наименование Сталинградской битвы, очень впечатляющи. Мало кто из известных асов всех сражавшихся государств может похвалиться, что его боевой счет на 75% подтверждается утратами соперника.

Появился Николай Александрович Смирнов в феврале 1914 года в Нижнем Новгороде. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века он окончил 9-ю Военную школу летчиков в Харькове с присвоением воинского звания «лейтенант» – что говорит о том, закончил обучение юный летчик-истребитель с отличием (тем, кто не имел возможности похвастать лишь хорошими оценками, присваивали звание младшего лейтенанта).

По окончании окончания авиашколы он служил на разных должностях в строевых частях, был инструктором в авиашколе, а зимний период 1942 года был направлен в 788-й ИАП на пост начальника эскадрильи. Скоро ему представился шанс отличиться в сражении.

Николай смирнов – неизвестный герой сталинградского неба
Лейтенант Николай Александрович Смирнов (довоенное фото)

Обломки сбитого «Юнкерса» Ю-88

22 февраля 1942 г. лейтенантСмирнов на самолете Як-1 вылетел на патрулирование воздушного пространства над Сталинградом. Юго-западнее города он нашёл германский разведчик Ю-88, что нападал.

Как говорится в описании воздушного боя, Смирнов «умелым и наглым маневром» сперва стёр с лица земли воздушных стрелков вражеской автомобили, а позже подошел к самолету соперника на близкую расстояние и поджег его. «Юнкерс» упал южнее станции Ляпичево (70 км западнее Сталинграда), из состава экипажа три человека погибло, один был пленен. За данный бой Николай Смирнов взял признательность командующего истребительной авиацией ПВО генерала-майора И. Д. Климова и был награжден именными часами.

Из германских сводок о утратах люфтваффе как мы знаем, что 22.02.1942 самолет Ju 88D-1 (заводской номер W.Nr.1195, бортовой код T5+AM) из состава 2-й эскадрильи группы дальних разведчиков Главного руководства люфтваффе – 2.(F)/Ob.d.L., был сбит атакой истребителя в 80 км юго-западнее Сталинграда. Целый экипаж «Юнкерса» в составе летчика лейтенанта Райхманна (Lt. H. Reichmann), навигатора фельдфебеля Хартманна (Fw. M. Hartmann), радиста ефрейтора Барнессай (Gefr.

S. Barnessei) и стрелка ефрейтора Хайлеманна (Gefr.

H. Heilemann) до сих пор числится пропавшим без вести.

Предположительный вид Ju 88D-1, сбитого Н. А. Смирновым 22 февраля 1942 г. (рисунок автора)

Следующий раз Николай Смирнов встретился с германским самолетом 25 марта, и это снова был Ю-88, и снова из той же эскадрильи 2.(F)/Ob.d.L.! В соответствии с документам, «в только сложных метеоусловиях: целая низкая облачность, местами достигающая высоты 150 м, при нехорошей видимости и сильном ветре, услышав разрывы снарядов ЗА, тов. Смирнов мгновенно взлетел и на третьей минуте атаковал самолет Ю-88.

Самолет соперника вел шквальный пламя из пулеметов, прикрываясь облачностью, пробовал уйти без всяких последствий, но тов. Смирнов, умело применяя облачность в собственных заинтересованностях, наносил одну атаку за второй и поджег левый, а позже правый моторы». Германский пилот смог посадить подбитый самолет «на брюхо» северо-западнее Сталинграда, по окончании чего целый экипаж в составе летчика лейтенанта Гроссе (Lt.

H. Grosse), навигатора фельдфебеля Беркенкопфа (Fw.

E. Berkenkopf), радиста унтер-офицера Мичке (Uffz. K. Mietschke) и стрелка унтер-офицера Дайнингера (Uffz. M. Deininger) попал в плен.

Будущее германских авиаторов, как и в первом случае, неизвестена сейчас.

Данный «Юнкерс» Ju 88D-1 (заводской номер W.Nr. 1405, бортовой код T5+HM) с места вынужденной посадки был доставлен в Сталинград и установлен для обозрения на площади в историческом центре города. В советских документах очень отмечается мастерство, которое показал отечественный летчик: «…тов.

Смирнов израсходовал на самолет соперника 1/4 боекомплекта, имея на своем самолете за два боя одну пробоину в хвост».

Летом фронт придвинулся к Сталинграду, и летчики ПВО города стали встречаться не только с дальними разведчиками люфтваффе. 12 июля 1942 г. уже повышенный в звании капитан Смирнов на Як-1 перехватил и сбил, по советским данным, германский ближний разведчик «Хеншель» Хш-126, упавший в 40 км южнее станции Казанская.

Эта победа кроме этого подтверждается германскими сведениями. Действительно, соперник сейчас был идентифицирован неверно – Смирнов нападал не «Хеншель», а легкий связной «Шторх» – как и Хш-126, высокоплан с неубирающимися шасси, так что неточность в полной мере объяснима. Fi 156С-3 W.Nr.

5528 из штабного звена 3-й истребительной эскадры люфтваффе (Stab I./JG 3) по окончании воздушного боя приземлился и был полностью разбит (100% по германской совокупности оценки повреждений).

Оба участника его экипажа сумели возвратиться в собственную часть.

4 августа 1942 г. капитан Смирнов одержал собственную последнюю воздушную победу: ему был засчитан германский истребитель Ме-109 в районе ЖД станции Абганерово. Германскими утратами данный сбитый «Мессершмитт» не подтверждается, но, как и большая часть заявок советских пилотов на данный тип самолета соперника: в первой половине 40-ых годов XX века более технически идеальные, чем самолеты ВВС РККА, истребители люфтваффе главной массе советских пилотов были, как говорится, «не по зубам»…

На следующий сутки, 5 августа 1942 года, начальник эскадрильи 788-го ИАП капитан Николай Александрович Смирнов погиб в воздушном бою с авиацией соперника все в том же районе станции Абганерово, где развернулись бои не на жизнь а насмерть на земле и в воздухе.

Добавим к этому, что за собственные успехи Николай Смирнов был награжден только в один раз: указом Президиума ВС СССР от 14.02.1943 он был награжден орденом Красного Знамени – через продолжительное время по окончании смерти, по окончании сталинградской эпопеи…

Создатель высказывает признательность Михаилу Никите и Тимину Егорову за предоставленную данные

Предательство советского летчика Виктора Беленко.avi


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Йозеф франтишек – судьба героя битвы за британию

    Чешский летчик Йозеф Франтишек (Josef Frantisek) появился 7 октября 1913 г. в семье плотника из села Otaslavice недалеко от города Prostejov. Побывав…

  • Двое над перл-харбором

    Ночь перед атакой японской палубной авиации на базу американского флота в Перл-Харборе летчики 47-й истребительной эскадрильи 15-й истребительной группы…

  • Высокое небо олега цоя

    Если бы летчикам-испытателям присваивали звание Героя за любой подвиг в небе, возможно, все призы достались бы им. Самолеты компании Сухого известны в…

  • Герой верхом на корове

    – Сообщите мне лишь одно, мсье Ведрин, – капитан Поль Леклер, начальник эскадрильи Do.22, сказал негромко, но не вследствие того что старался быть…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: