Ной и его семья. всемирный потоп

Лекция № 3

Тема: Старое и послепотопное человечество.

Содержание:

1.Начало истории .

2. Старое человечество.

3. его семья и Ной. Глобальный потоп.

4. Завет Всевышнего с Ноем.

5. История потомков Ноя.

6. Вавилонское столпотворение.

Начало истории .

Дальше начинается в собственном смысле история , в собственных проявлениях для нас уже понятная и знакомая, потому, что деяния библейских персонажей мы можем соотнести со своим собственным состоянием, по причине того, что эти люди, в отличие от людей первозданных, уже подвержены закону греха, закону тления равно как и мы. Не смотря на то, что на данный момент это не верно безнадежно, потому, что дарован Новый Завет и дана благодать, исцеляющая человека от этого закона.

Дети Адама

Первого человека, которого рождают люди, именуют «приобретением» (Каин от евр. глагола «кана» – покупать), либо «опорой», в надежде, что данный первый человек, Каин, и будет тем Спасителем, через которого Господь обетовал им дать спасение. Но однако мы видим, что оказалось совсем не так и что мера греха человеческого стала лишь возрастать.Ной и его семья. всемирный потоп

Мы верим в то, что Ева и Адам покаялись, заметив в полноте последствия собственного грехопадения. «Седе Адам прямо рая, и собственную наготу рыдая без звучно: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, сейчас же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа моего и Создателя: в почву бо отправлюсь, от неяже и забран бых.

Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго» [В семь дней сыропустную, в субботу вечера. Стихира на «Господи, воззвах», слава // Триодь Постная]. Мы кроме этого понимаем, что сейчас уже, по окончании изгнания человека из Рая, это покаяние уже не имело возможности само по себе его избавить от смерти без каких-то особенных действий со стороны Всевышнего, другими словами покаяния человеческого уже было не хватает чтобы его вернуть в потерянное состояние.

И исходя из этого до прихода в мир Спасителя, до Его победы над смертью все равно, независимо от их покаяния либо праведной жизни, все люди были подвержены закону смерти и находились все в аду.

Потом мы видим, как начинает возрастать мера грехов людских и происходит первое убийство. на данный момент модно подчеркивать обстоятельство этого убийства: первое в мире убийство происходит из-за религии. Но это говорит не о том, что вера как таковая имеется источник экстремизма, но о том, что, без сомнений, отношения с Всевышним светло бывают видны через отношение к людям.

Одно с другим связано – отношение и Богопочитание к судьбе другого человека.

Дети Адама Авель и Каин приносят жертвы. Откуда взялись жертвы? В случае если пристально взглянуть на все то, что мы на данный момент знаем о жертвоприношениях людей всех времен и народов, то в неспециализированном-то ни одна из научных концепций происхождения жертвоприношений неимеетвозможности в полной мере их растолковать.

Остается высказать предположение, что сам Адам был научен Всевышним принесению жертв. Это объяснение, пожалуй, оптимальнееможет пролить свет на то, что нам дают различные научные изучения. И делается это не только для регулирования религиозной судьбе людей, но и как пророчество, как предуказание на жертву Христову, которой спасется мир.

И последующее развитие жертвоприношения у язычников есть уже извращением и отступлением этого начального опыта, что воспринял Адам.

Совершенно верно так же как и история религии скорее показывает нам историю одичания религиозного сознания человечества, нежели постепенного развития религиозных идей. Мы видим, что языческий путь, вероятнее, результат именно утраты смысла начальной религии, начальной веры в единого Всевышнего. Данной точки зрения придерживаются многие исследователи истории религии настоящего времени.

Возвратимся опять к Авелю и Каину. Всевышний призрел на жертву, которую принес Авель, и не призрел на жертву, принесенную Каином. Традиционно в святоотеческих толкованиях это разъясняется тем, что Каин принес жертву неосторожно, не разбирая того, что он приносит в жертву не наилучшее из того, что он имел возможность бы принести.

И результатом этого, – человек с небрежностью отнесся к Всевышнему, – направляться, в случае если возможно так сообщить, пренебрежительное отношение Всевышнего к данной жертве. Но это не наказание, не смерть Каина, не проклятие, а скорее некое предупреждение о том, что для того чтобы рода жертвы (как в русской пословице: прими Боже, что нам негоже) не совсем Всевышнему угодны.

Однако Каин находит путь к тому, как все-таки взять благоволение Божие, но путь данный уже продиктован падшим людской разумом: по-видимому, Каин решает, что если он убьет собственного брата, то Всевышнему просто не на кого будет изливать Каин и Свои благоволения снова окажется любимцем и наследником Божьим, по причине того, что больше некого будет обожать. Это уже извращенное состояние, потому, что настоящая любовь идет в сторону расширения, простираясь на любой следующий объект, она не отходит от прошлого.

Любовь имеется такое устройство сердца человеческого, в котором никому не тесно. А тут Всевышний предполагается действующим не по любви, а по пристрастию, которое, напротив, постоянно идёт за счет сужения: я обожаю тебя благодаря тому, что я вот его, его и его не обожаю и без того потом. Из пристрастного сердца вытесняются все другие люди, и оно выясняется талантливым обожать лишь самого себя.

Это, в отличие от любви, состояние смерти. И Каин не осознаёт этого, для него любовь связана с соперничеством и с борьбой. Исходя из этого устранение соперника может сделать его обладателем любви.

Каин убил Авеля (Быт. 4: 8). Мы уже заявили, что посягательство на судьбу человека имеется вопрос религиозный, в частности отношения человека с Всевышним.

Более того, я неслучайно обратил ваше внимание на то, что за недостойное жертвоприношение Каин наказание не понес, а вот за убийство Авеля он понес наказание. Тут уже мы приближаемся к двуединой заповеди почитания Всевышнего, другими словами любви к любви и Богу к ближнему.

Вспомните притчу-описание Ужасного Суда в Евангелии, в которой Господь Христос говорит: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40).

И опять мы видим, что человеку представляется возможность раскаяния. Господь показывает Каину, что его намерения и путь Ему известны; но не достаточно его за руку, потому, что ни при каких обстоятельствах не нарушает свободы человека (Быт. 4: 6, 7).

Обратите внимание на параллель в Новом Завете. Господь Христос многократно показывал Иуде на то, что Он знает, что планирует сделать Иуда. Но однако мы ни разу не видим, дабы Господь сказал: «Иуда!

Срочно прекрати!» Иуда поставлен в известность о том, что его намерения ведомы, о том, что это бесправие, однако дальше он сам делает собственный выбор. Совершенно верно так же и тут: прежде этого убийства Каин уже поставлен в известность о том, что грех у двери его, другими словами грех готов войти в его сердце, и ему дается совет побеждать над ним. Однако Каин совершает это убийство.

И опять ему предлагается покаяние, потому, что Господь задаёт вопросы: «Где Авель, брат твой?» И в ответ слышатся слова, каковые не меньше, чем слова падшего Адама о Еве, являются девизом падшего человечества. Каин говорит: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4: 9).

В этом случае следом за грехом (братоубийства) идет новый грех – грех лжи, грех отвержения предложенного покаяния.

Варианты данной фразы: это его личное дело, а мне какая отличие, это меня не касается, это его неприятности и т.д. В этих словах звучит то же самое каиново: разве я сторож брату моему?

И затем уже Каин приобретает проклятие. Господь говорит: «В то время, когда ты будешь возделывать почву, она не станет более давать силы собственной для тебя; ты будешь скитальцем и изгнанником на земле». И это также крайне важно.

Экологические трагедии, о которых на данный момент говорят, связаны не только с техногенностью отечественной цивилизации.

Они связаны еще и с тем, что почва неимеетвозможности выносить безнравственности человека.

Почва более не будет давать силы для Каина, но Каин остается жив в назидание потомкам. На него надеется знамение его изгнания, знамение неприкосновенности. По другому толкованию, само определение Божие было этим знамением.

Печать отвержения светло напечатлелась на челе Каина.

Свт. Филарет Столичный: «Начаток ужасного знамения на него [Каина] положен уже тогда, в то время, когда “поникло лице его”. В то время как внешняя природа человека, сотворенная отпечатком внутренней, менее была искажена и разрознена с сею последнею, отчаяние и ужас Каина имели возможность образовать во внешнем его человеке ясную и неизгладимую печать отвержения, которая бы соделовала его живым монументом суда Божия, и удаляла бы от него всех, его видящих.

Но, иудейский текст в сем месте допускает и следующий перевод: “и дал Иегова знамение Каину (другими словами сотворил некое чудо, чтобы успокоить его удостоверением), что никто, встретив его, не убьет его” [81, ч. 1, с. 91].

Чтобы вы не заскучали от для того чтобы буквального и назидательного толкования, приведу толкование преподобного Максима Исповедника убийства Авеля. Вы не забывайте, что имя Каин значит «приобретение». Ева сообщила: «купила я человека от Всевышнего» (Быт.

4: 1).

По причине того, что ей было дано обетование о семени жены, которое доставит спасение. И исходя из этого, само собой разумеется, возможно было сохранять надежду, что Каин и имеется тот человек, через которого это спасение и будет дано. Имя Авель – «пар» – дано или как обетование эйфории, или как выражение некоего разочарования в том, что с рождением Каина ничего не изменилось.

И прп. Максим Исповедник говорит следующее: «…если бы блаженный Авель… не вышел вместе с Каином на поле, другими словами не вышел бы до успехи хладнокровия на равнину естественного созерцания, то Каин сущий и именуемый “законом плоти” (другими словами навыком естественных сил, действующих на эмоции) не восстал бы и не убил бы его посредством обмана, выманив на совершение хороших дел в соответствии с созерцанием сущих до обретения совершенного навыка в добродетелях.

Первый Адам, породивший закон греха, что не создавал для него Всевышний в раю, стяжал и первый плод правонарушения, соответственно суть имени “Каин”. Потому что это имя толкуется как “приобретение”» [48, c. 135].

Тут речь заходит в первую очередь о том, что в то время, в то время, когда человек принимает какое-то искушение, ему направляться воздерживаться от естественного созерцания, в котором проявляется сила ума, и усиливаться в молитве, собирая совместно ум и обращая его лишь к Всевышнему; о том, что на протяжении соблазнов молитва значительно больше дает человеку, чем разумные действия. Адам, посеяв грех, купил и итог этого греха – убийство.

В противном случае говоря, «в то время, когда ум еще не купивший совершенного навыка духовного делания подвергается насмешкам со стороны плотского помышления и выходит с ним в поле (Быт. 4: 8), другими словами на равнину естественного созерцания, то он убивается, будучи не в силах преодолеть явленность сущих и удовлетворяясь лишь ими» [48, c. 231]. В данной, казалось бы, по-бытовому несложной истории преподобный Максим раскрывает духовный суть Священного Писания, показывая, что несложными словами часто передаются утонченные стороны духовной судьбы человека.

Старое человечество.

От Каина происходит еще более развращенное потомство, и возможно обратить внимание на то, что первые важные проявления того, что на данный момент именуют культурой, такие, как изготовление орудий из железа и меди, изготовление музыкальных инструментов и игра на них, усваиваются как раз потомками Каина (Быт. 4: 21, 22). Из-за чего так происходит?

Мы видим в истории примеры, в то время, когда самостоятельно существующая либо, вернее, пробующая самостоятельно от Всевышнего существовать культура пробует собой всецело подменить духовную жизнь. Что относят в большинстве случаев к духовной сфере судьбы человека? Стихи, песни, изобразительное мастерство и без того потом – некое порождение души людской, душевность, которая претендует на то, дабы быть духовностью, другими словами той областью, в которой, фактически, происходит содействие и встреча духа человеческого с Духом Божьим.

Исходя из этого неслучайно тут это соотнесение с потомками Каина. Так же потомкам Каина присваивается строительство первого города (Быт. 4: 17).

В книгах по библейской археологии вы имеете возможность прочесть о раскопках старого Иерихона[1]. И не смотря на то, что вряд ли данный город, сооруженный за девять тысячелетий до Рождества, и имеется тот самый, выстроенный каинитами, однако он приводит к удивлению. На земле, где все живут в шатрах, где нет еще как таковых орудий, приспособленных специально для убийства людей, внезапно кто-то строит таковой город.

Что это? Желание обнести себя стеной, сесть в и ощутить себя наконец в безопасности. Еще одно проявление состояния падшего человека: желание забраться куда-нибудь поглубже, загородиться от Всевышнего и от всей земли и в данной мнимой безопасности пребывать.

Из сыновей Адама упомянут в Писании еще один – Сиф. «Всевышний положил мне второе семя, вместо Авеля, которого убил Каин», – говорит Ева (Быт. 4: 25). Больше Евы и никаких детей Адама не именуется; однако, если судить по тому, что заключаются браки и рождаются следующие поколения, существование каких-то еще детей возможно предположить, потому, что классическое учение, которого придерживается Церковь, утверждает происхождение всего человечества от единой пары – от Евы и Адама.

Благочестивая ветвь человечества идет от третьего сына Адама – от Сифа, поскольку о нем сообщено: «Тогда начали призывать имя Господа» (Быт. 4: 26). Возможно, потомки Сифа названы в Писании сынами Божиими (Быт. 6: 4). Громаднейшее внимание из старых патриархов, которых было десять, направляться выделить Еноху. Из-за чего?

По причине того, что о нем говорится что-то таинственное: «и ходил Енох пред Всевышним, и не стало его, по причине того, что Всевышний забрал его» (Быт.

5: 24). Обратите внимание на эти слова: «и ходил Енох пред Всевышним». Вэтих трех словах «ходил пред Всевышним» весьма емко выражена норма ветхозаветной праведности.

Тут показывается все устроение души человека, и устроение его сердца, и размещение всех его дел: это человек, что всегда памятует о Всевышнем, поймёт себя пребывающим в присутствии Божием, причем не теоретически, а фактически, потому, что говорится, что он «ходил».

Не просто размышлял о Всевышнем, но все собственные дела, все собственные действия располагал как раз как раб Божий. О Енохе сообщено, что он прожил 365 лет, – остальные патриархи жили значительно продолжительнее: 800 и 900 лет. О нем же говорится, что он прожил 365 лет, и не стало его, «по причине того, что Всевышний забрал его», – в этом он подобен пророку Илии, что кроме этого был взят на небо, так и не вкусив смерти (см.

4 Цар. 2: 11, 12). Енох – первый великий ветхозаветный праведник, не смотря на то, что о нем ничего не говорится более того, что он «ходил пред Всевышним».

Запомните это выражение, оно нам еще встретится.

его семья и Ной. Глобальный потоп.

Старая история заканчивается на патриархе по имени Ной. При Ное дается первое описание людей, не персональное, а общечеловеческое, и говорится, что в то время, когда люди начали умножаться на земле, то они развратились (Быт. 6: 5). «И сообщил Господь [Бог]: не всегда Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], по причине того, что они плоть; пускай будут дни их сто двадцать лет» (Быт.

6: 3). «По причине того, что они плоть» – в этих словах необычным образом изображается состояние старого человечества, в то время, когда неосуществимым стало воздействие Духа Божия в сердца человеческого, потому что не было рвения человека к Всевышнему. Само собой разумеется, внешнее воздействие Духа Божия не было закрыто и для падшего человечества – однако тут мы видим такое положение вещей, которое определяется емким выражением: «они плоть», другими словами целиком и полностью вся жизнь этих людей посвящена земному, материальному. Нет в ней ничего, где имело возможность бы проявиться воздействие Духа Божьего.

В случае если праведность мы заметили, изображенную как хождение пред Всевышним, Что имеется Дух, то обратное состояние изображается как плотяность. Люди всецело утратили собственный человеческое преимущество, перешли в область, возможно сообщить, чисто животного мира.

Человек, выясняется, способен доходить кроме того и до того, в то время, когда ничто духовное его совсем не затрагивает, – в нем как бы кроме того и места для того чтобы нет, которое бы могло быть этим духовным затронуто: «И заметил Господь, что громадно развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6: 5). Ясно, что такое человечество уже не могло быть, скажем так, продуктивным с позиций собственного назначения; такое человечество уже не оставляло надежд на то, что оно способно воспринять спасение.

И тогда совершается прекрасное воздействие Божие, которое мы именуем Великим потопом, в то время, когда погибают все люди, за исключением семейства праведного Ноя, от которого происходит новое человечество. Спасается всего восемь душ: Ной, его супруга и трое его сыновей со собственными женами. Причем потоп приходит не неожиданно, потому, что само сооружение Ноем ковчега, без сомнений, являлось проповедью покаяния.

В соответствии с тексту Библии, строительство совершилось между 500 и 600 годами жизни Ноя, иудейское предание говорит, что оно длилось 120 лет. С одной стороны, это было подвигом веры (и терпения) Ноя. Человек на суше сооружает океанский лайнер и заявляет, что не так долго осталось ждать он на нем поплывет, а кто в него не взойдет, тот погибнет.

Возможно себе представить, какую потеху доставлял Ной своим современникам, каковые были плоть, и благодаря этого, разумеется, были в полной мере материалистами, осознавали, что этого не может быть, по причине того, что не может быть ни при каких обстоятельствах, по причине того, что это противоречит всем «законам науки». В полной мере быть может, что с «наукой» у них было отлично. И, не обращая внимания на это, Ной остался верен слову Всевышнего, Что приказал ему строить ковчег.

Кстати, ковчег кроме того по отечественным меркам был внушительным сооружением. 300 локтей (135 м) в длину, 50 локтей (22,5 м) в ширину и 30 локтей (13,5 м) высотой. Сделано это было чтобы спасти часть животных от неминуемой смерти.

Тут, само собой разумеется, содержится нравственный урок. Нам от сложения мира уготовано Царство, и имеется некий путь, предначертанный нам Всевышним, что содержится Церковью и что нам показывает, как, через какое делание можем мы сделаться наследниками этого Царства.

Имеется мир, что нас окружает и что над нами смеется и радуется, говоря о том, что совсем, с позиций здравого смысла, никакого Царствия Божия быть неимеетвозможности, а если оно и имеется, то совсем не таким методом нужно в него идти; исходя из этого от христианина также требуется верность и долготерпение Слову Божию, чтобы шествовать евангельским крестным методом. Ной, что спасается в следствии потопа, есть прообразом Христа Спасителя, по причине того, что от Ноя вправду происходит новое человечество, другими словами Ной делается новым Адамом.

Христос, проповедав покаяние, создал нерукотворный ковчег – Церковь, Сам став его дверью. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить отыщет» (Ин. 10: 9). В соответствии с Слову Господа Иисуса Христа, потоп прообразовал собою события Ужасного Суда (Мф.

24: 36–39).

История потопа есть еще одним из направлений антибиблейской полемики. Ищут различные его следы, показатели и время от времени находят. В Месопотамии внезапно найдены какие-то следы потопа, но помой-му они и похожи на тот потоп, что описывается в Писании, а помой-му и не весьма, по причине того, что в Библии потоп описывается как глобальная трагедия, а месопотамский потоп все-таки был локальный.

Время от времени пробуют растолковать так, что потому, что люди расселились еще не по всей поверхности Почвы, то, чтобы их погубить, не требуется было заливать всецело всю Почву. Сообщить тут что-то достаточно сложно, но возможно для себя положить одно: вряд ли Слово Божие нас пробует одурачить. И возможно сохранять надежду, что в свое время, в то время, когда все станет явным, то откроется нам да и то, как случился потоп.

Как мы знаем, что в эпосе народов, каковые расселены в мире, в той либо другой форме видятся предания о потопе. Оно есть общеч

Ноев ковчег (2007)


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: