Новоевропейская классическая наука

(15-16 века эпоха ренесанса и 17в-нач 20в Новое время) — прообраз современной науки.

Отличительные черты от прошлых этапов:

§ идеология (Леонардо да Винчи, Галилей, Декарт, Бэкон): светский темперамент, критический дух, объективная истинность, практическая полезность.

§ рвение синтезировать рациональность древней науки и техно-инструментальный темперамент восточной преднауки.

§ Для повышения господства человека над окружающей действительностью (природой и т.д.) Она обязана:

§ Сосредоточиться на изучении отдельных явлений и процессов для применения взятых знаний в техн и технологич целях.

§ Уход от созерцательно-наблюдательной в экспериментальную базу науки. Предмет науки НЕ природа, а отдельные природные либо неестественные совокупности. Неестественные совокупности эргономичнее для изучения, т.к. более контролируемы, неограниченно воспроизводимы.

Более легко их обрисовывать. Онтологическое обоснование этого подхода сделал Галилей в «Книга природы написана языком математики».

Отличается от прошлых этапов:

§ от средневековья — против схоластикой науки

§ от древней — начинает учитывать практические потребности общества

Новоевропейская классическая наука

Парадигмальные образцы: аналитическая геометрия Декарта, механика Галилей и Ньютона, математический анализ Ньютона, Лейбниц, Коши.

Онтологические основание:

§ антителеологизм,

§ детерминизм (учение о общей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.Утверждает объективный темперамент причинности)

§ механицизм (мировоззрение, растолковывающее развитие природы и об-ва законами механической формы перемещения материи, к-рые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального перемещения. Исторически распространение и возникновение М. было связано с достижениями классической механики 17-18 вв. (Галилей, Ньютон и др.))

Гносеологические основания: объективные м-ды изучения, опыт, математическая модель объекта,дедуктивно-аксиматический метод построения теории.

Социальные основания: дисциплинарная организация, создание научных и учебных заведений (научные лаборатории, университеты и др), востребованность науки обществом, усиление связи науки с производством, создание промышленного сектора науки, происхождение массовой науки. Осознание ограниченности когнитивных ресурсов хорошей науки (кон 19 нач 20вв) – начало кризиса баз. Открыты: теория относительности, квантова механика, конструктивная математика и логика и др.

Неклассическая наука

финиш 19 в — финиш 20в(этап новоевропейской) теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, догадка Громадного Взрыва, теория трагедий Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.

Онтология:

§ релятивизм (пространства, времени, массы) — идеалистическое учение об относительности, субъективности и условности людской познания. Признавая относительность знаний Р. отрицает объективность познания, считает, что в отечественных знаниях не отражается объективный мир,

§ индетерминизм (фундаментальных связей объектов) — отрицание общего характера причинности (в крайней форме — отрицание причинности по большому счету)

§ массовость (множество объектов любого рода – статическая совокупность)

§ системность

§ структурность

§ организованность

§ эволюционность совокупностей и объектов.

Гносеология:

§ субъект-объектность научного знания

§ гипотетичность

§ вероятностный темперамент научных теорий и законов

§ частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания

Методика:

§ отсутствие универсального научного способа,

§ плюрализм научных средств и методов ((лат. множественный) — концепция, противоположная монизму, по к-рой все существующее складывается из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу)

§ интуиция,

§ творческий конструктивизм (критерия истины нет места – изобретения оцениваются с позиций эффективности, а не истинности)

Социология:

§ «зернистая» структура научного сообщества

§ Многообразие форм научной кооперации

§ Наука – объект экономического, правового, социального и национального регулирования

§ Противоречивое многообразие норм научного этоса.

Пик 70-ые годы 20 века.

В эру НТР происходит новая, коренная перестройка науки, она уже не просто следует за развитием техники, а обгоняет её, делается ведущей силой прогресса материального производства.

Постнеклассическая наука

начало с конца 70-ых 20 в(обрисовал В.С. Степин)

Фавориты: биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке.

Основной предмет: очень сложные совокупности, включающие человека в качестве значительного элемента развития и своего функционирования (механические, физические, химические, биологические, экологические, инженерно-технические, технологические, компьютерные, медицинские, социальные и др.)

Идеология, философские основания, методика: значительно отличаются и во многом несовместимы с правилами прошлых этапов новоевропейской науки.

Правила онтологии:

§ Системность

§ Структурность

§ Органицизм

§ Нелинейный (многовариантный) эволюционизм

§ Телеологизм

§ Антропологизм

Гносеологические основания:

§ Проблемная предметность

§ Социальность (коллективность) научно-познавательной деятельности

§ Контекстуальность научного знания

§ Полезность

§ Экологическая и гуманистическая сокровище научной информации

Методика:

§ Методологический плюрализм

§ Конструктивизм

§ Консенсуальность

§ Эффективность

§ Целесообразность научных ответов.

Интернализм и экстернализм направления в философии и историографии науки 20 в., разным образом растолковывающие развитие и возникновение научных теорий и идей. Представители интернализма (И.) (А. Койре, А.Р.

Холл, П. Росси, Г. Герлак и др.) считают, что наука начинается только благодаря внутринаучным факторам: в силу объективной решения и логики возникновения научных неприятностей, благодаря эволюции научных традиций, другими словами, благодаря внутренней потребности самой науки ставить опыты, создавать новые понятия, решать неприятности и т.д. Исходя из этого в работах историков-интерналистов история науки предстает в виде чисто интеллектуальной истории — истории обоюдного порождения идей, напоминающей саморазвитие полного духа Г.В.Ф.

Гегеля. Так, напр., разбирая научную революцию 16—17 вв., Койре пытается продемонстрировать, что глубинной обстоятельством данной революции был отказ от понятия упорядоченного антич. Космоса и замена его понятием гомогенного, изотропного и нескончаемого пространства.

Эта замена была обусловлена философско-религиозными представлениями финиша Средневековья.

Социально-экономические, культурные, личностные нюансы, помогающие развиваться науки, способны только затормозить либо ускорить имманентное развитие познания.
Наоборот, экстернализм (Э.) (Б. Гессен, Д. Бернал, Дж. Холдейн, Э. Цильзель, Д. Нидам и др.), появившийся в 1930-е гг. в значительной степени под влиянием марксизма, настаивает на том, что решающее действие на развитие науки оказывают социально-экономические, т.е. вненаучные, факторы.

Исходя из этого при изучении истории науки главной задачей есть реконструкция социально-культурных условий («социальных заказов»), в которых появляются и развиваются те либо теории и иные идеи.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: