О «чистой» истории и междисциплинарной кооперации как средстве изменения представлений о предмете и границах исторического познания

Рвение к «чистой истории» в рамках постмодернистской парадигмы. Социальная и культурная антропология как средство поиска способов междисциплинарной кооперации. Синтетическая природа гендерного подхода к изучению истории.

Современные изменение облика и системные дисциплины исторического знания.

Примеры междисциплинарного синтеза в истории.

4.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ[51]

№п/п вопросы и Тематика Рекомендуемая литература Часы
предмет и Объект в историческом изучении 1. Главные вопросы, разглядываемые в статьях Б.Г. Литвака и П.Г. Рындзюнского о крестьянском перемещении финиша XVIII – начала XX в.2. Роль периодизации в статье Б.Г. Литвака.3. Объект статьи Б.Г. Литвака.4. П.Г. Рындзюнский о не сильный местах статьи Б.Г. Литвака.Объект изучения в статье П.Г. Рындзюнского Литвак Б.Г. О периодизации крестьянского перемещения в Российской Федерации // Вопросы истории. 1986. № 3.Рындзюнский П.Г. О некоторых спорных вопросах истории крестьянского перемещения в Российской Федерации // Вопросы истории. 1987. № 8.
случайности и Понятия закономерности в концепции русской революции,предложенной С.Л. Франком1. Главные вопросы, разглядываемые С.Л. Франком в статьях цикла «По левого и “ту” сторону “правого”».2. С.Л. Франк о революции и понятиях смуты.3. С.Л. Франк о субъективном и объективном в истории русской и историческом процессе революции.4. Представления С.Л. Франка о случайности и закономерности в историческом знании и историческом процессе.О специфике культурологического подхода к истории русской революции Франк С.Л. По левого и «ту» сторону «правого» // Новый мир. 1990. № 4.
И.Д. Ковальченко об историческом факте и историческом источнике 1. И.Д. Ковальченко об истории представлений об историческом факте.2. И.Д. Ковальченко о влиянии теории информации на представления историков о неисчерпаемости и логической ёмкости исторического источника.3.Понятие актуальной и скрытой информации в концепции исторического источника, предложенной И.Д. Ковальченко Ковальченко И.Д. Способы исторического изучения. М.,1984. Гл. 3. С.106–137.Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2006. С. 32-39.
Масштабы исторического времении интерпретация исторических событий 1. Г.С. Померанц о масштабах исторического времени.2. Соотношение понятий «историческая» эпоха «и хронология» в масштабах исторического времени.3. Какую роль отводит Г.С. Померанц масштабам исторического времени в исторических концепциях?4. Как изменяется интерпретация исторических событий с трансформацией масштабов исторического времени (привести примеры) Померанц Г.С. Роль масштабов исторического времени и пространства в моделировании исторического процесса // Померанц Г.С. Выход их транса. М., 1998 Померанц Г.С. Роль масштабов исторического времени и пространства в моделировании исторического процесса // Померанц Г.С. Выход их транса. М., 1998
Поэтика и хронотоп исторического текста1. М.М. Бахтин и Д.С. Лихачев о поэтике текста.2. Д.С. Лихачев об изюминках русского средневекового исторического повествования.3. Что свидетельствует понятие «поэтика исторического текста»? Параметры поэтики исторического текста.4. М.М. Бахтин о сущности понятия «хронотоп».5. Хронотоп исторического повествования Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Любое издание.Бахтин М.М. Поэтика Достоевского. Любое издание.Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. эстетики и Вопросы литературы. Изучения различных лет. М., 1975. С. 234–407
Й. Хейзинга о способах исторического изучения и задачах истории культуры 1. Главные неприятности, поставленные в статье Й. Хейзинги «Задачи изучения культуры».2. Й. Хейзинга о различии и сходстве способов естественных и гуманитарных наук.3. Й. Хейзинга о границах изучения культуры.4. Й. Хейзинга о достоверности и статусе факта в изучении культуры Хейзинга Й. Задачи истории культуры // Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1997. С. 216-269.Колодий Н.А. Хейзинга о природе исторического познания // Вопросы историографии и общей истории. Томск, 1984.
Вклад школы Анналов в современную историографию1. В чем видели историки второй трети ХХ в. трагичность исторической науки?2. Л. Февр и М. Блок о целесообразности исторической науки.3. Сущность антропологического способа в истории. М. Блок об историческом наблюдении.Л. Февр об исторической психологии. Блок М. Апология истории либо Ремесло историка. М., 1986.Февр Л. Битвы за историю. М., 1991.Гуревич А.Я. Школа Анналов и «Исторический синтез». М., 1993
Л.П. Репина об главных направлениях исторической науки последней трети ХХ в. 1. Какие конкретно направления в развитии современной исторической науки выделяет Л.П. Репина.2. функции и Понятие социальной истории в историческом знании последней трети ХХ в.3. Л.П. Репина о сущности междисциплинарной кооперации в современном историческом знании.4. В чем сущность таких направлений, как «новая социальная история» и «новая локальная история»? Репина Л.П. Социальная история в историографии ХХ века: новые и Научные традиции подходы. М., 1998.Репина Л.П. современная историография и Историческая память // Новая и новейшая история. 2004. № 5.Маловичко С.И., Булыгина Т.А. Современная изучение и историческая наука локальной истории // Новая локальная история. Вып. 1. Ставрополь, 2003. С. 6–22.
Понятие идентичности и междисциплинарность в историческом изучении 1. Э.Г. Эриксон о понятии идентичности.2. Э.Г. Эриксон о кризисах идентичности в жизни.М. Лютера.Л. Демоз о роли мотивации в предмете и изучении истории психоистории. Эриксон Э.Г. Юный Лютер: Опыт психоаналитического исторического изучения. М., 1996.Демоз Л. Психогенная теория истории // Демоз Л. Психоистория. Ростов н/Д, 2000. С.174–192.
верификация и Междисциплинарный синтез в свете современных концепций бессознательного. 1. Понятия верификации и междисциплинарного синтеза в исторической науке.2. Какие конкретно концепции бессознательного разрешают разбирать исторические формы менталитета?3. Какие конкретно черты характера Ивана Грозного выделяют ученые посредством концепций бессознательного?Как концепции бессознательного оказывают помощь разбирать гендерные изюминки средневековой отечественной истории? Методологический синтез: прошлое, настоящее, вероятные возможности / Под ред. Б.Г. Могильницкого, И.Ю. Николаевой. М., 2005.Николаева И.Ю. Неприятность верификации и методологического синтеза в истории в свете современных концепций бессознательного / Под ред. Б.Г. Могильницкого. Томск, 2005.

О «чистой» истории и междисциплинарной кооперации как средстве изменения представлений о предмете и границах исторического познания

Независимая РАБОТА

1. В календарно-тематическом замысле количество часов независимой работы указаны в расчете на одного студента дневного отделения.

2. На ОДО независимая работа планируется в количестве 36 ч. на каждого студента: 10 ч. на работу над материалами прослушанных лекций, 14 ч. на литературы и чтение источников для подготовки к практическим занятиям, ответы на вопросы самоподготовки – 6 ч., подготовка к зачету – 6 ч. На ОЗО приходится 40 ч. независимой работы: 20 ч. – чтение рекомендованной литературы для подготовки к лекциям, 10 ч. на проработку материалов прослушанных лекций, 6 ч. для ответов на вопросы самопроверки, 4 ч. – подготовка к зачету.

3. Вопросы для самопроверки:

1. Чем отличаются хорошее историческое и историческое знаниеэры постмодерна?

2. Понятие метарассказа в исторической науке.

3. Как соотносятся микро- и макроистория?

4. Показатели кризиса в историческом знании предела ХХ–ХХI вв.

5. Правила построения исторической теории.

6. Особенности исторической компаративистики.

7. Становление хороших теорий исторического процесса.

8. Особенности философской истории XVIII – первой трети XIX в. Г.В.Ф. Гегель об истории.

9. О. Конт и изменение представлений об истории.

10. Влияние позитивизма на теорию истории.

11. Историософия марксизма.

12. Неприятность «чужого Я» в истории предела XIX–XX вв.

13. Глобальные теории исторического процесса и неприятность сравнительно-исторического изучения.

14. Методологические неприятности сравнительно-исторического изучения.

15. Компаративное источниковедение: апробация способа.

16. Влияние изучения источников личного происхождения на расширение методологического арсенала исторического изучения.

17. Логическая структура научного изучения.

18. Понятийно-терминологический аппарат научного изучения.

19. Представления о функциях исторической науки и исторического знания в их связи со сложившимися историософскими моделями.

20. Главные методологические подходы (гносеологический, герменевтический и эпистемологический) к изучению исторических процессов и явлений.

21. Статус текста и факта в неклассической философии и классическом объективизме ХХ в. Исторический факт в современном историческом знании.

22. проблемы и Исторический источник его интерпретации в современном историческом знании. Понятие актуальной и скрытой информации.

23. Место способа в научном изучении. Систематизация способов, принятая в современном историческом знании.

24. Типологический способ в историческом изучении.

25. Структурный анализ в истории.

26. Системный анализ в истории.

27. Моделирование в историческом изучении.

28. Количественные способы в истории и неприятность соотношения количественного и качественного анализа.

29. система и Структура в современном историческом знании. системное моделирование и Дискурсивный анализ.

30. Особенности междисциплинарной кооперации в исторической науке.

31. Методологические функции периодизации в историческом изучении.

32. предмет и Объект изучения (на примере статей о крестьянском перемещении в Российской Федерации).

33. С. Франк о случайности и закономерности в историческом знании и историческом процессе.

34. О специфике культурологического подхода к истории русской революции.

35. И.Д. Ковальченко о влиянии теории информации на представления историков о неисчерпаемости и логической ёмкости исторического источника.

36. Понятие актуальной и скрытой информации в концепции исторического источника, предложенной И.Д. Ковальченко.

37. Что свидетельствует понятие «поэтика текста»? Параметры поэтики исторического текста.

38. Хронотоп исторического повествования.

39. Историософия о различии и сходстве способов естественных и социогуманитарных наук.

40. Й. Хейзинга о достоверности и статусе факта в изучении культуры.

41. Вклад школы Анналов в современную историографию.

42. Сущность антропологического способа в истории.

43. функции и Понятие социальной истории в историческом знании последней трети ХХ в.

44. Л.П. Репина о сущности междисциплинарной кооперации в современном историческом знании.

45. В чем сущность таких направлений, как «новая социальная история» и «новая локальная история»?

46. Понятия «идентичность» и «междисциплинарность» в историческом изучении.

47. Как междисциплинарный синтез разрешает сочетать теории, обрисовывающие бессознательное в различных социогуманитарных науках?

ГЛОССАРИЙ

Аксиология (от греч. axia – сокровище) – учение о сокровищах.

Архетип (от греч. arche — начало + typos — образ) — 1) прообраз, первичная форма; 2) в работах К. Юнга врожденные психологические структуры, каковые результат развития человечества и существуют на уровне коллективного бессознательного.

Дискyрс (от лат. discursus — рассуждение) — слова и единство смысла, значения и его словесного выражения, которое получает суть только в пространстве культуры. Первоначально термин употреблялся в филологии. М. Фуко придал понятию общекультурный философский и конкретно-исторический суть.

Идентичность — психотерапевтическая категория, харакитеризующая представление коллективного либо личного субъекта о себе и собственном месте в окружающем мире.

Инкультурация – процесс приобщения к культуре.

Компаративистика – сравнительное изучение.

Культура (от лат. сultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, способностей человека и творческих сил, выраженный в типах мышления и жизнедеятельности людей.

Культурогенез – процесс постоянного обновления культуры.

Культурология – наука о истории и теории культуры.

Морфология (от греч. morphe – строение) культуры – культуры и форма формы.

Нарратив – текст, повествование.

Нелинейные представления о прогрессе – представления о том, что историческая эволюция культуры возможно разнонаправленной, а накопление новых знаний, разработка новых разработок смогут вести не только к улучшению судьбы, но и к упадку нравственности, смерти природы, разрушению людской личности.

Неспециализированная теория совокупностей – общенаучный способ изучения системного строения изучаемых объектов. Базируется на понятии «изоморфизм» (структурное сходство объектов, складывающихся из различного материала) и подчеркивает единство природных и социокультурных объектов).

Онтогенез (от греч. ?? – сущее) – совокупность преобразований организма от зарождения до самой смерти.

Парадигма (от греч. рaradeigma – пример, пример) – базисные концептуальные представления, необычная совокупность координат, организующая картину мира.

Парадигматика – комплект парадигм (базисных концептуальных представлений), определяющих стиль мышления эры.

Постмодерн (то, что по окончании модерна, термин введен Лиотаром в 1950-х гг.) – 1) историческая эра, наступившая по окончании модерна; 2) совокупность научных и художественных практик, разрешающих современному сознанию преодолеть инерцию менталитета просветительского типа.

Прагматизм (от греч. рragma – дело, воздействие) – тип мышления, направленный на получение немедленного практического результата.

Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, подчеркивающий относительность изучаемых явлений либо знаний. Лежит в базе типологического изучения культур.

Ресентимент (от фр. ressentiment — негодование, возмущение; чувство обиды; зависть) — в философской антропологии одно из психотерапевтических проявлений острого кризиса идентичности, которое связано с его желаний способностями и несовпадением субъекта их удовлетворить.

Синергетика – наука о процессах самоорганизации в обществе и природе, раздел теории динамических совокупностей (упорядоченных хаосов).

Синкретизм (от греч. synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность начального состояния чего-либо.

Системные дисциплины – дисциплины, владеющие повышенной свойством к обобщению, основанные на системном способе как результате применения междисциплинарного синтеза.

Системные представления – представления, организующие человеческое мышление в стройную картину.

Социализация – процесс включения человека в общество; в психологии и педагогике в большинстве случаев подчеркивается подростковая (социализация и возрастная) детская; в культурологии речь заходит о том, что человек обязан приспосабливаться к судьбе в обществе в течение всей собственной жизни.

Телеология (от греч. teleos – цель) – наука о всеобщности целепологания.

Теория органического развития – представление об изучаемом объекте как о целостном живом организме. Предтеча современных системных теорий.

Топология (от греч. topos — место) – раздел математики, изучающий свойства предметов в многомерном пространстве.

Трансцендентый – запредельный по отношению к какой- или сфере, миру в целом.

Хронотоп (с греч. дословно «время-пространство» — термин введен в психологии А.А.Ухтомским, в литературоведении – М.М. Бахтиным (он писал о пространствовремени); обозначает единство пространственных и временных параметров, организующих смысловое единство текста.

Эра модерна (от англ. modern – современный) – исторический период с XVII до конца ХIХ в. Термин стал популярным во второй половине ХХ в. в связи с распространением теории модернизации (технологий и такого развития науки, которое делает неизбежными демократические преобразования в обществе). Включает в себя раннее Новое время (ранний модерн), зрелый модерн, поздний модерн. С конца XIX – начала ХХ в. наступает эра постмодернизма (та, что по окончании модерна).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ко всему курсу

Главная

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2006. С. 32–33; 36–39; 206––241; 242–275.

Карсавин Л.П. Введение в историю // Вопросы истории. 1996. № 8.

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. эстетики и Вопросы литературы.

Изучения различных лет. М., 1975.

С. 234–407.

Ковальченко И.Д. Способы исторического изучения. М., 1989 (либо др. изд.).

Методологический синтез: прошлое, настоящее, вероятные возможности / Под ред. Б.Г. Могильницкого, И.Ю.

Николаевой. М., 2005.

Николаева И.Ю. Неприятность верификации и методологического синтеза в истории в свете современных концепций бессознательного / Под ред. Б.Г.

Могильницкого. Томск, 2005. С. 6-84.

Румянцева М.Ф. Теория истории. М., 2003.

Тош Дж. Рвение к истине: Как овладеть мастерством историка. М., 2000.

Дополнительная

Анкерсмит Ф. Нарративная логика: Семантический анализ языка историков. М., 2003.

Анкерсмит Ф. Нарратология. М., 2002.

Бердяев Н.А. Суть истории. М., 1990.

Бицилли П.М. Очерки теории исторической науки. М., 1925.

Блок М. Апология истории, либо Ремесло историка. М., 1986.

Болинброк. Письма об пользе и изучении истории. М., 1978.

Бородкин Л.И. Порядок из хаоса. Концепции синергетики в методологии исторических изучений // Новая и новейшая история. 2003. № 2.

Бочаров А.В. Главные способы исторического изучения. Томск, 2006.

Бродель Ф. общественные науки и История. методология длительность // истории и Историческая Философия. М., 1077.

Виндельбанд В. естествознание и История. М., 1901.

Виндельбанд В. Прелюдии. речи и Философские статьи. СПб., 1904.

Виппер Р.Ю. Очерки теории исторической науки. М., 1911.

Данто А. Аналитическая философия истории. М., 2002.

Демоз Л. Психоистория. Ростов н/Д, 2000.

Дильтей В. Сущность философии. Философия в систематическом изложении. СПб., 1909.

Золотарев В.П. Историческая концепция Н.И. Кареева. эволюция и Содержание. Л., 1988.

историческое сознание и Историческая наука. Введение / Под ред. Б.Г. Могильницкого. Томск, 2000.

История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные изучения в рефератах и обзорах. М., 1996.

Кареев Н.И. Из лекций по неспециализированной теории истории. Ч. 2. Историология. Теория исторического процесса. СПб., 1925.

Кареев Н.И. Историка (Теория исторического знания). Пг., 1916.

Кареев Н.И. Главные вопросы философии истории: В 2 т. М., 1883 (переиздана однотомников в 1907 г.).

Кареев Н.И. Прожитое и пережитое. Л., 1990.

Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 2003.

Коллингвуд Р. Дж. Мысль истории. Автобиография. М.: Наука, 1980.

Копосов Н.Е. Как думают историки. М., 2001.

Лаппо-Данилевский А.С. Методика истории. Вып. 2, ч.1–2.СПб., 1913.

Междисциплинарные подходы к изучению прошлого: До и по окончании «постмодерна» / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2005.

Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991.

Могильницкий Б.Г. История исторической мысли без звучно века. Вып. 1–2. Томск, 2001–2003.

Могильницкий Б.Г. Методика истории в совокупности университетского образования // Новая и новейшая история. 2003. № 6.

Ницше Ф. Esse homo. Как становятся сами собою // В том месте же. Т. 2.

Ницше Ф. О пользе и вреде истории // Ницше Ф. Сочинеия: В 2 т. М., 1990. Т. 1.

Патрушев А.И. драма и Жизнь Фридриха Ницше // Новая и новейшая история. 1993. № 5.

Пивоев В.М. Философия истории. Петрозаводск, 2005.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Селунская Н.Б. профессионализм историка и Методологическое знание // Новая и новейшая история. 2004. № 4.

Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX в. Екатеринбург, 2006.

Февр Л. Битвы за историю. М., 1991.

Франк С.Л. человек и Реальность. М., 1998.

Хвостов В.М. Теория исторического прогресса. Очерки по методологии и философии истории. 2-е изд. М., 1914.

Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики / Сб. статей. М., 2000.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

Украина — новейшая история (война в фотографиях) (1 часть)


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: