Обновление этнической истории

Мутации, названные нами пассионарными толчками, происходят иногда по всей поверхности Почвы, но ни при каких обстоятельствах не дублируют друг друга совершенно верно. Это происходит от разнообразия историко-географических обстановок в регионах, затронутых толчком. Так, одинаковый толчок в I в. задел Скандинавию, Эфиопию и Римской восточную часть империи и везде уже к середине II в. породил единообразные, но различающиеся в подробностях, явления.

Сломить военно-административную машину Рима было тяжело.

Об нее разбили лбы даки и иудеи; лишь христиане, будущие византийцы, пронизали империю и добились Миланского эдикта. Готы дали начало Великому переселению народов. Эфиопы создали крепкое царство — Аксум.

Везде энергетический импульс влиял на объект одинаково, но потому, что объекты были разны, то и судьбы появившихся этносов разнились друг от друга. Но, не обращая внимания на отличие широт, климата, хозяйства, культурных традиций… другими словами, обстановки, которую пассионарный импульс разламывает, предстоящее его прохождение по фазам дает очень небольшой разброс синхронистических совпадений, очевидно, за исключением техслучаев, в то время, когда злая будущее обрывала процесс насильно.Обновление этнической истории

Так вот, в Монголии и Уссурийском крае, на границе пустыни и тайги, за пределами киданьской империи Ляо, агрессивной и безжалостной, начался процесс этногенеза практически на безлюдном месте. По крайней мере, инкубационная фаза этого толчка прошла свободно. Между цивилизованным миром и осью толчка в Х в. пролегла пустыня( [+431].

Но в XI в. безмолвие пустыни было опять нарушено дождями. И опять на берегах Керулэна, Селенги и Онона показались овцы и их пастухи. В этом случае они пришли из Восточной Сибири, не смотря на то, что самое могучее из этих племен — татары — жило в Восточной Монголии еще до засухи.

Другие же племена: кераиты, ойраты, меркиты, тайджиуты и др. — попали в поле зрения географов XI-XII вв. как раз в эти века( [+432]).

Эти переселенцы говорили не по-тюркски, а по-монгольски и представления не имели о тех, кто жил в степи до них. Каменные курганы хуннского времени они именовали керексурами — кыргызскими могилами, и верно думали, что не имеют к ним касательства. Между ними и хуннами лежал чёрный век, и нужно было все затевать сперва.

Новые кочевники, в отличие от тюрок и хуннов, с радостью принимали культуру с юга, только бы она не была китайской. Кераиты приняли крещение в 1009 г. от несториан, изгнанных из Китая в 1000 г., а их восточные соседи — предки монголов — усвоили тёмную веру Тибета, именовавшуюся бон( [+433]). Но в XI в. эти их соседи и племена, не смотря на то, что и пользовались плодами благодатной почвы, не проявляли никаких стремлений к объединению, а тем более — к войнам.

Отчизной монголов было Забайкалье впредь до Онона, а также до Керулэна, т.е. южносибирские луговые степи, перемежающиеся лиственничными, сосновыми и березовыми лесами. Это была по сути дела лесостепь, окаймленная с севера горной тайгой, простиравшейся на юг до Хэнтэя. в степях паслись стада сайги и огромные дрофы; лисы-корсаки охотились на зайцев и сусликов; их же преследовали небольшие удавы и степные орлы.

Воздушное пространство был сухой и прозрачный, поскольку над всей Монголией высился устойчивый антициклон, размываемый лишь летом мокрыми воздушными струями из Тихого океана и Сибири. Земледелие тут не имело возможности развиваться, но овцы, коровы и лошади ощущали себя замечательно, как и их хозяева.

Предки монголов, как и другие населения украины, жили в привычном для них ландшафте и входили в экосистему как верхнее, завершающее звено. Они брали от природы ее избытки, берегли ее фонды и обожали ее. А природа отвечала им взаимностью.

Быт их основывался на традициях коллективной судьбе, и, пожалуй, при других равных событиях, это оптимальный метод существования. Так как в случае если человек в своей квартире, на родине, то его неощутимо ограничивает множество привычек, воспринятых в юные годы и не нуждающихся в пересмотре. Привычки — это сотрудничества с ландшафтом региона.

Данный опыт не дает свободы логическим особенностям рассудка, но неизменно и незаметно их поправляет.

И, как ни необычно, коллективный опыт неизменно прав. Как осознать столь парадоксальный тезис? Так как предки монголов убивали, грабили, отгоняли скот, умыкали невест и делали большое количество таких поступков, каковые осуждены в любой хрестоматии для детей младшего возраста.

Да, так. Но это была естественная судьба. Предки монголов пребывали в гомеостазе, соответственно, были большими хищниками, каковые постоянно существуют за счет охотничьей добычи и, следовательно, убивают животных.

При расширении ареала они наталкивались на соперников, и война с ними становилась естественным соперничеством.

Отгон скота — это спорт, связанный для конокрада с риском для жизни. Умыкание невест — борьба за потомство, потому что с похищенными женами обходились столь же деликатно, как и с просватанными по согласию обеих семей.

Да, пускай все это приносило большое количество горя и крови, но в отличие от других цивилизованных государств, в Великой степи не было обмана и лжи доверившегося, не смотря на то, что дозволялась хитрость против врагов и соперников. В то время, когда же предательство появлялось, то неизменно за счет влияния извне.

Да, не было городов и замков, и люди жили в войлочных юртах — герах. Но так как это экономия даров природы, от которой брали лишь нужное. Зверей убивали столько, сколько необходимо для удовлетворения голода… и исходя из этого не оставалось мусорных куч.

Одежды, дома, седла и конская сбруя делались из нестойких материалов, возвращавшихся обратно в породившую их ландшафтную оболочку Почвы, либо, в случае если угодно, в Природу, вместе с телами монголов.

Культура кристаллизовалась не в вещах, а в слове, в информации о предках, похищенных смертью, но спасенных от всепожирающего Хроноса памятью потомков, чтивших души погибших прародителей — онгоны, и передававших память об их подвигах много поколений, из уст в уста.

При таком методе передачи информации сомнению места нет, потому что проверить предание нереально. Следовательно, как передающие, так и принимающие данные обязаны были сказать правду либо то, что они считали правдой, потому что раз солгав — кто вам поверит?, и все пошло бы насмарку.

Эта совокупность культурных навыков была равняется чужда западному европейцу, китайцу и мусульманину, но именно это показывает, как уникальна и самобытна была культура Великой степи. Поразмыслить лишь… монголы жили в сфере земного греха, но вне сферы потустороннего зла! Другие народы тонули в том, и в другом.

Но, как мы уже видели, гомеостатическая совокупность не может защищать себя от соседей. Для организации обороны нужна незаурядная часть пассионарности. Но у предков монголов ее не было.

Не было пассионарного напряжения либо этнического поля, формирующего эгоистические импульсы в неспециализированную для всего этноса доминанту. Да, с пассионарностью жить не легко, а без нее остается лишь погибать. И без того бы оно и было, если бы внезапно на Дальнем Востоке не стал зрим пассионарный подъем.

Но первое слово было не за монголами.

Ось пассионарного толчка прослеживается на 45-48 градусов северной широты, а протяженность ее мала: от Тихого океана до меридиана Байкала — около 100 градусов восточной долготы. На данной полосе лежат два ландшафтных региона: темнохвойные горные леса, на склонах Сихоте-Алиня, и широколиственные дубовые и грабовые леса по берегам рек: Амура, Уссури и Сунгари.

Тут обитали бурые медведи, тигры, лоси, зубры, огромные количества и бобры разнообразных птиц, от глухаря до кедровки, райской мухоловки и иволги. Влажность высокая: от 500 до 1000 мм в год.

Это был легко край старой оседлости. с покон веков обитатели тут сеяли просо и пшеницу, разводили свиней, содержали лошадей, но не овец и коров( [+434]), потому что в тайге мало мест для пастбищ. Предки чжурчжэней китайцами назывались — сушэнь, уги, мохэ, но это был одинаковый этнос — маньчжуры.

На протяжении танской агрессии VII в. они поддерживали корейцев, и столь мужественно, что китайцы казнили всех захваченных пленников.

Но подчинить себе мохэ китайцы не смогли. Это сделали кидани в Х в.

Нужно считать, что двухсотлетнее подчинение чжурчжэней иноземному завоевателю знаменует кроме того не фазу надлома, а обскурацию либо, образно говоря, излет старого импульса пассионарности, а их взлет в XII в., практически в один момент с монголами, — виток этногенеза.

Если бы не данный пассионарный взрыв, мы, возможно, не знали бы сейчас названий маньчжур и монгол, потому что щупальцы китайской цивилизации через химеру киданьского царства — империи Ляо высосали из этих этносов все соки. Юношей ловили и реализовывали на трудные работы, девушек помещали в гаремы, как прислугу, мужей и стариков убивали.

Но в то время, когда вспыхнула пассионарная энергия, вождь чжурчжэней Агура в 1116-1125 гг. сокрушил Кидань, а после этого ответил на наступление южных китайцев таким ударом, что в 1141 г. империя Сун . заключила позорный мир, уступив чжурчжэням целый Северный Китай.

Захватив Северный Китай по р. Хуанхэ, чжурчжэни передний край войны на юг, но не смешались с покоренными китайцами.

Обилие китайских вещей в чжурчжэньских городищах Маньчжурии показывает не на проникновение китайской культуры, а лишь на обилие военной добычи. Не обращая внимания на то, что чжурчжэньские цари именуются в китайских хрониках — семейством Цзинь (буквальный перевод слова Алтай — золото), китайцы XII в. эту семейство разглядывали как иноземную и враждебную и не прекращали борьбу против дикарей.

В случае если возможно сказать о каком-то подчинении китайской культуре южных киданей, то в отношении чжурчжэней для того чтобы вопроса кроме того появиться неимеетвозможности. Чжурчжэньская культура была наследницей последовательности археологических культур Приморья и имела происхождение, совсем свободное от Китая( [+435]). Но это и не означало ее родства со степной культурой монголов.

Монголы были так же далеки от чжурчжэней, как последние от китайцев, что выяснило расстановку сил на Дальнем Востоке на 800 лет вперед.

Завоевав Северный Китай, чжурчжэни-Кинь совершали планомерные набеги на Степь, убивали мужчин и стариков, а детей и женщин реализовывали в рабство на плантации Северного Китая. С 1141 г. через каждые три года посылались войска на север для уничтожения и истребления (татар). До сих пор китайцы все не забывают это (и) говорят, что лет двадцать назад в Шаньдуне и Хэбэе, в чьем бы доме не были татарские дети, приобретённые и перевоплощённые в мелких рабов, — все они были захвачены и приведены армиями ( [+436]).

И внезапно все изменилось в тридцатых годах XII в. у монголов показались и богатыри, и начальники куреней, и гениальный вождь — Хабул-хан. Сперва активных людей было мало, но число их росло, и к концу века Монголия превратилась в котел, кипящий страстями.

И когда пассионарность возросла до оптимума, монгольские дамы прекратили пополнять гаремы чжурчжэньских китайских богатеев и вельмож, а монгольские мальчики — гнуть пояснице на рисовых плантациях Шаньдуна и Хэнани. Показалась хорошая сила, спасшая этнос монголов от смерти. Так начался новый пассионарный взрыв, новый зигзаг истории в Великой степи.

Примечания

[+413] Обстоятельное описание забрано из хроники аббата Гвиберта Ножанскрго История, именуемая Деяния Всевышнего через франков. Кн. II, гл.

VI. (См.: История крестовых походов в материалах и документах / Под. ред.

М.А. Заборова. М., 1977, стр. 54-56.)

[+414] Комнина Анна. Алексиада. М., 1965, стр. 275.

[+415] См.: Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. Стр. 139-144.

[+416] Исторические явления неизменно полифакторны, но рвение перечислить все факторы неконструктивно (см.: Бритва Оккама). Достаточно отметить те, каковые относятся к нашей теме — этногенезу.

[+417] Босфорт К.Э. Нашествие дикарей, стр. 33.

[+418] См.: Мюллер А. История ислама, т. III, стр. 122.

[+419] В том месте же, стр. 123.

[+420] В том месте же, стр. 138-142.

[+421] См.: Абульгази. Родословная туркмен / Пер. А.Н.Кононова. М.; Л., 1958. стр. 72 и ел.

[+422] Язычники гузы сражались с мусульманами туркменами.

[+423] Сообщения Истархи и Абульгази. Цит. по: Джикиев Ата. Туркмены юго-восточной части прибрежной полосы Каспийского моря.

Ашхабад. 1961, стр. 14-17.

[+424] Ромодин В.А. Указ. соч., стр. 269.

[+425] См.: Толстов С.П. По следам…, стр. 286.

[+426] В том месте же.

[+427] См.: Бартольд В.В., Якубовский А.Ю., Гафуров Б.Г. и др.

[+428] Одно из малых княжеств Гура сохранило независимость, и в 1221 г. владетель его примкнул к монголам, за что Чингиз сохранил ему власть. Позднее эта семейство усилилась и захватила Герат. Стёр с лица земли ее Тимур, по окончании чего гурцы провалились сквозь землю как отдельный этнос, ослаблению Гура содействовало то, что самый пассионарная часть гурцев в конце XII в. захватила часть Индии и тем ослабила пассионарное напряжение на собственной отчизне.

[+429] Толстое С.П. По следам…, стр. 288.

[+430] В том месте же.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: