Общая характеристика средств обучения истории и обществознания

Средства обучения –это, в первую очередь источник получения знаний, формирования умений.

Кроме этого СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — необходимый элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, наиболее значимый компонент учебно-материальной базы школ разных уровней и типов. К средствам обучения относят разные материальные объекты, в т.ч. искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся.

Термину средства обучения соответствуют эквиваленты: учебное оборудование, учебно-наглядные и учебные пособия, дидактические средства.Средства обучения — это наглядные пособия, книжки, дидактические материалы, технические средства, ЭВМ, TV и д.р. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей , содержания, условий и методов учебного процесса.

Главные функции средств обучения – информационная (получение информации), дидактическая, контрольная (применение средств в качестве контроля усвоения знаний, сформированности умений.

В Российской Федерации приняты разные классификации средств обучения, но в базе их лежит систематика, созданная С.Г. Шаповаленко (кабинетная система и Школьное оборудование, в кн.: Вопросы школоведения, 2 изд., 1982).

Возможно средства обучения представить как 1. простые и 2. сложные (по Педагогике Пидкасистого).

1.Простые средства: а) словесные:книжки и др. тексты

б) простые визуальные средства:настоящие предметы,

модели, картины.

2. Сложные средства: а) механические визуальные устройства:микроскоп,

кодоскоп и т.д.

б) аудиальные средства: радио, магнитафон и т.д.

в) аудиовизуальные средства: телевизор, видио.

г) средства, автоматизирующие процесс обучения:

компьютеры, информационные совокупности.

Либо представим другую классификацию средств обучения.

Средства обучения делятся на:

1. материальные: книжки, учебные пособия, таблицы, модели, мебель, ит.д.

2. совершенные – усвоенные ранее умения и знания, каковые применяют ученик и учитель

для усвоения новых знаний.

Кроме этого средства обучения возможно представить как 1. устные, 2.печатно-словесные, 3. наглядныеи3. практические.

Общая характеристика средств обучения истории и обществознания

1. устные средства (монолог, диалог, беседа, рассказ).

Диалог – вид речи в форме беседы между конкретно общающимися двумя либо несколькими лицами, обусловленный данной конкретной обстановкой обоюдного восприятия, действия друг на друга, связью с ранее высказанными участниками диалога…В большинстве случаев диалог на лекциях инициируется преподавателем определенными репликами либо вопросами.

Беседа – ее роль в обучении громадна, она предполагает активное, независимое участие школьников в дискуссии, осмыслении школьниками историч. материала, помогает расширению и углублению исторических знаний, выступает как способ проверки усвоения исторического материала, как прием мобилизации знаний, активизации познавательной деятельности школьников на уроке. Виды беседы: 1.вводная, (подводит обучающихся к изучению нового материала), 2. аналитическая и обобщающая помогают лсмыслению изложенного материала, расширению и углублению знаний обучающихся, 3. эвристическая беседа (для старших классов). Преподаватель ставит вопрос, побуждает искать ответ на него, воспроизводя ранее усвоенные знания либо собственные жизненные наблюдения, 4. последняя беседа – подводит итоги по материалу, изученному на уроке, закрепляет его, 5. контрольная либо проверочная – контролирует уровень усвоения излагаемого материала, степень его понимания.

Описание – изложение значительных линия, показателей, состояний, вида, характера исторических явлений.

Монолог — вид внешней речи в форме последовательного изложения точки зрения, концепции, целостной совокупности идей, совокупности знаний, одним лицом перед слушателями в виде доклада, лекции, выступления, и т.д., наряду с этим реакция слушателей не предусматривается.

И.т.д.

Изложение исторического материала, в целом, должно быть дешёвым и конкретным. Полезно умение преподавателя так преподнести материал, дабы он был понятен каждому.

2. печатно-словесные– информирующие данные при слова и помощи текста (книжки, учебные пособия, хрестоматия, литература) Наблюдай вопрос № 7 и 17.

Требования к книжкам, пособиям, рабочим тетрадям:соответствие возрастным изюминкам, изюминкам восприятия; верная разбивка текста на разделы, темы, параграфы; достаточное количество иллюстраций, не перегруженность информацией, хорошее уровень качества печати!!!

3. наглядные средства(демонстрация наглядных пособий – макетов, муляжей, предметов; диафильмов, телепередач, натуральных объектов.).

4. практические(лепка орудий труда, вырезание, изготовление моделей, выпиливание).

Разглядим более детально классификацию наглядных средств по их содержанию. В нее входит:

1 .естественная монументальная наглядность: настоящие монументальные исторические памятные места и памятники прошлого (пирамиды Древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новгороде, Красная площадь в Москве и др.);

2. настоящие предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки: орудия труда, зерна, плоды, кости, финансовые символы, оружие, украшения и др.);

3.намерено изготовленная предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда) Предметная наглядность формирует образы настоящих исторических монументов. Она позволяет ученикам ощутить колорит эры, пережить чувство седой старины. В этом замысле полезны кроме этого научные объемные реконструкции.

Они воссоздают в определенном количестве облик и вещественные памятники когда-то живших людей.

Так, представление о царском дворце в Коломенском дает макет дворца, созданный в 1886 г. и сохранившийся до наших дней. Воссоздать в сознании образы Ярослава Умного и Андрея Боголюбского разрешают скульптурные бюсты, выполненные антропологом М.М. его учениками и Герасимовым.;

4.изобразительная наглядность (учебные картины, репродукции) Большое место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины — наглядные пособия, намерено созданные живописцами либо иллюстраторами к темам школьного курса. Дабы учебные картины возможно было легко принимать с любого места в классе, тематические коллекции картин делают большими и делают броскими красками.

Учебные картины подразделяются на событийные, типологические и культурные. Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Значительно чаще они воссоздают решающей момент в истории и требуют сюжетного рассказа. Это, к примеру, картины В.А. Томби «Саламинский бой», М.Г.

Ройтера «Вступление Жанны д’Арк в Орлеан», Т.И.

Ксено-фонтова «Бой Спартака с римским отрядом». Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты, события, обычные для изучаемой эры. Еще в дореволюционное время такие картины были созданы В.И.

Лебедевым; среди них — «Полюдье», «В усадьбе князя вотчинника», «Вече в Новгороде». Время от времени событийные картины возможно отнести к типологическим, к примеру «Сожжение Джордано Бруно». Хотя здесь рассматривается единичное событие, но оно типично для времен инквизиции католической церкви XVI в. Культурные картины знакомят с предметами быта, монументами материальной культуры.

На них смогут быть изображены архитектурные стили и памятники архитектуры, скульптуры различных .времен с их изюминками, принципы и различные механизмы их работы.

На уроке картина употребляется с разными целями: как исходный источник знаний либо как зрительная опора в рассказе преподавателя; как иллюстрирование изложения рассказа либо как средство закрепления. Для раскрытия какого-либо процесса демонстрируется сходу пара картин, к примеру, дабы продемонстрировать трансформации стилей архитектурных монументов в различные периоды истории. В большинстве случаев, изложению содержания новой для учеников, картины отводится главное время на уроке;

5.условно-графическая наглядность (схематические картинки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы).

Они употребляются для создания локальных представлений, связи и выявления сущности исторических событий, их динамики.

Схематический рисунок передает самые существенные черты предмета, содействует формированию понятий. В «самой природе педагогического рисунка, — отмечал А.А. Вагин, — в его эскизном, конструктивном характере, заложена тенденция к обобщению, перемещение от предметной наглядности к понятию, от образа к идее».

Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устного изложения и помогает его зрительной опорой. В большинстве случаев, это весьма простой, живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ материальных предметов, людей, военных сражений, обычных сцен хозяйственной деятельности. При помощи схематического изображения преподаватель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в необходимый момент прерывая либо возобновляя изобразительный последовательность.

Для у обучающихся реалистического образа во многих случаях целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией либо фотографией. Говоря о монументальных монументах Древнего Египта, преподаватель сперва показывает фотографию пирамиды, а после этого рисует мелом схему разреза пирамиды, на которой видны внешний контур, внутренняя кладка плит, устройство погребальной камеры, движение к ней.

В сочетании с рисунком смогут использоваться аппликации. В переводе с латинского «аппликация» свидетельствует «приложение», «присоединение». Аппликации — это вырезанные по контуру из бумаги либо картона и раскрашенные изображения обычных для изучаемой эры предметов либо представителей разных публичных групп: силуэтные, в ярких тонах, картинки людей, оружия и орудий труда, животных, строений; знаки более широкого содержания но сравнению с тем, что конкретно нарисовано.

Так, пара стеблей папируса около воды символизируют глубоководный Нил, фигурка солдата — бессчётное войско. Такие изображения-знаки оказывают помощь создать более четкие представления об изучаемых явлениях и событиях.

Аппликации смогут быть различными по технике выполнения, к примеру рельефными. Такая аппликация удачно воспроизводит мундир периода Отечественной войны 1812 г. Изготовляя его, из страницы плотной бумаги вырезают по контуру фигурку армейского. На нее наклеивают темно-зеленое сукно, а сверху — красные и воротник обшлага, пояс и амуницию, эполеты, пуговицы, кисти у шашки; снизу — чёрные ботфорты и белые лосины.

Остается дорисовать голову и головной убор.

Аппликации появляются на доске и сменяют друг друга в ходе изложения, помогая раскрыть последовательность развития и существенные стороны фактов событий. Появление каждой новой аппликации концентрирует внимание обучающихся на конкретном действии, формирует зрительный образ. Они смогут смотреть за ходом армейских сражений, осознать последовательность земледельческих работ, особенности мануфактурного и производства.

Схемы являются чертежом , отражающий значительные показатели, отношения и связи исторических явлений. Они употребляются для наглядного сравнения изучаемых явлений, показа тенденции их развития, и для систематизации и обобщения исторических знаний. Схемы разрешают дать наглядное изображение обобщенных представлений, помогающих ученикам усвоить значительные показатели исторических понятий.

Растолковывая материал, преподаватель последовательно записывает на доске содержание звеньев и обозначает связи между ними. Постепенность воссоздания схем облегчает их познание. При помощи схемы преподаватель показывает цепь собственных рассуждений, к примеру об арабских завоеваниях.

6.технические средства обучения (ТСО): фильмы (кинофрагменты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски (аудио, компьютерные). Кним (Т.С.О.) относятся статичные наглядные пособия: экранные (фильмы либо кинофрагменты, учебные видеокассеты, диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы), зрительно-звуковые (аудиозаписи, компакт-диски, аудио либо компьютерные). Промышленный выпуск технических средств разрешает накапливать и хранить их в видеотеках и использовать в сочетании с учебными пособиями и учебниками.

При помощи кодоскопа преподаватель проецирует на экран картинки, чертежи, нанесенные на прозрачную пленку. Для показа явления в развитии части схемы поэтапно накладываются друг на друга. Комплект пленок, имеющих в собственной базе картинки («Происхождение средневековых городов»), позволяет продемонстрировать главные этапы развития обычных исторических явлений.

Использование на уроках слайдов, диапозитивов, диафильмов. На экран проецируется изображение монументов Египта, Междуречья, Старой Греции, Византии, Арабского халифата. Задание ученикам: выяснить, в какую эру показались эти монументы, народы какой страны их создали.

В случае если на уроке на базе диафильмов сопоставлялась культура Древней Греции и Древнего Египта, то на уроке закрепления знан

Как Переписать Музыку с Диска на Компьютер


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: