Общая характеристика учебного предмета. пояснительная записка

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального национального общеобразовательного стандарта начального неспециализированного образования, примерной программы по литературному чтению и на базе авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.

Чиндиловой (УМК «Школа 2100») и программы для особых (коррекционных) общеобразовательных учреждений под редакцией С.Г.Шевченко для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): Долматов Д., Назарихин М., Шайхуллина.

Цели:

— овладение осознанным, верным, беглым и ясным чтением как базисным навыком в совокупности образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта независимой читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

-развитие художественно – творческих и познавательных свойств, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к мастерству слова; овладение начальными навыками работы с учебными и научно – познавательными текстами;

Общая характеристика учебного предмета. пояснительная записка

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о зле и добре, уважения к культуре народов других стран и многонациональной России.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе есть формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к применению читательской деятельности как средства самообразования.

Главной целью курса для детей с ОВЗ — понимания детей и обучение чтения прочтённого, введение ребенка в мир художественной литературы.

С целью достижения поставленных целей изучения литературного чтения в начальной школе нужно ответ следующих практических задач:

— вырабатывать осмысленный читательский навык, что во многом определяет успешность обучения младшего школьника по вторым предметам;

— трудиться с разными видами текстов, ориентироваться в книге, применять ее для расширения знаний об окружающем мире;

— осознавать художественное произведение как особенный вид мастерства; вырабатывать умение определять его художественную сокровище и разбирать средства ясности;

— осваивать главные нравственно — этические сокровища сотрудничества с окружающим миром, приобретая навык анализа хороших и отрицательных действий храбрецов, событий.

Наиболее значимыми задачами уроков чтения для детей с ОВЗ являются:

-формирование, закрепление, постепенное совершенствование навыков чтения сознательного, верного, беглого и ясного чтения вслух и про себя;

-формирование умений полноценно принимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недочётов в развитии эмоционально-волевой сферы детей;

-преодоление недочётов в развитии речи детей, формирование речевых навыков и умений, знаний о родном языке;

-развитие познавательной активности и мыслительной деятельности;

-коррекция личностного развития ребенка;

-привитие интереса к книге, к независимому чтению, к литературному творчеству.

Неспециализированная черта учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития обучающихся средствами предмета.

Линии, неспециализированные с курсом русского:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, использование и преобразование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами анализа и понимания текстов;

3) владение умениями, навыками разных видов устной и письменной речи.

Линии, своеобразные для курса «объяснение чтение»:

3) и Литературное определение собственного эмоциональнооценочного отношения к прочтённому;

4) приобщение к литературе как мастерству слова;

5) первичная систематизация и приобретение знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за базу забран классический тематический принципгруппировки материала, но в реализации этого принципаесть собственные особенности. Все книжки объединены внутренней логикой. Сущность её содержится в следующем.

Первоклассникпознает себя и мир около: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через маленькие рассказы и стихи современных детских писателей. В 1-м классе дети просматривают об играх и игрушках, о приятелях, детях и родителях, о животных и природе, определят, что человек может делать увлекательные открытия, в случае если обучится всматриваться в окружающий его мир.

Во 2-м классемир, что открывают для себя дети, расширяется. Просматривая произведения мира народов сказки и фольклора (России, былины, загадки, песенки, поговорки и пословицы) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и определят, что мир велик и многообразен и одновременно с этим един.

В то время, когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора различных народов отчётливо видно, что в человеке постоянно ценились патриотизм и трудолюбие, доброта и ум, достоинство и храбрость, сила эмоций и верность, а неприятие приводили к лености, скупость, глупость, трусость, зло… Для этого в книжку намерено включены, к примеру, сказки различных народов, имеющие сходные заглавия, сюжет, основную идея.

В 3-м класседети, каковые уже привычны с двумя источниками чтения – современной детской и фольклором литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и просматривают произведения детской и дешёвой «взрослой» литературы различных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу сказку. Тут находят собственную реализацию принцип жанрового разнообразияи принцип оптимального соотношения текстов детской и произведений литературы, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в книжку для 3-го кл., разрешают продемонстрировать детям мир литературы во всём его многообразии: классику зарубежной детской и русской литературы, поэтов русских и произведения писателей XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.

Тексты находятся в хронологической последовательности, чтобы у детей появилось начальное представление об истории литературы как ходе, о связи содержания произведения со временем его написания, с его жизнью и личностью автора, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание книжки «В океане света», совокупность заданий и вопросов разрешают повторить и систематизировать прочтённое в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей.

Так, к примеру, в 1-м классе дети просматривают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе – его переводы народных сказки и песенок Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Так, одним из ведущих расположения материала и принципов отбора, кроме вышеназванных, есть монографический принцип.

За 4 года обучения в начальной школе дети много раз обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Тёмного, А. Чехова и др. Они просматривают их произведения, написанные в разных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей различного возраста.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимостидля ребёнка того, что он просматривает, другими словами связать литературу с судьбой детей, с их вкусами, заинтересованностями, потребностями?

В книжках это достигается посредством «сквозных» построения и персонажей совокупности уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

В 3-м классепоследовательность текстов и тем, в каковые они объединены, связаны с судьбой «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её своих родителей. Настя вместе с папой просматривает учебник, думает, задаёт вопросы. И вместе с Настей просматривают и думают ученики.

При составлении книжки для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, каковые просматривают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика совокупности чтения в целом, о которой шла обращение выше, не разрешила реализовать данный принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с отечественной точки зрения,

полностью оправданно.

Программа предусматривает и организацию независимого домашнего чтениядетей, и уроки самостоятельного чтения, основное отличие которых пребывает в том, что на этих уроках дети трудятся не с книжкой-хрестоматией, а с детской книгой. Основная изюминка совокупности самостоятельного чтения содержится в том, что дети просматривают «в рамках книжек», другими словами другие рассказы либо стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, каковые не включены в этот раздел, и т.д.

Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки самостоятельного чтения проводятсяпосле окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений итемы этих уроков – личное дело учителя.

В конце каждогоучебника приводится примерный перечень книг для самостоятельногочтения, каковые возможно применять на уроках самостоятельного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в книжки, и маленькие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору преподавателя. Если объём и количество стихотворений для заучивания наизусть покажутся преподавателю через чур громадными, дети смогут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей есть разработка формирования типа верной читательской деятельности (разработка продуктивного чтения), снабжающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Описание места учебного предмета в учебном замысле.

В соответствии с базовым примерной программой и учебным планом по литературному чтению предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. Неспециализированный количество учебного времени образовывает в 3 классе 102 часа (3 ч в неделю, 34 учебные семь дней).

Что поможет ребенку учиться в школе с удовольствием? – Все буде добре. Выпуск 869 от 29.08.16


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: